Исследование почвы на пришкольном участке
Оценка 4.7

Исследование почвы на пришкольном участке

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология
23.02.2020
Исследование почвы на пришкольном участке
Научно- исследовательская работа по биологии
почва работа.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Карымское»

Научно – практическая конференция «Шаг в науку», группа «Юниор».

 

 

 

Секция. Экология и проблемы Земли.

 

Исследование почвы на пришкольном участке.

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Олифирова Мария Павловна,

                                                                                       Ученица 7 б класса,

                                               МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское», Россия, Забайкальский край

                                                        Руководитель: Олифирова Ольга Владимировна,

                                                                                 Учитель биологии,

                                               МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское», Россия, Забайкальский край

 

 

 

 

 

 

 

                                              п. Карымское, 2015 г.

   Исследование почвы на пришкольном участке.

Олифирова Мария Павловна, ученица 7б класса, МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское»

                                            Краткая аннотация.

Иду по улице Верхняя. Вот и моя школа. Поворачиваю по тропинке и направляюсь к школьному зданию, а вокруг большой участок земли, называемый пришкольным. Кто-то уже проделал по нему тропинку, чтобы сократить путь. А ведь такой большой участок земли можно превратить в красивый школьный парк или красиво цветущие клумбы.Цветы привносят радость, праздничность в нашу повседневность. Почва является  для растений не только источником питания, но и основной средой обитания. Красивый, ухоженный пришкольный участок будет воспитывать эстетический вкус у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование почвы на пришкольном участке.

Олифирова Мария Павловна, ученица 7б класса, МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское»

Аннотация.

Почва является  для растений не только источником питания, а и  основной средой обитания. Корневая системы находится  постоянно в почве, и  поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы  оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут  нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными.

Цель исследования: определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на озеленение пришкольного участка.

Задачи исследования:  собрать и изучить информацию о почве;изучить механический состав почвы, определить какие виды почв преобладают на пришкольном участке;определить меры по улучшению плодородия почвы; подобрать виды растений, которые можно выращивать на данном виде почвы; провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;изучить условия роста растений в различных почвах;проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: эмпирические (изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент); теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).

Во время ремонта школы на пришкольный участок строители привезли почву, в которой преобладают глинистая почва, к сожалению, является очень плотной, плохо пропускает воздух и тяжела в возделывании.

Недостатки тяжелых почв можно преодолеть в течение нескольких сезонов, при этом потребуются большие физические и материальные затраты. 

Состав почвы влияет на рост растений, при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

Необходимо подбирать растения, которые будут хорошо себя «чувствовать» при данном виде почв.

Исследование почвы на пришкольном участке.

Олифирова Мария Павловна, ученица 7б класса, МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское»

Научная статья

В нашей школе большой пришкольный участок. Прошлым летом каждый класс выращивал рассаду различных цветковых растений, для озеленения пришкольного участка. Если бы все растения прижились и зацвели, то наш пришкольный участок был красивым и цветущем. Многие растения не прижились и погибли. Поэтому наш пришкольный участок выглядел не таким красивым, как хотелось бы. В это лето хотелось, чтобы наш пришкольный участок был красивым и цветущим. Чтобы подобрать растения, которые росли и цвели на данном участке, необходимо исследовать состав почв.

Почвой называется поверхностный горизонт земной коры с накопленными органическими веществами.

Наш почвенный слой составляет не более 15-20 см, далее идет слой камней. Хотя раньше на этом земельном участке был шикарный школьный парк, состоящий из тополей, преобладающих кустарников черемухи и яблони, а также многолетних трав, то после капитального ремонта школы, парк уничтожили, а слой почвы нарушили, сначала засыпали камнями, а затем слой земли, но в недостаточном количестве. Наблюдения, полученные при посадке растений в прошлые годы, показали, что данный участок не обладает высоким плодородием почвы.Плодородие почвы –это общее содержание в ней питательных элементов, а также ее водной, воздушной и тепловой режимы. Лучше сделать анализ почвы: установить тип почвы, механический состав, агрохимическую характеристику, что позволит пометить комплекс мероприятий по ее  улучшению и подбору растений, которые будут чувствовать себя «комфортно» на данной почве.

В результате агротехнических приемов типичные структурные элементы почвы превращаются в рыхлую массу, состоящую из частиц различного размера, которые называются механическими элементами. Механические элементы, близкие по размерам, объединяются во фракции.

Совокупность механических фракций представляет механический состав почвы.

Механический состав определяется методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвы смачивают водой до консистенции густой вязкой массы. Эту массу скатывают на ладони в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатывают в шнур диаметром 3 мм, который затем сгибают в кольцо с диаметром 3 см.

По преобладанию частиц той или иной крупности почвы относят к песчаным, суглинистым, глинистым разновидностям и т.д. В почвоведении принята классификация почв по механическому составу, разработанная Н.А. Качинским, по которой все почвы подразделяются на категории в зависимости от содержания в них физической глины, т.е. частиц размером менее 0,01 мм (приложениеI)

По механическому составу почвы делятся на песчаные на песках, песчаные на суглинках, супесчаные, суглинистые,  глинистые, торфяные. Отличаются водно-физическими свойствами. Недостаток супесчаный и песчаных почв- низкие запасы продуктивной влаги. У тяжелосуглинистых и глинистых почв низкая водопроницаемость, что ведёт к смыву верхнего слоя на склонах, а в пониженных местах – к переувлажнению и слабому прогреву.

Песчаные почвы относятся к легким почвам. Это определение связано с возможностью обработки. Легкие почвы характеризуются хорошей вентиляцией, прогреваемостью и водопроницаемостью, легкостью в обработке, не заболачиваются и не размываются. Такие почвы характеризуются и некоторыми недостатками: быстрее высыхают и бедны питательными веществами, мало заселены микроорганизмами.

Глинистые почвы – это тяжелые почвы. Они отличаются следующими положительными особенностями: хорошей водозадержкой, высоким содержанием питательных веществ. Но они имеют так же и недостатки: плохую и естественную вентиляцию, слабую водопроводимость, ограниченную теплопроводность, сложность в обработке, низкую биологическую активность вследствие ограниченной вентиляции.

Суглинистые почвы по своим особенностям занимают промежуточное место между глинистыми и песчаными почвами без недостатков, свойственных последним. Они приближаются к идеальным типам хорошей садовой земли, если содержат удовлетворительные количество органических минералов и гумуса. Они богаты питательными веществами, характеризуются хорошей пропускной способностью.

Общее название почвы по механическому составу дается по данным механического анализа верхнего горизонта (0-25 см).

В зависимости от механического состава почвы изменяются ее свойства, и в частности ее водопроницаемость. Низкая водопроницаемость отмечается в почвах, содержащих мало песка и много физической глины.  К таким почвам относятся глинистые и тяжелосуглинистые.  С увеличением в  почве количества песка водопроницаемость ее повышается. Это зависит от величины почвенных частиц. Чем они крупнее, тем больше промежутки между ними. Между частичками песка много пустот, через которые легко проходит вода. Поэтому при наличии в почве песчаных частиц она лучше пропускает влагу. В глинистой почве пустоты, «отверстия» заполнены мелкими илистыми частицами, поэтому вода в нее проникает чаще всего по ходам корней, трещинам и т. д.

Влагоемкость почвы, т. е. способность поглощать и удерживать влагу, также изменяется в зависимости от механического состава. На тяжелых глинистых и суглинистых почвах удерживается большое количество воды, на супесчаных — очень мало.

Наибольшая влагоемкость наблюдается на почвах с большим количеством мелких частиц. Водоудерживающая сила почвы тем сильнее, чем больше поверхность частичек. На песчаных почвах поверхность невысока и вода задерживается мало, на глинистых же наоборот.

Сходно ведут себя почвы и в отношении питательных веществ. Способность почвы удерживать питательные вещества вызывается поглотительной способностью ее. Чем мельче частицы, составляющие почву, и больше их поверхность, на которой идет закрепление вещества, тем большей поглотительной способностью они обладают.

В легкие почвы хорошо проникает не только вода, но и воздух. В связи с этим они хорошо аэрируются и растения не страдают от недостатка кислорода для корневой системы. На тяжелых же почвах чаще можно встретиться с неблагоприятными условиями воздушного режима.

Перегной (гумус) образуется из продуктов жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих мертвые остатки растений, животных. Это весьма сложный процесс, в котором, наряду с разложением органического вещества, имеет место синтетическая деятельность почвенных микроорганизмов.

В почве мы всегда можем найти остатки полуразложившихся корней, соломы, навоза, веточек, листьев. Однако это не гумус, так как в нем уже нельзя узнать частей, из которых он образовался. Гумус - продукт деятельности почвенных микроорганизмов - он представляет собой стойкое органическое вещество и состоит из коллоидных частиц, перемешанных с минеральной частью почвы. В дерново-подзолистой почве перегноя сравнительно немного (1—3%), однако он играет в почвенном плодородии исключительно важную роль. Гумус служит важным показателем плодородия почвы. Он содержит все необходимые питательные элементы, которые после разложения становятся доступными растениям. Кроме того, после разложения гумуса выделяется углекислота, которая повышает доступность почвенных соединений и улучшает углеродное питание.

Перегной улучшает химические и физические свойства почвы. Повышается влагоемкость почвы, ее поглотительная способность. Особенно велико влияние гумуса на структуру почвы. Он склеивает, цементирует отдельные почвенные частички в комочки. На тяжелых почвах повышение структуры увеличивает водопроницаемость и аэрацию почвы, на легких— поглотительную способность и влагоемкость.

По результатам исследований я определила, что почва на нашем пришкольном участке близка к глинистым.

Глинистые, или тяжелые, почвы отличаются большой плотностью, вязкостью, легко слипаются и являются в прямом смысле этого понятия тяжелыми и труднообрабатываемыми. При перекопке такие почвы не рассыпаются, а образуют крупные комья, которые очень трудно разбить и измельчить. Если дать вскопанной земле полежать, то комья вновь слипаются, и перекопку приходится производить практически заново. Тенденция к слипанию, чрезмерному уплотнению и заплыванию глинистой почвы связана с исключительно мелкой структурой твердых почвенных частиц, которые оставляют незначительные пространства между собой. Вследствие уплотненности глинистые почвы характеризуются плохой воздухопроницаемостью, что ограничивает снабжение кислородом корней растений, а также микроорганизмов, обитающих в почве. Отсутствие достаточного количества кислорода замедляет разложение органических веществ на конечные продукты распада, что обедняет почву и лишает растения ценных питательных веществ. Это в большой мере объясняет скудность биологической жизни в глинистых почвах, некоторые участки которых можно охарактеризовать как "мертвые" с точки зрения наличия в них развитой микробиологической среды. Мы сами убедились в этом, когда в прошлом году большинство растений погибло, а остальные не дали того эффекта, который радовал глаза и придавал эстетический вид школе.

Глинистые почвы плохо пропускают воду и не образуют развитой капиллярной системы, в результате чего корни растений с трудом получают необходимую для их жизни влагу. Однако, вобрав воду, глинистые почвы не пропускают ее в нижние слои, и она скапливается в области укоренения растений, что приводит к застойным явлениям и гниению корневой системы. Еще одним следствием уплотненной структуры глинистой почвы является ее заплывание во время дождя. Капли воды разбивают мелкие глинистые комочки на более мелкие составляющие, которые частично растворяются в воде, и получившаяся жижа еще плотнее связывает твердые частицы почвы. После высыхания такая почва покрывается плотной твердой коркой, препятствующей проникновению воздуха, света и влаги к корням растений. Подобное явление часто называют "бетонным грунтом". По мере высыхания и под воздействием солнца поверхность заплывших глинистых почв растрескивается и приобретает еще более уплотненную структуру.

Даже если принять во внимание тот факт, что глинистые почвы чрезвычайно богаты минеральными веществами и микроэлементами, следует отметить, что растения не всегда способны воспользоваться ими. Корневая система растений поглощает питательные вещества только в растворенном виде или в качестве продукта переработки микроорганизмами, но в глинистых почвах вследствие плохой водопроницаемости и бедной биологической жизни данные процессы ограничены. Глинистые почвы холодные, так как из-за уплотненности они медленно и плохо прогреваются, а их экстремальные участки остаются непрогретыми.

Химические свойства почвы

Среди всех почвенных факторов, оказывающих влияние на растение, наиболее существенный – кислотность. Именно кислотность определяет доступность тех или иных питательных веществ для растений. Хотя одни растения хорошо развиваются при повышенной кислотности, например рододендроны, папоротники, другим, наоборот, необходима более щелочная реакция грунта, но все же растения предпочитают нейтральную или слабокислую почву.

Разные виды почв обладают различной рН-реакцией почвенного раствора. Так, например, повышенная кислотность характерна для торфяной, вересковой и некоторых других видов почв. Дерновая почва и чернозем имеют слабощелочную или нейтральную реакцию. Поэтому, для того чтобы декоративные растения на вашем участке хорошо себя чувствовали и притягивали взгляд своим необычным видом, необходимо следить за важными показателем. Например, слишком высокое (более 9) или слишком низкое (ниже 4) значение рН приводит к быстрому отмиранию корневой системы. При рН от 4-5,5 такие элементы, как фосфор, сера, калий, магний, молибден, находятся в нерастворимой форме и не поступают в растения.

Обратная картина наблюдается при щелочной реакции почвы (7,5-8,5). Растения испытывают сильнейшую нехватку большинства микроэлементов, так как фосфор, медь, цинк, бор становится труднодоступными.

Отклонение рН в ту или иную сторону приводит к угнетению растений, появлению болезней и вредителей, в общем, растения теряют свой декоративный вид. Оптимальным для них считается интервал кислотности от6 до7, именно в таких пределах практически все важные макро- и микроэлементы находятся в почве в растворенном виде и поэтому доступны растениям. Также такая кислотность является оптимальной для полезных почвенных микроорганизмов, которые обогащают землю азотом.

Существует несколько способов определения кислотности в домашних условиях. Самым простым и наиболее точным является определение с помощью садового рН-метра. Для этого его электрод помещают в почву и табло показывает значение рН. Следующий способ осуществляется с помощью индикаторной бумаги. Для этого образец грунта(10-15г) разводят в 100мл дистиллированной воды и через час опускают раствор индикаторную бумагу. Потом сравнивают полученный результат с цветовой шкалой (приложение II).

Если нет возможности определить кислотность при помощи химических индикаторов, то в полевых условиях можно определить кислотность по растениям, которые произрастают в данной экосистеме (приложениеIII).

Если окажется, что почва является чересчур кислой, то ее можно известковать или обогатить органической материей содержащей известняк (например, грибная земля). Если почва  является очень щелочной, то можно снизить рН, добавив более кислой почвы или ее смеси с торфом, или также использовать навоз, содержащий серу.Если рН среды не совпадают с требованиями растений, они будут страдать.                                                                                

Меры по улучшению почвы

   Недостатки тяжелых почв можно преодолеть в течение нескольких сезонов. Разумеется, нет речи о том, чтобы превратить их в легкие почвы. При этом потребуются большие физические и материальные затраты. Работа по их преобразованию может растянуться на годы.

Основное мероприятие по улучшению качества глинистых почв - придание им более рыхлой комковатой структуры путем регулярного внесения облегчающих и разрыхляющих компонентов, таких, как  крупнозернистый песок, торф, зола, известь, а для создания благоприятной питательной и биологической среды - компост и навоз.   В годы их освоения желательно вносить каждый год не менее чем по 1,5-2 ведра перепревшего навоза или компоста на 1 кв. метр. При этом органические удобрения в первые годы окультуривания почвы надо заделывать на глубину не более 10-12 см, что способствует их лучшей и более быстрой минерализации. Это стимулирует развитие полезных почвенных микроорганизмов и дождевых червей. В результате их жизнедеятельности почва становится более рыхлой, структурной, лучше проницаемой для воздуха и воды и более плодородной для растений.Внесение песка или пескование глинистых почв из расчета 30-40 кг/м2 значительно снижает влагоемкость глинистых почв, что способствует повышению теплопроводности. После пескования глинистые почвы быстрее просыхают, прогреваются и приобретают состояние готовности к обработке. Глинистые почвы богаты минеральными веществами, количество и вид необходимых удобрений может показать анализ почвы.   Хорошие результаты дает внесение в почву лежалых древесных опилок, не более одного ведра на 1 кв. метр. Но их внесение в почву при разложении отвлекает на себя часть почвенного азота, что снижает плодородие почвы и ухудшает условия произрастания растений. Чтобы этого не произошло, эти опилки надо предварительно замочить раствором мочевины (150 граммов мочевины на 10 литров воды на 3 ведра опилок) или же использовать подстилочные от скота опилки, обильно смоченные мочой животных.

На тяжелых глинистых почвах прекрасно растут  многие виды растений.В условиях постоянного переувлажнения и недостаточного воздухообмена – типичных условий произрастания на тяжелых глинистых почвах – среди почвопокровных растений нужно выбирать либо стоических водохлебов, либо агрессоров, постоянно выбрасывающих воздушные отпрыски и подземные столоны. В любом случае это морозостойкие и неприхотливые растения, многих из них в других садах назвали бы персонами «нон-грата».

Хосты

Дельфиниумы

Купальницы

Садовые герани

Примулы

Почвопокровные флоксы

Гравилат

Астильбы

Манжетка мягкая

Декоративные луки

Овсец живородящий

Телекия

Портулак

Хорошо подойдут смеси декоративных газонов «Для глинистых почв»

 Смесь предназначена для создания газонов на тяжелых глинистых почвах и увлажненных участках. Характеризуется быстрой всхожестью, укоренением даже в уплотненных почвах и стойкостью к вытаптыванию.

   Газонная трава для глинистой почвы должна быть подобрана особым образом, в состав декоративного газона «Для глинистых почв» входит специальный вид райграса, овсяница нескольких видов, мятлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Астахова Е.В. Сад вашей мечты. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2011.

2.      Иванова М. Ландшафтныйдизаин. – С-П: Издательский дом «Вкусный мир», 2013.

3.      Серикова Т.А. Ваш сад. Новые идеи.- М:  Мир книги, 2010.

4.      Сборник методик исследовательской деятельности по экологии.- Тюмень,2013 г.

5.      Цветущий сад. Практическое руководство. -М:  Мир книги, 2010.

6.      В.Г. Шафранский, Как  улучшить глинистую почву. -газета "Волшебная грядка" 2010 года № 21.

7.      http://www.kartoshki.net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Исследование почвы на пришкольном участке.

Олифирова Мария Павловна, ученица 7б класса, МАОУ «СОШ № 2 п. Карымское»

План исследований.

  Почва имеет большое значение для роста и развития растений. Корневая системы находится постоянно в почве, и  поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы  оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут  нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными. 

 Прежде всего необходимо определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность, а также сравнить развитие корневых систем в различных видах почвы.

Гипотеза: развитие корневой системы у растения зависит от плодородия почвы, а плодородие почвы зависит от механического состава, морфологических признаков и кислотности.

1.      Описание пришкольного участка.

Участок расположен перед двумя школьными корпусами со стороны улицы Верхняя. Общая площадь участка 500кв. м. До ремонта школы здесь располагался школьный парк, состоящий из деревьев и кустарников. Но в последние годы на участке накапливались сточные воды, так как уровень земли на улице Верхняя был выше, чем в школьном парке.Во время  ремонта уровень школьного участка выровняли. Для этого сначала привезли слой гравия, а затем слой почвы. Последние три года педагоги с учащимися садили  деревья с кустарниками, делали клумбы, но желаемого внешнего вида не получилось. После изучения вопросов теории, вместе с учителем биологии приступили к проведению запланированных исследований. Первое, с чего начали, определения механического состава почвы.

1.       Метод определения механического состава почвы.

Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке. Взяла в горсть небольшое количество земли и увлажнила ее водой прямо в руке. Размяла, чтобы влага разошлась равномерно и почва напоминала не слишком густое тесто.  Скатала ”колбаску” диаметром примерно с карандаш и попытайтесь свернуть эту  ”колбаску” в кольцо  диаметром около 5 см. Кольцо получилось  ровным, без трещин, почва глинистая.

2.       Определение морфологических признаков почвы.

Структура почвы и ее плотность.

Для определения плотности почвы я беру лопату и выхожу на участок. Лопата плохо входит в почву, земля с трудом перекапывается. При перекопке почвы не рассыпаются, а образуют крупные комья, которые очень трудно разбить и измельчить. Если дать вскопанной земле полежать, то комья вновь слипаются.

 Тенденция к слипанию, чрезмерному уплотнению и заплыванию глинистой почвы связана с исключительно мелкой структурой твердых почвенных частиц, которые оставляют незначительные пространства между собой. Вследствие уплотненности глинистые почвы характеризуются плохой воздухопроницаемостью, что ограничивает снабжение кислородом корней растений, а также микроорганизмов, обитающих в почве. Отсутствие достаточного количества кислорода замедляет разложение органических веществ па конечные продукты распада, что обедняет почву и лишает растения ценных питательных веществ. Это в большой мере объясняет скудность биологической жизни в глинистых почвах, некоторые участки которых можно охарактеризовать как "мертвые" с точки зрения наличия в них развитой микробиологической среды.

Водопрочность почвы.

Для определения водопрочности почвы я проделала следующую работу. Взяла стакан с водой и поместил туда несколько образцов почвы с участка. Стала потихоньку взбалтывать воду и увидела, что образцы почвы оседают на дно. Этот факт свидетельствует о том, что почва обладает очень, водопрочной структурой, за счет содержания глины.

4. Кислотность почвы и методы её определения.

Следующей особенностью почвы, которую необходимо установить перед началом использования удобрения, является ее кислотность. рН-фактор почвы показывает ее кислотность или щелочность. Нейтральный рН = 7. Если показатель выше 7, то это означает, что почва является щелочной, а если меньше 7, то значит почва кислая. Уровень кислотности почвы влияет на растворимость минеральных веществ и их доступ к растениям, а также на разновидности и величине популяции организмов, живущих в почве. Большинству растений требуется почву с рН 6,2-6,8. Однако существует довольно большая группа растений, которой нужна более кислая почва. Природа распорядилась так, что почва бывает кислой, нейтральной и щелочной. Кислотность почвы характеризуется величиной рН (водородный показатель). Нейтральная реакция почвы соответствует рН7. Если рН выше 7, то реакция почвы щелочная, ниже - кислая. При этом кислые почвы классифицируются следующим образом:

Значение рН  Степень кислотности почв

Ниже 4,5        Сильнокислые

4,5 -5,0           Среднекислые

5,1 -5,5           Слабокислые

5, 5- 6,0          Близкие к нейтральным

Более 6,0 -7,0 Нейтральные

7,0 – 8,0          Щелочные

Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до нейтральной. Для того, чтобы самостоятельно установить рН фактор почвы, воспользуемся лакмусовой бумажкой. В стакан насыпаюпочву, добавляю воду, хорошо перемешиваю. Получился почвенный раствор. Через час, с помощью лакмусовой полоски, можно проверить изменение окраски почвенного раствора. По полученному цвету я определяю кислотность. В нашем случае реакция рН около 8. Среда почвенного раствора щелочная. Если почва  является очень щелочной, то можно снизить рН, добавив более кислой почвы или ее смеси с торфом, или также использовать навоз, содержащий серу. Если рН среды не совпадают с требованиями растений, они будут страдать.   

5.Выявить особенности развития корневой системы в зависимости от состава почвы.

Для сравнения я выбрала четыре вида почв:

1.      Исследуемая почва с пришкольного участка (образец №1);

2.      Песок (образец №2);

3.      Перегной (образец №3);

4.      Готовый грунт «Для овощных культур» (универсальный) для всех видов овощных культур(образец №4).

Для всех видов грунта выбрали один вид растения – это фасоль. Фасоль – двудольное растение, быстро растет.За непродолжительное время можно наблюдать фазы развития растения. Перед посадкой растения я замочила семена, посадила только те, у которых появился корешок. В каждый горшок я посадила по 5 семян. Все растения поместили в одинаковые условия (западное окно), полив производила только после высыхания почвы.

Всходы.Взошли растения почти все одновременно, немного позжев образце №3.В исследуемом образце вместо 5 взошло всего 4 растения, в остальных взошли все растения.

Фаза роста. В период этой фазы были взяты по 1 растению из каждого образца, для рассмотрения развития корневой системы.

В образце № 1 – хорошо развились 3 растения, одно растение с появлением первых листьев начало пропадать, но потом перестало болеть, но в росте отстало на много. Растения высокие до 50 см высотой, листовые пластинки средних размеров. Хорошо выражен главный корень, небольшое количество боковых корней, имеют вид уплотнения, новообразований не видно(Приложение IV).

В образце №2 – хорошо развились 4 растения, одно растение остановилось  в росте двух листьев. Растения высотой ниже, чем в образце №1 на 2-3 см.Хорошо выражен главный корень, небольшое количество боковых корней. Корни тоненькие, небольших размеров(Приложение V).

В образце №3 – растения почти одного размера, не превышают  35 см. листовые пластинки средних размеров. Корневая система хорошо развита, корни длинные, много боковых корней (Приложение VI).

В образце № 4 –рост растений не превышает 30 см, у большинства растений большие листовые пластинки. Корневая система мощная, с большим количеством боковых и придаточных корней, корни почти все одного размера (Приложение VII).

Фаза цветения. Первыми набрали цвет растения в образцах № 1 и №2, но зацвели первыми растения в образце № 4, затем в образце № 3. Растения в образцах № 1 и №2 не цветут. Рост цветков остановился на одном уровне.

Таким образом развитие корневой системы полностью зависит от состава почвы.

Образец № 1 – исследуемая почва.  Я выяснила, что почва по своему составу глинистая, такая почва малоплодородная, нуждается в постоянном рыхлении.

Образец № 2 –чистый песок. Почва рыхлая,но не очень плодородная.

Образец № 3 – перегной. Почва рыхлая, плодородная, но нужно смешивать данную почву с более тяжелой.

Образец №4 – готовый грунт, купленный в магазине,показал, что действительно плодороден, содержит питательные вещества и готов к применению.

Выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Приложение I

 

Мокрый способ определения  механического состава почв в поле

Механический состав

Вид образца в плане  после раскатывания

Шнур не образуется – песок

 

Зачатки шнура – супесь

Шнур дробится при раскатывании – легкий суглинок

Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается – средний суглинок

Шнур сплошной, кольцо с трещинами – тяжелый суглинок

Шнур сплошной, кольцо дельное – глина

 

 

 

 

 

 

Приложение II

                     Определение кислотности почвы

 

Качественной мерой кислотности является рН (водородный показатель). Кислотность почвы определяется химическим методом с использованием универсальной лакмусовой бумаги.

 

Кислотность почвы

Цвет лакмусовой бумаги

Сильнокислые (рН 3-4)

Оранжево-коричневый

Кислые (рН 4-5)

Светло-коричневый

Слабокислые (рН 5-6)

Желто-коричневый

Нейтральные (рН 7)

Светло-зеленый

Щелочные (рН7-8)

Зеленый

Сильнощелочные (рН 8-9)

Зелено-голубой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  Приложение III

 

Биологическая индикация кислотности почв

Если нет возможности определить кислотность при помощи химических индикаторов, то в полевых условиях можно определить кислотность по растениям, которые произрастают в данной экосистеме.

Почвы

Биоиндикаторы

Кислые

(рН меньше 5,0)

Белоус, душистый колосок, щавель малый, хвощ, клюква, голубика, сфагнум, вереск, зеленые мхи, черника, осока, плаун, лапчатка, ель

Слабокислые

(рН 5,1 – 5,5)

Ромашка непахучая, манжетка, метлица полевая, вейник ланцетный, щучка, лютик едкий, погремок

Нейтральные, близкие к нейтральным

(рН 5,5 – 7,0)

Лисохвост луговой, цикорий, овсяница луговая, мятлик луговой, борщевик сибирский, тимофеевка луговая, клевер луговой, сныть европейская, мыльнянка лекарственная

Щелочные

(рН больше 7,0)

Бересклет бородавчатый, бузина сибирская, песчанка, мать-и-мачеха, очиток едкий, горчица, ковыль, полынь, ольха, береза, осина, рябина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

По преобладанию частиц той или иной крупности почвы относят к песчаным, суглинистым, глинистым разновидностям и т

По преобладанию частиц той или иной крупности почвы относят к песчаным, суглинистым, глинистым разновидностям и т

Это зависит от величины почвенных частиц

Это зависит от величины почвенных частиц

Кроме того, после разложения гумуса выделяется углекислота, которая повышает доступность почвенных соединений и улучшает углеродное питание

Кроме того, после разложения гумуса выделяется углекислота, которая повышает доступность почвенных соединений и улучшает углеродное питание

После высыхания такая почва покрывается плотной твердой коркой, препятствующей проникновению воздуха, света и влаги к корням растений

После высыхания такая почва покрывается плотной твердой коркой, препятствующей проникновению воздуха, света и влаги к корням растений

Отклонение рН в ту или иную сторону приводит к угнетению растений, появлению болезней и вредителей, в общем, растения теряют свой декоративный вид

Отклонение рН в ту или иную сторону приводит к угнетению растений, появлению болезней и вредителей, в общем, растения теряют свой декоративный вид

Это стимулирует развитие полезных почвенных микроорганизмов и дождевых червей

Это стимулирует развитие полезных почвенных микроорганизмов и дождевых червей

Телекия Портулак Хорошо подойдут смеси декоративных газонов «Для глинистых почв»

Телекия Портулак Хорошо подойдут смеси декоративных газонов «Для глинистых почв»

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Скатала ”колбаску” диаметром примерно с карандаш и попытайтесь свернуть эту ”колбаску” в кольцо диаметром около 5 см

Скатала ”колбаску” диаметром примерно с карандаш и попытайтесь свернуть эту ”колбаску” в кольцо диаметром около 5 см

Большинству растений требуется почву с рН 6,2-6,8

Большинству растений требуется почву с рН 6,2-6,8

Готовый грунт «Для овощных культур» (универсальный) для всех видов овощных культур(образец №4)

Готовый грунт «Для овощных культур» (универсальный) для всех видов овощных культур(образец №4)

Таким образом развитие корневой системы полностью зависит от состава почвы

Таким образом развитие корневой системы полностью зависит от состава почвы

Приложение I Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Приложение I Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Приложение II

Приложение II

Приложение III Биологическая индикация кислотности почв

Приложение III Биологическая индикация кислотности почв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020