В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве.
Карантаева С. В.
Использование современных образовательных технологий на уроках 14 классов для
реализации принципа метапредметности.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей
любого обучения.
Обучение может осуществляться посредством инноваций. Под
инновационной (современной) деятельностью понимается деятельность по разработке,
поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной
дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это
обусловлено тем, что:
в условиях существующей классноурочной системы занятий они наиболее легко
вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое
определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным
коррективам;
образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный
процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному
учебному предмету;
образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений
педагогической стратегии гуманизации образования и личностноориентированного
подхода;
они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к
индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой
деятельности.
Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные
технологии»?
В научнопедагогической литературе имеются различные трактовки понятия
«педагогическая образовательная технология».
«Технология» это детально прописанный путь осуществления той или иной
деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» это такое построение деятельности учителя, в
котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и
предполагают достижения прогнозируемого результата.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных
личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий
выделяют:
традиционные технологии;
игровые технологии;
метод проектов;
обучение в сотрудничестве;
- дифференцированный подход в обучении;
тестовые технологии;
- информационные технологии.
Традиционные технологии технологии, построенные на объяснительно
иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учительосновное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При
этом преподнесение информации учащимся практически всегда происходит в форме
монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем.
Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить
развёрнутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса,
недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень
этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую
задаёт применяемая технология.
Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные
стороны. Например, чёткая организация учебного процесса, системность в обучении,
воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное
значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические
средства обучения.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои
требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не
только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными,
креативными.
Игровые технологии.
Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на
уроке эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная
форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры
у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям, нестандартный подход к решению проблем.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые
пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение.
Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим
направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Так, например, особым успехом в классе на уроке математики пользуются игровые
моменты «Математический футбол», «Турнир знатоков таблицы умножения»,
«Матимячик». И простой устный счет становится более результативным, так как
учащиеся выполняют его с удовольствием.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней стимулировать интерес
ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из
интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в
планировании, организации и контроле своей учебнопознавательной деятельности,
результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично
сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским
методом обучения.
Метод проектов в нашем классе применяется на всех предметах. Ученики с
интересом берутся за проект, когда особенно увлечены завлекательной историей,
предшествующей заданию. Мы готовим и индивидуальные проекты, и групповые, как
краткосрочные проекты, так и долгосрочные (в течении всего года собираем «Большую
книгу природы родного края»), что повышает интерес к проектам у учащихся.
Метод обучения в сотрудничестве метод, основанный на коллективном
способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или
статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит
каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест
учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии
заключаются в следующем:
развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения
материала;
актуализируются полученные опыт и знания;
повышается ответственность за результат коллективной работы.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует
осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность реализации
принципа метапредметности.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности
заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и
обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию
способностей каждого ученика, с помощью которых человек открывает новые способы
решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать
содержательные способы решения задач. Существенно то, что применение
дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге
направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом
знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,
абстрактнологический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются
индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной
образовательной области.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач
применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции
знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты заоснову поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в
определённой последовательности. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся
пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. В целом
дидактические материалы позволяют:
направлять поэтапную, пошаговую, систематическую работу учащихся в классе,
во время индивидуальных занятий;
акцентировать внимание на главных моментах содержания обучения;
подготавливать учащихся к усвоению нового материала путём тщательного
восстановления опорных знаний и умений;
формировать приёмы учебной деятельности учащихся; побуждать их к
сознательному усвоению учебного материала.
Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она
происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании
необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это
доступность домашней работы. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно
может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них
материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других
не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом, к учебной
деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить
начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние
задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет
каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться
с заданиями , вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает
варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые
приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.
Тестовые технологии начинаю применять со 2 класса, а наиболее широко
тестовую форму контроля использую при подготовке к итоговой аттестации.
Современные условия позволяют использовать уже готовые подобранные тесты для
учебного года, проводится систематическая работа с ними.
В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко
используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и
других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели,
виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя
лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в
сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания,
взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все
члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и
взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного
использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на
различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при
обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с
использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов.
Учитель формулирует тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностейученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность
реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления
материала, способ и последовательность его изложения.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт
возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых
вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным
вопросам и сделать работу над ошибками.
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для
ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Особенный интерес
вызывают учеников современные пульты для индивидуального голосования. С помощью
которых также осуществляется тестирование.
Обучающие программы представляют практически безграничные возможности,
как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию.
Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение
материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме
тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно
выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют
расширить кругозор и углубить свои знания.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными информационными технологиями могут существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным
учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные
подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет
в рамках нового федерального государственного стандарта.