Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова – на - Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция «Психология»/ подсекция «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований. Проблемы психологии образования»
Тема: Школьный театр - отправная точка социализации, личностного роста и творческой индивидуальности детей и подростков
Автор работы:
Малёва Ксения Васильевна,
обучающаяся 8 В класса
МБОУ СОШ № 21 г. Сальска
347636, г. Сальск, Ростовская область,
ул. Николая Островского, 6
телефон: 8(86372)-5-61-79
е-mail: salsk_school21@mail.ru
347636, г. Сальск, Ростовская область,
Ул. Горького, 31
телефон: 8-950-862-06-14
e-mail: pytinsssr2023@gmail.com
Руководитель:
Артюшина Наталья Николаевна,
учитель по внеурочной деятельности
МБОУ СОШ № 21 г. Сальска,
телефон 8-909-440-11-29
e-mail: nartusina568@mail.ru
г. Ростов-на-Дону
2024 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….с.2
1.Теоретическая часть……………….…………………………………………..с.5
1.1. Понятие социализации личности …………………………..………….….с.5
1.2. Факторы и средства социализации детей в школе ………………………. с.6
1.3. Влияния театрализованной деятельности на становление личности,
социализацию детей и подростков……………………………………….....с.7 1.4.Роль педагога в формировании творческой индивидуальности ребенка…с.9
2.Практическая часть исследования………………...……………………....…с.10 2.1.Эффективность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Азбука праздника»……………………….с.11 2.2.Анализ отчётной документации детского объединения «Азбука
праздника»…………………………………………………………………….с.14
2.3. Роль педагога в формировании активной внутригрупповой
социализации учащихся……………………………………………………..с.16
2.4. Влияние игровой технологии на социализацию учащихся……………….с.17
2.5. «Преодоление себя» - кратчайший путь с социализации и личностному
росту………………………………………………………………………….с.19
2.6. Причины и закономерности, влияющие на развитие творческой
индивидуальности и личностный рост учащихся………………………....с.21
Выводы……………………………………………………………………….......с.22
Заключение……………………………………………………………………….с.23 Литература………………………………………………………………………..с.24 Приложения………………………………………………………………………с.25
«Театр для меня не цель, а средство
познания жизни и себя»
Андрей Миронов
Введение
Одной из важных проблем для современного общества является социализация подрастающего поколения. Сегодня уже никто не сомневается- нынешним детям предстоит жить в мире существенно отличном от того, в котором жили их родители и педагоги. Поэтому так актуален вопрос об изменении содержания и стиля социализации подрастающего поколения.
Кроме того актуальность моей работы заключатся в том, что Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Российским движением школьников и Театральным институтом имени Б. Щукина в 2022 году утверждена дорожная карта по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации. Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов (Приложение 1).
Следовательно школьный театр может стать отправной точкой социализации и личностного роста творческой индивидуальности обучающихся, поскольку проблема современных детей и подростков, зачастую, состоит в неумении социализироваться в современном обществе. Поиск и становление собственного «я», личностного роста, очень часто приводят к конфликтным ситуациям в детской среде. Дети 11-14 лет не всегда адекватны в своих суждениях и поступках. Как правило, их самооценка завышена, либо занижена, что не является нормой для хорошей социализации в детском коллективе. Возникает встречный вопрос: что может помочь сформироваться личности ребенка, а если необходимо, то исправить уже имеющиеся ошибки воспитания.
Предлагаю рассмотреть эту проблему через вовлечение детей и подростков в театральную деятельность - деятельность, которой я занимаюсь третий год в школьном театральном объединении «Азбука праздника» у педагога Натальи Николаевны Артюшиной.
Объектом изучения стали учащиеся и педагог детского театрального объединения «Азбука праздника», созданного на базе МБОУ СОШ № 21 г. Сальска.
Предметом изучения является театральная деятельность, организованная в рамках детского объединения «Азбука праздника».
Выдвинутая мной гипотеза, формулируется через проблемный вопрос: Чем для подростка является театральная деятельность – обычным лицедейством, пустой тратой времени или активным поиском жизненного опыта, который способствует становлению личности и межличностной социализации?
Поэтому в гипотезе предположила, что вовлечение детей и подростков в театральную деятельность будет способствовать становлению их активной жизненной позиции, социализации в окружающей среде, развитию творческой индивидуальности, поиску собственного «я».
Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, поставила цель - изучение влияния школьного театра на социализацию, личностный рост и формирование творческой индивидуальности детей и подростков.
В ходе работы реализовала ряд практических задач:
1. Собрать и изучить теоретические научные источники по теме исследования.
2. Провести практическую часть исследования на базе школьного театрального объединения:
- изучить содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника» педагога дополнительного образования Н.Н. Артюшиной;
- изучить методы и приемы работы педагога Н.Н. Артюшиной; выявить наиболее активные формы обучения и взаимодействия педагога с ребятами на театральных занятиях, способствующие активной внутригрупповой социализации;
- провести сравнительный анализ успехов и достижений учащихся детского театрального объединения за два года;
- тестирование учащихся по самооценке личностного роста ( тест «Шкала роста», «Лесенка успеха» по методике В.Г.Щур);
-выявить причины и закономерности, влияющие на развитие творческой индивидуальности и личностный рост учащихся; ознакомить учащихся д/о с его результатами.
3. Взять интервью у педагога дополнительного образования Н.Н.Артюшиной и заместителя директора по воспитательной работе школы О.В.Деркунской для уточнения, подтверждения или опровержения результатов проведенной практической работы исследования; провести социологический опрос учащихся д/о «Азбука праздника».
4. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
5. На основе собранного материала подготовить содержательную слайдовую презентацию (для участия в конкурсе исследовательских работ ДАНЮИ), результаты исследования представить на сайте школы и учащимся д/о «Азбука праздника» для ознакомления.
В работе освоила и использовала различные группы методов: проблемно-поисковый, аналитический, метод синтеза, конкретизации и систематизации материала, коммуникативной связи (беседа, консультация, диалог, интервью); наблюдения, социологический и статистический (метод опроса, анкетирование, тестирование), описательный метод, метод применения компьютерных технологий и др.
Новизна и практическая значимость работы состоит в том, что доказательная база исследования базируется на личном опыте участия автора в театральной деятельности; на основе проведенного системного и сравнительного анализа документации и портфолио детского объединения: основных показателей освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника» всеми участниками образовательного процесса детского театрального объединения (учащимися и педагогом д/о) и индивидуальных творческих достижениях учащихся за 2 учебных года, в опоре на активные формы взаимодействия педагога с ребятами на театральных занятиях, способствующих активной внутригрупповой социализации.
Исследование по такой теме в школах г. Сальска и Сальского района проводилось впервые, поэтому считаю его не только актуальным, но и полезным практическим материалом.
1.Теоретическая часть
1.1. Понятие социализации личности
Современное общество ставит сложную задачу перед образовательной системой – воспитать не только широко образованных людей, но людей, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами, способных самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно функционировать в обществе.
Успех решения поставленной задачи напрямую связан с процессом социализации личности. Социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки. Поэтому социальная педагогика рассматривает социализацию как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, воспитание, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование, - считает Анатолий Викторович Мудрик, советский и российский ученый в области социальной педагогики [3], [7]. В психологии термином «социализация» описывается совокупность действий и процессов, направленных на усвоение личностью необходимых знаний, навыков ценностей и правил, способствующих гармоничному и бесконфликтному её сосуществованию с социумом и успешному функционированию в обществе [6].
Автором термина "социализация" применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс (понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида), использовавший его в 1887 г. в книге "Теория социализации" [7], (Приложение 2).
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования.
Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны - усвоение подростками социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства подростками системы социальных связей за счет активной деятельности, динамичного включения в социальную среду. Подрастающее поколение не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации. В результате происходит расширение и умножение социальных связей учащихся с внешним миром, что является главным условием социализации личности.
1.2. Факторы и средства социализации детей в школе
Чтобы ответить на вопрос: что такое социализация детей в школе? – рассмотрим некоторые понятия, средства, факторы.
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Конечно, чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Однако социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания. Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.
Факторы социализации школьников - это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа - один из вариантов. Но есть и другие. Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?». Семья, улица, интернет, кружки, секции и занятия. Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные занятия. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума [6].
Средства социализации школьников - это то, с помощью чего происходит социализация. Возникают вопросы: Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?
В первую очередь – это бытовые навыки (умение обслуживать себя); элементы духовной культуры (книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе); образование (уровень образования в стране — важное условие социализации школьников, от качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок) [6].
1.3. Влияния театрализованной деятельности на становление личности, социализацию детей и подростков
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, которая является одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательного процесса [1].
Она способная развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, сформировать творческую активность, способствовать сокращению духовной отстраненности детей и взрослых.
Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Помимо развития психических функции, художественных способностей и творческого потенциала деятельность театрального объединения располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся — происходит развитие общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, стремление к творчеству в любой области, происходит формирование культуры общения, основных коммуникативных навыков, нравственных ценностей личности, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности. Через взаимодействие в театральном коллективе ребенку становится проще адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Подготовка детского спектакля — это не только репетиции, это еще и работа над костюмами, декорациями и реквизитом. Здесь могут принимать участие дети, педагоги и родители, что открывает простор для межличностного творческого взаимодействия [8].
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива [8].
Взаимодействие и общение между членами коллектива приводят к умению ориентироваться на товарища, более точно его воспринимать. Теоретические знания помогают преодолеть житейский уровень восприятия социальной действительности и развивают способность к рефлексии. В результате происходит расширение и умножение социальных связей с внешним миром, что и является главным условием социализации [1].
Театр ценен еще и потому, что способен активизировать самостоятельное мышление ребенка, включить ребенка в социальные отношения. Дети не просто запоминают и затем автоматически воспроизводят полученные знания, но и успешно усваивают социальный опыт, а затем воспроизводят его в своей деятельности – в частности в умении взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми.
Театр способствует профилактике страхов и повышенной застенчивости, агрессивности и упрямства, чрезмерной обидчивости и конфликтности, помогает правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, учит быть организованным, самостоятельным и ответственным.
В рамках школьного театра происходит приобщение к лучшим образцам литературного творчества, прививается уважительное отношение к культурно-историческому наследию, театральная деятельность помогает формированию патриотических чувств, гражданской ответственности, нравственных ценностей детей и подростков.
Занятия театральной деятельностью положительно влияют на проявление лидерских качеств обучающихся, так как подготовка к спектаклю требует активного взаимодействия личности и коллектива, что развивает уверенность, раскрепощенность, выявляет способность принимать решения и умение повести за собой.
Школьный театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Именно в театральном коллективе успешно происходит: преодоление закомплексованности подростков, всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности.
Театральная деятельность нацелена на решение актуальных проблем в организованном досуге, расширении круга общения, творческой самореализации, профессиональной ориентации. Детский театр – дело веселое, прежде всего, именно здесь есть место самодеятельному творчеству и эксперименту, проявлению личной инициативы. Как показывает практика, в атмосфере театра рождаются свои поэты, сценаристы, художники. Главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.
Вывод: Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики и театрализованной деятельности позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения развивающим, привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии при изучении разных предметов способствует освоению коммуникативной культуры, дети развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию. Все это помогает не только процессу обучения, но и дальнейшей жизни ребенка.
1.4. Роль педагога в формировании творческой индивидуальности ребенка
Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности [5].
Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.
В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:
· чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;
· способность к индивидуализации обучения;
· позитивная Я-концепция;
· интеллект выше среднего уровня;
· настойчивость и целеустремленность;
· творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;
· эмоциональная стабильность;
· широкий круг интересов и умений;
· чувство юмора;
Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» Элис Пол Торренс (американский психолог) приводит:
· - уважение желания ребенка работать самостоятельно;
· - индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;
· создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
· поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
· исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
· подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
· уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;
· терпимое отношение к возможному беспорядку;
· поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность [10], (Приложение 2).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения младших, средних подростков, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Именно игра становится тем действенным методом, которым в полной мере должен владеть педагог дополнительного образования, руководитель детского театрального объединения. Театрализованные игры дают возможность не просто ознакомить учащихся с содержанием литературных произведений, но и воссоздать конкретные образы с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, походка. Ребята учатся понимать и глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Именно через разыгрывание сценок и постановку спектаклей они осваивают социальный опыт и общечеловеческие ценности. Через игру происходит рождение творческой индивидуальности подростков [8].
2. Практическая часть исследования
Нашему школьному театральному объединению всего два года, сформировано оно в сентябре 2021 года, но за это время наша группа наработала достаточно веское портфолио, в нем много как коллективных, так и индивидуальных успехов учащихся. Детское объединение в сентябре 2022 года успешно прошло сертификацию и было включено во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров (Приложение 3).
Я задумалась: от чего или от кого зависит такой стремительный «старт» в творческом деле, которым ранее в школе никто не занимался? И может ли школьный театр решить подростковую проблему социализации, личностного роста, стать отправной точкой развития творческой индивидуальности детей и подростков?
Являясь участником школьного театра, не только проанализирую данный вопрос на примерах участия ребят нашего театрального объединения, но и поделюсь личным опытом, как занятия театральной деятельностью помогают мне справиться с этой проблемой.
В конце учебного года на занятии д/о «Азбука праздника» ребятам был задан один вопрос: «Что лично вам даёт театр?», были получены следующие ответы:
- стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене;
-исчезли страх и скованность;
- развилась речь;
- обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические;
- исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении;
- появилась доброжелательность.
Опрос показал, что искусство театра в настоящее время популярно среди подростков, но есть свои причины, по которым они не всегда могут принять участие в школьных постановках: большая учебная нагрузка, нехватка свободного времени. Однако все отметили, что для занятий театрального объединения были выбраны удобный для всех день и время (суббота), когда есть возможность не отвлекаться на учебу, прийти в школу и спокойно позаниматься любимым делом и пообщаться с такими же увлечёнными ребятами (в школе для этого возраста пятидневка).
Коротко остановлюсь еще на одном важном моменте: заметила, как правило, после просмотра очередного театрального выступления агитбригады, открытых театральных мероприятий (мастер-класса, фестиваля талантов, конкурса чтецов и др.) начинается ажиотаж желающих стать актёрами школьного театра. Причина одна – зрители видят на сцене своих одноклассников и узнаваемых учеников своей школы старших, средних или младших классов, которые умеют нечто такое, что отличает их от других. У каждого свои причины прихода в школьное театральное объединение: стать популярным в глазах окружающих, доказать самому себе: «Они могут, и я смогу», избавиться от комплексов и самоутвердиться для самого себя и окружающих.
Да, театральный коллектив открыт для всех желающих. Нет никакого кастинга или отбора самых талантливых – принимаются все, остаются те, кому это по-настоящему необходимо. Самые ценные актёры те, которые делает свой выбор в пользу театра осознанно, обдуманно, целенаправленно. Главное, что занятия театром очень важный этап в жизни ребят – это преодоление себя, своих комплексов, познание своих возможностей, самовоспитание.
2.1. Эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника»
Учащиеся детского театрального объединения занимаются по специально разработанной педагогом Натальей Николаевной Артюшиной программе. Я задалась вопросом, в чем состоит эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника»?
Проведенный совместный с педагогом анализ программы дал мне возможность посмотреть на этот документ глазами не ученицы, а педагога. Я увидела, насколько наша деятельность сложная, целенаправленная и глубокая, поскольку раньше я никогда над этими моментами не задумывалась. Я убедилась, что программа имеет социальное направление внеурочной и кружковой деятельности, общекультурной и художественной направленности (Приложение 3). Причём, в основе содержания программы лежит вид кружковой деятельности – социальное творчество; форма творческой организации объединения - театр школьных эстрадных миниатюр и агитбригада. Таким образом, программа изначально нацелена на социализацию учащихся, что дает перспективу к индивидуальному развитию и творческому росту каждого ребенка.
Одной из программных задач является вскрытие актуальных и злободневных социальных тем и проблем средствами театральной деятельности. Как это реализуется на практике? Например, ребята театрального объединения два года успешно участвуют в районных конкурсах агитбригад антинаркотического марафона, вскрывая такие злободневные проблемы, как наркотики - тема «Мы за здоровый образ жизни. Мы за светлый 21-й век!», в 2021 году агитбригада «Новое поколение» стала победителем. В 2022 году агитбригада «Переходный возраст» бросила вызов «борьбе с ранним курением», д/о стало призером конкурса. В 2022 году ребята стали победителями муниципального этапа и приняли участие во Всероссийском конкурсе социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни "Спасем жизнь вместе!" в номинации «Лучший видеоролик антинаркотической направленности для социальных медиа» (Приложение 4). Залогом успеха команды стало понимание всеми участниками единой актуальной на данный момент цели и стремление поддержать заложенные в выступлении идеи. А ШТЭМ (школьный театр эстрадных миниатюр) в данном случае стал точкой личностного роста учащихся: через яркий мини-спектакль и возможность открыто выступить со сцены, у подростков формируются такие качества, как уверенность в собственные силы, не боязнь зрительской аудитории, ораторские качества, отрабатываются полученные на занятиях театральные навыки актерской игры.
Из беседы с ребятами выяснилось, что самое главное, они получили от выступление в целом не только «драйвовое настроение», но и возможность косвенного общения, осознание того, что не зря готовили свои выступления. Аудитория приняла команду очень хорошо.
Далее Наталья Николаевна пояснила, что театральные занятия реализуют ведущую идею, заложенную в программе: 1/театр является наиболее эффективным средством развития творческих качеств в детском и подростковом возрасте за счет своей синтетичности, синкретичности и игровой формы; 2/ школьный возраст сензитивен для развития креативности средствами театрального искусства в силу психофизиологических особенностей (Приложение 5).
Поэтому при составлении программы педагогом учитывались возрастные психологические особенности школьников, так как именно в это время (в 11-14 лет) у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению, а опыта пока что не достаточно. У подростков есть желание в развитии духовных потребностей в познании и самопознании, в поисках смысла жизни, в счастье, в красоте, в отношении к себе, к другим людям и т. д. Именно театральная деятельность может наиболее ярко и насыщенно решать эти вопросы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в процессе занятий, репетиций, выступлений приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Помимо этого, занятия в школьном театре становятся способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Для решения поставленных программных задач, Наталья Николаевна подобрала эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как «традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль учащемуся и не позволяет достичь поставленных программных целей», - отметила педагог. Поэтому образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях:
1.Технология целостного процесса обучения и воспитания.
2. Технология активного обучения «тренинг».
3.Технология обучения творчеству.
4. Технология «Мастерская».
5. Технология учебного диалога.
6. Технология игровой деятельности.
7.Технология проектной деятельности.
8.Технология КТД (автор И.П. Иванов).
Все технологии носят гуманистический характер и содержат нравственный аспект, способствуют овладению учащимися не только специальными ЗУН (знаниями, умениями и навыками) театрального мастерства, но и помогают развивать личностные качества: ответственность, толерантность, активную жизненную позицию, смелость в принятии решений и др.
Внедрение театральной педагогики
Творческая работа по программе, технология целостного процесса обучения и творчества в детском объединении во многом затрагивает школьную театральную педагогику, направленную на воспитание личности подростка средствами театрального искусства, что, несомненно, ставит воспитательный аспект программы на первое место. «Школьная театральная педагогика» так или иначе, связана с театральным искусством; занимается развитием воображения и образного мышления, но не предпрофессиональной подготовкой актеров и режиссеров.
Педагог подчеркнула, что программа «Азбука праздника» легко адаптируется в связи с предполагаемыми условиями работы, а театральная деятельность, организованная педагогом дополнительного образования на базе образовательного учреждения, успешно развивается в двух направлениях: 1. школа с театральными классами, когда театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно обучающиеся этих классов являются основой школьного театрального коллектива (опробированная и оправданная практика). 2. школа с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников. В этом состоит универсальность авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника».
И если первое направление уже практически реализовано педагогом в театральной практике школы: педагогом проводятся занятия по внеурочной театральной деятельности в ряде классов; создано школьное театральное объединение, то для реализации второго направления требуется не один год, чтобы сформировался устойчивый интерес обучающихся и всех педагогов к театральной деятельности, чтобы возникла потребность и желание этим заниматься. Театральная культура должна воспитываться постепенно.
2.2. Анализ отчётной документации детского объединения «Азбука праздника»
Чтобы убедиться, как на практике работают вышеперечисленные идеи и технологии, я изучила ряд творческих отчетных и диагностических документов, которые предоставил мне педагог.
1.В исследовании представлены таблица и диаграммы сравнительного анализа успехов и достижений учащихся детского театрального объединения «Азбука праздника» за 2 года (2021-2022, 2022-2023 уч. годы), который показывает на стабильный рост творческих успехов и достижений учащихся на муниципальном уровне (Приложение 6). На региональном уровне конкурсы и фестивали проводятся не часто - 2-3 конкурса в год, поэтому наблюдается стабильность участия. Чтобы поддержать интерес ребят к театральной деятельности различных жанров, педагог организует участие коллектива и отдельных учащихся в театральных онлайн-конкурсах и онлайн-фестивалях в номинациях «актёрское мастерство», «музыкально-литературная композиция», «выразительное чтение», «художественное слово», где юные театралы стабильно показывают высокие результаты (дипломы и грамоты за 1-2 места). За второй год активность участия повысилась на 100%, что подтверждается слайдовыми отчетами, размещенными на официальном сайте МБОУ СОШ № 21 г. Сальска (Приложение 6) и таблицами учета участия учащихся в конкурсных и воспитательных мероприятиях на всех уровнях (Приложение 6). Сравнение показателей активности показывает рост количества различных мероприятий - с 22-х до 37 во второй год обучения.
2. Педагог 2 раза в год проводит контрольные срезы, сравнительную диагностику уровня общих знаний, эрудиции и творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука праздника». Мной проведен краткий анализ успехов учащихся, занимающихся в детском объединении в 2022-2023 учебном году. (Приложение 7). Если в сентябре 2022 г. контрольные диагностические срезы показали: высокий уровень -2 чел.; средний уровень – 17 чел. и низкий уровень составил 9 чел., то проведенная диагностика в мае 2023 г. показала 100% уровень качества обученности, т.е. высокий уровень составил -10 чел., средний уровень – 18 чел. Все обучающиеся справились с предложенными педагогом заданиями, наблюдалось значительное повышение уровня индивидуальных творческих способностей большинства обучающихся при выполнении творческих и игровых театральных заданий в сравнении с декабрьской диагностикой: учащиеся стали более раскованными, раскрепощенными, показали умение сосредоточиться на игровом задании, подойти к нему творчески. В беседе на выявление общего уровня эрудиции и знаний по театральному творчеству дети показали общий средний уровень, что даёт перспективу усиления работы по данному направлению дополнительной общеобразовательной программы. В течении года повысился уровень взаимодействия в группе, не смотря на то факт, что многие учащиеся из разных классов, дети смогли неплохо сдружиться, в группе имеется достаточно высокий воспитательный потенциал. В целом, учащиеся, которые стабильно, без пропусков посещали занятия д/о, участвовали в большинстве творческих конкурсов и воспитательных мероприятиях, получили достаточно технических театральных навыков, показали высокий - средний уровень творческого развития. Однако, двое учащиеся по разным причинам пропустили ряд занятий в течении года, в следствии чего их показатели мало изменились, они с трудом перешли на средний уровень обученности.
В приложении представлены критерии оценки учащихся по пяти направлениям театральной деятельности в соответствии с рабочей программой педагога (Приложение 7).
3. Подтверждением творческого качественного роста и проявления индивидуальных активностей учащихся являются рейтинговые таблицы д/о за два учебных года, которые в полном объеме представлены на Яндекс-диске (Приложение 8). В них педагог ведет учет активности учащихся, т.е. в бальной системе прописывает все участия в конкурсах различного уровня и воспитательных мероприятиях, организованных на уровне школы и муниципалитета. Сравнение результатов двух лет также выявил качественный и количественный рост отдельных учащихся.
4. Следующим определяющим уровень самооценки своих индивидуальных творческих способностей, является диагностический тест «Лесенка успеха», разработанный педагогом Н.Н.Артюшиной на основе методики психолога Веры Григорьевны Щур. Ребята и я в том числе, определяли свои театральные способности по пяти критериям и трём направлениям театральной деятельности: 1. Выразительная речь; 2. Выразительное движение; 3 Актерская игра. Анализ проведенного теста показал: учащиеся дали адекватную самооценку своим способностям и успехам, проявленным в течение года, в соответствии с их активностью и театральной результативностью (подтверждением является полученный наградной материал – грамоты и дипломы) (Приложение 9).
Для уточнения полученных результатов был проведен дополнительный тест по самооценке «Шкала роста» (по методике Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейна), который полностью подтвердил полученные ранее результаты. Каждый учащийся на шкале отмечал начальный (с каким пришел в д/о) и конечный уровень своих театральных способностей (чего достиг за учебный год), после чего педагог предлагал каждому высказаться и в заключении дал свою оценку с пояснением, высказал одобрение и рекомендации на дальнейшее творческое развитие (Приложение 9).
Вывод: Изученные документы позволили сделать вывод о том, что занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Только слаженная работа в коллективе, стремление к личностному росту и саморазвитию, дали быструю положительную динамику и высокий уровень достижений.
2.3. Роль педагога в формировании активной внутригрупповой
социализации учащихся
На следующем этапе исследования мной были изучены методы и приемы работы педагога Натальи Николаевны Артюшиной, с целью - выявить наиболее активные формы обучения и взаимодействия педагога с ребятами на театральных занятиях, способствующих активной внутригрупповой социализации. Несмотря на то, что я сама участник этого театрального процесса, мне предстояло ответить на несколько вопросов: Как выстраивает педагог процесс общения с детьми на занятиях? Какими методами пользуется, на что обращает особое внимание? Как развивает творческую индивидуальность и личностные качества у ребят? Какую роль педагог отводит себе в творческом процессе?
Исходя из моих наблюдений на занятиях, замечу, в нашем детском объединении особая атмосфера: несмотря на то, что его посещают ребята разного возраста (группа разновозрастная) – от 5-9 класса, за два года сложились дружеские доверительные отношения, так как взаимодействие между педагогом и ребятами выстраивается на доверии, дружеском общении, индивидуальная работа больше напоминает работу равноправных партнеров. Большое внимание уделяется раскрепощению и созданию творческой атмосферы. И в этом большая заслуга самого педагога – Натальи Николаевны Артюшиной.
Из беседы-интервью с педагогом я выяснила, что на занятиях она ценит не только способности ребят к театральной деятельности, но и ответственное отношение к театральному делу в целом. Большую роль отводит развитию воспитывающего потенциала театральной деятельности (Приложение 10). Применяет на занятиях деловой подход, особенно, когда сроки подготовки номера четко ограничены и задача должна быть максимально быстро принята и выполнена всеми участниками образовательного процесса. Собранность, внимание, четкость выполнения всех задач и указаний, дисциплина – залог успешного выступления. Это знают все ребята. Неоднократное напоминание о том, что «от каждого зависит результат всей группы» и «нет маленьких ролей, а есть хорошее и плохое исполнение» – не простые слова, а неукоснительное требование педагога ответственно относиться к порученному делу.
Наш педагог искренне радуется каждому коллективному и индивидуальному успеху ребят. Она - наш единомышленник. С ней можно посоветоваться, решить проблему не только театрального характера, но и личный вопрос. Много времени уделяется театральной культуре, потому как каждый участник – это лицо всего коллектива. И это лицо должно быть красивым всегда.
Наш педагог через школьный театр даёт возможность для самовыражения и формирования личности подростков на примере лучших классических произведений. Мы успешно участвуем во всероссийских конкурсах «Живая классика», «Школьная классика». Подбор произведений педагогом осуществляется с учетом, возраста, темперамента, личных способностей и возможностей, по согласованию и выбору самих учащихся. Давление на личность ребенка отсутствует. Такой демократический подход срабатывает на 100 % качества (Приложение 11).
Для того, чтобы выяснить, насколько эффективно работает наше театральное объединение, провела беседу - интервью «Оценка деятельности детского театрального объединения» с заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ольгой Владимировной Деркунской, которая высказала вполне объективное мнение о творческой деятельности школьного театра, оценила культорологический и деловой подход к каждому номеру, отметила качество и содержательность выступлений школьных агитбригад на всех уровнях конкурсных выступлений, творческий подход к индивидуальным номерам (Приложение 12).
Отдельно остановлюсь на игровой технологии, которая является отличным мотиватором к познанию и освоению нового материала.
2.4.Влияние игровой технологии на социализацию учащихся
В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Этот вопрос был мной изучен непосредственно через общение с моим педагогом Н.Н. Артюшиной и личного опыта участия в играх театрального содержания на занятиях и игровых тренингах.
Как пояснил педагог, каждое игровое задание, игра несут определенную задачу и смысловую нагрузку. Мы, учащиеся не вникаем в эту суть, мы просто играем, получаем удовольствие и технические театральные навыки, заложенные в содержание каждой игры. Например:
§ Творческое задание «Неопознанное животное» (проводится под специально подобранную музыку) – ребята учатся взаимодействовать, как единый организм, придумывать, фантазировать, выбирать оптимальное решение, согласовывать действия; игра «Гладим воображаемое животное»(игра на внимание, сосредоточение, фантазию, развитие пластического движения), упражнение «Передай книгу» (получение и передача живой эмоции); «Музыкальные фантазии» (составление коллективных этюдов на заданную музыку);
§ Игровые упражнения и этюды: «Ковбой и бык, «Резиновые куклы» «Марионетки», «Пластилиновые фигуры», «Зеркало», «Поводырь» или «тропа Доверия» - дают не только тесное взаимодействие в паре или группе играющих, но и умение безоговорочно доверять друг другу, выполнять согласованные действия, развивают пластику, мимику движения, наполняют эмоционально созданный образ.
§ Упражнения «Напряжение-расслабление» (на быстрое переключение, умение сосредоточиться), «Умей слушать» (выполнение хаотичных движений с закрытыми глазами, по хлопку смена направления движения, на умение слушать и слышать), «10 масок» (быстрое переключение эмоционального состояния и выражения лица), «Диалог за стеклом», «Пойми меня» (на выразительные жесты) и др. (Приложение 13).
Как правило, игра является разминкой или подготовительным упражнением к основной части театрального занятия. Время от времени педагог отводит игровым тренингам целое занятие или даёт мастер-класс. Благодаря таким играм осуществляется всестороннее развитие учащихся: знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия. В процессе организации театральных игр и упражнений у учащихся развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения ребят друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые складываются во время игры и подготовки к ней.
Как мы видим, умелое применение игровой технологии педагогом можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации подростка в обществе. Используя в работе театральные игры и упражнения, Наталья Николаевна базируется на представлениях выдающегося российского психолога Льва Семёновича Выготского: «Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Так считал психолог и так 40 лет работаю с детьми я сама. Именно в условиях театральной игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать друг с другом, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор», - отметила педагог. Свою роль она видит в том, чтобы поставить перед учащимися достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить её в нужное русло.
Полученные навыки в театральной игре ребята учатся использовать в повседневной жизни. Совместная деятельность педагога и учащихся положительно влияет на ребят, которые становятся увереннее в себе, проявляют инициативу, эмоциональный подъем, желание заниматься в детском объединении, принимать участие в различных мероприятиях.
Вывод: Как мы видим, театральные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта ребят, как мощный психотренинг, средство самовыражения подростка в детском коллективе и общении с взрослыми. Роль педагога в организации и проведении таких игр и заданий очень велика, так как важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку. А игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни. Человек по природе своей является существом общественным.
2.5. «Преодоление себя» - кратчайший путь с социализации и личностному росту
Хочу затронуть вопрос влияния сензитивного состояния на процесс формирования социализации в театральной группе учащихся.
Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Такому человеку трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку он слишком скованный и застенчивый. Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности [2],(Приложение 5).
Наблюдая за моими одногруппниками во время подготовки к открытым выступлениям, и непосредственно во время самих выступлений на зрителя, я заметила, что слабо социализированным детям всегда легче пойти на первое – коллективное выступление, чтобы, затерявшись среди др. чтецов, легче справиться с первым волнением, увереннее выступить, чтобы зрители смотрели не только на него одного, а распределяли внимание на всех.
Знаю по собственному опыту, не социализированный ребенок никогда не выйдет на сцену выступать с сольным номером. В команде, в группе – да, но не один. Причиной является страх перед аудиторией зрителей, боязнь быть не принятым, не понятым, обсмеянным в случае неудачного выступления. Это психологический барьер и преодолеть его не просто. Первоначально даже на репетиции перед камерой работать сложно, потому, что постоянно ощущаешь, каждое слово «ловится», записывается, нельзя допустить ошибку в тексте и потерять выразительность.
Вижу главную задачу – в преодолении самого себя. В жизненных ситуациях чаще всего с такой проблемой подростку приходится справляться самому. В школьном театре есть коллектив и педагог, которые помогают побороть чувство страха и неуверенности. Педагог как хороший психолог из занятия в занятие работает в этом направлении индивидуально или с группой учащихся. Так было и в моём случае. Особенно было ощутимо, когда готовились к Всероссийскому конкурсу юных чтецов «Живая классика», в котором я приняла участие впервые. И несмотря на тот факт, что первое выступление на школьном этапе прошло для меня удачно, по мнению моего педагога-наставника, с поставленными задачами я справилась отлично, у меня пока не возникает желание пойти в следующий этап конкурса более высокого уровня. Потому что это станет для меня преодолением более высокого порядка, когда повышается ответственность и психологически со своим состоянием будет справляться сложнее. Однако чуткий педагог понимает проблему таких ребят, как я и не торопит с дальнейшими сольными выступлениями, успокаивает, убеждает, беседует о том, что беспокоит. Я получила предложение участия в поэтическом конкурсе и началом к «преодолению себя» стал школьный фестиваль юных талантов. Индивидуальный самоанализ и анализ Натальи Николаевны, проведенный после моего вступления, дал мне понимание, где, в каком моменте моего выступления необходимо еще поработать над собой, на что особенно обратить внимание. В перспективе в новом учебном году будет муниципальный поэтический конкурс, на котором мне предложили выступить от школы. Думаю, что смогу справиться с поставленными творческими задачами.
2.6. Причины и закономерности, влияющие на развитие творческой индивидуальности и личностный рост учащихся
В процессе изучения программы детского театрального объединения, анализа различных таблиц и проведенных диагностик, возникла необходимость выявления причины и закономерности, влияющих на развитие творческой индивидуальности и личностный рост учащихся. Исходя из личного опыта посещения театральных занятий и из бесед с учащимися нашего д/о, сделала логические умозаключения:
1.В процессе социализации, на мой взгляд, очень важна активность самих учащихся, которая возникает только тогда, когда ребятам становится на занятии интересно. Собственно говоря, на театральную деятельность тоже записывались исходя из интереса. И если она оправдала наши ожидания, все происходит в дальнейшем гармонично. Интерес к театральной деятельности напрямую связан с творческим ростом, юный актёр начинает активнее развиваться.
2. Создание хорошей комфортной среды (обстановки) на занятии. В таких условиях социализация проходит легче, поскольку ребята чувствуют себя увереннее, спокойнее во время театральной работы или репетиции, а следовательно, получается хороший результат в кратчайший срок.
3. Важны направления, жанры и виды театральной деятельности. Они должны быть востребованными, актуальными на всех уровнях - от школьного до международного. В нашем д/о мы осваиваем параллельно несколько видов театрального творчества (коллективного и индивидуального):
ШТЭМ (школьный театр эстрадных миниатюр);
стиль «агитбригада»;
музыкально-литературная композиция;
мини-спектакль;
художественное слово;
поэтическое слово;
театральные и театрализованные игры.
4. По согласованию с педагогом каждый учащийся имеет право на выбор индивидуального репертуара и уровня участия, исходя из его индивидуального уровня подготовленности. В таком случае педагог выстраивает линию перспективного роста и творческого развития с каждым учащимся и с группой в целом на несколько лет.
5. Хорошим стимулом для личностного роста учащихся является «рейтинг успехов и активностей», который ведет педагог в течение года, так как это хороший показатель достижений за год. При подведении итогов строятся новые планы, перспектива творческой самореализации.
6. В детском объединении каждый ребенок должен чувствовать себя востребованным, чтобы нести радость и пользу окружающим своим выступлением. Всегда важно знать и понимать, для чего и для кого готовится выступление, чтобы самоотдача была максимальная. А иначе зачем заниматься и тратить личное время.
Это, пожалуй, основные моменты, влияющие на развитие творческой индивидуальности и личностный рост учащихся в школьном театре. Но что это в итоге даёт самим участникам?
Школьный театр – это трибуна с которой можно открыто и свободно говорить с окружающими. Например, через выступление агитбригады, высказывать собственные мысли, отстаивать собственное мнение, что-то или кого-то высмеивать, порицать, учить, призывать… В процессе работы над литературным произведением при подготовке мини-спектакля или индивидуального выступления на «Живой классике», конкурсе поэтического слова - в процессе социализации учащиеся узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту (Приложение 14).
Школьный театр - это самореализация, раскрепощение, снятие личных зажимов и комплексов. Если какое - то произведение какого-то автора очень близко по смыслу и содержанию с твоими собственными мыслями, то ты находишь таким образом, в его лице единомышленника, черпаешь опыт для себя, находишь ответы на свои вопросы или убеждаешься в правоте собственной точки зрения.
Вывод: Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: театральная деятельность помогает не только всестороннему развитию ребенка, но является одним из эффективных способов успешной социализации обучающихся. Детский театр дает возможность получить социальный опыт, сформировать нравственные ориентиры и стремление соответствовать положительным идеалам. Участие в творческих постановках способствует не только духовно-нравственному развитию, но и помогает адаптироваться в социуме, формирует активную жизненную позицию, способствует личностному росту, воспитанию творческой индивидуальности детей и подростков.
Считаю, что поставленные мною в исследовательской работе цели и задачи выполнены в полном объеме, а выдвинутая изначально гипотеза - доказанной. С уверенностью могу сказать, что занятия театральной деятельностью положительно влияют на проявление лидерских качеств учащихся, так как подготовка к театрализованному представлению требует активного взаимодействия личности и коллектива, что развивает уверенность, раскрепощенность, выявляет способность принимать решения и умение повести за собой.
Заключение
Проведенное исследование расширило мой кругозор, научило грамотно пользоваться интернет – источниками, собирать и систематизировать материал, проводить анкетирование и тестирование, обрабатывать результаты, брать интервью, обобщать и делать выводы. Подготовленная слайдовая презентация помогла мне грамотно представить и защитить исследовательскую работу. Фактический материал этой работы имеет не только научную, но и практическую значимость, был представлен мною для ознакомления на занятии д/о «Азбука праздника». Результаты исследования представлены на сайте школы в разделе «Школьный театр».
Я благодарю за оказанную помощь своего руководителя Артюшину Наталью Николаевну, которая помогла мне в освоении этих практических навыков. (Приложение 15).
Литература
1.Бараева О.В. Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/08/13/statya-tehnologiya-teatralnoy
2.Ведмеш Н.А. Сензитивность. https://psihomed.com/senzitivnost/
3.Википедия . https://ru.wikipedia.org/wiki/Мудрик,_Анатолий_Викторович
4. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувствительность_человека
5. Воронова И.А. Условия развития творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения. https://infourok.ru/usloviya-razvitiya-tvorcheskoy-individualnosti-rebenka-v-processe-obucheniya-642896.html
6. Всё, что нужно знать о социализации школьников: понятие, средства, факторы. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-processa-socializacii-shkolnikov
7. Иванов А.В. Социальная педагогика 2010.doc https://studfile.net/preview/10033537/page:10/
8.Камерцева А.А. Театральная деятельность как средство социализации обучающихся. https://mcoip.ru/blog/2023/01/13/teatralnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-soczializaczii/
9.Ручина Л. В. Социализация детей средствами театральной педагогики. https://infourok.ru/socializaciya-detey-sredstvami-teatralnoy-pedagogiki-1573380.html
10.Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.
Дополнительные источники:
1. Документация д/о «Азбука праздника», педагог дополнительного образования Н.Н.Артюшина: https://disk.yandex.ru/d/k4TVHCkhIo9C4Q (Яндекс диск)
2. Официальный сайт МБОУ СОШ № 21 г. Сальска, раздел «Школьный театр» (отчетные документы, фото-отчеты) https://salskschool21.rostovschool.ru/?section_id=48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дорожная карта по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации. 08.02.2022 г. № ДГ-333/06
Приложение 2
|
|
|
Приложение 3
Эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука праздника»
https://disk.yandex.ru/d/k4TVHCkhIo9C4Q
Ссылка на программу педагога Н.Н.Артюшиной (на Яндекс диске)
Приложение 4
Злободневность агитбригадного выступления
https://salskschool21.rostovschool.ru/?section_id=48 (ссылка на официальный сайт МБОУ СОШ № 21 г. Сальска - раздел «Школьный театр» - творческий отчет за 2022-2023 учебный год)
Фото. Участие в конкурсе школьных агитбригад. Ноябрь 2022 г.
Фото. Участие в конкурсе социальной рекламы. Декабрь 2022 г.
Приложение 5
Словарь педагога и психолога
Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/mehanizmy_socializacii/#:~:text=Межличностный%20механизм%20социализации%20основан%20на,аспектов%2C%20идентичных%20своему%20биологическому%20полу
Синтетический театр – это театр, в котором актёры при создании сценического образа используют разные элементы: пантомимы, акробатики, танца, цирковые номера, игру на музыкальных инструментах и вокал.
Так, в синтетическом театре сливаются воедино все разновидности сценического искусства, являя в результате единое театральное произведение. https://vk.com/wall-121133347_88065
Синкретическое искусство — это слияние несопоставимых элементов: изобразительного искусства, музыки, театра и танца.
Примером синкретизма в искусстве может быть всё, что хорошо комбинируется из разных культур или направлений. Например, танец сальса — это комбинация африканской, латиноамериканской и европейской культур. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синкретизм_(искусство)
Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувствительность_человека
Социальная педагогика (по Мудрик) - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации. Т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.[3]
Приложение 6
Таблица и диаграммы
сравнительного анализа успехов и достижений учащихся детского театрального объединения «Азбука праздника» за 2021-2023 уч. годы
Год |
Уровень мероприятия |
||||||||
Муниципальный |
Региональный |
Всероссийский/ международный |
|||||||
Место, награда (грамоты/дипломы) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
2021-2022 уч.год
|
5 |
8 |
- |
2 |
- |
1 |
5 |
- |
- |
2022-20223уч.год
|
10 |
7 |
1 |
1 |
1 |
- |
10 |
2 |
- |
Выводы: Сравнительный анализ творческих успехов учащихся детского театрального объединения за два учебных года показывает на их стабильный рост на муниципальном уровне. В связи с невозможностью участвовать в мероприятиях регионального уровня (официально проходит 2-3 конкурса в год), учащиеся принимают участие в театральных онлайн-конкурсах и онлайн-фестивалях (в номинациях «актёрское мастерство», «музыкально-литературная композиция», «выразительное чтение», «художественное слово»), где стабильно показывают высокие результаты как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве.
https://disk.yandex.ru/d/k4TVHCkhIo9C4Q
Ссылка на папку «Школьный театр» (на Яндекс диске) – размещены «Таблицы творческого роста и участия в воспитательных мероприятиях различного уровня учащихся театрального детского объединения «АЗБУКА ПРАЗДНИКА» в 2021-2022 учебном году и в 2022-2023 учебном году.
https://salskschool21.rostovschool.ru/?section_id=48 (ссылка на официальный сайт МБОУ СОШ № 21 г. Сальска - раздел «Школьный театр» - творческий отчет за 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год)
Приложение 7
Сравнительная диагностика уровня общих знаний, эрудиции и творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «АЗБУКА ПРАЗДНИКА» - 2022-2023 учебный год
https://disk.yandex.ru/d/k4TVHCkhIo9C4Q
Ссылка на папку «Школьный театр» (на Яндекс диске) – размещены «Диагностические карты уровня общих знаний, эрудиции и творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука праздника» за 2022-2023 учебный год
Вид контроля, дата проведения диагностики |
Показатели по критериям (уровень качества) |
||||
В |
В/С |
С |
С/Н |
Н |
|
Сентябрь: вводный контроль (входящая диагностика)-03-10. 09.2022 г. |
0 чел. 0% |
2 чел. 7 % |
13 чел. 47 % |
4 чел. 14 % |
9 чел. 32 % |
Декабрь: промежуточный контроль (рубежная диагностика) – 24.12.2022 г. |
4 чел. 14 % |
3 чел. 11 % |
18 чел. 64 % |
3 чел. 11 % |
0 чел. 0% |
Май: итоговый контроль (итоговая диагностика) -20.05.2023 г. |
6 чел. 22 % |
4 чел. 14 % |
16 чел. 57 % |
2 чел. 7 % |
0 чел. 0% |
Сентябрь: Проведенная диагностика показала средние способности большинства обучающихся при выполнении творческих и игровых театральных заданий. Многим свойственен зажим и невозможность раскрепоститься и сосредоточиться на игровом задании (боязнь выполнить что-то не правильно или просто не знание техники, как это правильно, лучше сделать), что вполне характерно для первых двух дней занятий. Некоторые дети не могли собраться с мыслями и выбирали для индивидуального показа наиболее легкие варианты, где не надо было думать, проявлять творческие способности и свои скрытые возможности. Однако стоит отметить, что после повторного выполнения однотипного задания, активность и желание выполнить правильно, значительно увеличивались, что указывает на перспективу дальнейшего роста и творческого развития. В беседе на выявление общего уровня эрудиции и знаний по театральному творчеству дети показали общий низкий уровень (многие путали термины, не владеют общими знаниями, допускали много ошибок в дидактической игре), что характерно для входящей диагностики.
Взаимодействие в группе на среднем уровне, поскольку дети из разных классов и пока не достаточно знакомы друг с другом. Отдельны учащиеся проявляли невоспитанность и неадекватное отношение к др. детям. Однако в группе имеется достаточно высокий воспитательный потенциал. Театральную и общую культуру необходимо воспитывать.
В виду проведенного первого диагностического среза и слабого проявления индивидуальных задатков, не у всех учащихся можно было четко выявить чистый уровень проявления способностей и задатков. Поэтому у некоторых детей показаны пограничные состояния уровней с перспективой на их развитие.
Декабрь: Диагностический срез показывает устойчивую положительную динамику театральных способностей и творческого роста учащихся группы. Все учащиеся с низкого уровня перешли на средний, заметно повысился высокий уровень показателей. В процессе проведения рубежной диагностики были использованы различные творческие задания, наблюдения педагога и результативность участия обучающихся в конкурсах различного уровня в первом полугодии (ссылка на материалы официального школьного сайта «Школьный театра» и портфолио ДО).
Май: Проведенная диагностика показала повышение уровня индивидуальных творческих способностей большинства обучающихся при выполнении творческих и игровых театральных заданий в сравнении с декабрьской диагностикой. Учащиеся стали более раскованными, раскрепощенными, показали умение сосредоточиться на игровом задании. Уровень качества обученности составляет 93%, учащиеся выполнили программу на высоком и среднем уровне. В беседе на выявление общего уровня эрудиции и знаний по театральному творчеству дети показали общий средний уровень, что даёт перспективу усиления работы по данному направлению дополнительной общеобразовательной программы.
Повысился уровень взаимодействия в группе, не смотря на то факт, что многие учащиеся из разных классов, дети смогли неплохо сдружиться, в группе имеется достаточно высокий воспитательный потенциал.
В целом, учащиеся, которые стабильно, без пропусков посещали занятия д/о, участвовали в большинстве творческих конкурсов и воспитательных мероприятиях, получили достаточно технических театральных навыков, показали высокий - средний уровень обученности и творческого развития. Однако, в группе были учащиеся, которые по разным причинам пропустили ряд занятий в течении года, в следствии чего их показатели мало изменились.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В (высокий уровень – 3 балла)
В/С (высокий неустойчивый уровень-2,5 балла)
С (средний уровень – 2 балла)
С/Н (средний неустойчивый уровень – 1,5 балла)
Н (низкий уровень – 1 балл)
1.Владение театральной культурой (общие знания, эрудиция)
В. (высокий уровень – 3 балла) – имеет первичные знания в достаточном объеме, хорошо информирован.
С ( средний уровень – 2 балла) – знания о театре неполные, представления о видах и жанрах обрывочные.
Н ( низкий уровень – 1 балл) – не имеет первичных знаний, представления о видах и жанрах обрывочные.
2.Владение культурой и техникой речи
В (высокий уровень – 3 балла) – владеет культурой и техникой речи в полном объеме( речь выразительная, голос сильный, может поддержать беседу, речь чистая без дефектов дикции).
С (средний уровень – 2 балла) – недостаточное владение культурой и техникой речи, но имеет сильный голос, уверенную речь, активно вступает в диалог; может иметь незначительные дефекты дикции;
Н (достаточный уровень – 1 балл) – не имеет навыков выразительности, голос тихий, речь сбивчивая, не эмоциональная. В беседе предпочитает отмалчиваться; может иметь незначительные дефекты дикции
3.Навыки пластического движения
В. (высокий уровень – 3 балла) –пластика тела хорошо развита; обладает ярко выраженной мимикой, использует выразительные жесты; может показать этюд.
С (средний уровень – 2 балла) – пластика тела развита на среднем уровне; обладает мимикой лица, но использует ее редко ( малоэмоционален); жесты во время беседы и выполнения творческих заданий практически не использует или они маловыразительные.
Н (достаточный уровень – 1 балл) – пластика тела не ярко выраженная; практически отсутствует мимика лица ( флегматичный тип ВНД); не имеет навыка работы с жестом, в беседе и при выполнении практических заданий не использует.
4. Показатели проявления творческого роста ( актерского мастерства)
В. (высокий уровень – 3 балла) – в творческих заданиях проявляет артистизм, природные способности; имеет высокий уровень творческого потенциала ( в процессе творческой работы может предложить свои находки), общительный, самостоятельный, часто берет инициативу на себя, на занятиях работает мобильно ( на результат).
С (средний уровень – 2 балла) – имеет средний уровень творческих способностей и задатков, артистизм менее выражен; однако активен при выполнении заданий; достаточно самостоятельный, но инициативу отдает другим; для принятия задачи требуется определенное время ( иногда не уверен в своих действиях, поэтому предпочитает работать по рекомендации и показу).
Н (низкий уровень – 1 балл) – артистизм и творческие способности слабо выражены; в процессе творческой работы предпочитает показ и образец педагога; особой инициативы не проявляет, зажатый ( закомплексованный), поэтому первым на контакт не идет. Однако имеет желание постигать новое, занимается с удовольствием.
5. Воспитательный аспект (проявление внутренней культуры ребенка)
В. (высокий уровень – 3 балла) –имеет высокий уровень воспитанности; умеет слушать и слышать педагога и окружающих людей; интеллигентный в общении; поведение не вызывает негативных эмоций. Своим поступкам дает адекватную оценку.
С (средний уровень – 2 балла) – имеет средний уровень воспитанности; во время занятий может легко отвлекаться на посторонние раздражители; однако доброжелательный, открытый для общения;
Н (достаточный уровень – 1 балл) – имеет низкий уровень воспитанности, поэтому во время занятий личные интересы ставит выше общих; иногда выражает публично негативное настроение; не терпелив и поэтому не умеет слушать окружающих.
Приложение 8
Подтверждением творческого качественного роста и проявления активностей отдельных учащихся являются «Таблицы личного рейтинга учащихся д/о «Азбука праздника» за два учебных года. https://disk.yandex.ru/d/k4TVHCkhIo9C4Q - ссылка на папку «Школьный театр» (на Яндекс диске)
Приложение 9
Диагностический тест
«Лесенка успеха»
Дата проведения: 13,20 мая 2023 г.
Цель проведения – оперативно выявить уровень самооценки.
Форма проведения: индивидуальная.
В основу теста положена методика психолога Веры Григорьевны Щур, однако данный вариант был разработан самим педагогом Н.Н.Артюшиной и проводился, как самодиагностика.
Методика проведения: каждому учащемуся предлагалось три лесенки из пяти ступеней. Задание: У тебя есть театральные способности, а это «лесенка твоего творческого успеха» и критерии. Самый высокий результат находится на пятой ступени, а самый низкий – на первой. Оцени себя по предложенным критериям и отметь на лесенках свой успех.
1 ступенька – Н- «новичок»
2 ступенька – С- «способный»
3 ступенька – У – «умелец»
4 ступенька – Т –«творческая личность»
5 ступенька – З – «звезда»
Критерии: освоение
1. Выразительная речь; 2. Выразительное движение; 3 Актерская игра.
Результат самооценки: 16 чел.
1. Выразительная речь; 2. Выразительное движение; 3 Актерская игра.
Новичок -2 Новичок - 2 Новичок - 3
Способный – 3 Способный – 5 Способный –2
Умелец - 7 Умелец -6 Умелец - 5
Творческая личность- 3 Творческая личность- 3 Творческая личность- 6
Звезда - 1 Звезда – 0 Звезда - 0
Вывод: Все участники дали адекватную самооценку своим способностям и успехам, проявленным в течение года, в соответствии с их активностью и театральной результативностью (подтверждением является полученный наградной материал – грамоты и дипломы).
Для уточнения полученных результатов был проведен дополнительный тест по самооценке «Шкала роста» (по методике Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейна), который полностью подтвердил полученные ранее результаты.
Форма проведения: индивидуальная.
Критерий самооценки: театральные способности.
Методика проведения: каждый учащийся на шкале отмечал начальный (с каким пришел в д/о) и конечный уровень своих театральных способностей (чего достиг за учебный год), после чего педагог предлагал каждому высказаться и в заключении дал свою оценку с пояснением, высказал одобрение и рекомендации на дальнейшее творческое развитие.
Приложение 10
Беседа - интервью с педагогом дополнительного образования, руководителем школьного театрального объединения «Азбука праздника» Натальей Николаевной Артюшиной
Дата проведения: 26.06.2023 г.
Вопрос 1: - На что необходимо обратить внимание педагогу, чтобы социализация обучающихся в детском объединении проходила успешно?
Ответ: Взаимодействие и общение между членами коллектива приводят к умению ориентироваться на товарища, более точно его воспринимать. Теоретические знания помогают преодолеть житейский уровень восприятия социальной действительности и развивают способность к рефлексии. В результате происходит расширение и умножение социальных связей с внешним миром, что и является главным условием социализации.
Вопрос 2: - Что помогает раскрыться личности каждого ребенка? Что для этого необходимо?
Ответ: Детское театральное объединение - это место, где педагог помогаем развить творческий потенциал ребёнка, раскрыть его актёрские способности, даём каждому ребёнку возможность познать и проявить себя, сопоставляя его внутреннее состояние и характер играемого им персонажа. Роль должна не ломать, а развивать способности и задатки, коммуникативность, взаимодействие в коллективе, снимать закомплексованность и зажатость. Поэтому роли и тексты распределяются в сопоставлении типа и характера персонажа с личностными особенностями юного актёра. Это помогает детям, не ломая себя, найти нужный образ, гармонично войти в роль. В итоге получается хороший результат, который устраивает и ребенка и педагога.
Вопрос 3: - Как вы создаёте комфортные условия для детей на занятии? Как выстраиваете взаимоотношения с ребятами?
Ответ: Если говорить о взаимоотношениях учащихся между собой и с руководителем, тут должно быть полное взаимопонимание. Если такового не будет, то и театра тоже не будет. В коллективе не допускаю соперничества, склочности, зависти, скандалов. Чтобы этого не случалось, объясняю, почему так или иначе распределяю роли – соответствие типажа, характера, темперамента. Чтобы не было зависти, даю каждому в коллективе сыграть главную роль, пусть не в данной постановке (ШТЭМе, композиции и др.), а следующей. И еще один важный момент: если вижу, что кто-то начинает проявлять себя высокомерно, не уважительно по отношению к. др. ребятам, могу отстранить от участия в очередной творческой работе. Жёстко, согласна, но в коллективе должна быть здоровая психологическая обстановка. Дружба в коллективе помогает сделать качественную творческую постановку, сработать слаженно, когда никто не пытается себя выставить напоказ, а наоборот, помогает своим партнёрам.
Вопрос 4: - В чем проявляется развивающий и воспитывающий потенциал группы и каждого учащегося?
Ответ: Мой девиз по жизни «Артистом можешь ты не стать, но человеком быть обязан!» Это я доношу на занятиях ребятам через различные игровые задания, театральные упражнения и тренинги, в групповых и индивидуальных беседах. Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.
Вопрос 5: -Что, по вашему мнению, дают человеку занятия театральной деятельностью?
Ответ: - Во-первых, это хорошая возможность самореализации - «мечты сбываются», т.к. все мы с детства мечтаем быть артистами, а поэтому в рамках д/о ребята развивают свои актерские возможности и способности; во-вторых, ребята учатся продвинутой коммуникации в любых условиях и обстоятельствах, это не плохая коммуникабельность в любом коллективе, открытость, не боязнь других людей, великолепный оратор, умение убеждать, чувствовать себя комфортно. Эти качества пригодятся ребятам в жизни в любой ситуации, не зависимо от выбранной профессии. В - третьих, формируется достаточно высокий уровень воспитанности, культурного поведения в общественных местах.
Наградные документы за подготовку Победителей конкурсов областного, всероссийского и международного уровня
Фото. Личные достижения педагога за 2021 -2022 учебный год
Фото. Личные достижения педагога за 2022 -2023 учебный год
Приложение 11
Успехи участия во Всероссийских конкурсах «Живая классика», «Школьная классика»
Фото. Анофриева Кристина - Победитель муниципального, Лауреат областного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика – 2023 г.
Фото. Шурховецкая Марина – призер муниципального этапа «Живая классика»-2022 г.
Приложение 12
|
Приложение 13
Игровая технология
Фото. Мастер-класс. Творческое задание «Вальс цветов» - цветы и голуби. (март 2023 г.)
Фото. Этюды и ШТЭМ в исполнении младшего состава д/о (ноябрь 2022 г.)
Фото. Включение этюдов в содержание мини-спектакля «Ребята нашего двора»
Приложение 14
Школьный театр – это трибуна, с которой можно открыто и свободно говорить с окружающими
|
|
Дипломы 1 степени – Шурховецкая Марина, Тростянская Елизавета
Приложение 15
Методы и приемы, используемые при подготовке исследования
Работа с первоисточниками Анализ документов
Совместная работа с педагогом Н.Н.Артюшиной
Ознакомление учащихся д/о «Азбука праздника» с результатами исследования
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.