Аннотация. В статье автор рассматривает возможность использовать персональное обучение на уроках биологии.
Ключевые слова: инклюзия, учебный процесс, интеграция.
В настоящее время в большинстве отечественных школ ведущей остается классическая классно-урочная система, имеющая ряд недостатков. В частности, в школах с классно-урочной системой обучения не учитываются персональные особенности ребенка. Однако о необходимости учитывать персональные, личностные особенности учащихся говорили еще советские психологи: Л. В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П. Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев (психология общения).
Резникова Е. С., Шишкина И. Л.
Филиал Кубанского государственного университета
в г. СлавянскенаКубани
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Аннотация. В статье автор рассматривает возможность
использовать персональное обучение на уроках биологии.
Ключевые слова: инклюзия, учебный процесс, интеграция.
В настоящее время в большинстве отечественных школ ведущей остается
классическая классноурочная система, имеющая ряд недостатков. В частности,
в школах с классноурочной системой обучения не учитываются персональные
особенности ребенка. Однако о необходимости учитывать персональные,
личностные особенности учащихся говорили еще советские психологи: Л. В.
Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П. Я. Гальперин (теория
поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев (психология
общения).
Использование новых персональных образовательных технологий также
трудно пробивает дорогу в коррекционную школу, но познакомившись с
некоторыми из них, педагоги пробуют применять эти технологии, несколько
адаптируя их под наш контингент учащихся [1].
Создание оптимальных условий для обучения, всестороннего развития
учащихся с нарушением интеллекта, а также коррекции имеющихся у них
недостатков.
Помимо основного нарушения развития (умственная отсталость) многие дети
имеют различные нарушения соматического и психоневрологического характера. Взависимости от тяжести дополнительных нарушений выделяют группу детей со
сложной структурой дефекта.
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на
коррекцию недостатков учащихся с нарушением интеллекта. Данная
последовательность реализуется в течение учебного года при условии
прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение,
усовершенствование, закрепление [2]. Реализация персонального подхода
обеспечивает развитие личностных качеств учащихся по преодолению
сложностей в процессе обучения. Известно, что одним из условий психического
развития учащихся в учебном процессе является преодоление трудностей (К.Д.
Ушинский).
На уроках в 8 классе я использую следующие формы обучения согласно
поуровневой системе обучения:
Для учащихся III уровня. При повторении пройденного материала учащимся
раздаются карточки с рисунком и заданием.
Сравни между собой бабочку капустницу и яблонную плодожорку, и
заполните таблицу
Вопросы
Бабочка –
капустница
Яблонная
плодожорка
Где встречается?
Чем различаются по окраске
крыльев?
Где откладывает яйца?
Чем питается гусеница?
Какой вред приносит человеку?
Для учащихся III – IV уровня раздаю раскраски с заданием соедини и раскрась
разноцветными карандашами части тела бабочки (голова, грудь, брюшко)Для учащихся III уровня. При закреплении изученного материала учащимся
провожу тестовое задание по насекомым.
1.
Тело насекомого состоит из:
А) головы, груди и брюшка
Б) головогруди и брюшка
В) груди и брюшка
Г) головы и брюшка
Правильный ответ: А) головы, груди и брюшка
2.
У насекомых:
А) две пары ног
Б) три пары ног
В) четыре пары ног
Г) пять
Правильный ответ: Б) три пары ног
3.
К жукам относятся:
А) таракан рыжий
Б) тля обыкновенная
В) божья коровка
Г) щитник
Правильный ответ: В) божья коровка
4.
Муравьи являются:
А) двукрылыми
Б) полужесткокрылыми
В) чешуекрылыми
Г) перепончатокрылымиПравильный ответ: Г) перепончатокрылыми
5.
К насекомым относятся:
А) мокрица
Б) циклоп
В) крабпаук
Г) водяной скорпион
Правильный ответ: Г) водяной скорпион
Для учащихся III – IV уровня даю задания. Вспомните, каких насекомых мы
изучали, зарисуйте их в тетради.
Для учащихся III уровня. В процессе изучения темы при помощи ИТК провожу
игру «Перевертыши»: Расставьте буквы в правильном порядке, чтобы
получилось название домашних птиц.
т у п е
х
у к а
т
н ю д и к
ь
с
у
г
б ь
г
о у лДля учащихся III – IV уровня раздаются карточки, с заданием выполни
штриховку в заданных направлениях.
Использование технологии персонального обучения в преподавании
биологии в коррекционной школе VIII вида создает благоприятный
эмоциональный фон.
Они способствуют активизации мыслительной
деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной
самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного
интереса к биологии. Для школьников с ограниченными возможностями
здоровья персональные технологии приобретают ценность не только как
предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного
воздействия.
Персональные технологии не способны избавить больного ребенка от его
недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание
того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы
общения, игры дает ему веры в свои силы. Благодаря использованию
персональных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание
обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития
данной категории детей [3].
Основная цель учителя – использовать персональные технологии для
развития у него памяти, мышления, воображения, речи и т.д.Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей
современных персональных технологий расширяет спектр видов учебной
деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые
организационные формы и методы обучения.
Урок с использованием современных персональных технологий в
специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных
задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его
способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Включение в учебный процесс познавательных персональных технологий
способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной
деятельности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1
Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно – отсталых детей
и подростков [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Д. Н.
Исаев, Т. А. Колосова. – СПб.: Каро, 2012. – 176 с. – (Спец. педагогика).
2
Михайленко,
Т.
М.
Персональные технологии как вид
педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции
и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011
г.).Т. М.— Челябинск, 2011.
3
Особенности образовательного процесса в классах коррекции.
Технологии, уроки развития [Текст] / авт.сост. Л. В. Афанасьева, Т. Н.
Гордеюк. – Волгоград : Учитель, 2011. – 158 с. – (Метод. работа в школе).