Использование технологии «Портфолио» на уроках иностранного языка для повышения уровня учебной компетентности

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Цель портфолио: - смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;Свою работу с «портфолио» я начинаю уже во 2 классе, т.е. как только начинается само обучение английскому языку. 2 класс На данном этапе учащиеся выполняют творческие задания по темам модуля, что позволяет учащимся с раннего возраста работать самостоятельно и творчески, опираясь на личный опыт, принимать самостоятельные решения, развивает активное отношение к обучению. Учащиеся включают в Языковой портфель работы, выполненные в классе или дома.
Иконка файла материала Использование технологии портфолио 01 марта 2017.docx
Использование технологии «Портфолио» на уроках иностранного языка для повышения уровня учебной компетентности «Педагогическая    технология­ более    или   менее   жестко запрограммированный процесс   взаимодействия  преподавателя и учащихся, гарантирующий   достижение поставленной   цели» (М.И. Махмут) В  настоящее  время   стратегическая  задача  развития   школьного образования   заключается  в  обновлении  его  содержания, методов  обучения  и  достижения  на  этой    основе  принципиально   нового   качества   обученности. Иностранный   язык   обладает   рядом   особенностей,  которые   необходимо учитывать    при   организации   обучения, а   именно:  межпредметностью – содержанием  речи   могут   сведения   из различных   областей  знаний;  многоуровневостью – с одной стороны, необходимо   овладение различными    языковыми    средствами,( фонетикой,  лексикой,  грамматикой) ,  с другой –  умениями   в четырех   видах   речевой   речи;( аудирование, говорение,  чтение,   письмо)   полифункциональностью – иностранный   язык   может   выступать как   цель    обучения   и   как   средство   приобретения   сведений   в других   областях   знаний; ситуативность – решение   конкретных   коммуникативных   задач   в условиях    ситуативного   иноязычного   общения. Технология «Портфолио» – это  способ   фиксирования, накопления и оценивания    индивидуальных   образовательных   результатов   ученика   в определенный   период   его   обучения.  Портфолио   позволяет   учитывать   результаты   в   разнообразных   видах деятельности:  учебной,   творческой,   коммуникативной.   Портфолио   нечто  большее, чем   просто   папка   ученических   работ; это – заранее  спланированная  и  специально  организованная   индивидуальная подборка  материалов  и  документов, которая   демонстрирует  усилия,  динамику  и   достижения   ученика   в   различных областях; поэтому, конечную   цель    учебного   портфолио   многие   авторы   видят   в доказательстве   прогресса   обучения    по   результатам   учебной деятельности.     Цель портфолио: ­ смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на  конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; ­ интеграцию количественной и качественной оценок;­ доминирование самооценки по отношению к внешней оценке; ­ создание условий для самостоятельной учебно­познавательной деятельности; ­ формирование способности к адекватной самооценке учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: 1. поддерживать высокую учебную мотивацию; 2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;    отслеживание индивидуального прогресса ученика демонстрация способности ученика применять приобретённые знания и умения на  практике создание целостной «картины» процесса обучения и образовательных результатов  ученика 3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и  самообучения; 4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать  адекватную самооценку; 5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные  индивидуальные достижения; 6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников. В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: • портфолио документов; • портфолио достижений; • рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты  Типы    портфолио  По видам практико­результативной деятельности:  образовательная         профессиональная  По субъекту деятельности:индивидуальная       групповая  По   времени   создания:  недельные    семестровые    курсовые     на протяжении    всего   периода обучения.  По способу обработки и презентации информации:   портфолио   в  бумажном  варианте      электронный  вариант    портфолио Я начала внедрять технологию «Портфолио» на уроках английского языка  4 года   назад.  Технология учебного портфолио, на мой взгляд, позволяет в полной мере применить  личностно­ ориентированный подход в обучении. Особенности   работы   над   языковым   портфелем   на разных этапах   обучения   ( смотри   ПРЕЗЕНТАЦИЮ) Свою   работу   с «портфолио»   я  начинаю   уже   во   2 классе, т.е.   как только    начинается   само   обучение   английскому    языку. 2 класс На данном этапе учащиеся выполняют творческие задания по темам модуля, что позволяет учащимся с раннего возраста работать самостоятельно и творчески, опираясь на личный опыт, принимать самостоятельные решения, развивает активное отношение к обучению. Учащиеся включают в Языковой портфель работы, выполненные в классе или дома. 5 класс Нынешние пятиклассники создают Языковой портфель со второго класса, поэтому опыт разработки   и   создания   творческих   работ   у   ребят   огромный.   Языковой   портфель пятиклассника   можно   условно   разделить   на   две     части:   результативность     в   изучении английского языка (итоги тестов) и творческие работы, Основная цель ЯП – повышение личностной самооценки, самовоспитание, умение работать на себя в коллективе без ущерба для  коллектива. Тематика  заданий определяется ходом учебного процесса, а творческие подходы выполнения задания определяет сам ученик. 7 класс Год   работы   над   языковым   портфелем   –   третий.   Основная   цель   –   развитие   навыков самоанализа, самооценки учащихся. Большое внимание в 7 классе уделяется работе над сочинением (умение высказать свое мнение, аргументировать свой выбор), личным письмом (умение   написать   содержательное   письмо,   умение   правильно   выбрать   лексические единицы).   Кропотливая   работа   заставляет   учащихся   по­новому   оценить   использование языка и родного, и иностранного. Стилистически, лексически и грамматически правильно оформляя письменные работы,  учащиеся  автоматически переносят этот навык  на свою устную речь. 8 классГод работы над ЯП – четвертый. Потенциал учащихся этого возраста довольно высок, формы выполнения работ разнообразны, творческие работы выполняются уже и с помощью компьютерных   технологий.   Интересным   оказался   опыт   работы   над   разделом   учебника «Культуроведение». Данный       метод работы требует определенной совместной работы ученика и учителя. Важная роль здесь также отводиться родителям. Родители    могут      помогать    ребенку, выполнять   с   ними    различные творческие   задания. Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках  иностранного языка. Опираясь на вышеизложенные документы и используя передовой педагогический опыт, я  начала внедрять технологию «Портфолио» на уроках английского языка  4 года   назад.  Технология учебного портфолио, на мой взгляд, позволяет в полной мере применить  личностно­ ориентированный подход в обучении. Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений  учащихся за определенный период его обучения. Этот способ ориентирован на процесс  самооценивания. Конечная цель учебного портфолио – свидетельство прогресса обучения  по результатам, по приложенным усилиям, а основной смысл – «показать все, на что ты  способен». Портфолио рефлексивного типа раскрывает динамику личностного развития учащегося,  помогает отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в  качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы. В портфолио учащихся входят: результаты проверочных работ, тестов, алгоритмы;  проекты; письменные творческие работы; грамоты, сертификаты и другие свидетельства  определенных достижений учащихся. В процессе работы над созданием портфолио у ребят формируютсяобщеучебные  умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.), проектировочные  умения (выбор и формулирование целей, определение результатов деятельности,  планирование),организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые  данные и т. д.). Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который  реализуется следующим образом: ­        оценивается только процесс и характер работ над портфолио; ­        оцениваются по заданным критериям только обязательные рубрики портфолио; ­        оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое; ­        оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям; ­        оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации; ­        портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии.Критерии оценивания, как правило, я определяю совместно с учащимися, но могут быть  предложены в отдельных случаях и мною. Основной закон инновационной педагогической  технологии по созданию учебного портфолио – делай по­своему, исходя  из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя. В последние годы все большее значение получает рейтинговая система контроля обучения  учащихся. Преимущество этой системы очевидно, она обеспечивает формирование единых  требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся; возможность получения  своевременной информации о ритме работы каждого ученика, класса в целом,  использования полученной информации для принятия решения о поощрении учеников, мер  организующего воздействия. Результаты данной работы заносятся в “Лист индивидуальных достижений”, который  имеется у каждого ученика. Таким   образом, портфолио   является   современной   эффективной   формой оценивания, дополняет  традиционные    контрольно­оценочные   средства, направленные  на  проверку   репродуктивного   уровня    усвоения информации,

Посмотрите также