Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Оценка 4.7

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
06.06.2017
Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Урок вводит в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; учит устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывает бережное отношение к природе, животному миру; формирует умение работать в паре, группах; способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся; развивает критическое мышление, а также умение анализировать стихотворение, находить художественные средства; определять главную мысль произведения.
Лебедь в зоопарке.docx
МБОУ «Летницкая средняя общеобразовательная школа №16 им. Н.В.Переверзевой Песчанокопского района Ростовской области» Учитель начальных классов Степанова Татьяна Константиновна Поурочная разработка 4 класс: Цели: Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»  Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;  Формировать   речевые   и   читательские   умения   и   навыки   детей   (закрепить   понятия «рифма»,   «строфа»,   «эпитет»,   «сравнение»,   работать   над   выразительностью   чтения, обучать анализу стихотворения);  Развивать речь, мышление учащихся;  Воспитывать любовь к природе. Оборудование: Учебник,   портрет   Н.А.   Заболоцкого,   магнитофон   аудиозапись   (Е.   Мартынов «Лебединая  верность»),  иллюстрации  с  изображениями   лебедей,  карточки  с   заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок­схемы для моделирования обложки.  Ход урока: I. Организационный момент. ­   Ребята,   сегодня   у   нас   несколько   необычный   урок.   На   нем   присутствуют   гости.   Мы приветствуем их и приглашаем на наше занятие.  На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно, Спинки выпрямили. Учитель: Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?     У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.   Человек, который хочет научиться выразительно   читать,   должен   уметь   управлять   мимикой,   передавать   настроение   героя. Предлагаю вам потренироваться.  Покажите мне такое настроение: .  А теперь, вот такое: .  А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются) II. Проверка домашнего задания. ­   С   творчеством   какого   поэта   мы   начали   знакомиться   на   прошлом   уроке?   (   с творчеством Н.А. Заболоцкого).  Что вы о нём узнали? Кто хочет нам прочитать наизусть его стихотворение? 1. Выразительное чтение стихотворения «Детство». III. Введение в тему урока. ­Ребята, угадайте загадку: Гордая птица, Воды не боится, Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут, ответь! Это белый ... . (ЛЕБЕДЬ) Ответы учащихся  ­Кто может сформулировать тему урока? IV. Формулирование темы урока. Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (Слайд, на котором записана тема урока) Какие цели поставим перед собой?  Итак, анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого, мы выясним, что хотел сказать автор и как ему это удалось сделать. (ПРОБЛЕМА) V. Работа над новой темой. 1. Введение в тему урока. Работа с иллюстрациями и фото. ­   Ребята,   скажите,   что   вы   чувствуете,   глядя   на   эту   фотографию?   (лебедь   в природе)Какое   у   вас   настроение?   Что   вам   хочется   сделать?   (радостное   настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе). 2. Работа с текстом до чтения. ­   А   что   вы   можете   рассказать   об   этом   произведении   до   того,   как   мы   начнем знакомиться с ним?  (Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;  жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).  3. Моделирование. ­ А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы). ­ Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. Запись на доске:  Словарная работа. Грёзы – мечты; Лоно – поверхность; Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»; Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща; Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета; Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды; Изваянье – скульптурное изображение; Перламутровый   –   переливчатый,   серебристо­розовый,   напоминающий   окраску перламутра; Громоздить – беспорядочно класть много предметов; Лира – струнный музыкальный инструмент. (Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.  При затруднении дети обращаются к карточкам­помощникам,  читают слова хором.).  4. Первичное восприятие текста. А) Слушание (читает учитель). Звукозапись. Беседа: ­   Ребята,   что   вы   можете   сказать   о   чувствах,   которые   вы   испытывали   во   время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение?  (в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость). ­Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)  1) Белоснежное диво 2) Зоопарк 3) Песня птицы о счастье весны   ( композиция стихотворения) 5. Работа с текстом.  В группах.Выборочное чтение.  ­Поработаем   с   первой   частью   стихотворения.   Найдите   и   прочитайте   строки,   в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?  (красавица – за внешнюю красоту;  дева – молодость, невинность;  дикарка – скромна, застенчива;  шелковистая – хочется погладить;  высокая, белоснежная, шелковистая головка – нежно) ­ Как вы думаете, чувствуется ли отношение автора к птице?  (нравится, он ею любуется). ­ Как нужно читать первую часть стихотворения?   (не громко, как бы боясь спугнуть плавающую птицу. Плавно, как будто плывет сама лебедь (с любовью, нежно, любуясь красотой).   Упражнение в выразительном чтении 1 части  (расстановка логических ударений, хоровое чтение).  Анализ 2 части стихотворения. ­ Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»  (не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?  (Значит, быть в неволе). ­ С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?   (с грустью, с горечью, с тоской, жестко, тихо). ­Обратите     внимание   на   то,   как   автор   описывает   чувства   животных,   которые содержатся в клетках. (В зоопарке плохо – это неволя). Выборочное чтение: Кричат истомно; Хвост поджали; Сидят в отдаленье; Приделаны к выступам; Смотрят сквозь забор. (Много глаголов, но они не передают движение, животные находятся в ограниченном пространстве). ­Обратите   внимание   на   поведение   людей   (вся   столица   –   много   людей,   парк маленький, громоздя – теснота) ­Зачем нужны зоопарки? (чтобы люди могли видеть животных и любоваться ими).  ­Как ведут себя люди у клеток со зверями? (этаж громоздя на этаж… ­ для людей это развлечение, забава).  Упражнение в выразительном чтении 2 части Анализ 3 части ­ Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие?  (с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что). А   теперь   давайте   послушаем   выразительное   чтение   стихотворения (полностью, вслух). 1­2 ученика Поэт   называет   лебедь   «белоснежным   дивом».   Похожа   ли   лебедь   на сказочную птицу? Героем каких сказок она является? Слайд. Ответы детей. VI. Слушание аудиозаписи Е. Мартынов «Лебединая верность». Вступительное   слово:  Красота   этой   удивительной   птицы   не   оставляет   никого равнодушным.   И   это   не   удивительно,   ведь   помимо   внешнего   превосходства   лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов, и уже после этого они никогда не покидают друг друга. А если лебедь вдруг потеряет свою подругу, он не заводит другой и всю оставшуюся жизнь остается верным своей подруге Отсюда и пошло выражение «Лебединая верность». ­ И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется «Лебединая верность»(слушание песни). ­ Итак, ребята, вы увидели, что и поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. А как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения? (показать красоту и величие птицы, напомнить людям, чтобы они берегли природу) ­ Какова же основная мысль стихотворения Н.А. Заболоцкого? Вывод:  Люди,   поместившие   животное   в     зоопарк,   не   задумываются,   что   они запирают красоту в клетку и может быть оставляют детенышей без их родителей погибать ради забавы.  Проблемный вопрос: Так нужны ли зоопарки, если животные в них страдают? (Помещать   животных   в   зоопарк   нужно   в   крайних   случаях,   если   животное пострадало от рук браконьеров или заболело,  если у детенышей погибла мать). ­Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать,   заботиться о них. ­Человек   должен   охранять   лебедей,   их   численность   сокращается,   лебеди   занесены   в Красную книгу. VII. Итог урока (оценки прокомментировать). VIII. Домашнее задание: с. 106­107выучить (сильные учащиеся),  читать выразительно,   всем – выполнить задание в тетради с.57­58, IX. Рефлексия. ­Итак,   наш   урок   подходит   к   концу,   и   я   предлагаю   вам   поделиться   своими впечатлениями от урока(карточка – задание №3). ­ А сейчас я прошу выпустить  из клеток на свободу лебедей, и пусть они украсят наш класс и подарят нам возможность ещё раз ими полюбоваться.  Антит за,   антит зис     —   риторическое   противопоставление,   стилистическая   фигура ее ее контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений,   образов,   состояний,   связанных   между   собой   общей   конструкцией   или внутренним смыслом

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Урок чтения в 4 классе на тему:Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017