"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"
Оценка 4.6

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
21.12.2018
"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников..docx
Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников.                “Учите ребёнка каким­нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский        В   дошкольном   детстве   ребёнку   приходится   разрешать   всё   более сложные   и   разнообразные   задачи,   требующие   выделения   и   использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Ребёнок   ставит   перед   собой   познавательные   задачи,   ищет   объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. На сегодняшний день ­ образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.    Проблемы речи детей дошкольного возраста:  ­ односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,       ­неспособность грамматически правильно построить предложение,   ­ бедность речи, ­ недостаточный словарный запас, ­ употребление нелитературных слов и выражений,    ­бедная   диалогическая   речь:   неспособность   грамотно   и   доступно    сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,  ­неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,  ­отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,  ­отсутствие   навыков   культуры   речи:   неумение   использовать   интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,  ­плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически   правильно   излагать   свои   мысли,   рассказывать   о   различных событиях из окружающей жизни. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один   из   таких   факторов   является   наглядность. Рассматривание предметов,   картин   помогает   детям   называть   предметы,   их   характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на   значимость   которого   неоднократно   указывал   известный психолог   Л.   С.   Выготский.   Он   отмечал   важность   последовательного размещения   в   предварительной   схеме   всех   конкретных   элементов высказывания.  Формирование   связной   речи   –   наиболее   сложный   раздел   обучения. Поэтому,   наряду   с   общепринятыми   приемами   и   принципами,   вполне обосновано   использование   оригинальных,   творческих   методик, эффективность   которых   очевидна.   Одной   из   таких   методик, является использование мнемотехнических приемов. Мнемотехника —   система   различных   приёмов,   облегчающих запоминание   и   увеличивающих   объём   памяти   путём   образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.  Цель: развитие   памяти,   мышления,   воображения,   внимания,   т.е.   тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.      Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной   «секрет»   мнемотехники   очень   прост   и   хорошо   известен.   Когда человек   в   своём   воображении   соединяет   несколько   процессов,   зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по   одному   из   образов   этой   ассоциации   мозг   воспроизводит   все   ранее соединенные          Хорошо   известно,   что   язык   мозга   —   это   образы.   И,   прежде   всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши   команды,   например,   команду   «запомнить».   Но   где   взять   такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является   такой   программой.   Она   состоит   из   нескольких   десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом   и   взять   под   сознательный   контроль   некоторые   его   функции,   в частности,   функцию   запоминания.   Использование   приёмов   мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. образы.     Всё это   достигается   путём   образования   ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить   слова   с   неизвестным,   абстрактным   значением.   Зазубренная информация,   исчезает   из   памяти   через   несколько   дней.   Для   прочного   и лёгкого   запоминания   следует   наполнить   слово   содержанием   (с   помощью приёмов   мнемотехники).  Связать   его   с   конкретными   яркими   зрительными, звуковыми   образами,   с   сильными   ощущениями.   Приёмы   мнемотехники   не совершенствуют память, они только облегчают запоминание. называет  Мнемотехнику в педагогике называют по­разному: Воробьева Валентина Константиновна методику сенсорно­ графическими схемами, Ткаченко   Татьяна   Александровна   – предметно­ схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками­квадратами, Большева Т. В. – коллажем,   Ефименкова   Л.   Н   – схемой   составления   рассказа. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.               Общие задачи для всех видов мнемотаблиц. эту      Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);  Умение  анализировать,  вычленять  части,  объединять  в  пары,  группы, целое, умение систематизировать;  Развитие логики;  Развитие образного мышления;  Умение   связно   мыслить,   составлять   рассказы,   перекодировать информации;  Решение дидактических, образовательных задач;  Развитие смекалки;  Тренировка внимания;  Навык правильного графического изображения;          Виды мнемотаблиц.  развивающие (тренинг основных психических процессов);  обучающие; В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое   или   частично   графическое   изображение   персонажей   сказки, явлений   природы,   некоторых   действий,   т.е.   можно   нарисовать   то,   что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Данная   методика   значительно   облегчает   детям   поиск   и   запоминание   слов. Символы   максимально   приближены   к   речевому   материалу,   например,   для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких   (лесных)   животных   и   птиц   –   ёлка.   Как   любая   работа   строится   от простого сложному.  Начинается   работа   с   простейших мнемоквадратов.  Так проводится   работа над   словом.   Например,   даётся   слово   «мальчик »,   его   символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3­5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно­белые мнемотаблицы. к     Дети   постепенно   понимают,   что   значит   «зашифровать   слово». Затем   последовательно   переходим   к мнемодорожкам. Потом   переходим   к поэтапному  кодированию   сочетаний  слов,  запоминанию  и  воспроизведению предложений по условным символам. И позжек мнемотаблицам. Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов: 1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено; 2.Осуществляется   перекодировка   информации,   т.е.   преобразование абстрактных символов в образы; 3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,   в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших­ самостоятельно. Размеры мнемотаблиц могут быть различными­ в зависимости от возраста детей, уровня их развития. ­Для дошкольников среднего возраста­таблицы на 6 клетках; ­Для дошкольников старшего возраста­таблицы на 9­12 клетках; ­Для подготовительного к школе возраста­таблицы на 12­15 клетках.                  Использование   приёмов   мнемотехники   в   работе   с   детьми  позволяет   достичь   хороших   результатов   в   развитии   связной   речи дошкольников.                 Результаты:  у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;  появляется   желание   пересказывать   тексты,   придумывать   интересные истории;  появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;  словарный запас выходит на более высокий уровень;  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.           Таким   образом,  использование   мнемотехники   в   работе   с  детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания   окружающего   мира.   Представленные   приёмы   работы   позволяют повысить   эффективность   коррекции   речи   старших   дошкольников, способствует повышению   интереса   к   данному   виду   деятельности   и оптимизации   процесса,   который   развивает   связную   речь   детей.   А   также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной   коммуникацией,   так   необходимой   для   адаптации   в   современном информационном обществе.                           Список литературы. 1.Большева   Т.В.   Учимся   по   сказке.   Развитие   мышления   дошкольников   с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство­Пресс»,2001. 2.Воробьева   В.К.   Методика   развития   связной   речи   у   детей   с   системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000. 4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед»,2008, №4, с.102­115. 6.Ткаченко   Т.А.   Схемы   для   составления   дошкольниками   описательных   и сравнительных рассказов. 7.Широких Т.Д. Учим стихи­развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59­62.

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом развитии дошкольников"

"Использование технологии «мнемотехника» в речевом   развитии дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018