Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Оценка 4.6
Семинары
docx
физика
Взрослым
31.10.2019
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи. Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Индивидуальный подход к ученикам. Развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности..docx
1
Использование системнодеятельностного подхода в исследовательской
деятельности.
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений.
Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно
расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также
изменяется методологическая основа педагогики.
Каждого учителя и преподавателя, начинающего работать, волнует вопрос: а как,
с чего начать обучение? Как построить равноправный диалог с учеником? Какие
психологические возрастные особенности необходимо учитывать при планировании
проектной работы? Как повысить мотивацию, поддержать ее и не сформировать
чувство страха перед неизвестным?
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит
системнодеятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи,
методы, приемы. Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями
современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности
самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
Индивидуальный подход к ученикам. Развитие коммуникативных навыков у
учащихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении
педагогической деятельности. Системнодеятельностный подход как основа ФГОС
помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации
стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они
самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение
знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно
деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к
самообразованию.
В процессе работы в данном виде деятельности имеют актуальность
теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший
учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель
вдохновляет».
Целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а
формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своем
исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: не для того,
чтобы научиться чтолибо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть,
цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством
обучения действиям.
Системнодеятельностный подход предполагает: 2
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, составляет цель и основной результат образования.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда
результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало
следующего этапа.
процесса обеспечивается
инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми
ступенями обучения содержания и методики.
Непрерывность
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка
должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире
(природеобществесамом себе), о роли и месте науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому
обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом)
уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социальнобезопасного
минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного
мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения
проблемы, формирование способности к систематическому перебору
вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности
самостоятельно находить решение нестандартных задач.
В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося и требует от него
применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений:
запрашивать информацию,
обрабатывать и интерпретировать ее,
устанавливать причинноследственные связи и т.д.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой 3
необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники,
творческих областей.
Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках
заданной темы (подведение итогов, закрепление материала), самостоятельно добывая
необходимую информацию из различных источников: справочной литературы,
материалов СМИ, Интернета.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель,
и задачи проектной деятельности учащихся.
Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее
решение.
Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы,
а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных
условиях.
Метод проектов целесообразно применять, если:
Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая,
практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.
Возможно структурирование проекта.
Используются исследовательские методы.
В результате имеем материальный продукт.
Для учащегося в большей степени заинтересованность проектом представляет
конечный результата работы, поэтому я стараюсь правильно подобрать тот тип
проекта, который будет интересен ученикам на протяжении всего периода работы и
будет формировать у них необходимые предметные знания, общеучебные умения и
навыки, необходимые компетентности.
Но есть проекты, где учащиеся не всегда могут проявить творчество,
креативность. Используют стандартные модели.
В ходе работы над проектом формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с
различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в
которой создает проект и даже больше программы, которые помогают лучше
представить свою работу.
Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. 4
Структура деятельности учителя и ученика
Таблица
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Рекомендует источники получения
информации
Предлагает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Партнер ученика
Помогает оценить полученный результат,
выявить недостатки
Субъект деятельности
Несет ответственность за свою
деятельность
Итак, проект для учащегося – это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача,
сформированные самими учащимися, когда результат этой деятельности – найденный
способ решения проблемы – носит практический характер, имеет определённое
прикладное значение и, что важно, интересен для самих открывателей.
Проект для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать
проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа
решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
Использование в своей работе метода проектов, позволяет перевести на
качественно новый уровень работу с привычными для урока информатики и ИКТ
методами работы.
В своей педагогической деятельности я использую проекты, как в заключение
изучения темы в виде индивидуальной творческой работы, мини – проекта, домашнего
проекта, так и в виде групповых проектов.
Использование метода проектов помогает активизировать все составляющие
образованности учащихся: предметную, деятельнокоммуникативную и ценностно
ориентированную. 5
Проектная деятельность с применением информационных технологий позволяет
изменить процесс образования, повысить его качество, поднять на более высокий
уровень.
Проекты ребята выполняют не только в урочное время, но и внеурочное. В
своей работе я широко использую метод проектов в научноисследовательской
деятельности.
Занятия проходят во внеурочное время это могут быть как
индивидуальные исследовательские работы в рамках Городского научного общества,
так и групповые работы с выходом на городской и областной уровень.
Главный принцип принцип деятельности можно проиллюстрировать древней
мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь
мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода в исследовательской деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.