«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
Оценка 5

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
4 кл
01.11.2018
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Возникает необходимость дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока. Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники для развития критического мышления, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
статья.docx
Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах. Одной   из   задач   внедрения   ФГОС   российского   образования   является   развитие   у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые   рассчитывает   учитель?   Ведь   иной   раз   приходится   наблюдать,   когда   ученик   с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу   на уроке. Вместо   того   чтобы   являться   активным   участником   учебной   деятельности,   он     просто воспроизводит  полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:   ­   низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;    ­   неумение   следовать   прочитанной   инструкции,   ярко   выраженное   в       неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;  ­  разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;  ­   отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.  Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся,   где   они   были   бы   погружены   в   атмосферу,   требующую   думать,   рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.   И   такая   педагогическая   технология   в   системе   образования   уже   существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.  Что же такое критическое мышление? Критическое мышление –  это  один из  видов интеллектуальной самостоятельной деятельности   учащихся,     основанный   на   исследовательских   методах   ведения   урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез. С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке. С позиции учителя: использование  исследовательских методов деятельности на уроке: развитие   оценочного   мышления,   рефлексивной   постановке   цели   урока,   выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений. Технология формирует следующие навыки:  организация   групповой   работы   в   классе   дает   возможность   соединить   в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;  формирование нового  стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;  развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,    мобильность, рефлексивность, самостоятельность, толерантность, ответственность  за собственный выбор и результаты своей деятельности.   формирование культуры продуктивного чтения;   коммуникативность,   креативность,   стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.      Познакомившись с особенностями концепции, я  выбрала бы  девизом своей  работы  Развитие   мыслительных   навыков   учащихся, в   этой   технологии   такие   слова: необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни. Формы   урока   в   технологии   критического   мышления     отличаются   от   уроков   в традиционном   обучении.   Ученики   не   сидят   пассивно,   слушая   учителя,   а   становятся главными   действующими   лицами   урока.   Они   думают,   делятся   рассуждениями   друг   с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают,   пересказывают,   анализируют,   трансформируют,   интерпретируют,   дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:  подготовительный  – стадия вызова;   присвоение информации – стадия рефлексии.  восприятие нового – стадия осмысления; Предлагаю рассмотреть по стадиям один из уроков в технологии развития критического мышления   в 4 классе по теме «Басня – как литературный жанр». Функции Действия учителя Действия ученика Стадии  урока  Вызов  Мотивационная  (побуждение к  работе с новой  информацией,  стимулирование  интереса к новой  теме). Информационная  (вызов на  «поверхность»  имеющихся знаний  по теме. Коммуникационная  (бесконфликтный  обмен мнениями). Приём кластер В центре доски  ключевые  слова –«Литературные жанры», от них рисую стрелки­лучи в  разные стороны к  понятиям  жанров «Сказки» и «Басни», от них тоже расходятся лучи.  Предлагается две  формулировки, из которых  нужно  выбрать единственную верную  и обосновать свой выбор. 1) Сказка – это произведение  о вымышленных лицах и  событиях, чаще с участием  волшебных фантастических  сил.  2) Сказка – это научно­ фантастическое  произведение.  Приём «Верите ли вы» ­Верите ли вы, что басни – это  тоже сказки? Называют все слова,  которые у них  ассоциируются со  словом «Сказки».  В группах работают  по классификации  «Сказок», находят  ошибки. Продолжают  составление кластера  по литературным  жанрам. Классификация сказок по виду. ­ Богатырские  ­Смешные                    ­Волшебные ­Анималистические ­Басни  ­Бытовые Находят лишние слова (смешные, басни) и  объясняют свой выбор Целеполагание: выделить новый литературный   жанр   –   Осмысление  Информационная  (получение новой  Таблица «Знаем – Хотим  узнать – Узнаем» З ­ Что мы знаем о басне? информации по  теме). Систематизационная  (классификация  полученной  информации). Мотивационная  (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия  Коммуникационная  (обмен мнениями о  новой информации). Информационная  (приобретение  нового знания). Мотивационная  (побуждение к  дальнейшему  расширению  информационного  поля). басня, определить чем он   отличается   от сказки.   1   часть:   в   течение некоторого   времени над работают заданием,   используя текст   учебника   и дополнительный материал   (работа   со словарём,   с   книгами: сказками и баснями) 2 часть: группы  представляют свою  информацию для  заполнения сводной  таблицы. Проговаривают  усвоенные знания. Таблица «З–Х–У» У – что мы узнали о  басне. Отвечают  на вопросы: 1. Что такое басня? 2.В чём особенность  построения басни? 3.Кто герои басни? 4. Что лежит в основе  басни? Х­ Что хотим узнать? Приём «Кубик» 1 часть: класс разбивается на 6  групп. Выбрасывая кубик,  каждая группа получает одно  из заданий,  которые записаны  на сторонах кубика.  В   процессе корректирую работу  учеников. Приём Инсерт (пометки на  полях книги) Работа с книгами: 1) Найдите определение басни  в словаре С. Ожегова. 2) Кто герои басни? 3)Кто герои сказок? 4)Форма речи (повествование,  диалог) 5)Построение (стихотворение,  проза) 6)Что хочет сказать автор?  (добро побеждает зло,  высмеивает  вредные  привычки) 2 часть: заполняем  сводную  таблицу  Обсуждаем записи, внесенные  в таблицу.  Таблица «Знаем – Хотим  узнать ­ Узнаем» (заканчиваем таблицу) Составляем синквэйм: 1.Назовите тему урока одним  словом. 2.Назовите 2 прилагательных,  которые характеризуют басню.  3.Назовите 3 действия,  которые характеризуют басню. 4.Запиши фразу из 4 слов­ твоё  отношение к басне  4.Выразите в одном  предложении свое впечатление о теме урока Оценочная  (соотнесение новой  информации и  имеющихся знаний,  выработка  собственной позиции, оценка процесса). Выбери и продолжи любое  предложение: ­На сегодняшнем уроке я  узнал … ­На этом уроке я похвалил бы  себя за… ­После урока мне захотелось… ­Сегодня я сумел… Каждому   этапу   присущи   собственные   методические   приемы   и   техники, направленные   на   выполнение   задач   этапа.   Комбинируя   их,   учитель   может   планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.   Возможность   комбинирования   техник   имеет   немаловажное   значение   и   для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя   ее   в   соответствии   со   своими   предпочтениями,   целями   и   задачами. Комбинирование   приемов   помогает   достичь   и   конечную   цель   применения   технологии критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».

«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018