Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 4.8

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл—4 кл
02.06.2017
Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.
Местный материал очень удобен для анализа , полезен при записи различных примеров,помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Краеведческий материал предлагается использовать и на уроках окружающего мира, и на уроках русского языка, развития речи, в контрольных диктантах, в самостоятельной работе учащихся.Изучение текстов на основе русского языка - всестороннее воспитание и развитие грамотной, патриотической личности
использование текстов краевед напр..doc
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонней развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. В настоящее время учитель при подготовке к проведению конкретного   урока   русского   языка   может   использовать   в   качестве   материала   связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природы, животном мире и т. п.     Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.  Трудность   в   подборе   текста   заключается   в   том,   что   он   должен   удовлетворять многим   требованиям   и   совмещать   в   себе   разнообразные   качества   одновременно:   «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм ­ соответствовать программе и разделам, должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее».          Преимущество   использования   художественного   текста   на   уроке   русского   языка заключается в следующем: во­первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во­вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей – описание природы по личным   наблюдениям   на   уроке   окружающего   мира;   в­третьих,   текст   дает   возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.     Поэтому в нашей работе мы предлагаем использовать краеведческий материал в первую очередь   на   уроках   окружающего   мира   и   уроках   русского   языка,   развития   речи,   в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся, на уроках изучения новой темы,   повторения   пройденного   материала   и   т.д.   Включение   в   уроки   русского   языка краеведческого   материала   ставит   задачу   рассмотрения   на   этих   уроках   особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.        Местный материал  очень удобен для анализа, полезен при записи  различного рода примеров,   в   то   же   время   он   заставляет   учащихся   задуматься   над   многими   вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к   ним.   С   точки   зрения   содержания   очень   важно,   на   наш   взгляд,   подбирать   тексты, раскрывающие   природные   особенности   данной   местности,   ее   историю,   национальные традиции.   Особую   роль   в   воспитании,   развитии   современного   школьника   приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение. ( «Особа» К. Хетагуров)    Но кроме этого нам представляется, что использование на уроках русского языка фактов истории   еще   больше   углубит   знания   учащихся   о   крае. Смена   характера   преподавания нового   материала   позволит   сосредоточить   внимание   школьников.   Например,   можно познакомить с биографиями местных писателей (Агнаев Гастан, Гадиев Сека, Кочисова Роза,  Хетагуров Коста,  Хостикоева Зинаида). Например, диктант о жизни Г. Агнаева:     Гастан Агнаев — автор нескольких книг, рассказов, повестей и романов, изданных в Северо­Осетинском   книжном   издательстве   «Ир»   и   в   Москве.   Несколько   его 1 произведений   изданы   на   словацком   и   болгарском   языках.  В   работах   Агнаева   видно стремление к преодолению литературных традиций, стремление увидеть в каждом персонаже   конкретный,   неповторимый   внутренний   мир.   Другая   особенность   прозы Агнаева   —   его   исключительный   интерес   к   жизни   и   духовным   исканиям   нашего современника.          Итак, работа с текстами краеведческой направленности ведет к новым теоретическим знаниям: учащиеся знакомятся на уроках окружающего мира со своей республикой, ее столицей, с историей  своего родного города  или села на основе художественного текста, биографии   местного   писателя,   научных   данных,   словарной   работы   с   краеведческими терминами.   Изучение   текстов   на   основе   русского   языка   –   всестороннее   воспитание   и развитие грамотной, патриотической, понимающей личности. Задания к урокам русского языка на основе художественных текстов краеведческой направленности. 1.Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в словах и обозначьте в них орфограммы.  1 вариант. И тут открылась вел.колепная  панорама Главного  Кавказского хребта. Очень близко, нависая   над   гор.дом,   высилась   знаменитая   Ст.ловая   г.ра.     Сине­сиреневая, она привл.кала внимание св.ей необычной формой. Справа  от нее   осл.пительно   сверкала в.ршина   Казбека.   Ниже     громоздились ск.пления горных пиков. А еще ниже, с.всем близко к гор.ду,  радовали оттенками  начинающейся осени горы, покрытые л.сами.  2 вариант.      …Р.ка   н.сла  цветы!  Это  был  какой­то  т.кучий  цветник,  сильно напоминавший пол.су   буйно   цветущего   луга,   каким   он   бывает     на     в.ршине   лета,     когда   над   ним шаловливо ск.льзит в.терок, так что кажется,   что это т.чет странная эфирная р.ка,   т.чет   л.гко,   без   сопр.тивления,   нежно   распластав   всю   массу   буйной   луговой растительности. 2.Изложение  (4 класс)       В самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии, расположена Северная Осетия. Здесь   в приграничном   соседстве   с грузинами,   чеченцами,   ингушами,   кабардинцами и балкарцами   живет   один   из древнейших   народов —   осетины.   На небольшой по размерам   территории,   от моздокских   степей   до Главного   Кавказского   хребта, раскинулось настоящее царство природы. Словно гигантские ступени вытянулись через Осетию   5 горных   хребтов,   ведущих   к снежным   вершинам   Казбека.   Их рассекает множество   живописных   ущелий   и котловин,   по которым   несут   свои   воды   более 50 горных рек. В каждом из этих ущелий тысячелетиями хранят и почитают законы славных предков, передавая их из поколения в поколение. Задача нашего поколения — тоже сохранить и передать потомкам все лучшее, что досталось от предков.  Задания к изложению.  1.Произведите морфологический разбор слов.  2.Выпишите существительные с безударной гласной в корне и подберите проверочные слова.            2 3.Подчеркните в тексте имена собственные. 3. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.  Республика   пр*стирается   по   двум   б*регам   р*ки   Терек   ­   главная   р*ка   региона.   Множество п*лезных иск*паемых в горных районах, р*зведаны запасы нефти. Одно из природных   богатств   Республики   –   ч*стейшие   источники   в*ды,   многие   из   которых являются л*чебными. Что еще более пр*влекает туристов в этот горный рай… 4. Выборочный диктант. Традиционная   кухня   у   осетинского   народа   сложилась   под   влиянием   образа   жизни. Основным   кушаньем   Осетин   было   мясо   в   отварном   виде,   хлебные   изделия   из кукурузной   муки,   и   пироги   с   различной   начинкой.  Осетинский   сыр   славился   своим особым   вкусом,   и   хранением   его   без   холодильника.   Сыр   был   одним   из   главных продуктов питания, для приготовления его использовалось хорошее коровье молоко.  Задания к тексту: 1.Выпишите слова с безударной гласной в корне. 2.Выпишите слова с разделительным  Ь.  3.Подчеркните слова с приставками и произведите их морфологический разбор.  5. Вставьте пропущенные буквы. Г.ра Казбек полностью п.крыта снегом. Только в некоторых местах можно увидеть темные пятна скал. На х.лмах под горой видны д.рев.я. на ветках которых бл.стит иней. Когда с.езжаешь со снежной г.ры, захватывает дух. Но хочется ещё и ещё… Об.езжая всю округу, п.нимаешь: «Как красивы горы Северной Осетии!» … Задания к тексту:      1.Подчеркните слова с  разделительными Ъ и Ь. Объясните правила их написания. 2.Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне.  6.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Горный аул был скрыт ле.кой пеленой .блаков. Только некоторые сакли можно было р.зл.чить   на   кр.ю   .брыва   у   п.днож.я   г.ры   Казбек.   Каменные   небольшие   башенки   и домики ст.яли на р.зных скалах, будто медленно п.дплывая к самому краю обрыва в тумане с.бравшихся туч. Как же высоко наши предки строили свои жилища! Какая красота и чистота окружала их! 7. Прочитайте осетинские пословицы. Вставьте пропущенные орфограммы. Докажите  правильность своего выбора. 1 вариант     Д*бро за людьми не пропадёт.                      От пл*хой г*ры ­ пл*хие камни.                      Чем пл*хое стадо, лучше одна х*рошая к*рова. 3 2 вариант     Если не смог войти в дверь, в окно не ле*ь.                      Ду* свой рост не спеша набирает.                      Люди за любо*ь любовью платят. 3 вариант    Смех и плач – брат*я.                     Лис*я шкура лучше лис*его мяса.                     Если бы у свин*и были рога, она бы весь свет погубила. 8. Прочитайте осетинские пословицы. Перепишите. В словах, где  пропущены буквы,  объясните орфограмму. Боль от ушиба пр_ходит, а боль от дурного слова не пр_ходит. Без близких не  пр_живешь. Бежишь вперед – п_глядывай и назад. Арба не п_р_вернется ­ дорогу не  р_сширят. Война начинается с _тдельных выстрелов. Вороненок ворона п_р_хитрил.  Старую птицу пр_манкой не пр_ведешь. Тонущему не страшно пр_мокнуть. 9. Выборочное письмо. «Осетины, живущие в горах, обычно одевались в ермолку из грубого сукна, черкеску до колен   из   такого   же   сукна,   с   газырями.   Черкеску   надевали   на   голое   тело.   По праздникам черкеска была более тонкая и длинная. На ноги надевали суконные штаны, ноговицы, кожаную обувь «арчита» с ремешковым переплетом. Зимой осетины носили теплые войлочные чувяки до колен, «дзабырта». Рубаха встречалась крайне редко, у представителей   богатых   фамилий,   и   то   часто   по   одной   на   семью.   Члены   семьи пользовались рубахой по очереди, надевая её на праздники. Бурки тоже были редки. Вместо них надевали полушубок. На поясе осетины носили кинжал, по сторонам — пистолеты,   через   плечо   висела   шашка,   на   спине   —   винтовка,   часто   в   чехле   из медвежьей шкуры или белого козла. Женщины одевались лучше, но в основном тоже небогато.   Бедные   осетины,   живущие   в   горах,   надевали   богатую   одежду   лишь на похороны». Задания к тексту: 1.Прочитайте текст. О чем он? 2.Выпишите из текста выделенные слова. Объясните значения этих слов. 3.Какие слова вам не известны? 4.Составьте с одним из них предложение. 10.   Прочитайте.   Вставьте   пропущенные   буквы.   Обозначьте   орфограмму.   Перескажите текст.  Вспомните наш лучший традиционный обычай – зиу, когда каждый осетин от всей души *ткликался на нужды другого, не пр*нимая во внимание ни р*дства, ни св*их личных интересов. М*л*дежь отпр*влялась на луга и, в несколько ч*сов *кончив п*кос лишенной   р*бочей   силы   бедной   с*мьи,   с   песнями   возвр*щалась   в   аулы.   М*л*дые женщины в св*ю очередь снимали хлеб с неб*льшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый осетин сп*шил на место пр*исшествия и по мере сил и 4 в*зможности пом*гал п*страдавшим, чем и как мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, др*вами, стр*ительным материалом.   11.   Прочитайте   текст.   Что   вы   знаете   о   К.   Хетагурове.   Поставьте   прилагательные   в правильную форму. Перепишите текст.       К.   Хетагуров   оставил   (большой)   и   (разнообразный)   наследство.   Без   него художественное   развитие   (осетинский)   народа   не   развивалось.   Он   высоко   поднял звание писателя и значение литературы в глазах людей. Коста – (великий) достояние осетинского народа, вершина его (твореский) восхода! 12. Выпишите словосочетания. Определите в них главное и зависимое слово.     В ледниковом мире белого безмолвия, кажущемся мертвым, сохраняется жизнь. На скалах   встречаются   мелкие   растения,   мхи   и   лишайники.   Здесь   же   встречаются водоросли, в виде красноватых пятен. Эти организмы доходят до верхнего предела жизни. Оледенение и жизнь — подлинное чудо природы, лед и лес как одно целое. 13. Выборочное списывание. В   Северной   Осетии   реки   _тносятся   к   бассейну   Каспийского   моря.   В   горах   ими р_змыты глубокие ущел_я. В в_рховьях реки т_кут по ш_роким пр_дольным долинам, питаясь талыми водами множества ледников. Мелкие ручьи, соединяясь, образуют основные водные артерии: Терек, Ардон, Фиагдон, Урух.  Задания к тексту: 1)Подчеркните слова с пропущенным  разделительным Ь. 2)Выпишите слова с пропущенной гласной в приставке. 3)Выпишите слова с безударной гласной в корне. Использованная литература: 1.   Благова   Н.Г.,   Коренева   Л.А.,   Родченко   О.Д.   (Мурманск).   О   концепции   обучения русскому   языку   с   учетом   регионального   компонента   (Для   общеобразовательной средней школы) // Русский язык в школе. 1993. ­ №4. – с23­28. 2. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. 1993. № 5. с. 3­11.                                                                                                                      3. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий 4. 5. 6. словарь. Владикавказ, 1994. С.153.   Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. 1994. № 4.  с.11   Пахнова   Т.М.   Текст   как   основа   создания   на   уроках   русского   языка   развивающей речевой среды. //РЯШ. ­ 2000. ­ № 4. ­ с.3­11.                                                                          Осетия. Историко­этнографический справочник. Составители: В.А. Торчинов, М.Ш. Кисиев. СПб., Владикавказ, 1998. С.118­119. 5

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Использование текстов краеведческой направленности для развития речи учащихся  на уроках русского языка в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017