«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
4 кл
01.11.2018
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.
В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Возникает необходимость дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока.
Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники для развития критического мышления, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
статья.docx
Использование технологии критического мышления на уроках в
начальных классах.
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у
младших школьников интереса и любознательности к учению.
В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий.
Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на
которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с
прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке.
Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто
воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая
положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом
проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности
внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить
работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими
упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной
ситуации в жизненную.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо
дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности
учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать,
грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на
практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует,
которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной
деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока:
рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.
С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в
подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.
С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке:
развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление
проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.
Технология формирует следующие навыки:
организация групповой работы в классе дает возможность соединить в
образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с
навыками общения;
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость,
гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
мобильность,
рефлексивность,
самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности.
формирование культуры продуктивного чтения;
коммуникативность,
креативность, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Познакомившись с особенностями концепции, я выбрала бы девизом своей работы
Развитие мыслительных навыков учащихся,
в этой технологии такие слова:
необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни.
Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в
традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся
главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с
другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его
читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
подготовительный – стадия вызова;
присвоение информации – стадия рефлексии.
восприятие нового – стадия осмысления;
Предлагаю рассмотреть по стадиям один из уроков в технологии развития критического
мышления в 4 классе по теме «Басня – как литературный жанр».
Функции
Действия учителя
Действия ученика
Стадии
урока
Вызов
Мотивационная
(побуждение к
работе с новой
информацией,
стимулирование
интереса к новой
теме).
Информационная
(вызов на
«поверхность»
имеющихся знаний
по теме.
Коммуникационная
(бесконфликтный
обмен мнениями).
Приём кластер
В центре доски ключевые
слова –«Литературные жанры»,
от них рисую стрелкилучи в
разные стороны к понятиям
жанров «Сказки» и «Басни», от
них тоже расходятся лучи.
Предлагается две
формулировки, из которых
нужно
выбрать единственную верную
и обосновать свой выбор.
1) Сказка – это произведение
о вымышленных лицах и
событиях, чаще с участием
волшебных фантастических
сил.
2) Сказка – это научно
фантастическое
произведение.
Приём «Верите ли вы»
Верите ли вы, что басни – это
тоже сказки?
Называют все слова,
которые у них
ассоциируются со
словом «Сказки».
В группах работают
по классификации
«Сказок», находят
ошибки. Продолжают
составление кластера
по литературным
жанрам.
Классификация сказок
по виду.
Богатырские
Смешные
Волшебные
Анималистические
Басни
Бытовые
Находят лишние слова
(смешные, басни) и
объясняют свой выбор
Целеполагание:
выделить
новый
литературный жанр –
Осмысление
Информационная
(получение новой
Таблица «Знаем – Хотим
узнать – Узнаем»
З Что мы знаем о басне? информации по
теме).
Систематизационная
(классификация
полученной
информации).
Мотивационная
(сохранения интереса
к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная
(обмен мнениями о
новой информации).
Информационная
(приобретение
нового знания).
Мотивационная
(побуждение к
дальнейшему
расширению
информационного
поля).
басня, определить чем
он отличается от
сказки.
1 часть: в течение
некоторого времени
над
работают
заданием,
используя
текст учебника и
дополнительный
материал (работа со
словарём, с книгами:
сказками и баснями)
2 часть: группы
представляют свою
информацию для
заполнения сводной
таблицы.
Проговаривают
усвоенные знания.
Таблица «З–Х–У»
У – что мы узнали о
басне.
Отвечают на вопросы:
1. Что такое басня?
2.В чём особенность
построения басни?
3.Кто герои басни?
4. Что лежит в основе
басни?
Х Что хотим узнать?
Приём «Кубик»
1 часть: класс разбивается на 6
групп. Выбрасывая кубик,
каждая группа получает одно
из заданий, которые записаны
на сторонах кубика. В
процессе корректирую работу
учеников.
Приём Инсерт (пометки на
полях книги)
Работа с книгами:
1) Найдите определение басни
в словаре С. Ожегова.
2) Кто герои басни?
3)Кто герои сказок?
4)Форма речи (повествование,
диалог)
5)Построение (стихотворение,
проза)
6)Что хочет сказать автор?
(добро побеждает зло,
высмеивает вредные
привычки)
2 часть: заполняем сводную
таблицу
Обсуждаем записи, внесенные
в таблицу.
Таблица «Знаем – Хотим
узнать Узнаем»
(заканчиваем таблицу)
Составляем синквэйм:
1.Назовите тему урока одним
словом.
2.Назовите 2 прилагательных,
которые характеризуют басню.
3.Назовите 3 действия,
которые характеризуют басню.
4.Запиши фразу из 4 слов твоё
отношение к басне
4.Выразите в одном
предложении свое впечатление о теме урока
Оценочная
(соотнесение новой
информации и
имеющихся знаний,
выработка
собственной позиции,
оценка процесса).
Выбери и продолжи любое
предложение:
На сегодняшнем уроке я
узнал …
На этом уроке я похвалил бы
себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,
направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать
уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного
материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для
самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии,
адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии
критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы
они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в
течение всей жизни.
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.