«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
математика
Детсад
02.05.2018
Современная образовательная система предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов повышения качества дошкольного образования. Без внедрения новых идей и технологий в работу педагога невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, а, следовательно, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Цель: развитие логического мышления через использование инновационных технологий обучения.
Задачи:
- Создать педагогические условия для развития логического мышления старших дошкольников посредством применения инновационных технологий.
- Развивать основные мыслительные операции у дошкольников.
- Формировать умения работать в коллективе,
- Воспитывать у дошкольников интерес к занимательной математике, развивать навыки речевого обоснования действий,
- Повышать профессиональную компетентность педагогов к поиску интересных упражнений, загадок, схем на развитие логического мышления дошкольников.
Создавая условия для инновационной деятельности для развития логического мышления дошкольников применяю инновационные технологии: «Развивающее обучение», «Игровые технологии», «Математическое моделирование», «Наглядное моделирование», ТРИЗ, технология «Step by step», позволяющие детям самостоятельно развиваться.
Формирование элементарных математических представлений у ребен (2).docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области
IX открытый региональный конкурс методических материалов
«СЕКРЕТ УСПЕХА»
Тема «Использование современных образовательных технологий для развития логического
Номинация «Проспект педагогических инициатив»
мышления дошкольников»
1 Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Михайловская Ольга Васильевна
В настоящее время существует множество инновационных технологий, применяемых
в дошкольных учреждениях. Все они преследуют одну цель достигать качественно
более высоких результатов образования. Одна из составляющих это создание условий
для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к
успешному обучению.
Современная
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться
учеба, решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил.
внедрение
новых образовательных стандартов, что требует от педагогов повышения качества
дошкольного образования. Без внедрения новых идей и технологий в работу педагога
невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.
предусматривает
образовательная
система
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться
мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,
а, следовательно, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и
удовлетворение.
Цель: развитие логического мышления через использование инновационных
технологий обучения.
Задачи:
Создать педагогические условия для развития логического мышления старших
дошкольников посредством применения инновационных технологий.
Развивать основные мыслительные операции у дошкольников.
Формировать умения работать в коллективе,
Воспитывать у дошкольников интерес к занимательной математике, развивать
навыки речевого обоснования действий,
Повышать профессиональную компетентность педагогов к поиску интересных
упражнений, загадок, схем на развитие логического мышления дошкольников.
Создавая условия для инновационной деятельности для развития логического
мышления дошкольников применяю инновационные технологии: «Развивающее
обучение», «Игровые технологии», «Математическое моделирование», «Наглядное
моделирование», ТРИЗ, технология «Step by step», позволяющие детям самостоятельно
развиваться.
Добавила нестандартное игровое оборудование: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,
кубики Никитина. (Приложение №1)
Основная технология в дошкольном возрасте это игровая технология.
Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым,
обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности
и творчества. Всё это проходит в игровой форме. Используются словесные игры (скажи
наоборот, назови одним словом, часть – целое, логические концовки)
Обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей
формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных
чувствах, что позволяет детям включаться в коллективную деятельность и общение.
С целью развития логического мышления детей использую различные виды
несложных задач и упражнений.
Задачи на нахождение пропущенной фигуры,
продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение
закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
2 Для развития логического мышления использую дидактические игры, которые
помогают ребёнку узнать, как устроен окружающий мир («Прозрачный квадрат»,
«Найди клад», «Необычные фигуры», «Цветочная поляна» «На что похож круг?»
«Большие и маленькие», «Что где находится?») дети наблюдают, сравнивают,
сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, делают
доступные им анализ и синтез, делают обобщения, развивая смекалку, находчивость,
сообразительность.
В процессе логических упражнений применяю рисунки, чертежи, краткие условия
задач, записи терминовпонятий; подбираю загадки, в которых главным образом по
количественным признакам наряду с другими находился сам предмет («Дельфинчик
плывёт к рыбке», «Помоги Мишутке», «Чем отличаются?», «По четыре», «Чудо
мешочек» «Найди домик»). Логические упражнения применяю в качестве «умственной
гимнастики» вначале НОД или при выполнении конкретной программной задачи
обучения.
Создала центр «Головоломка», где находятся игры «Танграм», «Волшебный круг»,
«Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо» и др. Центр помогает детям развивать
логическое мышление, память, внимание, помогает анализировать, классифицировать,
сравнивать, обобщать. (Приложение №2)
Инновационная технология математического моделирования вызывает живой
интерес у детей. Можно моделировать на плоскостных и пространственных материалах,
что развивает творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую
моторику.
Математическое моделирование классифицируем по логике действий,
выделяя: математические развлечения; логические игры, задачи, упражнения,
математические головоломки, что является наиболее интересным и увлекательными для
детей. («Танграм»,« Сфинкс», «Листик» , «Коломбово яйцо»).
Во всех видах деятельности применяю логические операции: анализ, синтез,
сравнение, умозаключение. Для моделирования создала «Замок геометрических
фигур», что дает возможность детям группировать, классифицировать, сравнивать
предметы по форме, цвету и размеру. Например: «Набор логических геометрических
фигур», «Построим домик», «Городок». Для воссоздания на плоскости силуэтов
предметов по образцу или замыслу. (Приложение №3)
С помощью технологии развивающего обучения развиваем творческие качества
детей.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Они
учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти
противоречия.
В системе развивающего образования, умения и навыки выполняют функцию не
столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка. Ставим
задачу не столько научить ребенка тем или другим знаниям или умениям, сколько
обеспечить его развитие с помощью этих знаний и умений. Основные усилия направляю
на то, чтобы полученные ребенком знания действительно имели развивающий эффект –
и именно для этого ребенка. Откровенная заинтересованность ребенка, его
вовлеченность, любознательность и инициативность – вот очевидные показатели, что
идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания. Также
обучаю детей выявлять противоречивые свойства предметов с окружающей средой,
направляю ребенка на интеллектуальное «умственное развитие», формирую его
способности, направляю на развитие индивидуальных познавательных способностей. Это
взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и
3 организацию, реализацию целей, анализ результатов, явлений и решение противоречий.
(Приложение №4)
Технология наглядного моделирования выступает как наглядная модель при
развитии логического мышления. Задача решается путём формирования у детей
действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов
(мнемотаблиц)
С помощью наглядного моделирования обучаю детей логически мыслить, рассуждать,
делать выводы. Дети чувствуют себя «созидателями», открывающими чтото «новое»
для себя. Первоначально я знакомлю детей с освоением единичных моделей,
конкретных ситуаций. На этом этапе работы они учатся создавать и использовать
символические, условные обозначения. Используя символические средства, ребенок
выражает свое отношение к действительности, обобщает и проявляет свой
эмоциональнопознавательный опыт. Дети, рассматривая картинки с изображением
деревьев: дуб, береза, ель, сосна обобщают и называют группу обобщающим словом –
деревья.
Наглядное моделирование играет большую роль в работе с календарем природы,
который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Символы
помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности
времен года. Важную роль играют условные обозначения, которые ребенок пользует
ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой. Самостоятельное построение
детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей,
зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых
миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатываю особый стиль
общения с детьми. Во время бесед слежу за логикой ребенка, не навязывая своего
мнения. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в
процессе мышления.
Знакомлю детей с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и
выражают более сложные отношения. работа с картинками, цветными и силуэтными
изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.
Материал использую для того, чтобы дети находили путь и способ решения на
основании практических действий и обдумывания. (Приложение №5)
Используя технологию «Step by step» «Шаг за шагом» подбираю развивающие
задания для дошкольников, эта технология хороша для индивидуальной работы и
направлена на расширение опыта. развивающие задания для дошкольников, направлены
на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного
характера (таких, как «живое», «неживое», «движение», «качество», «количеств»,
«причина», «следствие», потребности», «ресурсы» и д. Участие родителей является
неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных
формах:
Рекомендации в ширмах и папкахпередвижках;
Проведение бесед;
Организация совместных мероприятий
Создала маленькую творческую лабораторию, в которой подготовленные
материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей
и просто веселых и полезных действий. Материалы в центре всегда «избыточно
достаточны», их столько и такого вида, что разные дети найдут себе дело по интересам
и способностям без непосредственного присутствия взрослых. Это «открытые
материалы» – полезные, развивающие, успешные и правильные. Значительная часть
4 материалов регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы,
которой живет группа. Например, во время темы «Море» в центре математики
появляются бумажные, тряпичные, пластмассовые рыбки, кораблики, морские коньки,
осьминоги всевозможных расцветок, видов и размеров, подобранные взрослыми,
изготовленные детьми в центре искусства. (Приложение №6)
В своей работе использую ТРИЗ технологию, которая позволяет развивать
логическое мышление и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основная
задача использования ТРИЗ технологии – это привить ребенку радость творческих
открытий. ТРИЗ способствует в игровой форме развивать логическое мышление и
способности ребенка.
В уголке «Размышляйка» для развития интеллектуальных и творческих
способностей ребенка оформила картотеку игр.
С детьми провожу ТРИЗигры: «Что умеет делать», «Чем был чем стал», «Раньше
позже», «Волшебный светофор» «Теремок». Игры учат детей определять линии
развития объекта, составлять логическую цепочку действий, выделять общие признаки
путём сравнения, отмечать похожесть и различия объектов, выделять главные признаки
объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.
При работе с раздаточным материалом нацеливаю детей находить разные
формулировки для характеристики одних и тех же связей, отношений, спрашивая, что,
как и почему он делает. Дети сопровождают действия речью, отчитывались, что и как
они делали, и что получалось в результате. (Приложение №7)
Для развития логического мышления организовала кружок «Угадай ка для
дошколят». Для всестороннего развития детей в своей работе использую проектную
деятельность. Развивая логическое мышление дошкольников, разработала и внедрила
проекты «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «В замке
геометрических фигур», где
предлагаю детям самостоятельно производить
умозаключения в определенной последовательности.
Применение инновационных технологий в образовательном процессе, не только
обучает умению рассуждать и доказывать; развивать познавательный интерес и
творческое воображение, но и обучает логическим операциям: анализу, синтезу,
сравнению, умению классифицировать и упорядочивать, что так необходимо детям в
подготовке к успешному обучению в школе.
В результате деятельности у дошкольников наблюдается положительная
динамика развития логического мышления, об этом говорит стабильность полученных
результатов: уровень логического мышления возрос на17% (201575%, 2017г92%),
наблюдается тенденция увеличения в умении делать умозаключения, выявления
причинно – следственных связей на 45% (2015г50%, 2017г 95%), развитие
умственных способностей с помощью математических игр повысилось на 30% (2015г
65%, 2017г95%).
У детей улучшились показатели психологических процессов: внимания, мышления,
памяти, дифференцированного восприятия качества предметов.
(Приложение №8)
5
«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
«Использование современных образовательных технологий для развития логического мышления дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.