Использование современных образовательных технологий на уроках для реализации принципа метапредметности.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве.
Иконка файла материала Использование современных образовательных технологий для реализации принципа метапредметности..docx
Карантаева С. В. Использование современных образовательных технологий на уроках 1­4 классов для реализации принципа метапредметности. В   настоящее   время   формирование   метаумений   становится   центральной   задачей любого   обучения.  Обучение   может   осуществляться   посредством   инноваций.   Под инновационной   (современной)   деятельностью   понимается   деятельность   по   разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной  дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это  обусловлено тем, что: ­ в условиях существующей классно­урочной системы занятий они наиболее легко  вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое  определено стандартами образования и не подлежат,   каким бы то ни было серьёзным  коррективам; ­ образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный  процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному  учебному предмету; ­ образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений  педагогической стратегии ­ гуманизации образования и личностно­ориентированного  подхода; ­ они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; ­ обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; ­ отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к  индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой  деятельности.         Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные  технологии»?         В научно­педагогической литературе имеются различные трактовки понятия  «педагогическая образовательная технология».         «Технология» ­ это детально прописанный путь осуществления той или иной  деятельности в рамках выбранного метода.         «Педагогическая технология» ­ это такое построение деятельности учителя, в  котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и  предполагают достижения прогнозируемого результата.         В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных  личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий  выделяют: ­ традиционные технологии; ­ игровые технологии; ­ метод проектов; ­ обучение в сотрудничестве;  - дифференцированный подход в обучении; ­ тестовые технологии; - информационные технологии.         Традиционные технологии­ технологии, построенные на объяснительно­ иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учительосновное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При  этом преподнесение информации учащимся практически всегда происходит в форме  монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем.  Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить  развёрнутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса,  недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень  этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую  задаёт применяемая технология.         Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные  стороны. Например, чёткая организация учебного процесса, системность в обучении,  воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное  значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические  средства обучения.         Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои  требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не  только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными,  креативными.         Игровые технологии.          Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке ­ эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная  форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,  развивается внимание, стремление к знаниям, нестандартный подход к решению проблем.         Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое,  ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые  пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.         Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс  обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение.  Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.         Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим  направлениям: ­дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; ­ учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;  ­ учебный материал используется в качестве средства игры;  ­в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит  дидактическую задачу в игровую; ­ успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым  результатом. Так, например, особым успехом в классе на уроке математики пользуются игровые  моменты «Математический футбол», «Турнир знатоков таблицы умножения»,  «Матимячик». И простой устный счет становится более результативным, так как  учащиеся выполняют его с удовольствием.         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он  возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней ­ стимулировать интерес  ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из  интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в  планировании, организации и контроле своей учебно­познавательной деятельности,  результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично  сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским  методом обучения. Метод проектов в нашем классе применяется на всех предметах. Ученики с  интересом берутся за проект, когда особенно увлечены завлекательной историей,  предшествующей заданию. Мы готовим и индивидуальные проекты, и групповые, как  краткосрочные проекты, так и долгосрочные (в течении всего года собираем «Большую  книгу природы родного края»), что повышает интерес к проектам у учащихся.         Метод обучения в сотрудничестве ­ метод, основанный на коллективном  способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или  статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит  каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест  учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии  заключаются в следующем: ­развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; ­каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; ­совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения  материала; ­актуализируются полученные опыт и знания; ­повышается ответственность за результат коллективной работы. Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует  осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность реализации  принципа метапредметности.         Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности  заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и  обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.  Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию  способностей каждого ученика, с помощью которых человек открывает новые способы  решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать  содержательные способы решения задач.  Существенно то, что применение  дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге  направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом  знаний, умений и навыков.         Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны  учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,  абстрактно­логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются  индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной  образовательной области.           Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач  применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции  знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты заоснову поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в  определённой последовательности. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся  пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. В целом  дидактические материалы позволяют:    ­ направлять поэтапную, пошаговую, систематическую работу учащихся в классе,  во время индивидуальных занятий;    ­ акцентировать внимание на главных моментах содержания обучения; ­ подготавливать учащихся к усвоению нового материала путём тщательного  восстановления опорных знаний и умений; ­ формировать приёмы учебной деятельности учащихся; побуждать их к  сознательному усвоению учебного материала. Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она  происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании  необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это  доступность домашней работы. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно  может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом, к учебной  деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить  начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние  задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.         Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет  каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться  с заданиями , вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает  варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые  приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.         Тестовые технологии начинаю применять со 2 класса, а наиболее широко  тестовую форму контроля использую при подготовке к итоговой аттестации.  Современные условия позволяют использовать уже готовые подобранные тесты для  учебного года, проводится систематическая работа с ними.          В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко  используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели,  виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя  лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в  сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания,  взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все  члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и  взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного  использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на  различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при  обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.          Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с  использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов.  Учитель формулирует тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностейученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность  реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления  материала, способ и последовательность его изложения.          Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт  возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых  вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным  вопросам и сделать работу над ошибками.         Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для  ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Особенный интерес  вызывают учеников современные пульты для индивидуального голосования. С помощью  которых также осуществляется тестирование.         Обучающие программы представляют практически безграничные возможности,  как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию.  Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение  материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме  тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно  выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют  расширить кругозор и углубить свои знания.          Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с  современными информационными технологиями могут существенно повысить  эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным  учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.  Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные  подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет  в рамках нового федерального государственного стандарта.