Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика +2
1 кл—4 кл
28.10.2018
Технология проблемного диалога –
для учителя - ключ к успеху и творчеству
для ученика - интересный и понятный урок
для образования - реализация развивающего обучения
для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками
Е. Л. Мельникова
Цель проблемного диалога – научить ребенка самостоятельно открывать знания и применять их в жизненных ситуациях.
технология проблемного обучения.docx
Технология проблемного диалога
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения
акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный
девиз программы «Школа 2100» «Главное не знания, а умения их добывать и ими
пользоваться».
Технология проблемного диалога –
для учителя ключ к успеху и творчеству
для ученика интересный и понятный урок
для образования реализация развивающего обучения
для всех и каждого
технология «открытия»
знаний
учениками
Е. Л. Мельникова (соавтор программы «Школа 2100)
Цель проблемного диалога – научить ребенка самостоятельно открывать знания и
применять их в жизненных ситуациях.
Модель проблемнодиалогического урока.
1. Языковая разминка (Учащиеся записывают предложение, объясняют все знакомые
орфограммы, выполняют разные виды разборов)
2. Создание проблемной ситуации
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности
4. Выдвижение версий
5. Актуализация имеющихся знаний (Что уже известно по этой теме?)
6. Поиск решения (открытие нового знания)
7. Развитие умений – применение нового знания
8. Итог урока
Основные приемы создания проблемной ситуации.
На своих уроках я чаще использую следующие приемы:
Прием 1.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом
или практическим заданием на новый материал. Этим приемом я чаще пользуюсь на уроках
русского языка. Например, Урок русского языка во 2 классе по теме «Развитие умения различать
приставки и предлоги»
Создание проблемной
ситуации.
Учитель
Учитель диктует предложение
Снежинки долетали до земли.
Наши знакомые Петя, Вова и
Катя,
которые путешествуют
вместе с нами по учебнику,
выполнили задание так:
Снежинки долетали доземли.
Снежинки до летали до земли.
Снежинки до летали до земли.
Задание у ребят было одно?
А как они его выполнили?
Почему так получилось?
Постановка учебной
проблемы
Какой возникает вопрос? В чем
мы должны разобраться сегодня на
уроке?
Ученики
Учащиеся
самостоятельно
предложение в тетради.
записывают
Одно.
Поразному
Ребята не знают до – это
приставка или предлог.
Как отличить приставку от
предлога?
Урок русского языка по теме «Как найти в словах приставку»
Создание проблемной
ситуации.
Учитель
Выделите в словах
приставку
(Несколько
учащихся работают у доски)
Подруга,
погода,
походка.
повар,
Проверка задания
Посмотрим,
выполнили задание.
как вы
Задание было одно?
А как вы его выполнили?
Почему так получилось?
Чему должны научиться
сегодня на уроке?
Постановка
проблемы.
учебной
Ученик
Одни ученики записывают
слова и выделяют приставку
у доски, другие в тетрадях.
Ученики видят несколько
вариантов.
подруга подруга
повар повар
погода погода
походка походка
Да.
По – разному.
Находить приставку в
словах. Учащийся должен понять, что для выполнения задания ему недостает знаний,
полученных раннее, и возникает необходимость в поиске новых путей и способов
действий.
Прием № 2.
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью
выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.
Урок математики «Порядок действий в выражениях»
Создание
ситуации.
проблемной
На доске написаны
примеры.
Учитель
Назовите ответы примеров
первого столбика.
Назовите ответы примеров
второго столбика.
Постановка учебной
проблемы.
Смогли
задание?
В чем затруднение?
выполнить
Чем это задание не похоже
на предыдущее?
Какой возникает вопрос?
Учитель уточняет тему.
Порядок действий в
выражениях со скобками.
Ученик
15 – 6 + 8 15 – (6 + 8)
5 + 7 – 2 5 + (7 – 2)
6+ 8 +2 + 2 6 + (8 + 2) + 2
Ученики испытывают
затруднение (проблемная
ситуация)
Нет.
Мы такие примеры не
решали.
(Осознание проблемы)
Появились скобки.
Как решаются примеры со
скобками?
Урок математики «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»
Задание на известный
материал.
Учитель
Решите примеры.
Задание на новый материал.
Назовите ответы примеров
первого столбика.
Объясните решение
примеров второго столбика?
Смогли выполнить задание?
В чем затруднение?
Ученик
Учащиеся решают примеры
42 + 16 72 + 18
68 – 15 70 – 24
Испытывают затруднение
Нет.
Это новое сложение.
Чем это задание не похоже
на предыдущее?
При сложении единиц
получается 10. Мы не знаем, Чему должны научиться на
уроке?
Назовите тему урока.
как это записать. Не знаем,
как из нуля вычесть 4.
Складывать такие числа.
Сложение двузначных
чисел.
Поиск решения проблемы ученики осуществляют в ходе специально организованного
учителем диалога. Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают
работать ученику творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить
гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ
на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и
развивает логическое мышление учеников.
Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно». Этот метод я
использую часто на уроках чтения или окружающего мира. «Ярким пятном» служат
фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки,
инсценировки и т.п. Например, урок окружающего мира в 1 классе по теме «Ты и твои
друзья» начинается с прослушивания "Песенки друзей" (видео) из мультфильма «По
дороге с облаками». Этот видеофрагмент не только помог ребятам назвать тему урока, но
и поднял настроение в начале урока.
Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – работать в диалоге
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации,
гражданского выбора
Литература.
1.Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа
2100») – М. : «Баласс» 2008
2.Образовательная система «Школа 2100» Реализация Федеоального государственного
образовательного стандарта. Пособие для учителей 1го класса. М. : «Баласс» 2011 3.Сайт «Школы 2100» www/school2100.ru
4.Cайт Е. Л. Мельниковой pdomel.ru
Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Использование технологии проблемного диалога в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.