Исследование " Жизнь и творчество русского композитора А.А.Архангельского"
Оценка 4.6

Исследование " Жизнь и творчество русского композитора А.А.Архангельского"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
02.06.2020
Исследование  " Жизнь и творчество русского композитора А.А.Архангельского"
Культура – это «вторая природа» человека, созданная им самим. В каждую эпоху духовная культура нашей страны развивалась благодаря поэтам, музыкантам, композиторам, писателям… Сейчас далеко не каждый человек знаком с творчеством талантливейших и умнейших людей, вершивших нашу культуру. В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.
Жизнь и Творчество русского композитора А.А.Архангельского.docx

 

 

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………...2

II. Основная часть:

Жизнеописание  композитора А.А.Архангельского………………….......3

Творчество  новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……........5

Исследование-опрос......................................................................................6

III. Заключение…………………………………………………………...…..7

IV. Список литературы…………………………………………...………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Культура  –  это  «вторая  природа»  человека,  созданная  им  самим.    В каждую  эпоху  духовная  культура  нашей  страны  развивалась  благодаря поэтам,  музыкантам,  композиторам,    писателям…  Сейчас  далеко  не каждый  человек  знаком  с  творчеством  талантливейших  и  умнейших людей, вершивших нашу культуру.   В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.

 

Цель работы:

Познакомиться с биографией русского композитора А.А.Архангельского

и выявить особенности его творчества, жанров  и тематики хорового искусства.

Задачи:

1) Изучить жизнь и творчество А. А. Архангельского.

2) Выявить индивидуальные черты стиля.

3) Определить факторы, повлиявшие на духовное творчество композитора.

 

 Гипотеза: Изучая музыкальное наследие А. А. Архангельского,  можно выявить, что индивидуальность его стиля определяется глубокой связью с духовной культурой.

Актуальность темы работы строится на изучении жизненного пути и

творчества композитора А. А. Архангельского, как феномена русской

музыкальной культуры второй половины 19 века, где духовные сочинения занимают значительное место.

 

Практическая значимость работы: изучить литературу по данному вопросу и рассказать о полученных результатах на внеклассном уроке, познакомить с ними одноклассников.

 Методы:

1.Изучение и анализ литературы.

2.Библиографический анализ сети- интернет.

 

 

 

II. Основная часть

Жизнеописание  композитора А.А.Архангельского

 

 Родился Александр Архангельский 11 октября 1846 года в семье священника села Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей. Крестьянский быт и внезапная потеря отца (Саше было 7 лет) с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве проявился и главный интерес Александра - к пению и музыке, а музыкальный слух сына воспитывала мать, Елизавета Федоровна (дочь священника села Старое Тезиково), сама любившая пение и музыку.

После окончания сельской церковно-приходской школы Саша поступает в ближайшее Краснослободское духовное училище, где его музыкальные способности и прекрасный голос (альт) были сразу замечены и одаренного мальчика включили в число певчих училища. Надо сказать, что хоры духовных училищ и семинарий России были лучшими среди хоров других учебных заведений. В 1859 году голос Саши Архангельского был замечен объезжавшим епархию пензенским епископом Варлаамом. И осенью 1859 года талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного окончания училища в 1862 году Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. И здесь 16-летнему семинаристу представилась возможность "стать" регентом хора (возникла неожиданная необходимость замены регента). Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Но это не вскружило ему голову, Архангельский хорошо понимал, что самообразование необходимо дополнить более глубокими знаниями. Александр все свое свободное время и скромные заработки тратит на уроки музыки: в течение 7 лет он обучается игре на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. Берет уроки теории музыки и гармонии у известного пензенского музыканта Н. Потулова. Расширяет свой кругозор в области истории музыки. А пензенский дирижер-любитель и певец П. Федотов, оценивший дирижерские способности Архангельского, охотно руководит его занятиями, посвящая в "тайны" дирижерского искусства.

После окончания духовной семинарии Архангельский продолжает работать вторым, а затем и первым регентом архиерейского хора в Пензе. Но заветной его мечтой остается получение высшего образования. "Еще со времени обучения в семинарии я положил себе необходимым получить высшее образование, даже безотносительно какое", - писал в своих автобиографических записях Архангельский.

Летом 1870 года, на 24-м году жизни, молодой регент отправляется в Петербург и становится вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. Параллельно же накапливает и углубляет свои музыкально-профессиональные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы "не портить" голоса певчих. А вскоре Александр Архангельский понимает, что специальность хирурга, к которой он стремится, не соответствует его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент Технологического института подает прошение директору Певческой капеллы Н.И. Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский получает должность регента Саперного батальона, потом - Конногвардейского полка и наконец - Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой. Благодаря министру путей сообщения Ф. Неронову Архангельский получает место письмоводителя юридической части министерства. Ф. Неронов помогает "увлеченному регенту" получить и собственный хор в Почтамтской церкви. Каким же надо было обладать энтузиазмом, какой огромной силой воли, чтобы уже в 1880 году осуществить давнишнюю свою мечту - создать свой хор! Уже через три года после создания хор Архангельского начал интенсивную концертную деятельность в Петербурге и других городах России, одновременно участвуя в богослужениях церквей.

Вплоть до 1918 года хор распределялся на группы по 14-20 человек и "закреплялся" за церквами: этими "малыми" хорами руководили регенты-помощники Архангельского. Свой первый концерт хор в составе 75 певцов дал в 1883 году в Петербурге. И сразу получил высокую оценку видных современных композиторов и музыкантов: А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Направника.

Для своего хора Архангельский начал подбирать женские голоса, заменяя голоса мальчиков. Это невиданное доселе новшество первоначально встретило немало противников. Но такая коренная реорганизация хорового дела Архангельским вскоре была подхвачена сначала в Петербурге, а затем и в других городах России. В 1887 году - полная замена голосов мальчиков женским составом была завершена. В 1898 году хор впервые предпринял концертную поездку по России, посетив 27 городов! В 1901 году состоялась вторая поездка хора по России. А в 1907 году хор уже выступал в Дрездене, Париже и везде встречал восторженный прием.

На рубеже XIX-XX веков хор Архангельского утверждает свое положение как "звезда первой величины" наравне с другими "звездами" - Придворной певческой капеллой и московским Синодальным хором.

Своим хором Александр Архангельский руководил 43 года - явление уникальное во всей истории русского хорового искусства.

 

      В апреле 1902 года на своей родине в Пензе хор Архангельского участвовал в организации Певческого общества и дал два концерта с объединенными пензенскими хорами.

      А.А. Архангельский много сделал  как духовный композитор, написал  более 100 духовных сочинений, создав  песнопения годичного круга.      А.А. Архангельский был приглашен работать в Прагу, куда его  семья прибыла в июле 1923 года. Там он давал концерты народной  музыки, там и окончил свой  земной путь в 1924 году. Жена  выполнила его волю, перевезя прах мужа на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Святые Отцы Церкви считали духовные песнопения могущественным нравственно-воспитательным средством.

Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.

Тексты  духовных  песнопений  представляют  собой  сокровищницу  слов  и выражений,  а потому каждое слово песнопения имеет своё значение. И пение  достигало своей  цели  тогда,  когда композиторы  вникали  в  смысл  и  дух  каждого слова. Именно таким композитором был А. А. Архангельский.

В творчестве  Архангельского, можно обнаружить связь с отечественными церковно – певческими традициями, а так же стилизацией колокольного звона, которые так же использовались композитором.

Его знаменитый духовный концерт "Вскую мя отринул еси" написан на текст ирмоса пятой песни воскресного канона (8 гласа) и принадлежит к жанру русской церковной музыки конца XVII века (стиль партесного многоголосия).

Духовный концерт "Помышляю день страшный" был создан в 1898 году.

Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью. Наверное, поэтому говорили, что вся Россия любила молиться под звуки песнопений А. Архангельского. И до сегодняшнего дня произведения Архангельского поют едва ли не все православные церковные и светские хоры.

По наблюдению одного из современников Архангельского, "молящийся... очаровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным религиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора".

...Из воспоминаний современника Архангельского: "Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспринимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору болезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разрешению. Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя".

Исследование-опрос

Я думаю, что мне удалось заинтересовать своих учеников темой исследования, потому что они охотно участвовали в нем. Я решила  составить анкету дляшкольников, учителей и родителей, чтобы выяснить, что им известно о нашем земляке, замечательном композиторе.

Анкета.

Знаете ли вы, кто такой А. А. Архангельский?

Знаете ли вы, как его имя связано с  Пензенской областью?

Знакомы ли вы с творчеством композитора?

Слышали вы его произведения?

Актуально ли его творчество?

Интересно ли вам узнать о жизни и творчестве этого музыканта?

 

 

Заключение

Мне хочется  привести слова Ткачева, который  изучал творчество Архангельского и одним из первых написал его биографию.

Он писал: «Не будет преувеличения  в определении значения блестящей полувековой деятельности «главного хормейстера» дореволюционной России Александра Андреевича Архангельского и его хора как явления эпохального в истории русского хорового искусства, явления, хотя и сравнительно далекого прошлого, но своей творческой активностью в значительной мере предопределившего успехи советского хорового исполнительства». 

Это говорит  прежде всего о высокой оценке Архангельского, которая сохранилась в незыблемом виде  и  до нашего времени,  ведь  исполнение  его произведений до сих пор является честью для очень многого числа хормейстеров современности.

 Изучая  биографию  великого  русского  композитора,  я  узнала  много  интересных  фактов  из  жизни  этого знаменитого человека.   Слушая  его  музыкальные  шедевры,  мне  открылся  совершенно  новый, непознанный  мир  искусства,  совершенно  далекий  от  современного  мира музыки.

К музыкальным сочинениям Александра Андреевича Архангельского относятся:

№ 1: Пение Божественной литургии. СПб., 1886;

№ 2: Всенощное бдение.;

№ 3-13: «Господи, помилуй» и «Иже херувимы» № 1, «Иже херувимы» № 2, «Иже херувимы» № 3, «К Богородице прилежно», «Утоли болезни», «Крест хранитель»,

«Милость мира» № 1, «Милость мира» № 2, «Милость мира» № 3, «Милость мира» № 4, Гимн в память чудесного избавления от опасности, угрожавшей Государю Императору и Его Августейшей Семье при крушении поезда 17 окт. 1888 г. 1888;

№ 14: «Господи, помилуй» и «Ныне силы небесныя». 1889;

№ 15-16: Литургия св. Иоанна Златоуста (заупокойная), Панихида. 1891;

№ 17: Пение церковных служб во дни св. Великого Пятка, Св. Пасхи и двунадесятых праздников. 1892;

№ 18-19: «Милость мира» № 5, Великое славословие. 1893;

№ 20-29: Многолетие, «Молитву пролию», «Вскую мя отринул еси», «К кому возопию, Владычице», «Иже херувимы» № 4, «Иже херувимы» № 5, «Иже херувимы» № 6, «Господи, услыши молитву мою», «Тебе Бога хвалим», Подражание песнопениям Православной церкви (канты) для однородных голосов. 1894;

№ 30-33: «Помилуй нас, Господи», «Милосердия двери», «Хвалите Господа с небес», Пение литургии св. Иоанна Златоуста в духе древних напевов Православной церкви. 1895; № 34-39: «Внуши, Боже», «Гласом моим ко Господу воззвах», «Не имамы иныя помощи», «Милость мира» № 6, «Достойно есть» № 1, Пение всенощного бдения. 1896;

№ 41-47:«Боже, во имя Твое спаси мя», «О, Всепетая Мати», «Помышляю день страшный», «Милость мира» № 7, «Иже херувимы» № 7, «Достойно есть» № 2, «Ныне отпущаеши». 1898;

№ 48-51: «Бог нам прибежище и сила», «Милость мира» № 8, «Иже херувимы» № 8, «Достойно есть» № 3 и «Многая лета» № 2. 1900;

№ 52-54: Пение литургии преждеосвященных Даров, «Иже херувимы» № 9, «Иже херувимы» № 10. 1905; № 55: Пение из литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи, помилуй» и «Единородный Сыне». 1905;

№ 56: «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое;

№ 57-59: «Иже херувимы» № 11, «Верую», «Милость мира» № 9. 1905; № 60: «Достойно есть» № 4, «Отче наш» и «Един свят». 1905;

№ 61: «С вышних призирая», «Благословен Грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне». 1905;

№ 62-66: «Внегда скорбети ми», «Высшую небес», «О пресладкий и всещедрый Иисусе», «На реках вавилонских», «Житейское море». 1905;

№ 67: «Господи, помилуй» на Великой ектении, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Господи, помилуй», «Подай, Господи». 1905; № 68-70: «Милость мира» № 10, «Достойно есть» № 5, «Хвалите Господа с небес» № 2. 1905; № 71: «Хвалите имя Господне». 1905;

№ 72: «Блажен муж» (тенор соло). 1909; № 73-76: «Благослови, душе моя, Господа» (предначительный псалом), «Блажен муж» № 2 (тенор соло), «Свете тихий»,

«Ныне отпущаеши» (тенор или сопрано соло). 1909; № 77: «Ныне отпущаеши». [Б. г.]; № 78: «Верую» (бас соло). 1911;

№ 79: «Блажен разумеваяй на нища и убога» (тенор соло). [1913?]; № 80: Служба во Св. и Великую Пасху. Пг., 1915 (№ 72 - изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва (СПб.), остальные - изд. авт

 

Список литературы:

1. Никитин К. «Обновится, яко орляя, юность твоя». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rodon.org/.mus

2.Носина В.Б. Символика музыки / международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С.В.Рахманининова. –Тамбов,1994.
3. Отец Амвросий (Тимрот) Переводы богослужебных книг.
4. Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.

5. Серебрякова Л.А. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях её творцов. – Челябинск,2001.


 

Содержание: I . Введение…………………………………………………………………

Содержание: I . Введение…………………………………………………………………

I . Введение Культура – это «вторая природа» человека, созданная им самим

I . Введение Культура – это «вторая природа» человека, созданная им самим

II . Основная часть Жизнеописание композитора

II . Основная часть Жизнеописание композитора

Военно-медицинской академии. Параллельно же накапливает и углубляет свои музыкально-профессиональные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению

Военно-медицинской академии. Параллельно же накапливает и углубляет свои музыкально-профессиональные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению

В апреле 1902 года на своей родине в

В апреле 1902 года на своей родине в

Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах

Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах

Заключение Мне хочется привести слова

Заключение Мне хочется привести слова

Господи, услыши молитву мою», «Тебе

Господи, услыши молитву мою», «Тебе

Список литературы: 1. Никитин

Список литературы: 1. Никитин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020