Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.
Оценка 4.6

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—11 кл
31.08.2017
Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.
ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец помочь ему обобщить приобретённые знания. На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы:Мозговой штурм, “ кластер”, “инсерт”, “верные-неверные утверждения); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица “тонких и толстых” вопросов, таблица “З-Х-У”); методы по организации письменной рефлексии учащихся (формы: эссе, историческое сочинение, “репортаж”, письмо в прошлое, синквейн). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся. помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
выступление.docx
Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС. Современный   человек   живет   в   условиях   постоянного   обновления   знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция,   предлагая   огромный   объем   информации,   требуют   новых   способов   ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать,   применять,   представлять   оценивать   достоверность   получаемой информации.   В   процессе   работы   с   различной   информацией   учащиеся   осознают необходимость   учиться   в   течение   всей   жизни,  потому   что   именно   потребность   в постоянном   саморазвитии   может   обеспечить   успешную   социализацию   в информационном обществе. (Слайд 1­3.) Достижение   нового   образовательного   результата   возможно   при   реализации системно­деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта,   позволяет   выявить   особенности   системно­деятельностного   подхода. Системно­деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых   процессов,   использования   различных   источников   информации,   в   том числе   информационного   пространства   сети   Интернет,   предполагает   организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).  (Слайд 3) В   деятельностной   парадигме   учитель   –   организатор   учебной,   коллективно­ распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.  Притча  показывает,  используя данный  метод  мы  можем плавно  перейти к  новым стандартам. Проработав   28   лет   в   школе   и   сравнив   разные   образовательные   системы,   я сделала выбор в пользу развивающей. Используя ТРКМ на своих уроках, я увидела следующие   закономерности:   устойчивый   интерес   к   предмету;   критическое (аргументированное,   открытое)   отношение   к   историческим   фактам   и   социальным явлениям;   стремление   и   осуществление   творческой   деятельности   (креативность); развитие   коммуникативной   и   рефлексивной   культуры   учащихся,   их   интеллекта (когнитивность).(Слайд 4) ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с   информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему   условия   для   осмысления   материала   и,   наконец,   помочь   ему   обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление,   рефлексия.   (Слайд   5) (Слайд 6­10)  На   уроках   в   режиме   ТРКМ   я   использую   методы   работы   с   информационными текстами   (приёмы:Мозговой   штурм,   “   кластер”,   “инсерт”,   “верные­неверные утверждения); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица “тонких и   толстых”   вопросов,   таблица   “З­Х­У”);   методы   по   организации   письменной рефлексии учащихся (формы: эссе, историческое сочинение, “репортаж”, письмо в прошлое,   синквейн).   Провожу   диагностику   сформированности   критического мышления у учащихся.  Остановлюсь подробнее на данных методах и приёмах с учётом их практического применения   на   своих   уроках   истории   и   обществознания. (Слайд 11)  Методы   и приёмы  работы  с  информационными  текстами.   Они   позволяют развивать   у   школьников   умения   внимательного   и   вдумчивого   чтения;   анализа   и Одним   из систематизации   информации   текста;   логического   мышления. распространённых приёмов в моей работе является приём­“кластер” (“гроздь”). Его важность состоит в том, что он позволяет: представить информацию графически; 1 показать её в систематизированном целостном виде; 2 вычленить причинно­следственные связи. Содержание   материала   выстраивается   в   определённой   логической последовательности. Алгоритм составления кластеров ((Слайд 12)) очень прост – соответствует   модели   Солнечной   системы:   солнце,   планеты,   спутники,   их спутники.Учитывая     я   использую   кластер, специфику   предмета, как в качестве стратегического приёма в ходе изучения   темы (например: “Реформы Хрущёва.”), Появляются 2 смысловых блока, идущие от предмета изучения. Ставится вопрос: “Какие смысловые единицы можно выделить в каждом блоке?”. После группового обсуждения и коллективной рефлексии в каждый блок   включаются   соответствующие   единицы,   исходя   из   предварительных   знаний учащихся.   На   стадии   осмысления   каждый   ученик   непосредственно   изучает   текст параграфа, и на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер (возможна работа в парах). На стадии рефлексии происходит групповое   и   коллективное   исправление   неверных,   или   неточных   предположений­ знаний,   а   также   изменение­углубление   предварительного   кластера.   Результатом являются   новые   знания,   развитие   умений   (внимательного   чтения,   извлечения необходимой информации и её интерпретации, сравнения, анализа, систематизации, синтеза,   умений   формулировать   и   аргументировать   свою   точку   зрения,   слышать других и т.д.). Учащиеся создали продукт совместной деятельности – окончательный кластер. (Слайд 13) (Слайд 21) (Слайд 14­17) Приём “инсерт” использую на стадии осмысления нового материала. Во время чтения текста учащиеся делают пометки: “+,­,?,v” ­известно; думал иначе; непонятно, стоит обсудить; новая информация.(3) Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки   являются   заголовками   граф.   Последним   этапом   работы   с   этим   приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания. Он помогает составить окончательный кластер на стадии рефлексии, поэтому “инсерт” и “кластер” ­ взаимодополняющие приёмы. Очень хорошо показал себя приём “верных­неверных” утверждений. Так, при изучении темы “Ассирийская держава” в 5­м классе, на стадии вызова ребята знакомятся с рядом утверждений по данному предмету изучения. Одни из этих утверждений верные, другие – неверные. Например:   1.Ассирия   располагалась   севернее   Вавилонского   царства   (верно),   в верхнем течении реки Евфрат (неверно). 2.В 8 в. до н.э. ассирийская армия стала самой сильной в мире. (верно) 3. Ассирийские цари дружили с другими странами и создали дружественный союз (державу).– (неверно). 4.Царь Ашшурбанапал собрал глиняную библиотеку.(верно) 5. Судьба Ассирийской державы неизвестна. (неверно)  Этот   приём   имеет   большое   значение   именно   на   стадии   вызова,   так   как позволяет активизировать деятельность учащихся, резко повысить их мотивацию на дальнейшую  работу,  вызвать   стойкий  интерес   на  протяжении   всего   урока.  Таким образом, использование этих приёмов позволяет максимально организовать работу учащихся с информационными текстами.  Визуальные   методы   организации   материала.   Позволяют   визуально (наглядно) организовать изучаемый материал. Это рисунки, схемы, таблицы. В своём опыте использую такие приёмы, как таблица “тонких и толстых” вопросов, таблица “З­Х­У” (“знаю – хочу узнать – узнал”). Приём таблица “тонких и толстых” вопросов формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Он используется на любой стадии урока. На стадии вызова, это те вопросы, на которые учащиеся хотят получить   ответы   при   изучении   темы.   На   стадии   осмысления   вопросы   ставятся учащимися   по   ходу   чтения,   или   слушания   материала.   При   рефлексии   –   для демонстрации   понимания   пройденного   материала.   Приведу   фрагмент   урока   в   10 классе  Цель:   изучение   содержания   материала   через   активную   фиксацию   тонких (репродуктивных) и толстых (более сложных) вопросов в таблице. Этот   приём   поддерживает   высокий   интерес   к   изучаемой   теме   и   является основой для стадии рефлексии. Не менее интересной является таблица “З­Х­У”, которая используется мною в качестве стратегического приёма, действующего на всех стадиях. Важность этого приёма в том, что он, во­первых, помогает собрать уже имеющуюся информацию по теме   до   её   изучения,   во­вторых,   в­третьих,   позволяет   расширить   и, систематизировать знания по изучаемому вопросу.  Также на уроках истории я использую приёмы: «Мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Учимся вместе”.  Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса   в   школе,   к   умению   работать   с   информацией.   Необходимо,   чтобы   у школьника   формировалось   аналитическое   мышление,   а   не   автоматическое запоминание и воспроизведение материала.   Все технологические приемы в рамках технологии развития критического мышления направлены на подготовку к ЕГЭ. Технология критического мышления решает разнообразные воспитательные и развивающие   задачи.   Учитель   в   свою   очередь   становится   организатором самостоятельной   учебно­познавательной,   творческой   коммуникативной, деятельности   учащихся, совершенствования   процесса   обучения, компетенции учащихся, целостного развития их личности.    у   него   появляются   возможности   для   развития   коммуникативной Применение   данных   приемов   на   уроках     истории   позволяет   получить   очень хороший   результат,   поскольку   используются   разные   источники   информации, задействованы   различные   виды   памяти   и   восприятия.   Письменное   фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.

Использование технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2017