Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Оценка 4.7

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка

Оценка 4.7
Лекции
docx
родителям
Детсад
06.09.2017
Использование технологии ТРИЗ  в познавательно-речевом развитии ребенка
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.
речь.docx
Использование технологии ТРИЗ  в познавательно­речевом развитии ребенка Важно,   чтобы   современный   ребенок   овладел   не   только   определенной   суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому   я   в   своей   работе   особое   внимание   уделяю   развитию   речи   своих воспитанников. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чем лучше будет организована познавательно­ речевая   деятельность   детей   дошкольного   возраста,   тем   выше   гарантии   успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно­речевом развитии   дошкольников,   способствующих   достижению   устойчивых,   положительных результатов. Одним   из   результативных   способов   формирования   познавательно­речевой активности является метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используя ТРИЗ,  у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей. Познавательно­речевую   деятельность   мы   организовываем   в   форме   диалога,   это приемлемый   и   результативный   способ   для   нас.   Используем   вопросы,   которые побуждают   детей   к   сравнению,   к   установлению   сходства   и   различия.   Например, показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи   (по   цвету),   а   какой   признак   у   них   разный   (форма).   Дети   хорошо   усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием. Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», «хорошо­ плохо»,   «да­нет­ка»,   «что   будет,   если…»)   и   многие   другие   игры,   позволяющие развивать речевую активность детей. Также   используем   наглядное   пособие   «Круги   Луллия»,   с   помощью   которого   у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга, прикрепляются изображения животных (собака, кошка и др.); на сектора второго – их детенышей (щенок, котенок и т.п.); третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т.д.). Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия способствует формированию умения ребенка строить предложения, так как в основе лежит алгоритм. Познакомившись   с   технологией   ТРИЗ,   дети   научились   находить   выход   из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческим, оригинальным. Не стесняются   высказывать   свои   предположения,   повышается   уровень   речевой активности, развивается свободное общение. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии   с   семьей.   На   начальном   этапе   в   своей   работе   с   родителями   мы познакомили   их   с   методом   ТРИЗ   через   беседы,   консультации.  Темы   консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей,   предлагаемые   методикой   ТРИЗ»,  «Развитие   речи   детей   через   ТРИЗ­ технологию».   Это   способствовало   установлению   контакта   и   дальнейшего   тесного сотрудничества с родителями. В   результате   использования   в   работе   методов   ТРИЗ   у   детей   возникло положительное   эмоциональное   отношение   к   занятиям,   возросла   познавательная активность   и   интерес;   они   стали   проявлять   большую   активность   в   принятии самостоятельных   решений.   Помимо   этого   у   детей   расширился   кругозор,   появилось стремление   к   новизне,   к   фантазированию;   обогатилась   речь,   она   стала   наиболее образной, увеличилась точность суждений. Осуществляя   руководство   познавательно­речевой   деятельностью   своих воспитанников,   мы   подсказываем   им   образцы   правильной   речи,   особое   внимание уделяем монологической и диалогической формам, произносительной  стороне речи. Формируем   потребность   делиться   своими   впечатлениями   со   сверстниками   и взрослыми. Для   успешного   использования   ТРИЗ­технологии   мы   создаем   соответствующую развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону,   куда   вошли   группа   образно­символического   оборудования,   представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка,   способствующими   поиску   сходства   и   различия,   классификационных признаков,   пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный   изобразительный   и   бросовый   материал.   Все   пособия   дети   имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.   установлению   временных   последовательностей, Методы   ТРИЗ   способствуют   повышению   уровня   коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации   ФГОС,   поэтому   я   вижу   необходимость   в   дальнейшем   использовании данного метода в своей работе. Игры на формирование умения выделять функции объекта                                   «Что умеет делать» Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да­нет ки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает Игры на формирование умения выделять функции объекта ««Мои друзья» Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего­либо или кого­либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.). Игры на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал»Дразнилка» Игры на сравнение систем «Найди друзей» Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто  или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных  формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети  ознакомятся с понятием «функция». Ход игры: Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь. «Кто (что)  это такое может быть?» Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: ­ Что может быть и горячим  и холодным (одновременно). (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) ­ и легким и тяжелым; ­ и длинным и коротким; ­ и гибким и твердым; ­ и гладким и шероховатым; ­ и мягким и твердым;  ­ и острым и тупым. «Поезд» Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между  предметами. Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это  вагончик. Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь  свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего  поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши  вагончики – картинки тоже будут скрепляться. 1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).  2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит  почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда). Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине  бывает вода; и т.д. Игру можно проводить многократно, меняя картинки. «Солнышко светит» Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения. Правила игры: Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще…  солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится… Ход игры: Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них  действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или  одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А еще?  Греет солнышко, шуба, батарея… А еще? Гудит машина, поезд…

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ  в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ  в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ  в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка

Использование технологии ТРИЗ  в познавательно-речевом развитии ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2017