В данной презентации подробно описана технология критического мышления,дана теоретическая составляющая технологии критического мышления , её практическое применение на уроках в начальной школе. Описывается опыт работы с разными приёмами на уроках и на родительских собраниях.Приведены примеры из опыта работы с учащимися класса.Развитие критического мышления в НОО
Использование технологии
развития критического
мышления на уроках в
начальной школе
Цель данной технологии
развитие мыслительных навыков обучающихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений т.п.)
Актуальностью технологии является
проводить уроки в оптимальном режиме
высокий уровень работоспособности
обучающихся
усвоение знаний в процессе постоянного поиска
ЭТАПЫ
ТЕХНОЛОГИИ
ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
Стадия ВЫЗОВА позволяет
актуализировать и обобщать имеющиеся знания по данной теме или проблеме
вызывает устойчивый интерес к теме мотивирует ученика к учебной
деятельности
активной работе на уроке
Стадия РЕФЛЕКСИЯ
Что принципиально нового несет ТКМ?
Элементы новизны содержатся в методических
приемах, которые ориентируются на создание
условий для свободного развития каждой
личности. На каждой из стадий урока
используются свои методические приемы.
Приёмы технологии
«Пометки на полях» или «Инсерт»
«Написание синквейна»
«Составление кластера»
«Мозговой штурм»
«Зигзаг»
«Написание эссе»
«Чтение с остановками»
«Корзина» идей, понятий
Составление таблицы «З.Х.У.»
Тонкие и толстые вопросы
Бортовой журнал
«Фишбон»
6 шляп
«Составление кластера»
Кластер – графическая организация материала.
Слово «кластер» означает «пучок»,«созвездие»,«гроздь».
Кластер можно использовать на разных стадиях урока
«вызов» – для стимулирования мыслительной
деятельности
«осмысление» для структурирования материала.
«рефлексия» при подведении итогов
Составление «кластера» позволяет свободно и открыто
думать по поводу какойлибо темы
Пример кластера
Пример кластера
Пример кластера
Пример кластера
«З.Х.У.»
Особое требованиезаписывать сведения, факты или
понятия только своими словами.
З
(знаю)
Х
(хочу
узнать)
У
(узнал
новое)
Тема «Откуда пришла книга?»
Тема «Откуда пришла книга?»
«Корзина» идей и фактов
используется на стадии «Вызова»
позволяет выяснить все, что знают или думают
ученики;
проводится обмен информацией
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои
Каждая группа после обсуждения высказывает свои
предположения.
предположения.
Почва – это …
Почва – это …
… … земля
земля
… … растительная земля
растительная земля
… … вещество
вещество
… … суша, а не вода
суша, а не вода
… … место обитания, дом животных
место обитания, дом животных
……
Инсерт
Прием маркировки текста следующими значками:
“V” – то, что известно;
«» то, что противоречит представлениям
читающих;
«+» то, что является новым;
«?» ставится тогда, если у читателя возникло
желание узнать о том, что описано более
подробно.
Инсерт
«V» уже знал
«+» новое для
меня
«» думал иначе
«?» не понял,
есть вопрос
Имя
Существительное
это часть речи,
которая обозначает
предмет и
отвечает на вопросы
кто? или что?
бывают мужского,
женского , среднего
рода.
В русском языке
шесть падежей:
именительный,
родительный,
дательный,
винительный,
творительный,
предложный.
Есть имена
существительные,
которые
не склоняются:
пальто, метро,
радио,
кино, шоссе.
Имена
существительные
изменяются
по падежам.
«Мозговой штурм»
Цель приема – развитие творческого типа мышления.
Проводится в группах из 57 человек.
Первый этап – создание банка идей;
Второй этап – коллективное обсуждение идей;
Третий этап – выбор наиболее перспективных
решений.
Приёмы «Зигзаг» и «Мозговой штурм»
на родительском собрании при обсуждении темы
«Проекты в НШК»
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны
ли,было ли, будет ли и т.д.
Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем
разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
Бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название
различных приемов обучающего письма.
Учащиеся записывают
ответы на следующие вопросы.
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
При чтении, во время пауз и остановок,учащиеся
заполняют, графы бортового журнала,
.
1. В нижнем прямоугольнике в
записывается формулировка
проблемы.
2. Учащиеся выделяют
причины и аргументы,
подтверждающие их
предположения.
3. Учащиеся синтезируют
вывод, который записывается в
конечной части рисунка.
«Написание синквейна»
Синквейн это стихотворение из пяти строк,
пишется по определенным правилам.
Форма свободного творчества.
1я строка само понятие , имя существительное
2я строка два прилагательных
3я три глагола
4я фраза из четырёх слов
5я одно словосиноним , резюмирующее
информацию
«Синквейн»
на тему ПЕДСОВЕТ
ПЕДСОВЕТ
Тематический аналитический.
Сообщает , развивает, направляет.
Педсоветформа методической работы.
Обучение
Выводы:
Меняются роли педагогов и обучающихся.
Ученики – главные действующие лица.
Учитель координатор.
Важно не в готовом виде давать знания, а
добывать их совместно.
Технология РКМ
делает обучение увлекательным и
осмысленным
Каждый ученик может самостоятельно работать с
информацией, воспринимать её, ранжировать по
новизне и значению, творчески интерпретировать,
сделать прогнозы, выводы, обобщения.
Благодарю за внимание!
Желаю
педагогического
поиска
в изучении
новых технологий
и реализации
инновационных
методических
приёмов
на уроках!