Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
30.01.2018
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся? Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.
Цель данной рекомендации - применение педагогами дополнительного образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.
здровьесберегающие технологии в допобразовани.docx
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Забота о человеческом здоровье, тем более
здоровье ребенка – это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества
В.А. Сухомлинский
Одной из главных задач в дополнительном образовании – создать
оптимальные условия для сохранения здоровья обучающихся, внедрять
здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, сформировать
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
предполагает сохранение и укрепление здоровья детей путем
природосообразного воздействия на психоэмоциональное состояние
слушателей, повышение их креативности, приобретения ими нового средства
эмоциональной экспрессии самовыражения через пение.
Пение – это не только форма обучения музыке, но еще и значительный
оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на
организм. Мелодия положительно влияет на общее самочувствие человека,
настраивает на позитивный лад, в результате чего улучшается даже динамика
физиологических процессов в организме. Влияние музыки на человека
установили физиологи В.М. Бехтерев и И.П. Павлов.
Пение воздействует на состояние организма ребенка, вызывает реакции
связанные с изменением и улучшением кровообращения, обмена веществ,
дыхания (сокращения частоты заболеваний дыхательной системы, носоглотки).
Пения это прекрасное средство для снятия внутреннего напряжения и для
самовыражения.
Моя задача, как педагога дополнительного образования по вокалу, создать
полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивать интерес к
занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии. Внедрить эти
технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки, умения
детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных
данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в
образовательном процессе.
На занятиях применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Музыкотерапия
2. Вокалотерапия 3.Ритмотерапия
4. Терапия творчеством
5. Улыбкотерапия
Музыкотерапия это психотерапевтический метод, основанной на воздействии
музыкой на психическое состояние человека, где музыка используется, как
лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал методом
лечения с 2003 года. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и
активизирует работу мозга в целом. Правильно подбирая музыкальное
произведение, можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения
активности.
Вокальное творчество детей, является одним из ярких и наиболее активных
проявлений музыкотерапии. Петь полезно в любом случае, это отличное снятие
напряжения и для самовыражения.
Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных
дыхательных упражнений, которые, кроме развивающих и обучающих задач,
решают еще оздоровительные задачи. Свои уроки я начинаю с оздоровительного
массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых зон,
расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит
скопление слизи во время насморка. Затем выполняются дыхательные
упражнения лечебной гимнастики разработанной педагогом –вокалистом А.Н.
Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только
восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно
воздействуют на организм в целом. Упражнения для развития артикулярного
аппарата скороговорки, речевые упражнения. Интонационно фонопедические
упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона,
постановки основных вокальных навыков (автор фонопедического метода
развития голосового аппарата В.В.Емельянов). Вокалотерапия благотворно
влияет на развитие голоса и всего организма в целом. Для детей с речевой
патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство
лечения – пение назначается детям с заболеванием дыхательных путей.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из
древнейших способов выражения чувств и переживаний. Чтобы добиться
эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление на
занятиях,
применяются музыкально – ритмические упражнения,
физкультминутки под музыку, различные физические упражнения.
Улыбкотерапия. Очень важна на занятиях улыбка учителя и улыбка самого
ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится
светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на
личность ребенка в результате тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей по
другому.
Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей
на занятиях и здоровьесберегающие технологии: вот три основных «кита»
вокального искусства, на которых строится образовательный процесс на
занятиях по вокалу.
Наблюдение педагогов и специальные исследования доказывают, что пение
это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей.
Общеизвестно, что голос является «своеобразным» индикатором здоровья
человека. В ходе работы над постановкой голоса развиваются органы дыхания,
голосовые связки, тембрация, артикуляция и дикция, положение тела во время
пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки.
Правильное взятие вдоха (неподвижность плеч и грудной клетки), корректирует
установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха
создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию,
способствует ровному дыханию. Все это положительно влияет на общее
состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность,
дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект
человека, повышает умственную активность мозга. Более того, правильный
подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает качественное
функционирование сердечно сосудистой системы, поскольку, большая
нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного
пресса и т.д. Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии
в области музыкального искусства, корректируя и укрепляя комфортное
самочувствие детей, создают оптимальные условия для развития их духовной
культуры. Музыка феноменальное явление, ее взаимоотношения удивительны.
Мелодические звуки вершат чудеса, в человеке пробуждаются, преобразуется
душа, меняются состояние, настроение. Музыка властвует над нашими
эмоциями, а эмоции, оказываются, даже побеждают физическую боль. Дети в
течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям,
перевозбуждению, не спокойствию, эмоциональным расстройствам. Поэтому
занятия пением способствуют регулированию эмоционального состояния детей.
На занятиях вокалом за голосом детей следит педагог, он подсказывает ребенку,
как правильно пользоваться своим голосом, применяя здоровьесберегающие
технологии.
Использование
в
работе
по музыкальному
воспитанию
здоровьесберегающих технологий имеет положительные результаты:
улучшение общего физического самочувствия детей;
повышение умственной и физической работоспособности;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей; повышения уровня развития речи.
Таким образом, организация музыкальнооздоровительной работы с
использованием современных здоровьесберегающих технологий обеспечивает
физическое развитие и духовный рост ребенка, повышение его личностного,
эмоционального и интеллектуального уровня.
Литература:
1. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе» 2008г.;
2. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. «Здоровьесберегающие
технологии в образовательновоспитательном процессе». М., 2003г.;
3. Коваленко В. И. «Здоровьесберегающие технологии». М., «ВАКО»,
2004г.;
4. Бабенкова Е. А. «Как помочь детям стать здоровыми». М., «Астрель»,
2003г.;
5. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «ВАКО»,
2004г.;
6. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» МВладос2000г.;
7. Садыкова Р.Ш.; Шепаева С.А. – «Возможности музыкального искусства в
реализации здоровьесберегающих технологий», ЮКГУ, Шимкент,2006 г;
8. Домогацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных
способностей детей и здоровосберегающей технологии каждый день»
М.,2007г.;
9. Шевченко Ю.С. «Музыкотерапия детей и подростков», Москва, 1995г.;
10.Шушарджан С. В. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма»,
Москва, 1998г.;
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.