Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Оценка 4.7
Лекции
docx
родителям
Детсад
06.09.2017
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.
речь.docx
Использование технологии ТРИЗ
в познавательноречевом развитии ребенка
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой
знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации,
делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих
воспитанников.
Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно,
т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее
более целенаправленной и осознанной. Чем лучше будет организована познавательно
речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности
школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает
необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательноречевом
развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных
результатов.
Одним из результативных способов формирования познавательноречевой
активности является метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используя
ТРИЗ, у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти,
внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская
активность детей.
Познавательноречевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это
приемлемый и результативный способ для нас. Используем вопросы, которые
побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например,
показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они
похожи (по цвету), а какой признак у них разный (форма). Дети хорошо усвоили
«тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием.
Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», «хорошо
плохо», «данетка», «что будет, если…») и многие другие игры, позволяющие
развивать речевую активность детей.
Также используем наглядное пособие «Круги Луллия», с помощью которого у
детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации.
Например, на сектора первого, самого большого круга, прикрепляются изображения
животных (собака, кошка и др.); на сектора второго – их детенышей (щенок, котенок и
т.п.); третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т.д.). Нельзя не
отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно
получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные
навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное
время. А самое главное, использование данного пособия способствует формированию
умения ребенка строить предложения, так как в основе лежит алгоритм.
Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из
проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческим, оригинальным. Не
стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой
активности, развивается свободное общение. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном
взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы
познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций:
«ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи
детей, предлагаемые методикой ТРИЗ»,
«Развитие речи детей через ТРИЗ
технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного
сотрудничества с родителями.
В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло
положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная
активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии
самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось
стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее
образной, увеличилась точность суждений.
Осуществляя руководство познавательноречевой деятельностью своих
воспитанников, мы подсказываем им образцы правильной речи, особое внимание
уделяем монологической и диалогической формам, произносительной стороне речи.
Формируем потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками и
взрослыми.
Для успешного использования ТРИЗтехнологии мы создаем соответствующую
развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили
зону, куда вошли группа образносимволического оборудования, представленная
специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений
ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных
признаков,
пространственных
отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки,
различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют
возможность использовать в самостоятельной деятельности.
установлению временных последовательностей,
Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной,
информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях
реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании
данного метода в своей работе.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать»
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Данет ки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы,
людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
««Мои друзья»
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чеголибо или коголибо.
Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель
выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать
(животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные,
птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»Дразнилка»
Игры на сравнение систем
«Найди друзей»
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто
или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных
формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети
ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
«Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
и легким и тяжелым;
и длинным и коротким;
и гибким и твердым;
и гладким и шероховатым;
и мягким и твердым;
и острым и тупым.
«Поезд»
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между
предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это
вагончик. Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь
свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего
поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши
вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит
почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине
бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
«Солнышко светит»
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще…
солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них
действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или
одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А еще?
Греет солнышко, шуба, батарея… А еще? Гудит машина, поезд…
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.