Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
Оценка 4.7

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
физика
7 кл—9 кл
20.01.2018
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
В данной статье рассматриваются элементы различных технологий, применяемые учителем на уроках физики с целью здоровьесбережения. Кроме использования этих технологий надо следить за соблюдением норм эстетической культуры в рабочем помещении-классе, нормах и правилах освещения, гигиенических нормах и т.д. Для сохранения здоровья учащихся надо строго следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены умственно на уроках и при выполнении домашних заданий.
здоровьесбережение.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 15 Советского района Волгограда  «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики» Подготовил:                                                              Учитель физики МОУ СШ №15                                                              Советского района г. Волгограда                                                               Попова Нина Ивановна Волгоград 2018г.                                                                                               «Всё без здоровья – ничто» Сократ. Школа – это то учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок приходит учиться. Школа – это особый мир, в котором ребёнок проводит значительную часть своей жизни. Здоровье   ребёнка,   его   социально­психологическая   адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 7 до 16­17 лет этой средой является школа. В   этот   период   происходит   наиболее   интенсивный   рост   и   развитие, формирование   здоровья   на   всю   оставшуюся   жизнь.   Среди   факторов, отрицательно   влияющих   на   здоровье   детей,   такие   как   плохие   социально­ экономические   условия   в   семье   и   плохая   экологическая   обстановка, выделяются и школьные факторы риска:         отсутствие соответствующей росту мебели;         несоблюдение светового, температурного, воздушного режима;         невыполнение в полном объёме режимных моментов;         перегрузка домашними заданиями;         методическая неграмотность построения уроков;         систематические   и   регулярные   умственные   нагрузки,   увеличивающие опасность   гиподинамии,   крайне   затрудняющей   физическое   развитие, негативно влияющие на состояние психической сферы и душевного комфорта учащихся. Большинство   проблем   здоровья   учащихся   создаётся   и   решается   в   ходе ежедневной практической работы учителя. Учителю   необходимо   найти   резервы   своей   собственной   деятельности   в сохранении   и   укрепления   здоровья   учащихся.   Урок   является   основной формой   образовательного   процесса,   который   зависит   только   от   учителя. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важным условием преодоления   здоровьезатратного   характера   образования.   Наверное   педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Учитель должен   заботиться   о   состоянии   психического   здоровья   детей,   повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. В   связи   с   этим   учителю   необходимо   применять   здоровьесберегающие технологии   и   методики   на   своих   уроках,   направленных   на   воспитание элементарной   культуры   отношения   к   своему   здоровью,   сформировать   у учащихся   знания,   умения,   навыки   по   здоровому   образу   жизни,   научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а являются одной из важных задач,   связанных   с   достижением   главной   цели.   Цель   здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы здоровье, при этом обеспечить его   необходимым   багажом   знаний,   умений,   навыков,   необходимых   для ведения здорового образа жизни. Физика – один из предметов, выполняющих познавательную, развивающую, а также воспитывающую функции. Это необходимый предмет, который даёт возможность   развивать   мышление,   формирует   мировоззрение,   раскрывает целостную картину мира через основные законы природы. Явления и законы, действующие в мире живой и неживой природы, имеют большое   значение   для   жизни   и   деятельности   человеческого   организма, создания   естественных   оптимальных   условий   существования   человека   на Земле. На человека, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения импульса и другие. Поэтому на уроках можно достаточно внимания уделять сохранению здоровья. По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из   ведущих   мест,   что   требует   напряженной   умственной   деятельности учащихся.   Чтобы   предупредить   утомляемость   учащихся   требуется   чёткая организация учебного процесса. Перед учителем стоит задача качественного обучения предмету, а это невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.   На   уроках   физики   необходимо   поддерживать   интерес   к изучаемому   предмету   на  протяжении   всего   урока,  но   в  то   же  время   надо учитывать   уровень   усталости,   стараться   не   причинять   вред   здоровью. Включение   в   уроки   здоровьесберегающих   технологий   делают   урок   более интересным, занимательным, создаёт рабочее настроение, усиливает интерес к предмету. Я, как любой учитель должна заботиться о сохранении здоровья детей. Поэтому ещё на перемене готовлю кабинет физики к работе: проверяю состояние доски, парт, освещённость, проветриваю помещение. Исследование учёных позволили установить диапазон оптимальных цветов, которые   благотворно   влияют   на   человека.   Это   зелёный,   жёлто­зелёный   и зелёно­голубой   цвета.   Поэтому   в   кабинете   физики   мы   используем   зелёно­ голубой и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, что могло бы вызвать тревогу и раздражение учащихся. Кабинет   физики   озеленён,   потому   что   комнатные   растения   полезны   не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли,   понижают   содержание   углекислого   газа   и   повышают   содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность воздуха. На своих уроках я обязательно слежу за посадкой обучающихся, так как сидячая поза увеличивает статическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность. С самого начала урока стараюсь создать доброжелательную обстановку, положительный   эмоциональный   настрой.   В   школе,   где   совсем   немного учеников и мало ребят в классе сделать это не очень сложно. Физика,   как   один   из   сложных   предметов,   требует   напряжённую умственную   деятельность   учащихся.   Чтобы   предупредить   утомляемость необходимо чётко организовать работу на уроке, а для этого я меняю виды деятельности на уроке, чередуя их через определённое время, меняю позы учащихся, включаю что­либо интересное, увлекательное для эмоциональной разгрузки. Рациональным   считается   урок,   который   включает   в   себя   4­7   видов деятельности,   частота   чередования   которых   через   7­10   минут,   плотность урока не менее 60% и не более 75­85%. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает при выполнении контрольной работы, и наоборот, частая череда смен одной деятельности другой требует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. На   уроках   чередую   различные   виды   учебной   деятельности:   опрос учащихся,   слушание,   работа   с   учебником,   ответы   на   вопросы,   решение количественных,   качественных   и   экспериментальных   задач,   демонстрация опытов,   проведение   экспериментов.   Использую   при   этом   различные   виды преподавания:   словесный,   наглядный,   аудио­визуальный,   самостоятельную работу,   практическую   работу.   Например,   при   изучении   темы   «Реактивное движение» перед объяснением нового материала надуваю резиновый шарик, подкручиваю его конец, не завязывая в узел, закрепляю шарик к небольшой трубочке,  сквозь которую  продета нить,  протянутая  вдоль класса.  Воздух, выходящий   из   шарика,   заставляет   его   двигаться   вдоль   нити.   Обсуждая наблюдаемое   явление,   подходим   к   теме   урока   «Реактивное   движение». Дальнейшее   изучение   материала   урока   воспринимается   с   интересом   и вниманием. Ребята меньше устают. Для того, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, поднять настроение иногда   использую   загадки­кроссворды.  Например,  вступлением   к   изучению темы «Измерение атмосферного давления» использую следующие загадки: На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт. (Барометр) Всем поведает, Хоть языка не знает, Когда будет ясно, А когда облака (Барометр) Для развития зрительной памяти использую различные формы выделения важного   материала   (записываю   крупно,   использую   цветные   мелки, подчёркиваю, обвожу). Использую для этого обычную классную доску (она у меня большая, на всю ширину класса), как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного, либо для проверки знаний. Использование   компьютерной   технологии   на   уроках   позволяет   мне повысить   заинтересованность   учащихся,   а   также   повысить   качество восприятия   материала.   Когда   используешь   компьютер   для   тестирования, учащиеся отдыхают от ручки и могут размять пальцы. Для того, чтобы избежать утомляемости у детей и обеспечить их хотя бы небольшой   двигательной   активностью   по   мере   возможности   предлагаю   на уроках провести небольшую практическую работу. Например, при изучении темы   «Влажность   воздуха»   предлагаю   ребятам   определить   относительную влажность воздуха в классе. На столе у них простейшие приборы: штатив, два термометра, стаканчик с водой. А при изучении темы «Сила упругости. Закон Гука» ребята определяют жёсткость пружины, используя динамометр, груз массой 100 гр. и линейку. При решении задач на расчёт массы и объёма тела по его плотности мы оцениваем массу воздуха в классе, измеряя при этом длину, высоту и ширину класса, а когда определяем плотность кирпича нам необходимо определить ещё и массу с помощью весов. При решении задач по теме «Гармонические колебания» для обеспечения двигательной   активности   на   уроке   предлагаю   учащимся   определить   свой собственный рост с помощью математического маятника (шарика на длинной нити) и т.д. Таким образом, я включаю элементы здоровьесбережения. В своей работе использую диалоговую технологию. Диалоговая технология предусматривает использование таких методов обучения и приёмов, которые снижают переутомление учеников.   Диалоговый   урок   строю   так,   чтобы каждому ученику было комфортно, удобно на уроке. Тогда я внимательна ко всему и к каждому. На таком уроке ученик не боится ошибиться. Это снимает состояние напряжения учеников. При этом каждый ученик работает в меру своих возможностей. Сильные ученики проявляют свою инициативу, а слабые получают помощь либо от учителя, либо от товарища. Диалоговый   урок   способствует   более   прочному   усвоению   знаний, уменьшает время, потраченное на выполнение домашних заданий. Все здоровьесберегающие уроки можно условно разделить на следующие виды:          I вид. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики: Тема Вопросы здоровьесбережения Механическое движение. Скорость. Инерция. Трение. Сила. Диффузия. Безопасность   поведения   на   дорогах. Дорога глазами водителя Переход   улицы,   тормозной   путь автомобиля.   Правила   безопасного спуска на лыжах с горы. Безопасность   дорожного   движения, увеличение пути автомобиля   на   сырой   дороге   и   во время гололёда. тормозного     Предельно   допустимая   нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте. Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и живых Масса. Явление смачивания. Давление. организмов. Искусственное дыхание Правильное измерение массы тела на весах. Ожирение – угроза здоровью. Моющие   и   чистящие   средства,   их использование   и   правила   хранения. Гигиена кожи. Безопасная   работа   с   колющими   и режущими инструментами Давление внутри жидкости. Дайвинг. Кессонная болезнь Атмосферное давление. Архимедова сила. Испарение. Влажность воздуха. Внутренняя Теплопроводность. Излучение.     энергия. Конвекция. Влияние   изменения   атмосферного давления   на   самочувствие   человека (Метеозависимость людей). Применение   в   медицине   шприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок.   Безопасность   поведения   на   воде. Профилактика   первой   помощи. Правила тушения бензина, спирта. Роль   испарения   при   понижении температуры   во   время   болезни   и охлаждения   продуктов   летом   в походе.   Влияние   влажности   воздуха   на самочувствие   человека.   Научить регулировать воздушно­тепловой режим   дома   и   в   школе.   Влияние банных   процедур   на   организм человека.   Роль   влажности   и   её регулирование   в   промышленных   и домашних   условиях.   Влажность   и погода. Применение   тел   хорошо   и   плохо проводящих   тепло.   Проветривание помещения. к воздухообмену в классе. Требование     Электростатика. Применение электричества.     статического Электротерапия, Электрический ток. Короткое замыкание. Напряжение. физиолечение. электростатического явления   Вред Правила   безопасной   работы   с электроприборами   в   школе   и   дома. Значение   безопасного   напряжения   и силы   тока.   Оказание   помощи   при поражении током. Последствия   короткого   замыкания. Предохранители   и   вред   «жучков». Заземление.   Правила   поведения   во время   грозы.   Правила   безопасной работы с электроприборами в школе и дома. Правила   поведения   возле   опор напряжения, высокого   трансформаторных будок.   Правила Биоэлектропотенциалы. поведения   около   проводов   высокого напряжения, провод соприкасается с землёй или повис над землёй. если       Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле. Электромагнитные явления. Влияние   магнитных   бурь   на самочувствие   человека.   Применение магнитов в медицине.   сотового Влияние   компьютера, телефона   и   других   электроприборов на здоровье человека. Техника безопасности и охрана труда при   использовании   электрического оборудования.   Электричество   в медицине, информационной службе. Телевидение. Телевидение и человек Биологическое радиоактивных излучений.   действие Влияние   радиации   на   биологические организмы. Физика атома и атомного ядра. Последствия   Чернобыльской   и Челябинской   аварий   на   атомных Экологические предприятиях. проблемы,   с   связанные Световые явления. Глаз. Зрение. Звуковые явления.   радиоактивных использованием элементов,   пути   их   преодоления. Дозиметры.   Допустимая   доза облучения.     Светочувствительность глаза. Правила   освещения   рабочего   места. Признаки утомляемости органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения   и   их   коррекция   при   помощи очков.   Гимнастика   для   глаз. Оптические   приборы   в   медицине. Негативное   влияние   на   организм человека   сокращения   светового   дня на Севере. Влияние шума на организм человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека.   Перкуссия   в   медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на   человека.   Ультразвук   биологии   и медицине.   Внимательное   отношение звуковым   сигналам,   шуму   машин, поездов   и   др.   видов   транспорта, особенно во время дождя.   II вид. Это   может   быть   стандартный,   хорошо   продуманный методически   урок,   на   котором,   на   первый   взгляд,   ничего   не   говорится   о здоровье, но это здоровьесберегающий урок. На таком уроке формируется интерес   к   предмету,   полноценно   выполняется   учебная   программа, устанавливаются   доверительные   отношения.   Это   урок   максимального умственного, психического, физического и нравственного комфорта. На таком уроке используются индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Главным итогом такого урока является желание детей заниматься изучением физики. Требования к этому уроку   уже   разработаны,   поэтому   я   строю   этот   урок   соответственно   этим требованиям. Для   реализации   этих   уроков   я   широко   использую   различные   виды учебной деятельности (от 4 до 7 с продолжительностью не боле 10 минут), не менее   трёх   видов   преподавания   (словесный,   обязательно   наглядный, аудиовизуальный   и   самостоятельная   работа),   оздоровительные   моменты   на уроке. При   проведении   таких   уроков   использую   опорные   конспекты, алгоритмы решения задач, тесты, технологические карты, где учащиеся видят весь   план   работы   на   уроке,   использую   критерии   оценивания   всех   видов деятельности учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания. III  вид.   Это   запланированный   урок   здоровья.   Такие   уроки   удаётся проводить не очень часто, но они включены в тематическое планирование. Это такие уроки как «Глаз как оптическая система», где изучаем дефекты зрения и их исправление, гигиену зрения, правильное питание для сохранения зрения, «Роль электромагнитных полей на живые организмы», «Здоровье и радиация». Особого   внимания   заслуживает   раздел   «Электричество»,   так   как существует угроза поражения электрическим током. Правила поведения при пользовании   электричеством   определяются,   в   основном,   требованиями техники безопасности.           Известно,   что   прохождение   электрического   ока   через   тело   человека вызывает   судорожное   сокращение   мышц,   в   том   числе   осуществляющих дыхание и работу сердца. А смерть, как известно, наступает при нарушении нормальной   деятельности   сердца   и   лёгких.   Паралич   дыхания   человека наступает   при   силе   тока   0,1А   при   длительности   3   сек.   –   смертельное поражение,   которое   определяется   не   только   напряжением,   но   и сопротивлением   человеческого   тела   в   момент   соприкосновения   с электрической цепью. Учащиеся об этом должны знать и неукоснительно выполнять правила пользования электроприборами. В тетрадях учащихся для контрольных и лабораторных работ имеются правила поведения при выполнении лабораторных работ, а также требования техники   безопасности.   Данному   вопросу   я   посвящаю   достаточную   часть урока. А,   посещая   с экскурсией   распределительную подстанцию,   мы знакомимся не только с оборудованием, которое используется специалистами, а также большое внимание уделяем выполнению правил техники безопасности на таком узкоспециализированном предприятии. Момент   наступления   утомления   учащихся   и   снижения   их   учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных  и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем через 40 минут на уровнях основного и среднего общего образования. Поэтому частью   урока   должны   быть   физкультминутки.   Они   препятствуют нарастанию   утомления,   снимают   статические   нагрузки.   Такие   разгрузки проводятся на 20­25 минуте урока. Это 3­4 упражнения для глаз, рук и шеи, которые повторяются 5­6 раз. Двигательные упражнения можно ввести в сам урок, что легко сделать в 7­8 классах. В уроке важно всё: и как начат урок, и как он проведён. Необходимо, чтобы   завершение   урока   было   спокойным,   чтобы   учащиеся   могли   задать учителю вопросы, чтобы учитель мог прокомментировать домашнее задание и попрощаться с учащимися. Считаю, что все используемые мной здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся и их творческому развитию.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018