ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
02.05.2018
В работе размещены примеры элементов использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время урока русского языка; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастики; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка и др.В работе размещены примеры элементов использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время урока русского языка; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастики; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка и др
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. На этом уроке учащимся
приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание
здоровьесбережению учеников.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в
соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого
задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного
диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но
и провести морфемный, фонетический, лексический разборы с целью
активизации детей
Примеры элементов использования здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка:
1.Игра «Вам предложение». Дети по кругу передают предложение, причем
«достраивают его», добавляя новые члены. При этом дети поворачиваются
всем корпусом к соседу и тренируют мышцы спины. Мышцы спины имеют три
основные группы: длинные мышцы, трапециевидные мышцы и широчайшие
мышцы. Длинные мышцы служат для поддержании осанки человека,
поворачивания корпуса, его сгибания и разгибания. Трапециевидные мышцы
находятся по обеим сторонам шеи, от них зависит плечевой пояс спины.
Широчайшие мышцы располагаются на участке от талии до подмышки,
определяют мышечный тонус [12, с. 54]. Все эти мышцы задействованы при
выполнении подобных упражнений.
2. Медитативно – релаксационные упражнения: «Я вижу, я слышу, я
чувствую» по теме «Существительное». Дети называют как можно больше
на доске вразброс расположены
существительных.
существительные, обозначающие части тела, одежду, животных, деревья.
Например:
Дети, переводя глаза с одного предмета на другой, сначала отыскивают слова, обозначающие части тела, затем ищут названия одежды и т.д. Могут на
скорость по вариантам: один вариант отыскивает картинки с животными,
другой – с птицами, третий – с деревьями, называя их.
3.Игра «Подарок» также может быть проведена по теме «Существительное».
Предлагается подарить своему однокласснику чтото нематериальное,
используя существительные. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)». При
этом ученик должен встать и сказать, кому именно он это дарит. Получивший
подарок встает и дарит свой подарок другому ученику. Так на уроке могут
размять мышцы многие ученики, при этом дети подарят друг другу радость.
4.
Упражнение «Комплименты» можно использовать по теме
«Прилагательное». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова,
стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников, используя только
прилагательные. В процессе такого упражнения у младших школьников
повышается настроение, снижается утомляемость, создается благоприятная
обстановка на уроке русского языка.
Среди них на уроках русского языка применимы гигиена обучения, различные
дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении и другие.
Например, при изучении гласных и согласных звуков можно провести такое
дыхательное упражнение «Выстрел». Вдохнуть и, на выдохе посылая звук в
заданную учителем сторону, стремиться, чтобы согласная звучала коротко и
резко, как выстрел, а гласная длинно, произнести следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Перед каждым слогом делать новый вдох, а звукосочетание произносить на
выдохе. Применение такого упражнения развивает мускулатуру грудной
клетки, связок и воздушных клеточек. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от
профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня
города, района, школы, класса.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в
соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого
задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного
диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но
и провести морфемный, фонетический, лексический разборы с целью
активизации детей [31, с. 201].
Рассмотрим некоторые задания.
1. Из отрывков басен выписать только местоимения, в скобках указать их
признаки (лицо, число, падеж, род, если есть).
1) Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Всё ваша музыка плоха!»
(«Кукушка и Петух»).
2) Соседка, перестань срамиться –
Ей Шавка говорит:
Тебе ль с Слоном возиться?
(«Слон и Моська»).
3) Спой, Светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица при красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царьптица!
(«Ворона и Лисица»).
2.Работа с пропущенными местоимениями (текст написан на доске).
Когда в товарищах согласья нет,
На лад …(их) дело не пойдёт,
И выйдет … (из него) не дело, только мука.
(«Лебедь, Щука и Рак»). Такая работа будет носить здоровьесберегающий характер, если добавить,
например, инсценировку басен. Дети выходят к доске, двигаются в процессе
показа движений героев басни. При этом работают мышцы ног, спины, рук,
шеи. Кроме этого, дети раскрепощаются, создается положительная
эмоциональная атмосфера на уроке русского языка [17, с.1].
Но, даже используя такие задания, во избежание усталости учащихся
необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с
учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент
на каждом уроке. Они способствуют не только развитию мыслительных
операций, памяти, но и отдыху ребят.
Не менее важно продумывать физкультурные минутки. На уроках русского
языка они возможны во время работы со словарными словами. Учащиеся
“пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: рукой,
глазами, носом и т.д. Например, в конце 2 класса пишут слова: аллея, аптека,
бассейн, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, вторник.
Можно сыграть в словарное лото: Отгадать загадку на бочонке, щелкнуть по
соответствующему изображению на карточке. Если ответ правильный, то на
карточке появится слово с пропущенной гласной.
Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и
записывают словарные слова. Периодическая смена поз – один из
эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся
[29,с.82].
Возможен такой этап урока, показывающий использование элементов
здоровьесберегающих технологий при обучении русскому языку.
Учитель просит записать слово под диктовку.
Например:
СЧАСТЛИВЫЕ
ТЕПЛО
ЗВУК РАСПУСТИТЬСЯ
РАДОСТНОЕ
Задание: подчеркнуть в каждом слове выделенные орфограммы.
Показывает пример. Слова на доске располагает необычным способом,
Ученики внимательно смотрят и находят ключевое слово, это слово и есть
тема урока.
Учащиеся: “ТЕКСТ”
Учитель: Что такое текст? Вокруг класса на стенах, шкафах, шторах висят
листки, на них даны определения текста, выберите, на ваш взгляд, наиболее
верное утверждение:
устное высказывание;
письменное высказывание;
группа предложений;
несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Такие задания способствуют снятию утомления мышц глаз, по сравнению с
монотонной работой в тетради [55, с. 1].
При использовании заданий здоровьесберегающего характера на уроках
русского языка нужно учитывать индивидуальное дозирование объёма
учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени. Это
достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения
системы учебного процесса. Различные тестовые задания с выбором ответа, с
открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на
поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Например, при
изучении существительного можно дать задание: назовите все предметы,
которые можно увидеть лишь одними глазами, не поворачивая головы. При
таком задании тренируется зрение, укрепляются мышцы глаз.
Другое задание: установите соответствие между словом и его лексическим
значением. Запишите комбинацию “ цифра буква”
1.Неистово. А. Никогда не исчезающий, вечный.
2. Пренебрежение.
Б. Проявление высокомерного отношения к комулибо, чемулибо.
3. Долг.
В. Безудержно, буйно, необычайно сильно.
4. Нетленный.
Г. Обязанность.
При этом слова и цифры находятся на разных сторонах доски, и детям
приходится переводить взгляд или поворачивать голову, работая мышцами
шеи и глаз.
Фрагмент урока по теме: «Повторение написания буквосочетаний жиши, ча
ща, чущу, чк, чн в словах».
У нас 5 пальцев на руке. А на доске 5 букв. Ш Ж Ч Р Щ
Какие звуки они обозначают? Какая здесь лишняя? Почему?
Запишите только шипящие. Какие правила, с ними связанные, вспомнили?
Это и будет темой нашего урока.
Работа со словами.
Дамы – орфограммы подготовили для вас еще одну орфографическую задачу.
Какие слова спрятались?
лыЖИвот пиШИна даЧАсто пиЩАвель хоЧУдо таЩУка
Почему гласные в этих сочетаниях надо запомнить?
Повторим правила (детям можно подойти к сенсорным крестам, подпрыгнув,
сорвать карточку, в которой надо вставить сочетания жиши, чаща, чущу,
чк, чн).
Данное упражнение помогает переключить деятельность детей, снимает
усталость, а также способствует закреплению темы занятия.
Игра «Назови ласково». Учитель называет поочередно предметы, изображения которых расположены
по всему классу, а дети сначала находят их глазами, а затем произносят
ласково.
Белка белочка, елка елочка, туча тучка, рука ручка.
Какое буквосочетание встретилось? (ЧК)
Как оно пишется? (Без ь знака, ведь звук [ч'] уже мягкий, и дополнительно
его мягкость обозначать не надо.)
Написание еще, какого буквосочетания надо запомнить? (ЧН)
Итог урока.
В процессе выполнения упражнения у детей укрепляются мышцы глаз и шеи.
Игра «Договорите правило». Правило должны знать все, поэтому при ответе
весь класс встает на ноги и проговаривает правило хором.
Сочетания жиши
Только…(с буквой «и» пиши)
Сочетания чущу
Только…(с буквой «у» пишу)
Чаща, дача и печать
Нужно…(с буквой «а» писать) [20, с. 71].
На импровизированное дерево можно повесить карточки или рисунки с
изображением предметов. Ученик из нескольких карточек выбирает слова с
безударной гласной и снимает их с дерева, другой записывает эти слова на
доске.
Можно раздать несколько изображений предметов, среди которых есть
предметы с безударной гласной. Задача детей внимательно рассмотреть свои
карточки, определить, есть ли в слове безударная гласная. Если есть, то
подойти к дереву и повесить на него карточку. Это применимо и к другим
темам: можно построить дом из нужных слов, создать любую картину. Во
время этого упражнения работают мышцы бедер, икроножные мышцы,
дельтовидные мышцы, мышцы кистей, локтей, плеч. Закрыв глаза и прослушав музыку, например, «Времена года»
П.И. Чайковского, дети выполняют следующее задание: записать
прилагательные, которыми описывают свои чувства, возникшие после
прослушивания.
При изучении словосочетания и предложения детям предлагается конверт, в
котором лежат слова. Ученики должны расположить их так, чтобы
получилось предложение. Лучше объединить детей в группы по 4 человека.
Тогда им придется привстать, повернуться друг к другу и сообща решать
поставленную задачу. Если же есть лишнее слово, или какогото слова не
хватает, то нужно посмотреть у другой группы ребят сзади, спереди, справа
или слева. При этом будут работают мышцы рук, ног, грудные мышцы, мышцы
спины, шеи и головы.
Игра «Корректор».
Из редакции нам прислали задание. Нужно в тексте исправить ошибки. В
типографии этим занимается корректор, человек, который исправляет
ошибки. Проверьте текст на наличие ошибок.
Даша и Петя даговорились пойти после
уроков навестить Диму, который вот уже
несколько дней не посищал школу. Когда
они вашли в комнату, то увидели Диму с
загипсованной ногой. Даша и Петя сели у
кровати.
Также идет работа в группах по 46 человек. Дети встают, тихонько
обсуждают ошибки друг с другом. Задействованы мышцы рук, ног, спины,
шеи. Проверка. Оцените работу.
Составление предложений. Экологического панно.
А сейчас возьмите карточки и пройдите к экологическому панно. На
экологическом панно «Весна» прикреплены карточки со словами (панно висит на задней стене класса). Эта форма работы позволяет детям чувствовать себя
раскрепощено.
Какие словосочетания из предыдущего задания можно дополнить словами
с панно, чтобы получились предложения [18, с. 1]? Поставьте слова и
словосочетания в нужную форму. Словосочетания: прозрачная вода, лютая
зима, ранняя весна, раннее утро, вековые сосны, холодный дождь, солнечный
луч, красивые цветы, зеленая листва.
пробился
отразились
подснежник
покрылась
на стебле
закачался
наступила
Рисунок 23 – Фрагмент урока
Запись предложений с комментированием.
Наступило раннее утро. Солнечный луч пробился сквозь зеленую листву.
Вековые сосны закачались и отразились в прозрачной воде.
Как определить род имён прилагательных?
Какие окончания имеют имена прилагательные ж. р., м. р. , ср. р.? Выделите
эти прилагательные в тексте. В каком случае нельзя определить род имен
прилагательных?
Фрагмент урока письма.
Тема урока: «Письмо изученных букв».
Закрепление пройденного. Сенсорномоторный тренаж.
К нам на урок пришёл гость, напевая свою песенку.
Чья это песня? (Песня Чебурашки).
Он принёс для вас буквы. Найдите лишнюю из них. П
Т
Б
К
Рисунок 24 – Фрагмент урока
В другом упражнении карточки со словами помещаются на кресты. Дети
читают слова в момент медленного вращения крестов. Непроизвольно
учащиеся «пробегают» глазами по словам, выполняют вращение глазами,
головой, туловищем. Таким образом, повышается не только физическая, но и
психическая активность детей на уроке.
Работа над предложением. Дидактическая дорожка.
Составьте предложение со словом «грибы».
Чебурашка составил вот такое предложение. Давайте прочитаем его на
дидактической дорожке. Все встали.
Ле на
у ви
де ла
гри бы.
Повторите это предложение.
О ком говорится в этом предложении?
Что увидела Лена? Повышение эффективности психомоторных функций с помощью энергичных
ритмичных поворотов головы.
Работа над предложением. Экологическое панно.
Рассмотрите панно и скажите, о ком это говорится?
Составьте из слов на экологическом панно предложение.
на куст
бабочка
села
Рисунок 25 – Фрагмент урока
Запишите это предложение в тетрадь [34, с.57].
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить
физкультминутки (23 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику
и, конечно, эмоциональную разгрузку (23 минуты).
Приведем несколько примеров.
1.Физминутка (релаксация для глаз). На уроке по теме «Предложение», где
разбиралось предложение «Наступила весна», можно использовать
физминутку «В природе бывает 4 весны, а какие вы сейчас узнаете»
(обучающиеся смотрят на круги разного цвета на доске: красный, синий,
жёлтый, зелёный. Круги расположены по четырём углам доски).
По команде учителя учащиеся смотрят по очереди на круги, сосредоточивая
взгляд на каждом круге: ксжз; зксж; сжкз; жскз.
Учитель: «На какой весне мы остановили свой взгляд?» (зелёной).
« Весна зелёной травы»
На этом же уроке можно провести следующую физминутку «Весна зелёной
травы». Закройте глаза. Представим себя на зелёном лугу…
И нам хочется посидеть на травке,
Почувствовать её мягкость,
Травка тянется к солнцу и мы тоже
Тянемся к солнцу всё выше и выше…
Говорят в народе – «Весна – красна!»
«От чего красна весна?» – (от радости сердца)
«Улыбнитесь друг другу, мне, я – вам»…
«Подарим друг другу радость»!
«Весна света»
Разобрав предложение, в котором встречается слово «солнце» учитель
произносит: «Встаньте, поднимите голову вверх, представим, что на нас
светит яркое солнышко, своими лучами оно посылает нам свет, тепло и
любовь…»
«Весна воздуха»
«А теперь представим себя ветерком и покажем, как он гоняет облака, как
под дуновением ветерка колышутся травы, колосья, сгибаются ветки
деревьев». Дети плавно имитируют эти движения, подняв руки вверх,
наклоняясь то вправо, то влево.
«Весна воды»
При разборе предложения про реки, учитель говорит: «Наши пальчики
маленькие ручейки, то разливаются, то сливаются, образуя большие реки….»
Благодаря таким упражнениям, учитель вызывает положительное отношение к
предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный
момент здоровьесберегающих технологий [34, с. 59].
Физминутка. Сенсорно – моторный тренаж. Смена динамических поз.
На крестах расположен сюжетный комплекс «Времена года». Под каждой
картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из
цифр: 1234. Дети, находясь в положении свободного стояния, под команду учителя фиксируют взгляд на соответствующей данной цифре картинке. При
этом совершают синхронно сочетательные движения глазами, головой,
туловищем.
Перечисленные физминутки относятся к игровым методам с использованием
здоровьесберегающих технологий, в процессе которых дети отдыхают, играют
и восстанавливают силы.
Итак, для достижения целей здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения могут применяться следующие группы средств:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
3)гигиенические факторы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.
Это могут быть элементарные движения во время урока русского языка;
физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные
виды гимнастики; подвижные игры; специально организованная двигательная
активность ребенка и др.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.