Авторская работа по русскому языку для 4 класса.
Оценка 4.9

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
русский язык
3 кл—4 кл
27.03.2017
Авторская работа по русскому языку для 4 класса.
Предлагаю дидактический материал по теме «Части речи», который предназначен для изучения основного материала по русскому языку в 3 - 4 классах. Цель данной работы– дать возможность младшему школьнику поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить пройденный материал, а также развивать их творческие способности. Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Представленный дидактический материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает широкий диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки до достаточно трудных случаев, требующих глубоких знаний, а иногда и нестандартного мышления (такие задания обозначены значком * ). Данный дидактический материал можно применять и на уроках изучения нового материала, и при повторении и обобщении изученного материала. Можно использовать, работая по любому УМК.
Авторская работа по русскому языку Титовой Т.А..doc
Дидактический материал по русскому языку для 4 класса                                        по теме «Части речи» Пояснительная записка  Очень важно вызвать  у детей желание  овладеть                                                                  родным языком, который способен «творить чудеса» .                                                                                                     (К.Г. Паустовский)                               Образование   в   начальной   школе   является       фундаментом   всего последующего   обучения.   В   первую   очередь,   это   касается   сформированности универсальных   учебных действий. Уровень их развития определяет характер познавательной   деятельности   школьника,   его   возможности   целесообразно   и целенаправленно   ее   организовывать,   владеть   речевой   деятельностью   и способами работы с информацией и т.д.            Первые шаги   школьника на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будет сформирована   орфографическая грамотность  на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Как преподавать детям русский язык, чтобы они поняли всю его силу и красоту, чтобы были грамотными и умели излагать свои мысли  в устной  и  письменной форме? Такой вопрос постоянно  волнует меня и моих коллег.               Мною собран дидактический материал по теме «Части речи», который предназначен   для   изучения   основного   материала   по   русскому   языку   в  3  ­  4 классах.     Основная   цель   представленных   материалов   –   дать   возможность младшему   школьнику   поверить   в   свои   силы,     способствовать   повышению интереса     к знаниям, закрепить пройденный материал, а также развивать их творческие   способности.   носит   обучающий, развивающий            Подбирая тексты, большое значение уделяла их содержательной стороне, эмоциональной   насыщенности,   соответствию   их   нравственно­этического   и эстетического   содержания,   психологическим   особенностям   младших школьников.   Тексты   носят   познавательный   характер.   Разнообразные   задания, предложенные   к   упражнениям,   позволяют     определить   степень   усвоения изученного материала по всем основным разделам русского языка, изучаемым в начальной   школе.   Представленный   дидактический   материал   подобран   в  Дидактический   материал       воспитывающий   и характер. и   народам     родного   края. соответствии   с   требованиями   ФГОС   и     предполагает   широкий   диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки   до достаточно трудных случаев,   требующих   глубоких   знаний,   а   иногда   и   нестандартного   мышления (такие задания обозначены значком * ).           В дидактическом материале собраны отрывки из  стихотворений ,сказок, рассказов       известных   детских   писателей.   Кроме   того   детям     предлагаются отрывки из   произведений татарских авторов (А Алиш, Г.Тукай) и некоторые тексты,   содержание   которых   связано   с   родным   краем.   Это     способствует расширению  кругозора  детей и привитию любви и уважительного отношения к своей   малой   родине                       Упражнения   снабжены   вопросами   различного   типа,   творческими заданиями. Система вопросов и заданий к текстам формирует интеллектуальные и речевые возможности детей, а также способствует формированию и  развитию информационно – коммуникативной компетенции обучающихся, что является, на мой взгляд,  актуальным  в современном образовании.            Весь материал распределен по темам: 1. имя существительное;    2. имя прилагательное;     3. глагол;     4. система контрольно – оценочных мероприятий.     К     каждой   теме       предлагается       материал,     целью   которого   является постоянное   наблюдение   за   формированием   языковых   и   орфографических знаний и умений и выявление их соответствия требованиям образовательного стандарта.   Поскольку   проверка   и   оценка   достижений   школьников   является важной составляющей   процесса обучения,  в данном дидактическом материале предложены   контрольно   –   измерительные   материалы,   которые     позволят проследить динамику обученности,   установить , насколько глубоко и прочно усвоен     материал   по   основным   блокам   русского   языка   за   курс   начального общего образования. Система контрольно – оценочных мероприятий включает в себя самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний (задания на определение орфографической зоркости, обоснование выделенных орфограмм, различные разборы,  работа со словосочетаниями, интегрированные тесты,  а так же   задания   блока   «Развитие   речи»).   Выполняя   предлагаемые   задания, обучающиеся   не   только   продемонстрируют   имеющиеся   у   них   знания   ,   но   и узнают что – то новое в процессе самой  контрольной  работы. По окончании I полугодия и в конце учебного года предполагается проведение диагностической работы.                  Надеюсь, что составленный мною дидактический материал     поможет поддержать   желание   детей   учиться,   познавать,   творить,   поможет   овладеть родным языком. Дидактический материал  можно применять  и на уроках изучения нового материала, и при повторении и обобщении изученного материала.                               Планируемые  результаты  обучения Обучающиеся  научатся:   находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу  усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;  распознавать имена существительные; понимать их значение и  употребление в речи; изменять имена существительные по числам и  падежам;  распознавать имена прилагательные; понимать их значение и употребление в речи;  определять зависимость имени прилагательного от формы имени  существительного; определять  грамматические признаки; опознавать их  роль в предложении;  распознавать  глаголы и определять  их грамматические признаки;  понимать их значение и употребление в речи; опознавать роль глагола в  предложении;  подбирать примеры  изученных частей речи и форм этих слов. Обучающиеся  получат возможность научиться:  выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;  пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях;  замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в  употреблении изучаемых форм частей речи. Личностные и метапредметные результаты образовательного Результаты личностные процесса Личностные результаты Формируемые  умения Средства формирования организация работы на  уроке формирование у детей  мотивации к обучению;   формирование   самоорганизации и  саморазвития;   развитие   познавательных навыков учащихся, умений   самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;     развитие критического и творческого мышления.                        Метапредметные результаты Результаты Формируемые  умения Средства формирования регулятивные познавательные коммуникативные планировать свое действие в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по  результату. умения учиться: навыки  решения творческих задач и  навыки  поиска, анализа   информации; добывать необходимые  знания и с их помощью  проделывать конкретную  работу; осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных признаков; основы  смыслового чтения  художественных и познава­ тельных текстов, выделение  существенной информации  из текстов. формулирование   собственного  мнения  и  позиции; задавать вопросы   познавательная  инициатива в учебном со­ трудничестве организация различных  видов деятельности на  уроках аргументирование  своей   позиции с учетом целей  коммуникации достаточно  точно, последовательно и  полно передавать  необходимую информацию  как ориентир для построения действия.                                                                                  Части речи                                 I. Имя существительное Упражнение1.  Прочитай стихотворение.  Уб…гали  тр…пинки  кр…вые По цветущим  п..лям  до р…ки. Я любила цв…ты  полевые ­   К…локольчики и васильки. Щебетали счастливые птицы, Будто струны, гудели шм…ли, А лужайки цв…тные, как ситцы, Сладко пахли и долго цвели.                                      З. Александрова Спиши , вставляя пропущенные буквы.  Напиши проверочные слова. Упражнение 2.  Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания  имён существительных. Укажи их падеж. 1.Луна поочерёдно вспыхивает в окн…  домов.  2. Ёж любит молоко, ловит  мышей и лягушек, смело вступает в бой с ядовитой гадюк…   .  3. Росинки  дрожат на кончиках листь…    .    4. Дрозды повизгивают от радост… . 5. На  страж… вершин стоят  духи  гор. В четвёртом предложении   выдели  грамматическую основу. Упражнение 3.  Запиши имена существительные, распределив их по  столбикам: первый столбик – имена существительные 1­го склонения,  второй столбик – имена существительные  2­го склонения,  третий  столбик – имена существительные  3 ­го склонения, четвёртый столбик –  несклоняемые имена существительные. Шоссе, листопад, жребий, дерево, кино, ягода, театр, Олеся, степь, медведь,  ралли, Миша, картина, ладонь, девочка, метро, песня, концерт, пианино, лиса,  ядро, фальшь. С любым именем существительным составь предложение. Упражнение 4.*  Спиши группы слов. 1.Капелька, капель, бусинка, изюминка. 2.Стёпа, Гриша, Петя, Степан. 3.Люба, Любовь, Любочка, Любаша. 4.Ожерелье, монисто, колье, серебро. 5.Мель, соль, мел, моль. Зачеркни в каждом ряду «лишнее» слово. Почему ты так считаешь? Разбери по составу слово  капелька.  Упражнение 5.  Просклоняй имена  существительные, выдели  их окончания.   Кукушка, край, солнце, грань, озёра, пальто.  Составь предложение со словом пальто, употребив его в родительном  падеже. Упражнение 6.  Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Укажи склонение  и  падеж  имён существительных.                                              Этажи в лесу В л..су у зв...рьков и птиц есть свои этажи. Мышки живут в к..рнях д..ревьев.  Соловушки  вьют гнёзда прямо на з..мле. Др..зды  живут в кустах . Дятел, синичка, с..ва  делают себе гнёзда повыше. А орлы и ястребы живут на самом  в..рху   д..ревьев. (По М. Пришвину) Упражнение7. Прочитай текст  и  подчеркни «опасные» места.  С длинным батоном  под мышкой Из булочной шёл мальчишка. Следом с рыжей бородкой Пёс семенил короткий. Мальчик не оборачивался, И батон укорачивался.                                  (О. Григорьев) Объясни значение слова «семенил». Упражнение8.  Прочитай текст.                                           Уроки осторожности           Медведь – гроза всех лесных обитателей. Только  человека медведь сам  боится и первый не  нападает.            Малыши рано получают уроки осторожности.  Бродила медведица с  медвежатами, обнюхивала  каждую кочку. Вдруг она насторожилась.   Медвежата тоже приостановились.  Не поймут, в чём дело. А медведица людей  увидела.  Медвежата тоже людей заметили и хотели бежать навстречу. Они  привыкли никого не бояться. Но медведица как рявкнет  ­ и в кусты. Увела  медвежат.            В другой раз зачуяла медведица свежий человеческий след, заворчала и  бежать пустилась.           Теперь медвежата будут уходить прочь  даже от запаха человека. Выпиши из текста предложение с однородными членами, подчеркни их  правильно.  Найди   в тексте и выпиши  три существительных с проверяемой  безударной гласной и подбери к ним проверочные слова. Упражнение 9.  Прочитай текст. Запиши его правильно в тетрадь. Зацв[и]ли  в садах преле [сн] ые цв [и ]ты.  У [с ]кая  опа[ сн ]ая тр [а ]пинка  ведёт к молодым берё[ с] кам. Лё [х] кий мя[ х ]кий ветерок проб [и ]жал по  лесной опушке. По[ зн ]ей   ноч [йу]  ты слышишь чуде [сн ]ое пение соловья.  Май – это   радо[ сн ]ый пра [зн ]ик весны.                              Первое предложение разбери по членам. Упражнение 10.  Прочитай внимательно слова. Убрав «лишние» буквы в  каждом слове, найдёшь новые имена существительные. Запиши их в тетрадь, определи склонение. Произведи фонетический разбор любого из  записанных существительных. Портфель, пенал, ручка, карандаш, учебник, линейка, резинка, циркуль. Упражнение 11.* Проведи аналогию . Даны три слова, первые два из которых  находятся в определённой связи(подумай, как они связаны!). Между  третьим и четвёртым из предложенных ниже пяти слов такие же  отношения. Необходимо найти четвёртое слово.   Пароход ­  пристань ,  поезд ­ ____________________  (депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция). Игла – остриё  ,  бритва ­ ___________________ (сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка) Гора – пещера ,  дерево ­ ______________ (корень, дупло, крона, ствол, листья). Болезнь – лечение , поломка ­ __________________ (мастер, ремонт, деталь, смазка).  Упражнение 12.  Перед тобой рассказ, в котором пропущены имена  существительные. Восстанови  текст, запиши его в тетрадь правильно. Над городом низко повисли снеговые ______________________. ___________ не было видно. Ещё утром началась ___________________________ . Снег повалил  большими ___________________________ . По дороге в школу  _________________________ приходилось протаптывать себе тропинку. Весело  играя и толкаясь, ребята бежали к _________________. Прозвенел  ______________________. Снежною гурьбою ___________________  проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по  __________________. Скоро всё стихло, начались ______________.     Определи  падеж  вставленных  существительных. Упражнение 13*.  Прочитай слова. Образуй от данных  имён  существительных  множественное число, запиши.    Профессор, доктор, трактор, сторож, пастбище, стакан, полотенце. Упражнение 14.  Прочитай текст, озаглавь. Спиши текст. Вставь где  нужно пропущенные запятые.  Найди в тексте имя существительное,  стоящее  в винительном падеже, сделай его морфологический разбор.     Потемнело нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый  бор  приготовился к бою.  Сильный порыв ветра закружил пыль по  дороге и умчался. Ударили по листьям первые капли дождя. Упражнение   15*.   подлежащими. Ставь, где нужно, запятые.  Прочитай.   Выпиши       предложения   с   однородными 1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все  стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко  кричать. 2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла  лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Перро.) 3. По  дороге Элли находит друзей ­ Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва.  (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.  Проказница­Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть  квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. Тютчев.) Упражнение   16.  Прочитай.   «бортничество». Выполни  морфологический разбор подчёркнутых  слов.   Объясни   толкование   слов   «бортник»   и Когда человек приручил пчелу ­ мы не  знаем. Но мёд он оценил очень давно.  Мёд диких пчёл собирали ещё  первобытные люди. Шло время. И люди стали специально  разыскивать пчелиные гнёзда и  добывать мёд и воск. Позже они  сообразили, что продуктов этих  можно получать больше, если нарочно  выдалбливать в лесных деревьях  дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое  дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких  пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали  мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства­ бортничеством.                                                                                                    (Н. Пожарицкая.) Упражнение 17. Прочитай отрывок из сказки. Отправился Тажи с отцом на рыбалку. Было очень рано. Солнце ещё не взошло,  но всё равно было уже светло. Река тихая, спокойная. Даже лёгкий ветерок не  дует.  Конечно, в это время рыба клюёт хорошо, удочку в покое не оставляет.  Поплавки так и ныряют в воду. Отец Тажи то и дело вытаскивает блестящих  плотвичек, серебристых краснопёрок, неприхотливых окуней.  Тажи собирает их в ведро, куда он зачерпнул немного воды.  Время на рыбалке летело быстро. Солнце давно уже поднялось, а Тажи даже не  заметил этого. Когда время подошло к полудню, солнце стало припекать очень  сильно. Это почувствовали и Тажи и его отец. Отец вытащил из кармана платок  и вытер со лба пот…                                                  (А.Алиш  «Кому надо, а кому не надо») Предположи, что было дальше? Спиши в тетрадь первый абзац. Подчеркни  все «опасные» места в словах. У существительных определи род, падеж и  склонение. Последнее предложение в абзаце разбери по членам  предложения. Дочитай произведение до конца  в библиотеке.                                    II. Имя прилагательное Упражнение 1.  Охарактеризуй предметы по форме, цвету, вкусу, используя  имена прилагательные. Произведи звуко – буквенный разбор слова  морковь. Форма Цвет Вкус Предмет Лимон Гранат Черника  Репа  Морковь  Упражнение 2.Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания.           Подчеркни прилагательные и укажи их падеж. Разбери по составу  выделенное слово .  Выпорхнула пташка Из невол…    тесн… И взвилась свободно В выс… поднебесн…    . Встретили подругу Птицы дружн…    хором. Зазвенела песня Над дремуч… бором.               (Е. Нечаев) Упражнение 3.  Просклоняй словосочетания  алый мак, алое зарево,  алая  заря,  алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из  словосочетаний составь и запиши предложение. Упражнение 4.  Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные  вместе теми существительными, к которым они относятся. Укажи род,  число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.             Вернувшись с охоты  домой, я рассказал  Зиночке про тетерева.  Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на  стол белые, красные и чёрные  грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая  черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы , дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья  лечатся.                                                                                      (По М.Пришвину) Упражнение 5. *  Подбери по два антонима к данным прилагательным.  Составь и напиши предложение со словом вежливый, употребив его в  творительном падеже. 1. Аккуратный ­ ……, ……  . 2. Бедный ­ ……., ……  . 3. Бестолковый ­ …… , …    . 4. Вежливый ­ ……, ….. . 5. Громкий ­ …..,……  . Упражнение 6*.  Подбери к именам существительным подходящие по  смыслу    имена  прилагательные  и напиши эти словосочетания.   Укажи  род имён прилагательных и выдели их окончания.    Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица Слова для справок:  чёрный,  интересный, махровый, рыжий,  сладкий, белый,  капроновый, болезненный, травяной. Упражнение 7. Прочитай  текст.  Как ты можешь  охарактеризовать  главную героиню по прочитанному отрывку? Пошла Болтливая утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые  птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая утка свою тайну.  Шла, шла – навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой  заговорила:      ­  Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака  Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома неспокойно.                                                                                  (По А.Алишу)  Выпиши из текста словосочетание прилагательное + существительное в  творительном падеже, стрелкой укажи связь в словосочетании. Имя  прилагательное разбери по составу.  Упражнение 8. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу  имена прилагательные, вставь  и проверь пропущенные буквы.  _____________________ зага..ка _____________________ занаве..ка _____________________ площадка _____________________ улы..ка  _____________________малы..ка _____________________поло..ка С любым   словосочетанием придумай предложение. Упражнение 9.  Рассмотри внимательно картинку.  Что изображено на  ней? Знаком ли тебе этот пейзаж? Какое настроение вызывает он  у тебя ? Почему?                                                                   озеро Рабига – Куль  (Мочилище)  Придумай несколько предложений по картинке так, чтобы получился  небольшой рассказ. Можно использовать  для этого данные словосочетания: летний  денёк, солнечные лучи, жаркая погода, любимое место отдыха,      лесная полянка, яркие краски,  исторические  места, лёгкий  ветерок, звонкие  голоса птиц, прозрачный воздух  и т.д.  Упражнение 10.  Прочитай  стихотворение.  Объясни значение  словосочетания:   восторженных слёз?  … Озеро наше очень красиво,       Лежит в ожерелье из белых берез.       А где­то в сторонке плакучая ива       Стоит и не прячет восторженных слез.       Летом Мочилище манит прохладой,       В морозы чарующей сказкой зимы. Очень соседству мы с озером рады,       С самого детства в него влюблены. (отрывок из авторского  стихотворения  учащегося   БСОШ №1 Гусева  Ильи) Спиши отрывок из стихотворения к себе в тетрадь. Подчеркни имена  прилагательные, определи их падеж. Упражнение 11*.  Прочитай слова. Найди общий признак этих слов. Запиши в  тетрадь.  Какой частью речи являются эти слова? Слон, океан, чай  ­ ____________________________ . Музей, документ, событие ­ ____________________ . Утро, человек, осень ­ _________________________.  Совесть, руки, небо ­ __________________________ .  Крапива, брюнет, перец ­ _______________________.  Хлеб, воздух, газета ­ ___________________________ . Упражнение 12.   Вставь в текст подходящие по смыслу имена  прилагательные. Определи их род и падеж. Выдели окончания. ______________  утром на ___________________ небе  ______________  медленно плывут _______________ облака. С высоты  льётся  ___________________ песня жаворонка. Пахнет ________________ землёй.  Легко дышится на _______________ воздухе.  Из – за ___________________  леса доносятся _______________ звуки. Это на полях начался ______________  сев. Упражнение 13.  Прочитай текст, выделяя голосом  предложения. Какой  это текст: описание или повествование? Запиши предложения, расставляя  знаки препинания.  Ясных дней всё больше солнце сильно пригревает начинается бурное таяние снег уже тёмный и рыхлый из – под него вытекают весёлые сверкающие водяные  струйки.                                                                                (ПО Г.Арманд – Ткаченко)  Второе  и третье предложения   разбери  по членам предложения.   Разбери по составу слова  ясных, весёлые, бурное. Упражнение 14*.  К данным именам существительным подбери подходящие  по смыслу имена прилагательные. Пальто, кафе, кофе, какао, шоссе, кенгуру, кашпо. С любым из словосочетаний придумай предложение, употребив его в форме  творительного падежа множественного числа. Упражнение 15.  Прочитайте. Определите основную мысль текста.      Озаглавьте текст.  Вставьте пропущенные буквы.  Подготовьтесь записать текст  под диктовку. Объясните значение слова «подпушка».           На солнце нельзя было теперь взглянуть:  лохмат…  ослепительн…     потоками .оно лилось с вышины. .По син… ­ син…   небу  плыли  облака, словно   кучи  снега.  Весенн…   ветерки  пахнули свеж…  травой   и    птичь…  гнездами.         Перед  домом  лопнули  больш… почки  на  душист... тополях.  В саду,  из  разогретой земли,   протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава,  весь луг подёрнулся бел….  и желт… .   звёздочками.        Забегали   между   стволами   чёрн….   дрозды..   В  липах  завелась  иволга,   больш….   птица, зелен..,.. с желт..,.. как золото,   подпушкой  на  крыльях,  ­  суетясь,  свистела   медов….   голосом.                                                                                                                         (По А. Н. Толстому) Упражнение 16. * Подбери к данным именам прилагательным сначала  синонимы, а потом антонимы. Соседнее селение ­  ________________, _______________________ . Весёлый мальчик  ­ ________________, ________________________. Холодный воздух ­  ________________, ________________________. Огромный дом ­ ___________________, ________________________ . Пасмурный день ­ _________________ , _________________________ III.  Глагол  Упражнение1. Прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркни  двумя чертами глаголы.     Пригревает весен…. солнце. На  лесной  полянк…. тает  снег.  С горк…  по  дорог…  бежит  ручей. Он наполняет глубок…. лужу и  переливается через  край. Пустеют зимние квартиры в старом пне.     Просыпается   ящерица. Вылезает из норк… ёж. Он моется, чистится и бежит  по полянк… искать еду. Оживает под тёплым солнышком огромный лесной дом  – муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи.  Они несут то травинку, то  сосновую иголку. Упражнение 2.  Прочитай текст. Как ты понимаешь значение слов   «котёл», «черпать»?  Спиши. Рядом с глаголами в скобках пиши вопрос. Предание о том, почему город назван Казанью. (« Казан»  в переводе с татарского означает  « котел  »)   Однажды один богач послал (__________)  своего работника за водой. Тот  взял(______________)  медный котел и пошел (____________)  к реке, берег  которой был очень крутым и неудобным. Стал работник черпать воду котлом, да не удержал, выпустил (_______________)  его из рук, котел и затонул  (___________). Испугавшись наказания, работник стал громко причитать:  «Казан!Казан!» Вот после этого случая стали называть реку, в которой утонул  казан,  Казанкой, а город, построенный на его берегу,­ Казанью. Упражнение 3. Выпиши глаголы в два столбика: в первый столбик – глаголы  1 спряжения, во второй столбик – глаголы 2 спряжения.         Стелить, ненавидеть, зеленеть, прыгать, строить, идти, крепнуть, таять,  пилить, клеить, командовать. Упражнение 4.   Спиши, раскрывая скобки. (Не)хочет, (не)взлюбил, (не)пишешь, (не)годует, (не)нравится, (не)люблю,  (не)поёте,(не)доумевал, (не)купаются, (не)навижу, (не)интересуюсь, (не)пойду,  (не)играем. .  Упражнение 5.  Прочитай текст. Выпиши из текста глаголы и определи  время.                                                        Рысь           В тёмном лесу, у лесной  тропинки, залёг зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.            Лежит рысь на тостом суку и ждёт. Не ходи под этим деревом – попадёшь  в её когти. Она с дерева так и бросится на добычу!..                                                                                               (По Е.Чарушину) Упражнение 6. Замените фразеологизмы синонимами. Волком выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос. Упражнение 7. Спиши предложения, вставляя окончания глаголов 2­го лица единственного числа. Одной   рукой   и   узла   не   завяж…..     Сонливого   не   добуд….ся,   ленивого   не дошл...ся. Словами, что листьям и стел…, а стеблем в глаза кол…  . Что было, то видно, что будет, то увид… . Лёжа пищи не добуд…. .Скаже… ­ не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приста…..  .  Упражнение 8*  .     «Преврати»   глаголы  в  имена   существительные,  имена существительные – в имена прилагательные, а имена прилагательные – в глаголы.   Бежать, красный, смешной,  зелень,  взглянул, весёлый, книга, берёза. Упражнение 9. Вставь, где нужно мягкий знак.  Объясни свой выбор.    Я   выхожу на балкон освежит..ся и полюбоват…ся   ранним утром. Из сада доносит..ся   пение   птиц.   Слышит..ся   тонкий   голосок   малиновки.   В   вышине раносят…я  звонкие трели жаворонка. Упражнение  10.   Прочитайте.   Проверьте   себя,   умеете   ли   вы   различать глаголы,   отвечающие   на  вопрос  что  делать?  и  что  сделать?  Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь. «Не надо, ­ сказал я, ­ подушку взбивать,  А также простынкой кровать накрывать,  А также не надо кровать согревать  Моим одеялом из шерсти верблюда!  Я спать не пойду ни за что, никогда!  Я буду слоняться туда и сюда,  Плясать Или просто за ухом чесать, Но спать, безусловно, я больше не буду!  Кататься верхом на слоне ­ это да!  Запеть петухом в тишине ­ это да.  Шептаться со львом при луне ­ это да.  Шататься от стенки к стене ­ это да, Но только не спать ни за что, никогда!»                                                                         (Ю. Мориц.) Упражнение 11.   Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что  означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего  времени. Зимой в заснеженном лесу зелен..,  в бел.. шапочк…   и бел…   шарфик…  ёлочка – перв...  красавица.   Густ…  елов. ..  лапы не пропускают в чащу злой леденящий  ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от  метел…   укроет, и на ночь приютит.  Но есть дерево, у которого хвоя к осен…  желтеет и осыпается. Поэтому­то и назвали это дерево лиственницей.                    (Из «Энциклопедии для детей») Упражнение 12.   Прочитайте. Что вы узнали о ящерице­круглоголовке?  Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.           От жары и опасности ящерица ­ круглоголовка зарывается в песок. Да так  быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной  закрут..т,   пасть раскроет ­ даже страшно! Но на самом деле круглоголовка  совсем не опасна.                                                                                    (Из «Энциклопедии для детей») Упражнение 13.   Прочитай .   Подумай, как образовалось слово  «поползень». Спиши, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначь  спряжение. Меч..ся поползень между лесом и огородом и ничего­то от жадности не замеча... .  Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из­за листа блеснёт, то нос из­за сучка высун….ся..  Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... . Упражнение   14. Прочитайте.   Определите,   к   какому   типу   речи относится текст: повествование; описание или рассуждение. Докажите свой ответ.   Спишите.   Вставьте   пропущенные  буквы.   У   глаголов   настоящего времени укажите лицо и число. Выделите окончания.                                          Куда девается вода из моря. Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в  большие реки, а из больших рек течёт в моря. Куда дева…тся вода из моря?  Отчего она не течёт через край? Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, потом из тумана  делаются тучи. Тучи гон...т ветром и разнос…т по земле. Из туч вода пада… т на  землю. С земли стека...т в болота и ручьи. Из ручьев течёт в реки; из рек в море. Из  моря вода поднимается в тучи, тучи разнос…тся по земле. (По А. Н. Толстому.) Упражнение 15. Прочитай стихотворение . О  ком в нём говорится? Какое   настроение вызывает у тебя это стихотворение? Почему? Спиши. Найди  глаголы настоящего времени, определи спряжение и разбери по составу.  Проспрягай выделенный глагол. Белый дед  Когда пушистый снег оденет белый свет,  Когда наш голый сад от снега станет сед,  Опять приходит к нам, пургой запорошен,  Игрушек накупив, наш белый­белый дед.  «Спасибо, милый дед! – ему кричим в ответ. ­  Дай бог тебе прожить как можно больше лет! » Бедняга дед всегда нас радовать готов,  Хоть слякоть, хоть пурга – ему и дела нет (Г. Тукай) Упражнение 16. *Если ты правильно разгадаешь кроссворд, то в выделенном  столбце по вертикали  прочитаешь название  прибора, необходимого в пути путешественникам. Придумай предложение с этим словом, но чтобы глагол в предложении стоял в будущем времени. 1 2 3 4 5 6 1.Общая часть родственных слов. 2. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. 3. Часть речи, указывающая на предметы, но не называющая их. 4. Часть речи обозначающая признаки предмета. 5. Слово, противоположное по значению другому слову. 6. Часть слова, стоящая после корня. Упражнение 17.*  Прочитай слова. Значения всех слов тебе понятны?  Спиши . Зачеркни в каждом ряду лишнее слово. Почему ты так решил?  Какие части речи встретились в упражнении? Проспрягай глаголы  смотрят и кричит в тетради. 1.Почернел, побелел, покраснел, позеленела, побагровел. 2.Спишь, стриж, стрижёшь, стоишь, свистишь. 3. Замолчать, застынет, задумать, замыть, запеть. 4. Говорит, решит, кричит, стучит, визжит. 5. Падают, смотрят, сверкают, моют, пекут. Упражнение 18. Прочитай    отрывок из  сказки.                                               Два петуха                                                                 Жили у бабушки два петуха: один белый, другой чёрный. Очень любила бабушка обоих петухов. Только были они большие забияки — всегда дрались. Начнёт бабушка петухов кормить. Белый кричит: «Почему мне мало корму?» А  Чёрный вторит: «Зачем клюёшь моё зерно?» И готова драка. Однажды бабушка вышла во двор, смотрит: петухи дерутся. «Что мне с ними  делать?» — подумала она. Пожурила драчунов, прикрикнула на них. Петухи  притихли, а как только бабушка ушла, опять накинулись друг на друга. Только  перья летят. Устали драться, пошли жаловаться бабушке. Белый петух  ябедничает:  —      Бабушка, бабушка, Чёрный меня исколотил. Я весь в синяках.  Чёрный петух кричит:   —      Не верь ему, бабушка, он сам меня исклевал.  Бабушке надоели драки и жалобы.   Она ничего не сказала, взяла Чёрного петуха под мышку и пошла с ним куда­то.  «Попаду я сегодня в суп»,— подумал Чёрный, сидя у бабушки под мышкой. А бабушка отнесла Чёрного  петуха к соседям и оставила его там на три дня и  три ночи…                                (Г.Тукай)                    Охарактеризуй  главных героев сказки. Чему  учит эта сказка? Как ты считаешь,  изменятся ли после происшедшего отношения  между петухами? Предположи, что  произойдёт дальше. Выпиши из текста глаголы,  которые  образованы при помощи приставки. Определи   время. Произведи звуко – буквенный разбор   слова клюёшь.                        Система контрольно – оценочных мероприятий 1. Диагностическая работа по русскому языку (декабрь) 2. Диагностическая работа по русскому языку (май) 3. Примеры тестов для систематизации и обобщения знаний. 4. Интегрированные контрольные работы. Диагностическая  работа  по  русскому  языку  в  4 классе                                                    (декабрь) Базовые  умения  Диктант  Орфографическа я зоркость Содержание  Цели проверки Стоят  прекрасные мягкие деньки. Зима  завалила город пушистым снежком. Иней  белым ковром лёг на вершинах деревьев.  Снег засыпал лесные дорожки и тропки.  Медленно ползёт по улице рассвет. Воробей радостно прыгает по снежку.  Резкими  порывами налетел холодный ветер. Под  моими ногами хрустнула маленькая  веточка. На верхушках высоких берёз дрозд и клёст.                     (49 слов) Слова для справок: рассвет, медленно,  иней Подчеркнуть все орфограммы в тексте. Лучи солнца светили над лесной чащей .в  Цель:  проверка уровня  сформированности  грамотного письма  (слуховое восприятие   изученных орфорграмм) Цель: проверка уровня  сформированности кедровых ветках прятались         ловкие  белочки. Они радостно качались на них.  Гибкие веточки берёз взлетают от ветра.  Поздним вечером мороз сковал ледком все  дорожки. Резкий ветерок пробежал по  вершинам сосен. Холодно  зверькам и  деревьям. Чудесная погода! Лёгкий снежок  засыпает лесные тропинки. (47 слов) умений: выделять все изученные  орфограммы;  обосновывать их  написание (зрительное  восприятие орфограмм). Разборы  Обоснованность орфограммы. 1­й вариант              2­й вариант мирить друзей        слизать сметану гудки                         грудка близкий                      скользкий робкий                       крепкий пряжка                     связка известный                доблестный прекрасный              местный повестка                  интересный опасный                   тростниковый 1)Звуко – буквенный  1 – й вариант: деревья               2 – й вариант: полесье 2) По составу: 1­й вариант: перелесок, берёзовая, закрасит; 2­й вариант: перестрелка, маленький,  уводят 3) Морфологический разбор выделенных  слов(в объёме изученных грамматических  признаков): 1­й  вариант: На лесной поляне растёт  высокая берёза. 2­й вариант: Под лучами яркого солнца  сверкает серебристый снег. 4)Разбор по членам  предложения. 5)   Синтаксический разбор. 6)Разбор по частям речи (выполняется на одном предложении по вариантам): 1­й вариант: На краю лесной поляны растёт  могучий дуб. Цель: проверка уровня  сформированности   умения выполнять  грамматические разборы. 2­й вариант: Под лучам и яркого солнца  сверкает серебристы1 снег. 7) Установление связи слов в  предложении и выписывание  словосочетаний: 1­й вариант: Солнечные зайчики  зажгли  снежные узоры. 2­й вариант: Дождевые капли повисли на  зелёной траве. Развитие речи. Составить рассказ (3­5 предложений) по опорным словам   и словосочетаниям.  Озаглавить. Записать рассказ.  Слова и с ловосочетания: зимний денёк, снег, погода, зимний лес,   заискрились, шубы, валенки, румяные щёки, чудесное настроение. Цель:  проверка уровня  сформированности  связной письменной  речи . Диагностическая  работа  по  русскому  языку  в  4 классе                                                    (май) Базовые  умения  Диктант  Содержание  Цели проверки В эту ночь мы не увидим звёздный небосвод. На  ясном  небосводе  появилась  гигантская туча.  Яростные порывы ветра срывали с ветвей  деревьев листочки и уносили их к прекрасному  озерцу. Мы поняли, что не избежим сильного  дождя  и ужасной грозы. Мы шагаем по узкой  тесной тропинке, по мягким скользким кочкам.  По шаткому  брёвнышку мы переходим топкие  Цель:  проверка  уровня  сформированности грамотного письма (слуховое  восприятие   изученных  орфорграмм) Орфографиче с кая зоркость Разборы  места. На известных только нам полянах быстро набираем полные лукошки вкусных ягод. Надо  спешить  домой. Мы не боимся опасного  топкого болота.                                                                   (75 слов) Выделить корневые орфограммы. На ясном  небе светило весеннее  солнце. В  воскресный день мы любим сидеть  на низкой   лавке у подъезда.  На лестнице  появился мой  друг Глеб – известный в нашей местности  спортсмен. Солнечным весенним днём,  радостные и весёлые, мы убегаем с ним на  ближний пляж. Потом мы обходим окрестности, переходим по мосткам  глубокий овраг и  вбегаем в ближний лесок.                                                                   (55 слов) Обосновать написание выделенных  орфограмм. 1­й вариант                                2­й вариант увядание                                    зависают  возвращение                              покачался извиваться                                  ускользнула просьба                                       загадка робкий                                        лёгкий слез (с дерева)                           выполз (из норы) ненастный                                  несчастный интересный                                чудесный лестница                                     праздник доблестный                                лестный   (разговор)                               1)Звуко – буквенный  1 – й вариант: робкая             2 – й вариант:  ловкие 2) По составу: 1­й вариант: подмастерье, заречный, услышу; 2­й вариант: полесье, выездной, допишу 3) Морфологический разбор выделенных слов(в объёме изученных грамматических  признаков): Цель: проверка  уровня  сформированности умений: выделять все  изученные  орфограммы;  обосновывать их  написание  (зрительное  восприятие  орфограмм). Цель: проверка  уровня  сформированности умения выполнять  грамматические  разборы. 1­й  вариант:  Берёзовую рощу, широкое поле  наполняет запах весны.   2­й вариант: На широкие просторы полей  выезжают весной тракторы. 4)Разбор по членам  предложения. 5)   Синтаксический разбор. 6)Разбор по частям речи (выполняется на  одном предложении по вариантам): 1­й вариант: В берёзовой роще распустились  нежные весенние цветы. 2­й вариант:  Журавлиный крик раздаётся над  дальним лесным озером. 7) Установление связи слов в предложении и  выписывание словосочетаний: 1­й вариант:  В берёзовой роще  распустились  нежные весенние цветы.  2­й вариант:  Журавлиный крик раздаётся над  дальним лесным озером. Развитие речи. Написать  сочинение   по  опорным  словам на  заданную тему.   Тема:  «Наша грядка». Слова:  ранняя работа, закипела, дружная ,  ребята, вскопали, взрыхлили, длинная грядка,  посеяли, вскоре, появилась, нежная зелень.  Цель:  проверка  уровня  сформированности связной  письменной речи.  Тест №1                 1. Указать предложение, в котором слово  ОГОНЬ    второстепенный  член: А) Огонь быстро распространялся по лесу. Б) Ребята бросали в огонь сухие ветки. В)В камине ярко горел огонь.     2.  Указать слова, которые в предложении могут быть подлежащим:           А) время, колосок, сторона            Б) дорогу, хлебом, водой           В) озере, бобра, снегом     3. Указать слова, образованные с помощью приставки:           А) тропинка, цветок, травка            Б) шорох, холод, малыш            В) переезд, заплыв, пригород    4. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают:              А) предмет              Б) действие предмета              В) признак предмета   5. Указать имена существительные:              А) пригрело, серебрит, смешить               Б) чудесный, узкая, глубокая               В) непогода, радость, молодёжь   6. Указать имена прилагательные: А)  полевая, сердечный, гигантский               Б)  гвоздика, серёжки, струйка               В)  слушать, болеет, растёт  7.  Указать глаголы:               А) бросился, рассказать, беречь               Б) берёзовый, поздняя, острое               В) валежник, игрушка, рыбалка Тест №2 1. Существительные  какого рода имеют окончания     –о, ­е? а) женского        б) мужского            в) среднего      2. Части речи – это: А) сказуемое, подлежащее, дополнение        Б) слово, предложение, словосочетание        В) глагол, местоимение, прилагательное 3. К какой части речи относятся данные схемы:   С        А Л И       ВЫ         ИШЬ?      А) имя существительное      Б) имя прилагательное      В) глагол 4. Указать предложение, соответствующее схеме:       А)В лесной чаще живёт зелёный шум.       Б) Ранней весной охотники устроили облаву на лис.       В) Высоко на холме зеленела сосновая роща. 5. Указать имена существительные 2 склонения:       А) метель, помощь, глушь       Б) ветер, одеяло, поле        В) тундра, волна, поездка 6. Указать имена существительные с Ь на конце:        А) шалаш__ , товарищ__ ,   гараж__         Б) сургуч__,  завуч__,  пейзаж___         В)  доч___, ноч___, молодёж____  7. Указать глаголы в неопределенной форме:        А) беречь, стеречь, печь        Б) рисовал, радовал, просушил        В) улыбалась, стремилась, разместилась         Тест №3 1.Указать глаголы в будущем времени: а) говорит, кричит, поёт б) говорил, кричал, пел в) заговорит, закричит, споёт 2. Указать глаголы 2 спряжения: а) веять,  лаять, чуять б) мирить, держать, гнать в) тянуть, полоть, ласкать 3. Указать слова, с которыми частицу   не  надо писать слитно: а) (не) любить,(не)болеть, (не)страдать б)(не)навидеть, (не)годовать, (не)взлюбить в) (не)улетать, (не) помнить, (не)грубить. 4.Указать глаголы,  у которых в окончании  допущены ошибки: а) ты читаешь, вы знаете, он дарит б) ты краснеешь,  мы удивляем, вы мечтаете в) ты пишишь,  они учут, вы удивляете 5.Данное предложение разобрать по членам , указать части речи: Старая липа качалась от ветра и громко скрипела. 6  Вставить пропущенные буквы: В туман__,  на сирен__,  о черёмух__, на вершин__ , в зелен__, на ёлк__ , к  дядюшк___, по математик__ , к пристан___,  на осин___, на ладон___, из  песн___, в капл__, на окошк___, на завод___, об успех___, о яблон___  . Тест №4   1. Указать название частей речи: а) корень, основа, приставка б)местоимение, наречие, глагол в) подлежащее, сказуемое, определение 2.Указать группу слов с предлогами: а) (по) дорожке, (на) плечи, (с)вареньем б)(по)шёл, (на)бросила, (с)варит в) (по)мешал, (на)писал, (с)пилил 3.К какой части речи  относятся данные схемы: а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол 4. Указать имена существительные 1 склонения: А) огонь, стекло, боец Б) степь, лень, рожь В) Россия, роща, деревня 5. Указать имена существительные с    Ь  на конце: А) чертёж__,  смерч__, багаж__ Б) помощ__, дрож__, пустошь__ В) ландыш__, малыш___, карандаш__ 6. Указать существительные, при склонении которых  в родительном,  дательном и предложном падежах будет  окончание  ­ и: а) тополь, зверь, окунь б) ночь, сирень, опасность  в)огонь, пароль, король Тест № 5 1.Указать предложении, в котором грамматическая основа выделена  неверно: А)Яблоня обронила свой бело­ розовый наряд. Б) Розовый свет зари окрасил деревья. В) На корабль надвигались огромные волны.  2.Указать предложение с однородными членами: А) Многие деревья являются символами городов. Б) Между низкими тучами пробился золотой луч солнца. В) Ветви дубов, лип, клёнов покрылись белыми хлопьями. 3.Указать количество звуков и букв в слове    ВЬЮГА: а) 5б, 6зв      б) 5б, 4зв       в) 5б,5зв 4. Указать  имя существительное: а) гостевой            б) гостить           в) гостинец 5. Указать глаголы, стоящие а прошедшем времени: а) озябнет,  увязнет,  окрепнет б) помог, сберёг, приполз в) везёт, зябнет, крепнет 6. Определить количество предложений в тексте: Была тихая звёздная ночь на берегу тихо стоял тёмный лес он походил на  стражу из великанов горы казались выше высокий месяц обливал всё своим трепетным светом бурлившая днём шумная река присмирела  к ней тихо  подкрался холод. а) 6             б)5           в)7                         Интегрированные контрольные работы                                                     Альбатрос  Странствующий альбатрос – великолепная из странствующих птиц.  Альбатросы достигают до полутора метров в длину, вес птицы – около 7 кг., а  размах крыльев – до трёх метров, и он по праву заслуживает названия мастера  парящего полёта.           Альбатросов относят к отряду трубоносых. У этих птиц клюв состоит из  отдельных щитков, а ноздри заключены в роговые  трубочки. Цвет оперения  светлый, преимущественно белый. Молодые птицы темнее взрослых,  полный   взрослый наряд приобретают  на 2 ­4 году жизни.           Как правил о, альбатросы на сушу прилетают только для гнездования. Молодые птицы первые два года проводят в море. Всё это время они скитаются  над морем, а отдыхают и спят прямо на воде. Альбатросы гнездятся огромными  колониями на океанических островах.  Их бывает порой так много, что из – за их тел берега совсем не видно.           Альбатросы откладывают всего лишь одно яйцо. Через 60 – 80 дней  высиживания из яйца появляется птенец. Первые 10 – 11 дней своей жизни он  питается рыбой, которую приносят ему родители. Самым крупным  представителем  семейства является странствующий альбатрос. Белоспинный  альбатрос крайне редок. Среди других видов наиболее известны  темноспинный  альбатрос, черноногий альбатрос. К сожалению, численность некоторых видов  альбатросов сокращается.            Европейцы впервые узнали об альбатросах в 15 веке. Португальские  мореплаватели  называли этих птиц  «алькатразами», а английские моряки позже   исказили   это название, превратив его в «альбатросы» . Бланк ответа Выполни задания: 1.Используя информацию из текста, ответь на вопросы: А) Какой вид альбатросов является самым  крупным?_______________________ ____________________________________________________________________ _  Б) Чем молодые альбатросы отличаются от взрослых? _______________________  ____________________________________________________________________ __  В)Где отдыхают альбатросы, странствующие над морем? _____________________  ___________________________________________________________________ Г) Продолжи предложение:   Среди других видов наиболее известны … ___________________________________________________________________ 2.Из второго предложения третьего абзаца выпиши глагол. Сделай его  фонетический разбор. __________________________________________________                                         __________________________________________________                                         __________________________________________________                                         __________________________________________________                                        __________________________________________________                                         ___________________________________________________                                          __________________________________________________ ___________________________________________________                                        3.Из четвертого абзаца выпиши два сложных слова. Разбери  их по составу. 1)_________________________________    2)________________________________  4.  Из второго абзаца выпиши  два с лова с парной согласной в корне. Подбери   проверочные слова.  1)_________________________________________________                                      2) ________________________________________________ 5 Из подчёркнутого предложения выпи ши словосочетания.__________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________ Пингвины. На Земле пингвины  появились очень давно. Сейчас  на  Земле обитают 15­18 видов  пингвинов. Все гнездятся на  островах и морских побережьях  южного полушария. Выводят  птенцов, разумеется, на суше.  Гнёзда – ямки в земле, у иных  выложенные по краям галькой, ракушками, листьями. У королевских и  императорских пингвинов гнёзд нет. Они держат яйцо на лапах. Крупные  пингвины насиживают только одно яйцо, большинство – два, реже – три. Через  месяц или два появляются птенцы. Кормят их, отрыгивая пищу, оба родителя.  Подросшие птенцы без помощи взрослых идут в воду.  В море пингвины охотятся стаями. Их крылья преобразились в гребущие  ласты, а вытянутые далеко назад ноги играют роль руля и тормоза. Рост самых   мелких пингвинов – 40 см, вес – 2 кг. Рост самых крупных – 1 м 20 см или  немногим больше, вес до 45 кг. Перья у пингвинов мелкие, перекрывают друг  друга лишь вершинками, как черепицы или чешуйки, очень плотно прилегают к  телу. Поэтому тело пингвина обтекаемое, что и требуется для водоплавающей  птицы. Плывёт пингвин со скоростью до 27 км/ч, быстрее всех иных птиц,  работая, как винтами, крыльями – ластами. «Одежда» пингвина для перины не  годится: пуховых перьев нет, и потому пингвину приходится носить под кожей  слой жира толщиной до 3 см. В снежную бурю жировая « шуба» очень нужна.  Мороз лютый: снаружи, над Антарктидой, на 100 градусов холоднее, чем под  кожей у пингвинов. Но живёт  и птенцов растит чудо – птица!  В море не такая стужа, как на берегу. Пожалуй, там можно и согреться.  Ныряя, попадает пингвин не то чтобы в теплицу, но всё­таки здесь на 50  градусов теплее, чем на воздухе. Однако и это удивительно: человек не  выдержал бы такого купания. А пингвины часами плавают в ледяной воде. Учёные зарегистрировали случай погружения императорских пингвинов на  глубину 265 метров! А рекорд пребывания под водой 18 мин. Рыба и кальмары, крабы и рачки – добыча пингвинов. Пингвин средних  размеров съедает в день полкилограмма рыбы. Врагов у этих птиц мало. В море  – акулы, косатки, тюлени – леопарды. На берегу – буревестники, крысы,  бездомные собаки, которые таскают яйца и птенцов.  Познакомимся с пингвинами, живущими в местах, казалось бы, для них  совсем неподходящими  ­  в жарких странах. На экваторе, на островах делают   гнезда   галапагосские пингвины. Они небольшие: всего полметра в высоту. А на  побережье Южной Африки поселился очковый пингвин. На юге Австралии  живёт самый крохотный из пингвинов – карликовый. У каждой  семейной пары  своя нора. В ней пингвины спят ночами, в ней высиживают птенцов.   Теперь речь пойдёт о самых крупных и самых интересных пингвинах.  Королевские пингвины выводят птенцов на островах вокруг Антарктиды.  Никаких гнёзд у них нет: яйцо согревают, держа на лапах, как и пингвины  императорские. Императорские пингвины выбрали прямо – таки убийственное  местожительство – сам материк Антарктиду! И здесь, в самое неподходящее  время – на снегу, в лютые морозы под 60 градусов, на ураганном ветру выводят  и растят птенцов эти удивительные птицы. Когда у самки  появляется одно  единственное яйцо, она  передаёт его самцу с лап на лапы. На снег нельзя и  уронить: замёрзнет, и погибнет искра жизни в нём.  Самец забирает яйцо с церемониями. Он  кланяется пингвинихе,  нежно  трогает яйцо клювом, перекатывает его клювом в «пуховой» карман – складку  кожи между лапами и брюхом пингвина. Ответственный родитель два месяца  согревает яйцо, пока птенец не проклюнется. И ещё несколько дней нянчится со  своим потомством. Дожидается  возвращения из дальнего путешествия самки.  Отец кормит птенца молоком. Птичьим, разумеется. Это молоко – особый сок,  который производит пищевод пингвина. Правда, по питательности это скорее не  молоко, а «сливки» или «сметана». Жира в птичьем молоке  в 8 раз больше, чем  в коровьем, а белков в 15 раз больше!  А где же мамаши в это время гуляют? К  океану пошли, за десятки километров. Ловят в незамёрзшей воде у берега рыб,  рачков и кальмаров. Возвращаясь,  каждая самка в многотысячной пингвиньей  толпе всегда находит по голосу свою семью. Птенец перебирается к матери на  лапы. Теперь она будет заботиться о малыше, пока не вернётся из путешествия к морю отец. Пятинедельный пингвинёнок уже не маленький и впервые ступает на снег.  Ковыляя, он уходит в «детский сад». Сотни  малышей, плотно  сбившись в кучу,  стоят тесной толпой и греют друг друга. Взрослые оберегают их от опасных  буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди  тысяч чужих. Только своих птенцов кормят. Самые прожорливые за один раз  глотают по 6 кг рыбы.  Пятимесячные пингвины в родительской заботе уже не нуждаются и  плывут на «практику» в море. Туда же направляются и взрослые.                                                                                          (700 слов)                        Тест  по прочитанному материалу Цель: проверка умения характеризовать заданный звук,    проводить  фонетический разбор слова. А 1. Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова ямка..         В слове    ямка    Первый звук гласный;  Первый звук мягкий согласный;  Второй гласный ударный. Цель:  проверка знания и умения определять грамматические признаки              имён существительных – род, число, падеж, склонение. А 2.  Отметь словосочетание, в котором есть имя существительное женского рода, 3­го склонения, в форме родительного падежа.  Возвращение самки;  Перебирается к матери;  Идут без помощи. Цель: проверка умения создавать связный текст по заданному алгоритму,       анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком        предложений. В 3. В какой последовательности нужно расположить данные предложения,  чтобы получился относительно законченный текст. Отметьте правильный  ответ. А.   Если уронит пингвин камешек на землю, то обязательно остановится и  поднимет. Б.   Они держат в клювах камешки. В.   Оказывается, камешки пингвинам нужны не играть, а дома строить. Г.    Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча.    В, Г, А, Б.   Г, В, Б, А.   Г, Б, А, В. Цель: проверка умения выделять значимые части слова (разбирать по составу  слова с однозначно выделяемыми морфемами), видеть слова, которые  подходят к заданию, распределять по группам. В 4. Распределите слова в таблице в соответствии с их составом: пуховых,  пищевод, пингвиниха,  переход, сидят, снегоход, клювом .                 Соеди                       нитель.                       гласная      Какое слово  не вошло  ни в одну группу? Запиши ……………………… Цель: проверка умения выделять в тексте предложения с однородными  членами,  различать части речи. С 5. Найди и прочитай седьмой абзац.        Сколько в нём предложений   с однородными членами?    Ответ: ………… Какими частями речи являются однородные члены  в этих  предложениях? Ответ: ………………………………………………………………………                     Список использованной литературы  1.Планируемые результаты начального общего образования / под ред.  Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой; ­ М.; Просвещение, 2010.   2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система  заданий. В 3 ч. Ч. 1./[М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др ] ; под  ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой; ­ М.; Просвещение, 2011. 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От  действия к мысли. 4. Паустовский   К.  «Повести и рассказы»; Казань, 1998.  5. Пришвин М.  «Золотой луг» ; М.; 1960. 6.Алиш А.  «Сказки»; Магариф; 2008. 7.Алиш А. «Болтливая утка»;  1993. 8. Хрестоматия для детей младшего школьного возраста; М.; Просвещение,  1990. 9. Чарушин Е. « Рассказы про зверей и птиц»; М. 2013. 10.Энциклопедия для детей «Знаешь ли ты?»  2003 11. Детская энциклопедия   «Живая природа»  ;М.; Росмэн 2013. 12.Энциклопедия ; «Знаешь ли ты птиц»; М.; Махаон; 2012. 13.Энциклопедия,  «Пресмыкающиеся России»;  М.; Росмэн, 2013. 14.Толстой Л; «Первая русская книга для чтения»; М.; 2010. 15. Материалы из школьного музея БСОШ №1  «Легенды Древних Булгар». 16. Материалы газеты Спасского района «Новая жизнь». 17.Журнал «Начальная школа»  № 5  2013г,  № 6  2013г, №7  2013г, № 4 2912г. 18. Журнал «Начальная школа»  приложение к 1 сентября; № 4 2012г ;  №6    2012г.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.

Авторская работа по русскому языку для 4 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017