Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Оценка 4.9

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
3 кл—4 кл
01.06.2017
Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
В исследовательской работе "Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка" рассмотрены понятия: "мнемотехника", "мненоправила". Цель работы: создать краткий мнемотехнический справочник правил орфографии русского языка, которым можно будет пользоваться ученикам вне зависимости от взглядов их учителя на применение мнемотехник в изучении русского языка.Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Основные приемы мнемотехники – это рифмовка, ассоциативные рисунки, фонетические ассоциации, мнемосказки и мнемоправила. Применение мнемотехник для изучение русского языка делает процесс обучения интересней и легче.Исследовательская работа.
Исследовательская работа Южаниновой В..doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №5» Школьная научно­практическая конференция «Шаги в науку» Исследовательская работа Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка. Выполнила: ученица 4 в класса Южанинова Варвара Учитель: Фогель Светлана Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Оренбург 2017 г. 2 Содержание стр . 3 Введение………………………………………………………………………... Теоретическая часть……………………………………………………… 5 I. 5 1.1. Общее представление о мнемотехнике………………………………... 6 1.2. Классификация приемов мнемотехники для изучения языка...………. 9 II. Практическая часть……………………………………………………….. 9 2.1. Мнемоправила…………………………………………………………….. 2.2. Мнемофразы для запоминания исключений и словарных слов………. 14 2.3. Анкетирование………….………………………………………………… 16 Заключение..…………………………………………………………………… 18 Список литературы….………………………………………………………… 19 Приложения…………………………………………………………………… 20 3 Введение Изучение русского  языка  сейчас,  как и  в  прошлые  века  не вызывает  у   Множество   громоздких   правил, большинства   учащихся   интереса. перегруженных исключениями, вызывают у одних учеников страх, у других – безразличие.   Даже   Л.Н.   Толстой   с   Яснополянской   школе   отказался   от преподавания грамматики из­за того, что не смог заинтересовать ею детей. Для учителей,   учеников   и   их   родителей   поиск   эффективных   методов   изучения русского   языка  –  это   актуальная   проблема   уже   несколько   веков.  И   рискует оставаться таковой еще очень долгое время. Проблема  моего   исследования  заключается   в   том,   что   учителя   и составители учебников по русскому языку по­разному относятся к применению мнемотехник. Кто­то полностью их отвергает. Кто­то использует мнемотехники в своей работе, основываясь не на учебниках, а на личном недокументированном опыте. Кто­то целиком строит свою учебную программу на мнемотехниках. В результате созданы интересные учебные пособия по русскому языку, основанные на   мнемотехниках,   но   нет   кратких   мнемотехнических   справочников   правил русского   языка.   А   такой   справочник   значительно   облегчил   бы   изучение предмета   ученикам   тех   учителей,   которые   не   используют   в   своей   работе мнемотехники. Цель   работы:  создать   краткий   мнемотехнический   справочник   правил орфографии русского языка, которым можно будет пользоваться ученикам вне зависимости  от взглядов их учителя на применение мнемотехник в изучении русского языка. Задачи работы: 1.   Собрать   мнемотехники   правил   орфографии   русского   языка   в литературных источниках и сети Интернет. 2.   Провести   анкетирование   взрослых   для   выявления недокументированных мнемотехник правил орфографии русского языка. 4 3. Систематизировать собранные мнемотехники. 4. Составить мнемотехнический справочник правил орфографии русского языка. Объект исследования: мнемотехники в изучении русского языка. Предмет   исследования:  мнемотехники   правил   орфографии   русского языка. Методы исследования: ­ изучение литературы; ­ поиск в сети интернет; ­ анкетирование; ­ анализ и систематизация полученной информации. Полученный мнемотехнический справочник правил орфографии русского языка составляет практическую значимость моей исследовательской работы. Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в   получении   и   систематизации   мной   большого   количества   альтернативных правил русского языка. Это позволяет иначе взглянуть на сам язык, увидеть в нем   новые   связи   и   закономерности,   о   которых   не   говорится   в   школьной программе. Это значительно повышает интерес к изучению языка. Перспективу  моей   исследовательской   работы   я   вижу   в   рассмотрении других   предметов   исследования.   Правила   других   разделов   русского   языка (синтаксис,   фонетика   и   др)   тоже   подвергались   изменению   мнемотехниками. Поскольку большинство таких правил изучаются в средних классах, я считаю возможным составление мной еще одного справочника через несколько лет. Это будет большой мнемотехнический справочник правил русского языка. 5 I. Теоретическая часть 1.1. Общее представление о мнемотехнике. Мнемоника — искусство   запоминания.   Мнемотехника —   совокупность   облегчающих запоминание нужной специальных   приёмов   и   способов, информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций  [1. С. 362]. Слова  с абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием   (методы   мнемотехники) —   чем­то,   что   связано   с   конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями [2. С. 135]. Память маленьких учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные», опирающиеся на   ассоциации   [3.   С.   83].   Благодаря   им   и   начинает   работать   эмоционально­ образная память ребенка. Взрослые – не исключение, образная память помогает всем. Мнемотехники   интересны   детям   своей   необычностью   и «неправильностью». Учителя, пользующиеся мнемотехниками, вызывают в детях признательность и уважение. При использовании мнемотехник мотивация детей к изучению предмета возрастает, а часто появляется из ничего. Мнемотехники, изученные в детстве, остаются с людьми на всю жизнь. В то время как обычные правила чаще всего остаются в «школьном» прошлом «мертвым грузом». Еще на Руси мнемотехники использовались для изучения языка. Сама  славянская азбука – это пример мнемотехники. Названия всех букв кириллицы  были придуманы с мнемонической целью [4. С. 157]. 6 А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) –  письменность есть добро и т.д. То есть уже тогда люди понимали, что мнемотехника облегчает и  улучшает запоминание информации. 1.2. Классификация приемов мнемотехники для изучения языка. Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это   деление   на   группы   условно.   Конечно,   есть   мнемоприемы,   хорошо вписывающиеся   в   границы   той   или   иной   группы,   но   иногда   в   одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп. Рифмовка  –   самый   простой   мнемоприем.   Зачастую   достаточно переставить слова местами или добавить к ним несколько новых слов, чтобы получился рифмованный текст. Он запоминается гораздо легче нерифмованного, даже если при рифмовке потеряет смысл [5. С. 9]. Самый   известный   пример   –   это   рифмовка   глаголов­исключений спряжений. Просто рифмованные: Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и вертеть, И смотреть, и ненавидеть, И обидеть, и терпеть. Включенные в стихотворение: Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, 7 Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Следующий   мнемоприем   ­  ассоциативные   рисунки.   Сложные   слова можно рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы­рисунки, подобранные на основе ассоциаций [5. С. 11]. Для   того   чтобы   запомнить   правописание   трудного   слова   с   помощью приема  фонетических   ассоциаций,   надо   к   запоминаемому   слову   подобрать созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо. Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать несколько созвучных слов [5. С. 13]. Например: Горизонт – гори, зонт Облако – лак Винегрет – вино не гретое Карандаш – кара Орех – ор Потом – пот Базар – база Балкон – бал 8 Мечта – меч Из   слова­созвучия   и   запоминаемого   можно   составить   сюжет.   Сюжет должен   быть   ярким,   смешным,   необычным,   может   быть,   даже   нелепым. Например: Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап. Помидор – помни милый помидор. Рисунок – на рисунке нарисован рис. Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно выделить на письме   (размером,   курсивом,   цветом),   запоминаемые   буквы   желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для подключения к запоминанию зрительной памяти. Еще   один   прием   ­   мнемосказки.   Они   бывают   грамматическими, синтаксическими, фонетическими и другими [5. С. 16]. Пример грамматической сказки приведен в Приложении 1. Все перечисленные приемы достаточно универсальны. С незначительными изменениями   они   применяются   не   только   при   изучении   языка.   Но   есть   и уникальный   мемоприем   для   изучения   языка:   собственно  правила  [5.   С.   18]. Например: 9 Правописание   сложных   существительных   с   первым   корнем   ПОЛ­ можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на: 1) Прописную букву; 2) О или другую гласную букву; 3) Л. Различные мнемоприемы комбинируются друг с другом для достижения наилучшего эффекта запоминания. 10 II. Практическая часть 2.1. Мнемоправила. Предметом   моего   исследования   я   выбрала   мнемоправила.   Они   не   так громоздки, как сказки и стихотворения. Мнемоправила могут комбинироваться с рифмовкой, но если в стихотворениях форма главенствует над смыслом, то в стихотворных   правилах   смысл   остается   главным,   а   форма   лишь   усиливает эффект. Мнемоправила легче учить, если они скомбинированы с графическим методом, но без него они хорошо подходят для составления справочника. Правило ослика Иа (для корней с чередованием гласных): если за корнем а, в корне пиши и [6. С. 1]. Правило Ира созвучно правилу ослика Иа [6. С. 1]. Вот оно: Собирать, стирать, задира ­ Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква и. Если после корня — а, В корне будет и всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? — Вытирай! Мнемофраза для запоминания написания корней скак и скоч [6. С. 1]: СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь. Мнемофразы для запоминания слов, начинающихся на з [7. С. 1]: 1) Здесь, здание, здоровье, зги. 2) Здесь, здоровье, здание –Ты заучи слова. В них не ищи приставки С с 3 пиши всегда! 11 Мнемоправило   пол:   правописание   сложных   существительных   с   первым корнем пол­ можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на: прописную букву, о или другую гласную букву, л [7. С. 1]. Когда   пишется   –чик?   Да   ты   же   сам   знаешь!  –   мнемофраза   для запоминания   согласных,   после   которых   пишется   суффикс   профессии   –чик. Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з   [7.   С.   1].   Другой   мнемоприем   для   этого   правила   ­   слово  джазист. Мнемофраза: Да ты же сам знаешь, джазист! У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо; бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для запоминания самых распространенных слов, где под ударением путают о и ё [7. С. 1]. Мнемофраза для запоминения особенности склонения слов на мя [6. С. 1]: Чтоб начать запоминать, Надо все их срифмовать: имя, вымя, бремя, время, семя, племя, темя, пламя, стремя, знамя. Но при этом не забудь: Всякий раз, как их склоняешь, Суффикс ­ен­ ты прибавляешь. В список вставим слово путь. Все! И можно отдохнуть. Мнемофразы   для   запоминания   существительных   в   родительном   падеже множественного числа [8. С. 1]: 1) Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, У таджиков и армян, у монголов и цыган, У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, У киргизов и грузин, у бурят и осетин. 12 2) Шесть гектарОВ апельсинОВ, Яблок, груш и мандаринОВ, БаклажанОВ – грядок пять, ПомидорОВ – не собрать. 3) В детской сказке колобок по траве катиться мог Без ботинок, без сапог, без носкОВ и без чулок. Есть и другой способ запомнить про носки и чулки. Чулки и без того длинные,   зачем   им  ов?   А   носки   коротенькие,   потому   они   радуются,   что   их удлинили – добавили окончание ов [6. С. 1]. Онн,   енн   –   пиши   два   Н;   ан,   ян,   ин   –   пиши Н   один!  –   мнемоправило написания удвоенной н [6. С. 1]. Вид не менять, ­СЯ не терять – мнемофраза для верного определения начальной формы глагола [7. С. 1]. Мнемофраза для запоминания предлогов, пишущихся слитно [7. С. 1]: Несмотря на, вместо, вроде, Ещё наподобие, знаю все наперечёт: Вследствии, ввиду, насчет. Мнемофраза для запоминания написания предлогов о и об [7. С. 1]: 1) Если «й» закрался в слог, То тогда мы пишем «об». Если гласный пред тобой, Пишем «о» само — собой. 2) Перед гласным пишут «об», Об этом знаю точно. А перед согласным пишут «о», Скажу вам даже ночью. Мнемофраза правописания слов с корнями лаг и лож [6. С. 1]: ­ Гуси, гуси! 13 ­ Га, га, га! ­ Перед г пишите а! Мнемофраза правописания слов с корнями раст, ращ, рос [6. С. 1]: Если в корне т и щ(а) – Стопроцентно пиши а! Исключение не забудь: Отрасль, росток…и в путь! Мнемофраза правописания слов с корнями кос, кас [6. С. 1]: Сон есть или его нет. Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть словоформы этого слова (сна, сны, сну, снись). А еще он любит, когда рядом есть три буквы ­ нет [6. С. 1]. Ищи рядом с корнем кос «сон» или «нет». Еще одна мнемофраза для этого правила: После ­ кос я вижу ­ н, Пишу О, и «нОу» прОблем. Мнемофразы правописания слов с корнями гор, гар [6. С. 1]: 1) 2) Я не знаю: ­ гар иль – гор. О­ и это пригОвОр. Я не знаю – гар иль – гор ­ в пОльзу О Окончен спор. Мнемофразы правописания приставок пре и при [6. С. 1]: При: Что – то я соединяю (соединение), И к чему – то приближаю (приближение), Рядом, близко я стою (близость) И неполно делаю (неполное действие). Пре: Мама Пере­ , папа Очень, Дочка Пре­ помочь им хочет, Коль недуг одолевает – Дочка вмиг их заменяет. Пре – приставка утром рано По секрету рассказала: 14 Слово очень мне родня, Пере – вот моя семья. Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления слов «одевать» и «надевать»: одеть — кого­то, надеть — что­то [7. С. 1]. Горению творца поклоняйся  — для запоминания употребления корней «гар»­«гор», «твар»­«твор» и «клан»­«клон» [7. С. 1]. Автомотовелофототелерадиомонтёр  —   все   эти   приставки   (авто­, мото­, вело­, фото­, теле­, радио­) пишутся слитно [6. С. 1]. Мнемофразы для запоминания написания непроизвосимого согласного [7. С. 1]: 1) Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву «Т» писать напрасно В словах «вкусный, интересный». 2) И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! В этой мнемофразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н». Психиатр   и   педиатр   пошли   в   театр  –   мнемофраза   для   запоминания написания тр в конце слова [6. С. 1]. То, либо, нибудь чёрточку не забудь – мнемофраза для запоминания  написания дефиса в неопределенных местоимениях [7. С. 1]. Другие  мнемофразы: 1) 2) Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть! То, кое, либо, нибудь —  Дефис не позабудь, А частицы бы, ли, же — 15 Разделяй давай уже. 3) Либо, кое, ка, нибудь, То, таки не позабудь Написать через дефис, Как предлог со словом из.  В последней мнемофразе упоминается правило написания предлогов из­за, из­под. Мнемофраза для запоминания написания з и с в приставках [7. С. 1]: Не забудьте, что приставки Раз­, из­, воз­, низ­, чрез­ и без­ Пред согласными глухими Быстро сменят "з" на "с". Мнемоправило окна (написания о и а на конце наречий): после приставки надо поставить слово  окно; если у слова  окно  будет окончание  о, то наречие тоже   будет   заканчиваться   на  о;   если   будет   окончание  а,   то   наречие   будет заканчиваться на а. Например: слева (с окна), направо (на окно) [9. С. 1]. Очень   популярный   мнемоприем   –   составление   мнемофраз   для запоминания   падежей  (именительный,   родительный,   дательный,   винительный, творительный, предложный). Я приведу только некоторые из них. Первая буква каждого слова фразы совпадает с первой буквой названия падежа [7. С. 1]: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь. Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали. 2.2. Мнемоприемы запоминания исключений из правил. Уж   замуж   невтерпёж  —   мнемофраза   для   запоминания   наречий   на шипящую без ь [7. С. 1]. Цыган   на   цыпочках   цыплёнку   цыкнул:   «Цыц»  —   мнемофраза   для запоминания слов с ы после ц в корне. Есть еще несколько мнемофраз для этих 16 слов:  Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка; Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!» [7. С. 1]. Оловянный,   деревянный   и   стеклянный  есть   «в   школьном   окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет) – мнемофраза для запоминания исключений написания удвоенной н после я [6. С. 1]. Это правило есть в виде мнемостихотворений: Вот солдатик оловянный Взял топорик деревянный И построил дом стеклянный, В нем ни потолка, ни стен, И живут две буквы "Н". Ростовщик   Ростислав   поехал   в   город   Ростов,   чтобы   заниматься разной отраслью. По дороге ему попались росток, переросток и мальчик­ подросток  — мнемофраза для запоминания слов­исключений с корнем «рас», «рос» [6. С. 1]. Шорох   в   крыжовнике,   шов   в   капюшоне,   обжоры   в   трущобах  ­ мнемофраза для запоминания написания  о  после шипящих [6. С. 1]. Есть еще одна мнемофраза для этих слов: Шорох, чокаться, трущоба, Шов, крыжовник и чащоба, Шорты, пончо, капюшон, Чопорный, жокей, пижон, Плюс трещотка, жор, мажор, И изжога, и боржом, А ещё жонглер, обжора, Шомпол, шок, чох, шоу, шоры, Шоколад, шоссе, шофер ­ Вот почти и весь набор. 17 Чувилин   чуВствует,   что   ему   сочуВствуют  –   мнемофраза   для зопоминания непроизносимой согласной в корне [6. С. 1]. Самый   популярный   мнемоприем   –   это   составление   мнемофразы   для запоминания глаголов­исключений из  I  спряжения [7. С. 1]. Вот некоторые из них: 1]: С. 1]: 1) Гнать, держать, дышать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А ещё вертеть, смотреть, Ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на ­Е спрягать нельзя. Мнемофраза для запоминания глаголов­исключений из II спряжения [6. С. Чтобы курицу соседки чисто наголо побрить, Надо нам на табуретке две салфетки постелить. Мнемофраза для запоминания глаголов­исключений из I и II спряжений [6. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на ­ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть 18 И зависеть, и терпеть. Мнемофразы для запоминания словарных слов [7. С. 1]: С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два. В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый. На вЕранде вЕтер, на вИтрине Игрушки. ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету. Киллер у дилера одну Л отнял. Мошенник у труженика одну н украл. ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент. Ровесник – нет т (ровно весен, зим, лет); сверстник – есть т – с версту. 2.3. Анкетирование. Чтобы выяснить эффективность применения мнемотехник для изучения русского языка, я провела анкетирование взрослых. В нем приняли участие 112 людей старше 30 лет. Взрослые, у которых образование или работа связаны с русским языком (учителя русского языка и начальных классов, журналисты), в анкетировании участия не принимали. Анкетирование рассчитано на «среднего» взрослого, который окончил изучение русского языка, закончив школу. Анкета приведена в Приложении 2. В результате анкетирования я выяснила, что: 1) Лишь четверть респондентов считает, что знает русский язык «хорошо» или «отлично». Две трети респондентов оценивают свое знание русского языка на «удовлетворительно». 2)   Правильно   сформулировать   5   правил   русского   языка   удалось большинству респондентов. Но подавляющее большинство правил были из курса 1 класса: «не с глаголами пишется отдельно», «жи и ши пиши с буквой и» и похожие. Эти правила сами по себе напоминают мнемофразы, потому и легко запоминаются. 19 3)   10   и   более   правил   может   сформулировать   лишь   пятая   часть респондентов.   Это   меньше,   чем   оценили   свое   знание   языка   на   «хорошо»   и «отлично». 4) Что такое мнемотехники и как они применяются в русском языке, знает только шестая часть респондентов. 5)   Распространенные   мнемофразы   смогли   вспомнить   почти   все респонденты.   Вспомнить   более   5   мнемофраз   и   мнемоправил   смогла   только пятая   часть   респондентов.   Знание   мнемоправил   и   мнемофраз   отображено   на круговой   диаграмме   в   Приложении   3.   Зависимость   от   знания   мнемофраз   и уровнем знания русского языка не выявлена 6)   В   большинстве   случаев   респонденты   узнали   мнемофразы   от   своих учителей.   Большинству   мнемофразы   в   школе   нравились,   они   считают   их полезными   и   хотят,   чтобы   их   детей   учили   русскому   языку   с   применением мнемотехник.   Интерес   респондентов   к   мнемоправилам   и   мнемофразам   в школьные   годы   отображен   на   круговой   диаграмме   в   Приложении   4.   Оценка респондентами   пользы   от   мнемоправил   и  мнемофраз   отображен   на  круговой диаграмме в Приложении 5. По результатам анкетирования я делаю вывод: применение мнемотехник для   изучение   русского   языка   делает   процесс   обучения   интересней   и   легче, оставляет   о   себе   приятные   воспоминания   и   большинством   бывших   учеников оценивается положительно. Заключение В начале моей исследовательской работы я поставила перед собой цель создать   краткий   мнемотехнический   справочник   правил   орфографии   русского языка. Для достижения этой цели я собрала мнемоправила орфографии русского языка   в   литературных   источниках,   сети   Интернет   и   путем   опроса   взрослых. Собранные   правила   были   систематизированы.   Результатом   стал 20 мнемотехнический   справочник   правил   орфографии   русского   языка,   который составляет  практическую   значимость  моей   исследовательской   работы. Справочник   может   использоваться   учениками   в   дополнение   к   школьным учебникам. Он не только облегчит запоминание сложных правил и исключений, но улучшит мотивацию учеников к занятию русским языком. Я считаю, что поставленная в начале работы цель мною достигнута. В   ходе   исследования   мной   получено   и   систематизировано  большое количество альтернативных правил русского языка. Они расширили мой взгляд на русский язык, позволили  увидеть в нем новые  связи и закономерности, о которых   не   говорится   в   школьной   программе.   Эти   новые   знания   составили теоретическую значимость моей исследовательской работы. Впервые занятие орфографией было мне так интересно. Я уверена, что и дальше с увлечением продолжу заниматься русским языком и смогу привлечь к этому моих сверстников. Перспективу  моей   исследовательской   работы   я   вижу   в   рассмотрении других   предметов   исследования.   Правила   других   разделов   русского   языка (синтаксис,   фонетика   и   др)   тоже   подвергались   изменению   мнемотехниками. Поскольку большинство таких правил изучаются в средних классах, я считаю возможным составление мной еще одного справочника через несколько лет. Это будет большой мнемотехнический справочник правил русского языка. 21 Список использованной литературы 1.   Мнемотехнические   знаки   //   Еврейская   энциклопедия   Брокгауза   и Ефрона. — СПб., 1908—1913. — Т. Х. — C. 484. 2. Авшарян Г. Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — М., 2008. — С. 224. 3. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М., 2013. — С. 160. 4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. — М.­Л., 1931. — С. 280. 5. Агафонов В. В. Неправильные правила для словарных слов и не только. — 2­е изд., перераб. и доп. — М., — С. 20. 6. Запоминалки, посвященные теме Русского языка. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pomnupi.ru/index/russkij_jazyk2/0­45. — 01.03.2017. 7.   Мнемоника.   Материал   из   Википедии   —   свободной   энциклопедии. [Электронный ресурс] — Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C %D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 — 01.03.2017. 8. Проверено, многим помогает. [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://open­dubna.ru/gramotnost/1756­provereno­mnogim­pomogaet. — 01.03.2017. 9. Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку. [Электронный   ресурс]   —   Режим   доступа:  http://tutrus.com/morfemika/suffiksy­ narechij. — 01.03.2017. 22 Мнемосказка «Суффиксы –то, ­либо, ­нибудь и приставка кое­». Приложение 1. Жили – были три мушкетера – это суффиксы ­то, ­либо, ­нибудь. Вместе с ними в большой дружбе  был  Д’Артаньян, т.е. приставка  кое­. Все страшные драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут – они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят не на шутку. Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили: 1. Шпагой больше не размахивать 2.   Пусть   местоимения   кладут   шпагу   вертикально   (черточкой),   и   тогда никто не подойдет близко к мушкетерам и Д'Артаньяну. С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся. Правда,   приставка   кое­   ,   т.   е.   Д’Артаньян,   как   истинный   гасконец,   не связывается   с   предлогами   –  мальчишками.  Если   они   начинают   путаться   под ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки – предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое у кого, кое к чему, кое с кем. Д’Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну». 23 Приложение 2. Анкета Отметьте правильный вариант ответа. 1. Как вы оцениваете свое знание русского языка: ­ отлично ­ хорошо ­ удовлетворительно ­ неудовлетворительно 2. Кратко сформулируйте 5 правил орфографии русского языка: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 3. Как предыдущее задание вам далось? ­ легко, могу написать еще 5 правил ­ нормально ­ тяжело далось ­ не далось 4. Знаете ли вы, как мнемотехники применяются в русском языке? ­ не знаю, что такое мнемотехники ­ знаю, что такое мнемотехники, но не знаю, как они применяются в русском языке ­ знаю и могу привести примеры 5. Знаете ли вы небольшие стишки для запоминания правил русского языка или исключений из них? Например: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Гнать, держать, дышать, зависеть, 24 Видеть, слышать и обидеть, А ещё вертеть, смотреть, Ненавидеть и терпеть. ­ знаю и могу привести больше пяти примеров ­ знаю ­ слышал что­то похожее ­ впервые слышу (спасибо, для вас анкетирование закончено) 6. Эти или похожие стишки вы узнали от: ­ учителей ­ родителей ­ сверстников ­ из специальной литературы 7. Вам нравились такие стишки в школе? ­ да, нравились ­ мне было все­равно ­ нет, не нравились 8. Помогли  ли вам  такие стишки  в  изучении русского  языка  или в обычной жизни? ­ да, они помогли мне выучить русский язык в школе ­ да, я до сих пор иногда ими пользуюсь ­ возможно ­ нет 9. Хотите ли вы, чтобы ваших детей учили русскому языку с применением таких стишков? ­ да, научу детей этим стишкам сам, если не расскажет учитель ­ скорее да, чем нет ­ оставлю этот вопрос на усмотрение учителя моих детей ­ мне все­равно 25 ­ нет, не хочу. 26 Приложение 3. Знание мнемоправил и мнемофраз. 27 Приложение 4. Интерес к мнемоправилам и мнемофразам в школьные годы. 28 Приложение 5. Оценка респондентами пользы от мнемоправил и мнемофраз. 29

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.

Исследовательская работа. Мнемотехники в изучении правил орфографии русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017