Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
05.06.2019
выступление на педагогическом совете :Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований ФГОС нового поколения, является составной частью всех уровней информационной образовательной среды. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения – как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС..doc
Использование современных средств обучения в образовательном
процессе в условиях введения ФГОС.
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно
методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их
соответствия современным требованиям личности, общества и государства. В
распоряжении учителя находятся различные материальные средства,
призванные помогать ему в организации и проведении учебновоспитательного
процесса. Успех в обучении во многом определяется умением учителя
методически правильно пользоваться средствами обучения.
Средства обучения это составная часть метода обучения. Они
обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению
эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме
наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Современная система средств обучения обеспечивает выполнение
требований ФГОС нового поколения, является составной частью всех уровней
информационной образовательной среды. Достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы невозможно без комплексного использования в
образовательном процессе всей совокупности существующих средств
обучения – как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых
технологий.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных
технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают
возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на
практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы для
отображения компьютерной информации и видео; интерактивные доски
возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные
материалы, цифровые лаборатории по естественным наукам возможность
организовать большое число исследовательских работ, цифровой микроскоп,
снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую,
обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения
микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме
цифровой видеозаписи и т.д..
Именно современные средства обучения создают условия образовательной
среды для успешного развития школьника, благодаря их использованию
более успешно и за рационально сокращенное время достигаются
поставленные цели обучения. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что главным
дидактическим назначением средств является ускорение процесса усвоения
учебного материала учащимися.
Методика преподавания любого предмета предполагает использование в
учебновоспитательном процессе разнообразных средств обучения:
печатных (учебников и учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий,
рабочих тетрадей, атласов, раздаточного материала и т.д.);
электронных образовательных ресурсов (часто так называемых
образовательных мультимедиа: мультимедийных учебников, сетевых
образовательных ресурсов, мультимедийных универсальных энциклопедий и
т.п.);
аудиовизуальных (слайдов, слайдфильмов, образовательных видеофильмов,
учебных кинофильмов, учебных фильмов на цифровых носителях (VideoCD,
DVD, BluRay. HDDVD и т.п.);
наглядных плоскостных (плакатов, настенных карт, настенных иллюстраций,
магнитных досок);
демонстрационных (гербариев, муляжей, макетов, стендов, моделей в
разрезе, демонстрационных моделей)
Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной
подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимы знания о
принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны
выполнять:
.Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат
непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу
более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении,
позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные
непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например,
школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные
невооруженному глазу).
.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения
формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их
эмоциональную сферу.
.Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются
важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление
учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг
друга. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в
иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на
личность учащегося.
Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование
влияет развитие науки и техники . В условиях поиска более современных
форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился
интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует
эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных
нововведений стало активное использование интерактивной доски как
средства повышения интенсификация процесса обучения за счет
интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают
каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать
более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая
проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах
работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь сегодня эти
традиционные инструменты предстают в новом исполнении как
интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как
средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности
традиционных средств реализации учебного процесса.
В нашей школе, как и во многих других, появилась возможность соединить
в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными
инновационными технологиями с поставкой в рамках модернизации
интерактивных досок и мультимедийных проекторов для оборудования
кабинетов, в которых учителя могут проводить интерактивные уроки.
Интерактивная доска это сенсорный экран, подсоединенный к
компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы
начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности
доски.
Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности
компьютера в учебном процессе. Начальные классы – не исключение. Доска –
удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным
и для учителя, и для обучающегося. Она не конкурирует с традиционными
формами преподавания.
Ее цель объединить все эти формы преподавания. Использование
интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить
поставленные задачи для развития творческого мышления и умения
аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем. Основная идея технологии создать условия для активной совместной
учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея
обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять чтото
вместе!
Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности
младших школьников, на уроке должны использоваться разнообразные по
форме и содержанию упражнения и задания, сопровождаемые красочными
иллюстрациями и музыкой.
Внедрение интерактивных средств обучения позволяет:
•
•
•
•
•
сменить пассивную позицию обучающегося на совместную
деятельность, сотрудничество;
обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к
обучению;
увеличить объем выполненных на уроке заданий;
расширить информационные потоки;
повысить качество образования в условиях реализации ФГОС.
Преимущества интерактивной доски
• Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет
выделять важные области и привлекать внимание к ней
• Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы
к тексту или изображениям на экране.
• Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по
определённым признакам.
• Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают
понять незнакомое слово
• Возможность вынести ключи решений на доску.
Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит
хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у
доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся
равнодушных, все предметы становятся интересными и увлекательными. За
счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет
привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой
на доске.
Учебный материал предстает для детей как система ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке.
Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять
записи прямо в слайде.
Очень интересно проходят уроки обучения грамоте, русского языка и
литературного чтения. Мы заранее подготавливаем презентацию по теме
урока.
В презентациях мы используем диагностическое и коррекционное
тестирование, визуальный контроль над усвоением учебного материала и
выдачу ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в
знаниях.
Не менее увлекательны уроки математики. Возможности интерактивной
доски можно использовать на различных этапах урока.
Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие
дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет
недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего
мира (истории, биологии). Здесь на помощь приходят компьютер и
интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование
наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими
глазами необыкновеннее растения и животных, отправиться в увлекательное
путешествие в далекое прошлое.
Конечно, нужно заранее готовить тематические презентации к урокам,
которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам
урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный
материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает
творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий
учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить
богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет
педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.
Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об
увиденном на экране. Ребята активно помогают в поиске информации.
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным
областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки
презентаций к урокам.
Недостатки интерактивной доски
• 1. Наличие нескольких разных типов интерактивных досок
• 2. Наличие чисто технических проблем.
•
3. Временные затраты на подготовку урока очень велики. • 4. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной
доской на уроке изза необходимости соблюдать санитарные нормы.
Возможности применения ИД:
Разнообразные упражнения и игры;
•
• Составление своего собственного теста:;
• Словарь;
• Интерактивные произносительные упражнения;
• Оценка упражнений компьютером с выдачей ошибок;
• С помощью маркера можно выделить части упражнения на которые
нужно обратить внимание;
• Распечатка выполненного упражнения и т. д.
Использование ИД на уроке способствует:
Заинтересованности обучающихся в использовании ИД
Повышению качества обученности обучающихся
Развитию самостоятельности
Повышению мотивации к изучению предмета
Эффективному усвоению учебного материала
Вносит элемент новизны
Радости познания и т.
Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у
доски, всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране,
он САМ участвует в процессе. Огромные возможности доски позволяют
включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на
урокелекции, урокеигре и т.д.
Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной
доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и
увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей,
и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная
доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.
Наглядность электронной интерактивной доски это ценный способ
сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы
особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает
их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям
преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски
требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и,
безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому
результату.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.