Данное выступление заслушано на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.Урок иностранного языка имеет огромные возможности для развития творческих способностей учащихся, формирования их нравственных качеств и всестороннего развития личности каждого, а ознакомление с историей и культурой страны изучаемого языка повышает их социокультурный уровень.
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Орловское
учебно воспитательное учреждение для обучающихся с
девиантным поведением закрытого типа»
«Использование творческих заданий в
обучении немецкому языку как основа
самореализации и социализации
личности»
Выступление
на методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
подготовлено
учителем немецкого языка
Щенниковой Т.П.
1г. Орлов, 2018
Современному, динамично развивающемуся обществу требуются люди творческие,
самостоятельные, с активной жизненной позицией, умеющие решать не только свои
проблемы, но и проблемы общества. Всё это усиливает внимание к
проблеме развития творческой активности учащихся, способствующей становле
нию индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной
социализации. ФГОС ООО ставит перед школой в качестве одной из главных
задач задачу социализации учащихся. Именно школа должна обеспечить учащихся
универсальными навыками. ФГОС фиксирует особый тип результатов образования
— личностные результаты напрямую связанные с социализацией учащихся. На
уроке учитель должен создать атмосферу, которая откроет скрытые способности
каждого учащегося, где он проявит свою самостоятельность, активность, то есть
сможет самореализоваться. Всё это побуждает учителя использовать в своей работе
интерактивные методы и приемы обучения, направленные на развитие личности
каждого учащегося.
Урок иностранного языка имеет огромные возможности для развития творческих
способностей учащихся, формирования их нравственных качеств и всестороннего
развития личности каждого, а ознакомление с историей и культурой страны
изучаемого языка повышает их социокультурный уровень.
Используемые мною на уроках немецкого языка творческие задания служат
основой самореализации и социализации учащихся. Важное место занимает
проектная деятельность.
Метод проектов получил широкое распространение в обучении иностранному
языку
Он приобщает учащихся к
исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность,
независимость, оригинальность мышления. Моя ИМТ, над которой я работаю уже 4
ый год, – «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках
немецкого языка через использование метода проектов». В 56 классах на уроках
немецкого языка мы выполняет несложные проекты, например «Моя семья», «Моё
любимое домашнее животное». В 78 классах проекты становятся посложнее: « 10
топ достопримечательностей Москвы», « Средства передвижения в России и
при введении в жизнь новых ФГОС.
2Германии», « Экскурсия по Санкт Петербургу» и другие. В 9 классах мы
представляем изучаемые профессии « Моя будущая профессия», говорим о прессе
« Молодёжные газеты и журналы в России». и другие.
Используя данный метод на своих уроках я могу с уверенностью сказать, что он
развивает такие умения как
собирать и анализировать собранный ими материал;
находить варианты достижения цели и выбрать наиболее оптимальный вариант;
прогнозировать последствия не только своего решения, а если это надо, то и
решение других участников;
слушать и слышать собеседника;
аргументировано высказывать свою точку зрения;
использовать языковые средства;
использовать ИКТ;
анализировать ошибки и полученный результат.
Всё это несомненно способствует развитию навыков социального взаимодействия и
сотрудничества в группе, коммуникативных навыков, толерантности, что очень
важно в дальнейшем при социализации учащихся.
Составной частью и разновидностью проектных технологий являются творческие
самостоятельные работы, обеспечивающие самореализацию личности учащихся на
уроках немецкого языка.
С целью развития социокультурной компетенции я использую на своих уроках
творческие работы типа: поздравительные открытки к немецким праздникам,
например к Рождеству, написание письма своему немецкому другу по переписке,
создание презентаций о городах Германии и их достопримечательностях и т. д., что в
свою очередь способствует формированию у учащихся способности и
потребности к саморазвитию и самореализации.
Кейс технология
На уроках немецкого языка я с успехом использую кейстехнологию,
основанную на использовании в учебном процессе специально смоделированной или
реальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных
решений, принятия оптимального решения проблемы, главная задача которой
максимальное вовлечение каждого учащегося в самостоятельную работу по
решению поставленной проблемы или задачи.
3Успешно используется мною на уроках немецкого языка метод «case study», или
метод конкретных ситуаций. Данный метод обеспечивает на уроках создание и
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, в том числе и социокультурной, формирует
и развивает
универсальные учебные действия, а также развивает личность учащегося.
В моей методической копилке ещё не так много кейсов, так как во первых, я
ещё работаю над этой технологией недавно и вовторых, подготовка их очень
трудоёмка. Успешно работают учащиеся 8 класса с кейсом «Какую школу ты
выберешь?», 7 класса « Как найти дорогу в незнакомом городе?», « Позаботимся
вместе о нашей планете Земля».
Игровые технологии.
Большую роль играет в социализации и самореализации учащихся использование на
уроках немецкого языка ролевой игры , так как она приближает речевую
деятельность к естественным нормам реальной жизни, помогает развивать
коммуникативные навыки. Моделирование на уроках немецкого языка ситуаций
реальной действительности, участие в играх не только развивают у учащихся
творческие способности, но и даёт им возможность приобретения опыта социальной
жизни, так как в ролевых играх они выступают в конкретных социальных ролях,
учатся вырабатывать и принимать решения на определенный социальный вопрос
в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни, что в свою очередь
помогаем им в дальнейшем адаптироваться в социуме.
На уроках немецкого языка я использую такие ролевые игры , как « В универмаге»,
« Встреча после каникул», « В кафе» , «У врача» и другие, способствующие
практическому применению. Учащиеся при этом становятся раскованнее, активнее.
Ролевые игры развивают их память, внимание, фантазию, любознательность. Хочу
отметить, что ролевая игра позволяет решать задачи практического,
воспитательного, развивающего, образовательного характера в комплексе. Участвуя
в ролевой игре, ученик может занять активную личностную позицию. Он видит
возможность применения своих знаний немецкого языка в реальной жизни.
На своих уроках я использую элементы социального тренинга (упражнений в
общении), которые сами по себе можно назвать минииграми. Учащиеся учатся
благодарить друг друга, вступать в общение, поздравлять, вежливо высказывать
пожелания.
4Также хочу отметить, что вовлечение учащихся в участие в различного рода
конкурсах, олимпиадах позволяет им раскрыть их возможности, проявить
способности, то есть самореализоваться.
В заключении хочу сказать, что все выше перечисленные технологии способствуют
развитию творческих способностей учащихся, а следовательно их самореализации
и социализации в рамках изучения немецкого языка.
5Литература
1. Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях
реализации ФГОС.
2. .Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. М., 2004
4.Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию
педагогических условий социализации учащихся. Самара. 1999.
6