Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Школаинтернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья пгт Арбаж»
Использование здоровьесберегающих технологий на
уроках русского языка и чтения
Учитель
Семёновых Татьяна Михайловна 2018 г.
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» Г. Гейне.
Одной из главных задач школы является создание условий, гарантирующих
формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями
здоровья,
основ здорового образа жизни школьников средствами
здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Слайд 2
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы,
методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика
воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна
являться основой образовательного процесса.
Слайд 3
Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает
доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся,
профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и
интерес детей с ОВЗ, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и
способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки,
снизить риск ухудшения здоровья.
Слайд4
В структуре уроков русского языка и чтения применяю следующие элементы
здоровьесберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу
и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
дифференцированный подход в обучении;
групповая работа, работа в парах;
игра, игровые моменты;
воспитательные моменты на уроках и классных часах (беседы);
санитарно – гигиенические условия
Приведу примеры элементов здоровьесберегающих технологий на уроках
русского языка и чтения.
Слайд 56
Положительный эмоциональный настрой на уроке
С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку
доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Например, урок можно начать с небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Слайд 7девиз урока, эпиграфы к уроку
Всё это помогает настроить детей на активную работу на уроке.
Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют
учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
Подача материала должна быть в доступной форме, понятной школьнику всех
уровней, с учетом его возрастных особенностей.
Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого
материала, повышает интерес учащихся.
Слайд 8
Словарную работу провожу в виде разгадывания кроссворда или отгадывания
загадок. Такой вид учебной деятельности позволяет заинтересовать детей и создать
хорошее настроение.
Слайд 9
Использую опорные схемы при изучении материала
Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и
снятие повышенной утомляемости.
Слайд 10
Физкультминутки – естественный элемент урока,
который обусловлен
физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают
снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять
зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Слайд 11 Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и
создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. На уроках
использую индивидуальные разноуровневые карточки. При дифференцированном
обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции,
ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
Слайд 12
Часто на уроках развития речи организую групповую работу и работу в парах, в
ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям
значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает
решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать
длительного сидения за партой.
Слайд13
Часто включаю в урок игры или игровые элементы. Через игру ребенок познает мир,
учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Широко использую нестандартные уроки: урокиигры, урокисоревнования, уроки
конкурсы, урокипутешествия, дидактические игры.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и
методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение
предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность
детей.
Слайд 14
На своих уроках использую различные виды гимнастики.
Так, пальчиковая гимнастика снимает нервнопсихическое напряжение, напряжение
в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших
полушарий мозга, активизировать детей.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия
напряжения с глаз.
Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает
подвижность мышц лица.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю
воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости
выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников,
мероприятий, классных часов и бесед на переменах, на которых решаются задачи
формирования у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое
выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно
гигиеническое состояние класса, его освещенность.
Слайд15
Физкультурнопознавательный компонент на уроках. На своих уроках активно использую физкультурнопознавательный компонент.
Использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы на тему здоровья. Ребята
объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные
орфограммы.
Слайд 16
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению
показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе
и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по
укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и
интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины,
открывается простор для педагогического творчества.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.