Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
3 кл—4 кл
01.06.2017
В исследовательской работе "Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка" рассмотрены понятия: "мнемотехника", "мненоправила". Цель работы: создать краткий мнемотехнический справочник правил орфографии русского языка, которым можно будет пользоваться ученикам вне зависимости от взглядов их учителя на применение мнемотехник в изучении русского языка.Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Основные приемы мнемотехники – это рифмовка, ассоциативные рисунки, фонетические ассоциации, мнемосказки и мнемоправила. Применение мнемотехник для изучение русского языка делает процесс обучения интересней и легче.Исследовательская работа.
Исследовательская работа Южаниновой В..doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №5»
Школьная научнопрактическая конференция «Шаги в науку»
Исследовательская работа
Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Выполнила:
ученица 4 в класса
Южанинова Варвара
Учитель:
Фогель Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории Оренбург
2017 г.
2 Содержание
стр
.
3
Введение………………………………………………………………………...
Теоретическая часть……………………………………………………… 5
I.
5
1.1. Общее представление о мнемотехнике………………………………...
6
1.2. Классификация приемов мнемотехники для изучения языка...……….
9
II. Практическая часть………………………………………………………..
9
2.1. Мнемоправила……………………………………………………………..
2.2. Мнемофразы для запоминания исключений и словарных слов……….
14
2.3. Анкетирование………….………………………………………………… 16
Заключение..…………………………………………………………………… 18
Список литературы….………………………………………………………… 19
Приложения…………………………………………………………………… 20
3 Введение
Изучение русского языка сейчас, как и в прошлые века не вызывает у
Множество громоздких правил,
большинства учащихся интереса.
перегруженных исключениями, вызывают у одних учеников страх, у других –
безразличие. Даже Л.Н. Толстой с Яснополянской школе отказался от
преподавания грамматики изза того, что не смог заинтересовать ею детей. Для
учителей, учеников и их родителей поиск эффективных методов изучения
русского языка – это актуальная проблема уже несколько веков. И рискует
оставаться таковой еще очень долгое время.
Проблема моего исследования заключается в том, что учителя и
составители учебников по русскому языку поразному относятся к применению
мнемотехник. Ктото полностью их отвергает. Ктото использует мнемотехники
в своей работе, основываясь не на учебниках, а на личном недокументированном
опыте. Ктото целиком строит свою учебную программу на мнемотехниках. В
результате созданы интересные учебные пособия по русскому языку, основанные
на мнемотехниках, но нет кратких мнемотехнических справочников правил
русского языка. А такой справочник значительно облегчил бы изучение
предмета ученикам тех учителей, которые не используют в своей работе
мнемотехники.
Цель работы: создать краткий мнемотехнический справочник правил
орфографии русского языка, которым можно будет пользоваться ученикам вне
зависимости от взглядов их учителя на применение мнемотехник в изучении
русского языка.
Задачи работы:
1. Собрать мнемотехники правил орфографии русского языка в
литературных источниках и сети Интернет.
2.
Провести
анкетирование
взрослых для
выявления
недокументированных мнемотехник правил орфографии русского языка.
4 3. Систематизировать собранные мнемотехники.
4. Составить мнемотехнический справочник правил орфографии русского
языка.
Объект исследования: мнемотехники в изучении русского языка.
Предмет исследования: мнемотехники правил орфографии русского
языка.
Методы исследования:
изучение литературы;
поиск в сети интернет;
анкетирование;
анализ и систематизация полученной информации.
Полученный мнемотехнический справочник правил орфографии русского
языка составляет практическую значимость моей исследовательской работы.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается
в получении и систематизации мной большого количества альтернативных
правил русского языка. Это позволяет иначе взглянуть на сам язык, увидеть в
нем новые связи и закономерности, о которых не говорится в школьной
программе. Это значительно повышает интерес к изучению языка.
Перспективу моей исследовательской работы я вижу в рассмотрении
других предметов исследования. Правила других разделов русского языка
(синтаксис, фонетика и др) тоже подвергались изменению мнемотехниками.
Поскольку большинство таких правил изучаются в средних классах, я считаю
возможным составление мной еще одного справочника через несколько лет. Это
будет большой мнемотехнический справочник правил русского языка.
5 I.
Теоретическая часть
1.1. Общее представление о мнемотехнике.
Мнемоника — искусство запоминания. Мнемотехника — совокупность
облегчающих запоминание нужной
специальных приёмов и способов,
информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций [1.
С. 362].
Слова с абстрактным значением запомнить большинству людей сложно.
Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней.
Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово
содержанием (методы мнемотехники) — чемто, что связано с конкретными
яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями [2. С. 135].
Память маленьких учеников не приспособлена к «простому запоминанию»
многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в
слове. Зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим, мнемотехника
придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные», опирающиеся
на ассоциации [3. С. 83]. Благодаря им и начинает работать эмоционально
образная память ребенка. Взрослые – не исключение, образная память помогает
всем.
Мнемотехники интересны детям своей необычностью и
«неправильностью». Учителя, пользующиеся мнемотехниками, вызывают в детях
признательность и уважение. При использовании мнемотехник мотивация детей
к изучению предмета возрастает, а часто появляется из ничего. Мнемотехники,
изученные в детстве, остаются с людьми на всю жизнь. В то время как обычные
правила чаще всего остаются в «школьном» прошлом «мертвым грузом».
Еще на Руси мнемотехники использовались для изучения языка. Сама
славянская азбука – это пример мнемотехники. Названия всех букв кириллицы
были придуманы с мнемонической целью [4. С. 157].
6 А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) –
письменность есть добро и т.д.
То есть уже тогда люди понимали, что мнемотехника облегчает и
улучшает запоминание информации.
1.2. Классификация приемов мнемотехники для изучения языка.
Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что
это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо
вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном
мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.
Рифмовка – самый простой мнемоприем. Зачастую достаточно
переставить слова местами или добавить к ним несколько новых слов, чтобы
получился рифмованный текст. Он запоминается гораздо легче нерифмованного,
даже если при рифмовке потеряет смысл [5. С. 9].
Самый известный пример – это рифмовка глаголовисключений
спряжений.
Просто рифмованные:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и вертеть,
И смотреть, и ненавидеть,
И обидеть, и терпеть.
Включенные в стихотворение:
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
7 Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Следующий мнемоприем ассоциативные рисунки. Сложные слова
можно рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквырисунки,
подобранные на основе ассоциаций [5. С. 11].
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью
приема фонетических ассоциаций, надо к запоминаемому слову подобрать
созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого
и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо. Если запоминаемое
слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему
надо подобрать несколько созвучных слов [5. С. 13]. Например:
Горизонт – гори, зонт
Облако – лак
Винегрет – вино не гретое
Карандаш – кара
Орех – ор
Потом – пот
Базар – база
Балкон – бал
8 Мечта – меч
Из словасозвучия и запоминаемого можно составить сюжет. Сюжет
должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
Например:
Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап.
Помидор – помни милый помидор.
Рисунок – на рисунке нарисован рис.
Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.
Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно выделить на
письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно
подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для подключения к
запоминанию зрительной памяти.
Еще один прием мнемосказки. Они бывают грамматическими,
синтаксическими, фонетическими и другими [5. С. 16]. Пример грамматической
сказки приведен в Приложении 1.
Все перечисленные приемы достаточно универсальны. С незначительными
изменениями они применяются не только при изучении языка. Но есть и
уникальный мемоприем для изучения языка: собственно правила [5. С. 18].
Например:
9 Правописание сложных существительных с первым корнем ПОЛ
можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень.
Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву;
2) О или другую гласную букву;
3) Л.
Различные мнемоприемы комбинируются друг с другом для достижения
наилучшего эффекта запоминания.
10 II. Практическая часть
2.1. Мнемоправила.
Предметом моего исследования я выбрала мнемоправила. Они не так
громоздки, как сказки и стихотворения. Мнемоправила могут комбинироваться
с рифмовкой, но если в стихотворениях форма главенствует над смыслом, то в
стихотворных правилах смысл остается главным, а форма лишь усиливает
эффект. Мнемоправила легче учить, если они скомбинированы с графическим
методом, но без него они хорошо подходят для составления справочника.
Правило ослика Иа (для корней с чередованием гласных): если за корнем
а, в корне пиши и [6. С. 1].
Правило Ира созвучно правилу ослика Иа [6. С. 1]. Вот оно:
Собирать, стирать, задира
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква и.
Если после корня — а,
В корне будет и всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? — Вытирай!
Мнемофраза для запоминания написания корней скак и скоч [6. С. 1]:
СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.
Мнемофразы для запоминания слов, начинающихся на з [7. С. 1]:
1) Здесь, здание, здоровье, зги.
2) Здесь, здоровье, здание
–Ты заучи слова.
В них не ищи приставки С
с 3 пиши всегда!
11 Мнемоправило пол: правописание сложных существительных с первым
корнем пол можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют
корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
прописную букву, о или другую гласную букву, л [7. С. 1].
Когда пишется –чик? Да ты же сам знаешь! – мнемофраза для
запоминания согласных, после которых пишется суффикс профессии –чик.
Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с,
з [7. С. 1]. Другой мнемоприем для этого правила слово джазист.
Мнемофраза: Да ты же сам знаешь, джазист!
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо; бережёт перчёную
тушёнку на ночёвку — мнемофразы для запоминания самых распространенных
слов, где под ударением путают о и ё [7. С. 1].
Мнемофраза для запоминения особенности склонения слов на мя [6. С. 1]:
Чтоб начать запоминать,
Надо все их срифмовать: имя, вымя,
бремя, время, семя, племя,
темя, пламя, стремя, знамя.
Но при этом не забудь:
Всякий раз, как их склоняешь,
Суффикс ен ты прибавляешь.
В список вставим слово путь.
Все! И можно отдохнуть.
Мнемофразы для запоминания существительных в родительном падеже
множественного числа [8. С. 1]:
1) Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
12 2) Шесть гектарОВ апельсинОВ,
Яблок, груш и мандаринОВ,
БаклажанОВ – грядок пять,
ПомидорОВ – не собрать.
3) В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носкОВ и без чулок.
Есть и другой способ запомнить про носки и чулки. Чулки и без того
длинные, зачем им ов? А носки коротенькие, потому они радуются, что их
удлинили – добавили окончание ов [6. С. 1].
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один! – мнемоправило
написания удвоенной н [6. С. 1].
Вид не менять, СЯ не терять – мнемофраза для верного определения
начальной формы глагола [7. С. 1].
Мнемофраза для запоминания предлогов, пишущихся слитно [7. С. 1]:
Несмотря на, вместо, вроде,
Ещё наподобие, знаю все наперечёт:
Вследствии, ввиду, насчет.
Мнемофраза для запоминания написания предлогов о и об [7. С. 1]:
1)
Если «й» закрался в слог,
То тогда мы пишем «об».
Если гласный пред тобой,
Пишем «о» само — собой.
2) Перед гласным пишут «об»,
Об этом знаю точно.
А перед согласным пишут «о»,
Скажу вам даже ночью.
Мнемофраза правописания слов с корнями лаг и лож [6. С. 1]:
Гуси, гуси!
13 Га, га, га!
Перед г пишите а!
Мнемофраза правописания слов с корнями раст, ращ, рос [6. С. 1]:
Если в корне т и щ(а) –
Стопроцентно пиши а!
Исключение не забудь:
Отрасль, росток…и в путь!
Мнемофраза правописания слов с корнями кос, кас [6. С. 1]: Сон есть или
его нет. Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть
словоформы этого слова (сна, сны, сну, снись). А еще он любит, когда рядом
есть три буквы нет [6. С. 1]. Ищи рядом с корнем кос «сон» или «нет». Еще
одна мнемофраза для этого правила:
После кос я вижу н,
Пишу О, и «нОу» прОблем.
Мнемофразы правописания слов с корнями гор, гар [6. С. 1]:
1)
2)
Я не знаю: гар иль – гор. О и это пригОвОр.
Я не знаю – гар иль – гор в пОльзу О Окончен спор.
Мнемофразы правописания приставок пре и при [6. С. 1]:
При: Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).
Пре: Мама Пере , папа Очень,
Дочка Пре помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
14 Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления
слов «одевать» и «надевать»: одеть — когото, надеть — чтото [7. С. 1].
Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней
«гар»«гор», «твар»«твор» и «клан»«клон» [7. С. 1].
Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки (авто,
мото, вело, фото, теле, радио) пишутся слитно [6. С. 1].
Мнемофразы для запоминания написания непроизвосимого согласного [7.
С. 1]:
1)
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву «Т» писать напрасно
В словах «вкусный, интересный».
2)
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
В этой мнемофразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Психиатр и педиатр пошли в театр – мнемофраза для запоминания
написания тр в конце слова [6. С. 1].
То, либо, нибудь чёрточку не забудь – мнемофраза для запоминания
написания дефиса в неопределенных местоимениях [7. С. 1]. Другие
мнемофразы:
1)
2)
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
То, кое, либо, нибудь —
Дефис не позабудь,
А частицы бы, ли, же —
15 Разделяй давай уже.
3)
Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
В последней мнемофразе упоминается правило написания предлогов изза,
изпод.
Мнемофраза для запоминания написания з и с в приставках [7. С. 1]:
Не забудьте, что приставки
Раз, из, воз, низ, чрез и без
Пред согласными глухими
Быстро сменят "з" на "с".
Мнемоправило окна (написания о и а на конце наречий): после приставки
надо поставить слово окно; если у слова окно будет окончание о, то наречие
тоже будет заканчиваться на о; если будет окончание а, то наречие будет
заканчиваться на а. Например: слева (с окна), направо (на окно) [9. С. 1].
Очень популярный мнемоприем – составление мнемофраз для
запоминания падежей (именительный, родительный, дательный, винительный,
творительный, предложный). Я приведу только некоторые из них. Первая буква
каждого слова фразы совпадает с первой буквой названия падежа [7. С. 1]:
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали.
2.2. Мнемоприемы запоминания исключений из правил.
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий на
шипящую без ь [7. С. 1].
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для
запоминания слов с ы после ц в корне. Есть еще несколько мнемофраз для этих
16 слов: Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка; Цыган на цыпочках
стащил цыпленка и сказал «Цыц!» [7. С. 1].
Оловянный, деревянный и стеклянный есть «в школьном окне»
(стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет) – мнемофраза для
запоминания исключений написания удвоенной н после я [6. С. 1]. Это правило
есть в виде мнемостихотворений:
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".
Ростовщик Ростислав поехал в город Ростов, чтобы заниматься
разной отраслью. По дороге ему попались росток, переросток и мальчик
подросток — мнемофраза для запоминания словисключений с корнем «рас»,
«рос» [6. С. 1].
Шорох в крыжовнике, шов в капюшоне, обжоры в трущобах
мнемофраза для запоминания написания о после шипящих [6. С. 1]. Есть еще
одна мнемофраза для этих слов:
Шорох, чокаться, трущоба,
Шов, крыжовник и чащоба,
Шорты, пончо, капюшон,
Чопорный, жокей, пижон,
Плюс трещотка, жор, мажор,
И изжога, и боржом,
А ещё жонглер, обжора,
Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,
Шоколад, шоссе, шофер
Вот почти и весь набор.
17 Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют – мнемофраза для
зопоминания непроизносимой согласной в корне [6. С. 1].
Самый популярный мнемоприем – это составление мнемофразы для
запоминания глаголовисключений из I спряжения [7. С. 1]. Вот некоторые из
них:
1]:
С. 1]:
1)
Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А ещё вертеть, смотреть,
Ненавидеть и терпеть.
2)
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть.
Вы запомните, друзья.
Их на Е спрягать нельзя.
Мнемофраза для запоминания глаголовисключений из II спряжения [6. С.
Чтобы курицу соседки чисто наголо побрить,
Надо нам на табуретке две салфетки постелить.
Мнемофраза для запоминания глаголовисключений из I и II спряжений [6.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на ить,
Исключенья: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть
18 И зависеть, и терпеть.
Мнемофразы для запоминания словарных слов [7. С. 1]:
С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.
В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер, на вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Киллер у дилера одну Л отнял.
Мошенник у труженика одну н украл.
ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент.
Ровесник – нет т (ровно весен, зим, лет); сверстник – есть т – с версту.
2.3. Анкетирование.
Чтобы выяснить эффективность применения мнемотехник для изучения
русского языка, я провела анкетирование взрослых. В нем приняли участие 112
людей старше 30 лет. Взрослые, у которых образование или работа связаны с
русским языком (учителя русского языка и начальных классов, журналисты), в
анкетировании участия не принимали. Анкетирование рассчитано на «среднего»
взрослого, который окончил изучение русского языка, закончив школу.
Анкета приведена в Приложении 2.
В результате анкетирования я выяснила, что:
1) Лишь четверть респондентов считает, что знает русский язык «хорошо»
или «отлично». Две трети респондентов оценивают свое знание русского языка
на «удовлетворительно».
2) Правильно сформулировать 5 правил русского языка удалось
большинству респондентов. Но подавляющее большинство правил были из курса
1 класса: «не с глаголами пишется отдельно», «жи и ши пиши с буквой и» и
похожие. Эти правила сами по себе напоминают мнемофразы, потому и легко
запоминаются.
19 3) 10 и более правил может сформулировать лишь пятая часть
респондентов. Это меньше, чем оценили свое знание языка на «хорошо» и
«отлично».
4) Что такое мнемотехники и как они применяются в русском языке, знает
только шестая часть респондентов.
5) Распространенные мнемофразы смогли вспомнить почти все
респонденты. Вспомнить более 5 мнемофраз и мнемоправил смогла только
пятая часть респондентов. Знание мнемоправил и мнемофраз отображено на
круговой диаграмме в Приложении 3. Зависимость от знания мнемофраз и
уровнем знания русского языка не выявлена
6) В большинстве случаев респонденты узнали мнемофразы от своих
учителей. Большинству мнемофразы в школе нравились, они считают их
полезными и хотят, чтобы их детей учили русскому языку с применением
мнемотехник. Интерес респондентов к мнемоправилам и мнемофразам в
школьные годы отображен на круговой диаграмме в Приложении 4. Оценка
респондентами пользы от мнемоправил и мнемофраз отображен на круговой
диаграмме в Приложении 5.
По результатам анкетирования я делаю вывод: применение мнемотехник
для изучение русского языка делает процесс обучения интересней и легче,
оставляет о себе приятные воспоминания и большинством бывших учеников
оценивается положительно.
Заключение
В начале моей исследовательской работы я поставила перед собой цель
создать краткий мнемотехнический справочник правил орфографии русского
языка.
Для достижения этой цели я собрала мнемоправила орфографии русского
языка в литературных источниках, сети Интернет и путем опроса взрослых.
Собранные правила были систематизированы.
Результатом стал
20 мнемотехнический справочник правил орфографии русского языка, который
составляет практическую значимость моей исследовательской работы.
Справочник может использоваться учениками в дополнение к школьным
учебникам. Он не только облегчит запоминание сложных правил и исключений,
но улучшит мотивацию учеников к занятию русским языком.
Я считаю, что поставленная в начале работы цель мною достигнута.
В ходе исследования мной получено и систематизировано большое
количество альтернативных правил русского языка. Они расширили мой взгляд
на русский язык, позволили увидеть в нем новые связи и закономерности, о
которых не говорится в школьной программе. Эти новые знания составили
теоретическую значимость моей исследовательской работы.
Впервые занятие орфографией было мне так интересно. Я уверена, что и
дальше с увлечением продолжу заниматься русским языком и смогу привлечь к
этому моих сверстников.
Перспективу моей исследовательской работы я вижу в рассмотрении
других предметов исследования. Правила других разделов русского языка
(синтаксис, фонетика и др) тоже подвергались изменению мнемотехниками.
Поскольку большинство таких правил изучаются в средних классах, я считаю
возможным составление мной еще одного справочника через несколько лет. Это
будет большой мнемотехнический справочник правил русского языка.
21 Список использованной литературы
1. Мнемотехнические знаки // Еврейская энциклопедия Брокгауза и
Ефрона. — СПб., 1908—1913. — Т. Х. — C. 484.
2. Авшарян Г. Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. —
М., 2008. — С. 224.
3. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации.
— М., 2013. — С. 160.
4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. — М.Л., 1931. — С. 280.
5. Агафонов В. В. Неправильные правила для словарных слов и не только.
— 2е изд., перераб. и доп. — М., — С. 20.
6. Запоминалки, посвященные теме Русского языка. [Электронный ресурс]
— Режим доступа: http://pomnupi.ru/index/russkij_jazyk2/045. — 01.03.2017.
7. Мнемоника. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C
%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
— 01.03.2017.
8. Проверено, многим помогает. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://opendubna.ru/gramotnost/1756proverenomnogimpomogaet. — 01.03.2017.
9. Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tutrus.com/morfemika/suffiksy
narechij. — 01.03.2017.
22 Мнемосказка «Суффиксы –то, либо, нибудь и приставка кое».
Приложение 1.
Жили – были три мушкетера – это суффиксы то, либо, нибудь. Вместе с
ними в большой дружбе был Д’Артаньян, т.е. приставка кое. Все страшные
драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут –
они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят
не на шутку.
Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили:
1. Шпагой больше не размахивать
2. Пусть местоимения кладут шпагу вертикально (черточкой), и тогда
никто не подойдет близко к мушкетерам и Д'Артаньяну.
С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся.
Правда, приставка кое , т. е. Д’Артаньян, как истинный гасконец, не
связывается с предлогами – мальчишками. Если они начинают путаться под
ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки –
предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое
у кого, кое к чему, кое с кем.
Д’Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги
маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну».
23 Приложение 2.
Анкета
Отметьте правильный вариант ответа.
1. Как вы оцениваете свое знание русского языка:
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
2. Кратко сформулируйте 5 правил орфографии русского языка:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Как предыдущее задание вам далось?
легко, могу написать еще 5 правил
нормально
тяжело далось
не далось
4. Знаете ли вы, как мнемотехники применяются в русском языке?
не знаю, что такое мнемотехники
знаю, что такое мнемотехники, но не знаю, как они применяются в русском
языке
знаю и могу привести примеры
5. Знаете ли вы небольшие стишки для запоминания правил русского языка или
исключений из них? Например:
«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».
Гнать, держать, дышать, зависеть,
24 Видеть, слышать и обидеть,
А ещё вертеть, смотреть,
Ненавидеть и терпеть.
знаю и могу привести больше пяти примеров
знаю
слышал чтото похожее
впервые слышу (спасибо, для вас анкетирование закончено)
6. Эти или похожие стишки вы узнали от:
учителей
родителей
сверстников
из специальной литературы
7. Вам нравились такие стишки в школе?
да, нравились
мне было всеравно
нет, не нравились
8. Помогли ли вам такие стишки в изучении русского языка или в обычной
жизни?
да, они помогли мне выучить русский язык в школе
да, я до сих пор иногда ими пользуюсь
возможно
нет
9. Хотите ли вы, чтобы ваших детей учили русскому языку с применением таких
стишков?
да, научу детей этим стишкам сам, если не расскажет учитель
скорее да, чем нет
оставлю этот вопрос на усмотрение учителя моих детей
мне всеравно
25 нет, не хочу.
26 Приложение 3.
Знание мнемоправил и мнемофраз.
27 Приложение 4.
Интерес к мнемоправилам и мнемофразам в школьные годы.
28 Приложение 5.
Оценка респондентами пользы от мнемоправил и мнемофраз.
29
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.