ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
музыка
1 кл
20.01.2017
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
анкета и урок по музыке
исследование.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО­ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………..4­13 1.1 Сущность эстетического воспитания ………………………………………4 1.2 Методы эстетического воспитания младших школьников………………..9 ГЛАВА   2.   ИССЛЕДОВАНИЕ   ЭМОЦИОНАЛЬНО­ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………...14­25 2.1 Программа исследования……………………………………………………14 2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………..15 2.3 Формирующий эксперимент……………………………………………......19 2.4 Контрольный эксперимент……………………………………………….....20 2.5 Практические рекомендации………………………………………………..22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29 Приложение А.Анкетирование учащихся «Уровень познавательной  мотивации на уроке музыки» Приложение Б.План–конспект урока по музыке в 1 классе: «Добро в музыке» 2 ВВЕДЕНИЕ Роль   эстетического   воспитания   в   формировании   личности,   ее всестороннем   развитии   трудно   переоценить.   Уже   в   древности   отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно   влияние   искусства   как   важнейшего   элемента   красоты   и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет   в   формировании   нравственности,   создает   условия   для   духовного возвышения человека. Актуальность   исследования.   Эстетическое   развитие   личности начинается   в   раннем   возрасте.   Очень   трудно   формировать   эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо   обратить   особое   внимание   на   эстетическое   воспитание   детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников. Цель работы – исследование процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. В   соответствии   с   целью   сформулированы   следующие  задачи исследования: 1.  изучить   теоретические   основы   эстетического   воспитания   младших школьников; 2.исследовать   и   проанализировать   эмоционально­эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки Объект исследования –эстетическое воспитание. Предмет   исследования  –  процесс   формирования   эстетического воспитания младших школьников. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы:  1.анализ   психологических,   педагогических,   методических,   научно­ литературных   источников   по   проблеме   формирования   эстетической воспитанности;  2. педагогический эксперимент: наблюдение, беседы, опрос; 3 3.метод математической обработки полученных результатов.   Опытно­экспериментальной   базой   исследования  явилось   ГОУ «Средняя школа № 6 г. Могилева». ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1   Сущность   эстетического   воспитания   в   психолого­ педагогической литературе Эстетическое   воспитание   можно   определить   как   целенаправленный процесс   формирования   творчески   активной   личности   ребенка,   способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве [4,с.51].   Г.   М.   Коджаспирова     дает   следующее   определение   эстетического воспитания­   выработка   и   совершенствование   в   человеке   способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [5,с.23].   Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным   отражением   действительности   в   сознании   и   чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И.   Ф.   Харламова,   состоит   в   организации   разнообразной   художественно­ эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей   полноценного   восприятия   и   правильного   понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и   идеалов,   а   также   развитие   творческих   задатков   и   дарований   в   области искусства [12,с.86].  Понятие "эстетическое воспитание" включает в себя ряд зависимых от него   понятий.   Среди   них   следует   отметить:   эстетическое   развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.   Эстетическое развитие  ­ процесс целенаправленного становления в ребенке   сущностных   сил,   обеспечивающих   активность   эстетического 4 восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.   Эстетический   вкус  ­   способность   человека   к   оценке   предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.   Эстетический   идеал  ­   целостный,   социально   обусловленный, конкретно­чувственный   образ,   являющийся   воплощением   представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.   Эстетическое   чувство  ­   субъективное   эмоциональное   переживание эстетического   отношения   к   предметам   и   явлениям   окружающего   мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.   Развитие   и   воспитание   эстетического   чувства   направлено   на формирование   у   воспитанников   эстетического   идеала   и   усвоения   ими эстетических норм и оценок [5,с.64].   Г.   С.   Лабковская   отмечает,   что   цель   эстетического   воспитания заключается   в   развитии   эстетической   активности   личности   не   только   в художественной  деятельности, но прежде всего, в практической жизни ­ в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам   поведения,   к   миру   вещей,   окружающих   человека,   наконец,   к искусству [9,с.62].  Задачами эстетического воспитания являются:   1.   Формирование   эстетического   сознания,   включающего   в   себя совокупность   знаний   по   основам   эстетики,   мировой   и   отечественной культуры,   способность   понимать   и   отличать   подлинно   прекрасное   в искусстве,   народном   художественном   творчестве,   природе,   человеке   от суррогата.   2.   Формирование   эстетических   чувств,   вкусов;   педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие   мотиваций   (потребностей,   интересов)   и   способностей   к художественно­творческой деятельности.   3.   Формирование   способов   художественно­творческой   деятельности; поддержка   одаренных   детей:   выработка   опыта   (умений   и   навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей [18,с.15]. 5 И. Ф. Харламов подчеркивает, что, поскольку эстетическое воспитание осуществляется прежде всего с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства ­ к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.   Не   менее   важной   стороной   содержания   эстетического   воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо  формировать  у  учащихся  эстетические  потребности  в  области искусства, в постижении художественных  ценностей общества. Важнейшим элементом   содержания   эстетического   воспитания   является   развитие   у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую   сферу   эстетических   явлений.   В   частности,   необходимо   научить школьников   воспринимать   прекрасное   в   различных   видах   искусства,   в природе, в окружающей жизни и в поведении людей [17,с.32­33].   Существенным   компонентом   эстетического   воспитания   является овладение   знаниями,   связанными   с   пониманием   искусства   и   умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах   искусства,   выработке   умения   анализировать   содержание   и нравственно­эстетическую направленность искусства.   Большое   место   в   содержании   эстетического   воспитания   занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и   переживанием   прекрасного.   Нужно   научить   школьников   чувствовать красоту   и   гармонию   подлинного   произведения   искусства,   проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения [6,с.50].   Важным   содержательным   компонентом   эстетического   воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей   и   способностей   к   музыке,   изобразительному   искусству   и литературе.   Л.   Н.   Толстой   высказывал   убеждение   в   том,   что   у   каждого ребенка   есть   разнообразные   потребности   в   художественном   творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. 6 Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и   осмысление   гражданской   основы   искусства   и   способствовать формированию   у   учащихся   общественных   взглядов   и   убеждений,   а   также нравственности [8,с.26].  В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:   1.эстетическое   воспитание   и   образование   в   учебной   деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству,   мировой   и   отечественной   художественной   культуре)   и   в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы; 2.приобщение   к   художественно­творческой   деятельности   в учреждениях   общего   и   дополнительного   образования,   культуры   и   т.   п. [13,с.34].  Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве   со   всеми   другими   видами   воспитания.   Например,   умственное воспитание   учащихся,   если   оно   проводится   полноценно,   не   должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.   Эстетическое   воспитание   не   может   осуществляться   без   идейно­ политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического   порядка,   оно   по   сути   своей   выполняет   определенную конкретно историческую, социальную функцию.   Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое   отношение   человека   к   действительности   базируется   на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств   как   любопытство,   любознательность,   интерес.   Мало   того,   и дальнейшее,   более   углубленное   развитие   эстетического   восприятия   не обходится без интеллектуальных элементов.   Движения   мысли,   разнообразные   идеи   и   связанные   с   ними ассоциативные   представления  неотделимы   от  эстетического   чувства,   когда оно   становится   содержательным.   Это   тем   более   так,   что   эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета,   оно   является   результатом   своеобразного   творческого   познания [16,с.71]. 7 Все   школьное   обучение   в   целом   имеет   своей   общей   задачей сформировать   гармонически   развитую   личность.  Каждый   учебный   предмет выполняет   при   этом   свою   особую   функцию,   дает   знания   в   определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую­то сторону действительности.  Таким образом, учебная деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников   обладают   многие   учебные   дисциплины:   изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, истоки, а также трудовое обучение. Изучение   теоретических   основ   эстетического   воспитания   личности позволило установить, что его сущность базируется на следующих принципах (по М.А. Бесовой):  1.Принцип   эстетики   детской   жизни   и   эстетической   организации деятельности коллектива; Умение   создавать   красоту   в   повседневной   жизни   не   приходит   к человеку   само   по   себе,   неизвестно   откуда.   Эту   способность   необходимо воспитывать   с   детства.   Поэтому   важно   сделать   красивым   само   детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая одежда, эстетическое окружение ­ двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Добрые отношения учителя   и   детей,   детей   друг   с   другом.   Всё   это   создает   эстетичную воспитывающую среду ­ важнейший фактор воспитания. 2.Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания. Этот   принцип   означает,   что   искусство   (и   эстетическое   воспитание) должно воздействовать на детей во всех сферах жизни, во все возрастные периоды. Всеобщность   ­   значит   для   всех,   способных   и   не   способных, талантливых и обычных детей. Эстетическое воспитание рассчитано не на воспитание   музыканта,   поэта,   художника,   а   на   воспитание   слушателя, зрителя, читателя. 3.Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Первые нравственные представления и заповеди ребенок получает из произведений   искусства:   сказок,   фильмов,   спектаклей,   песен,   потешек. Оценивая   поступки   ребенка,   взрослые   часто   используют   эстетические категории: красиво ­ некрасиво. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок ­ это еще не красивый поступок. 8 4.Принцип   комплексного   воздействия   и   взаимодействия   различных видов искусства. Все виды искусства обладают единой образной природой и тяготеют к взаимодействию. Чем   больше   органов   чувств   участвуют   в   восприятии   произведений искусства,   тем   более   глубокое   впечатление   они   производят.   Музыка   и живопись, поэзия и музыка, скульптура и музыка, живопись и литература, музыка   и   танец   ­   все   эти   сочетания   углубляют,   обогащают   друг   друга, создавая   целостное   художественное   впечатление.   Поэтому,   где   можно, следует объединять разные виды искусства. 5.Принцип творческой самодеятельности школьников. Каждый   человек   с   детства   стремится   к   самоутверждению.   Лучший путь   для   этого   ­   художественное   творчество.   Кроме   того,   ребенок,   ­ активная   личность,   потому   его   нельзя   рассматривать   лишь   как   объект воздействия  со стороны искусства, а его общение с искусством ­ лишь в созерцательном   плане.   Необходимо  включать   ребенка  в  активные  занятия искусством, в творческую деятельность: в хоровое пение, рисование, лепку, танцы, спектакли школьного театра [3, c. 74­75]. Сущность   эстетического   воспитания   учащихся   заключается   в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования   и   воспитания,   по   мнению   Е.В.   Петушковой,   ­   сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя» [15, c. 30]. 1.2 Методы эстетического воспитания младших школьников Формы   организации   учебного   процесса   стимулируют   разные   виды познавательной   деятельности   учащихся:   самостоятельная   работа   с различными   источниками   информации   позволяет   накопить   фактический материал,   раскрыть   сущность   проблемы;   игра   формирует   опыт   принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и пропаганду ценных идей. 9 Большинство   учителей,   работающих   в   начальных   классах,   отдаёт предпочтение   методам,   формам   и   методическим   приёмам   обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой: ­ сюжетно­ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины; ­   развитие   творческого   мышления,   привлекаются   методы, обеспечивающие   формирование   интеллектуальных   умений:   анализ,   синтез, сравнение, установление причинно­следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;   ­  формирование   исследовательских   навыков,   умений,   способностей принимать   целесообразные   решения   и   самостоятельно   приобретать   новые знания – проблемный подход к процессу обучения; ­ вовлечение учащихся в практическую деятельность [7, с.49].   Стремясь   вызвать   у   школьников   эмоциональные   реакции,   показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Эстетическое   воспитание   школьников   в   процессе   всей   их   жизни рождает   проблему   взаимодействии   методов   художественно   воспитания   с общими методами педагогического воздействия. Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно   художественного   воспитания,   вероятно,   следует   отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства. Формирование   умения   видеть,   понимать,   творить   прекрасное   в значительной   мере   осуществляется   в   процессе   обучения.   А   высокий художественный   вкус   находится   в   прямой   зависимости   от   развития интеллектуальных   способностей   в   процессе   творческой   деятельности, развития эмоциональной сферы.  Эстетическое   развитие   и   становление   художественного   вкуса   детей обеспечивают   метода,   связанные   с   организации   восприятия,   анализом художественных произведений. Сущности, восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что бы обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента.  Во­первых   установка   на   восприятие.   Она   может   заключаться   в предварительном   ознакомлении   с   программой   произведения,   а   так   же создании   определенного   эмоционального   настроя,   пробуждения   в   ребенке 10 личных   переживаний,   близких   к   тем,   которые   рождает   произведение искусства.  Во   –   вторых,   создание   соответствующего   содержания   произведения внешнего   фона.   Этот   фон   может   быть   обеспечен,   прежде   всего,   за   счет взаимодействия искусств. Таким   образом,  в  основе   группы   методов   организации   восприятия   и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие – анализ – восприятие. Противоречивость ее заключается прежде всего в том, что анализ в известной степени разрушает органически цельную художественную ткань произведения [19, c.36­37]. Методы   эстетического   воспитания,   способствующие   эстетическому развитию   школьников,   формированию   их   художественного   вкуса,   это организация   их   самостоятельной   художественной   творческой   деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. И все же это сходства это   внешне.   Изокружок   и   кружок   литературного   творчества,   музыкальный ансамбль   и   драмкружок   могут   работать   либо   методами   практического обучения, либо творчески развивающими. Соответственно творчество детей осуществляется или как повторение восприятию, как подражание, или как оригинальное,   самостоятельные   важно   понять   внешне   мало   заметные,   но имеющие   принципиально   важное   значение   психологические   моменты.   В первом случае это состояние неуверенности и ожидание помощи или более или   менее   точное   следование   образцу.   Во   –   втором   случае   –   состояние уверенности готовности к поискам самостоятельных решений [11, c.41­42]. Говоря   о   собственно   эстетическом   воспитании,   можно   выделить   три основные группы методов: 1.     Методы  обеспечения  эстетического  оптимального  восприятия,  в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие, обогощяющее личность эстетическими впечатлениями. 2.       Методы   практического   обучения,   к   числу   которых   относятся объяснения, показ, упражнения. 3.   Методы художественно ­ творческой деятельности, среди которых важное   место   занимает   обоснованные   правила,   выполнение   собственно творческих заданий, критический разбор произведения.  Кроме   того,   при   осуществлении   собственно   художественного воспитания, наряду  со специфическими  методами, используются  и методы педагогического   воздействия.   Это   и   понятно.   Ведь   ребенок   включается   в 11 процесс   воспитания   как   личность,   как   субъект   со   всеми   своими достоинствами и недостатками. 4.       Методы   собственно   художественного   воспитания   неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия, и второе – методы педагогического   воздействия   дают   возможность   с   их   помощью самостоятельно решать вопросы эстетического воспитания. Решение   задач   эстетического   воспитания   с   помощью   методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов   в   целях   эстетического   воспитания   должны   уметь   в   виду   задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала   в   повседневную   деятельность   и   быт   детей   и   формирование   их эстетический отношений к жизни [14, с.43]. Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы. 1.   Сущность   эстетического   воспитания   состоит   в   организации разнообразной   художественно­эстетической   деятельности   учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного   понимания  прекрасного   в искусстве   и  жизни, на  выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей. 2. Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно­творческой деятельности, а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы.  3.В   основном   задачи   эстетического   воспитания   в   образовательном процессе начальной школы решаются с помощью таких школьных предметов, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение.  4.Осуществляя   эстетическое   воспитание,   учителю   необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями. 5.Эстетическая   воспитанность   школьника   немыслима   без   развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства 12 или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.  6.Важным   признаком   эстетической   воспитанности   является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни.  7.Эстетическая   воспитанность   характеризуется   способностью   к глубокому переживанию эстетических чувств. 8.Группы   методов   эстетического   воспитания:   методы   обеспечения эстетического   оптимального   восприятия   (демонстрация,   анализ,   повторное восприятие, обогощяющее личность эстетическими впечатлениями); методы практического   обучения   (объяснения,   упражнения);   методы художественно   ­   творческой   деятельности   (обоснованные   правила, выполнение   собственно   творческих   заданий,   критический   разбор произведения).   показ, 13 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО­ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Программа исследования Актуальность   исследования.  В   эстетическом   воспитании   и образовании   школьников   особое   место   занимает   музыка.   В   процессе изучения   этого   предмета   дети,   знакомясь   с   жизнью   и   деятельностью выдающихся композиторов приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники   изучают   музыкальные   произведения   русской   и   зарубежной классики,   разучивают   песни,   что   расширяет   их   кругозор,   формирует эстетическое   отношение   к   нему.   На   это   и   следует   обращать   внимание   в процессе   преподавания   музыка,   которая   действительно   должна   стать средством   эстетического   образования   учащихся.   Этому   должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса этого предмета. В   процессе   изучения   музыки   у   детей   расширяется   их   кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить,   адаптировать   детей   к   духовным   ценностям   общественного сознания [1, c.20­21]. Чтобы   управлять   процессом   эстетического   воспитания,   надо   иметь возможность   отслеживать   продвижение  детей  в  их  развитии. Это  требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от 14 степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться дальнейшая работа. Обоснование проблемы. Эстетическое отношение к музыке во многом зависит   от   способности   эмоционально   воспринимать   ее.   Известно,   что эмоциональные   ранние   переживания,   связанные   с   восприятием   красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии   это   первое,   не   всегда   осознанное   тяготение   к   прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить музыку. У младших школьников в процессе учебной деятельности могут быть сформированы   основы   эмоционально­эстетическою   отношения   к музыкальным   произведениям.  Условием   этого   выступает   специально организованная учебная деятельность. Цель   исследования   –  изучить   и   обеспечить   достижение   высокого уровня   сформированности   эмоционально­эстетического   отношения   к музыкальному искусству на уроке. База   исследования  –  ГУО   «Средняя   школа   № 6   г. Могилева».   В исследовании принимали участие школьники 1 «Б» класса в количестве 12 человек. Этапы исследования:  1. констатирующий  эксперимент  – исследование  общего состояния и особенностей эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыке; 2. формирующий эксперимент – апробация разработанной серии уроков по музыке по формированию эмоционально­эстетического отношения детей к музыке; 3. контрольный эксперимент – выявление положительной динамики в развитии эмоционально­эстетического отношения детей к музыке. Методы исследования:  1. экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; 2. наблюдения;  3. анкетирование; 4. беседа. Оценка   результатов   эксперимента   осуществлялась   по   уровню сформированности   у   младших   школьников   эмоционально­эстетического 15 отношения   к   различным   видам   музыкальной   деятельности:   восприятие музыки, инструментальное исполнительство,   импровизация   и   творчество,   предложенная   кандидатом педагогических наук В.В. Бахтиныным [2, с.74]. вокально­хоровое     исполнительство,   2.2 Констатирующий эксперимент Задачи констатирующего эксперимента:  1.   выявления   уровня   познавательной   мотивации   на   уроке   музыки посредством анкетирования; 2.   выявление   состояния   и   особенностей   эмоционально­эстетического отношения   младших   школьников   к   музыкальной   деятельности   (слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских инструментах); 3. анализ и систематизация полученных эмпирических данных. С целью выявления уровня познавательной мотивации на уроке музыки учителем проведено анкетирование (Приложение А). Вопросы предполагали выявление отношения младших школьников к различным видам музыкальной деятельности   уроках   музыки.   Результаты   анкетирования   представлены   в таблице 2.2.1. Таблица 2.2.1 Результаты анкетирования (к.­во учащихся) Слушание музыки Вокально­хоровая работа + 11 ­ 1 + 11 ­ 1 Музыкально­ теоретическая деятельность + ­ 6 6 Творческая работа + 8 ­ 4 Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.2.1,   можно   сделать   вывод,   что практически   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и   заниматься вокально­хоровой   работой.   К   музыкально­теоретической   деятельности мотивация   невысокая   (6   человек   дали   отрицательный   ответ).  Наименьший интерес   вызывают   рассказы   о   музыке   (музыкально­теоретическая деятельность). Положительный   эмоциональный   отклик   на   прослушиваемую   музыку наблюдался   почти   у   всех   учащихся   (11   чел.),   у   1   человека   небольшой слуховой опыт, поэтому у него наблюдается отрицательный эмоциональный отклик.  16 После   анкетирования   была   проведена   диагностика   состояния   и особенностей эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыкальной деятельности через слушание музыки, певческую деятельность и игру на детских инструментах.  Были   диагностированы   показатели:   эмоциональный   отклик,   предпочтения   отдельных   видов эмоционально­ценностные   суждения, музыкальной   деятельности,   художественно­эстетическое   творчество   и познавательные интересы школьников. Проведение данной диагностики нужно для   выявления   начального   уровня   развития   изучаемых   характеристик, целенаправленного   подбора   заданий,   способствующих   формированию эмоционально­эстетического   отношения   младших   школьников   к музыкальному искусству. Исследование   проводилось   на   протяжении   нескольких   уроков.  Затем проводился анализ полученных данных и их обработка.  Оценка   состояния   эмоционально­эстетического   отношения   младших школьников к музыкальному искусству проводилась по трём критериям: 1. низкий – мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен; не способен к самостоятельности; ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности. 2.   средний   –  эмоциональный   интерес,   желание   включиться   в музыкальную деятельность; ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого   из   указанных   видов   музыкальной   деятельности;  ребёнок затрудняется   в   выполнении   задания,   требуется   помощь   педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. 3.  высокий –  творческая  оценка,  его  самостоятельность,  инициатива; быстрое   осмысление   задания,   точное,   выразительное   его   исполнение   без помощи   взрослого;   ярко   выраженная   эмоциональность   (во   всех   видах музыкальной деятельности); ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности. В   таблице   2.2.2   представлены   результаты   диагностики   состояния эмоционально­эстетического   отношения   школьников   к   музыкальному искусству. Таблица 2.2.2 Результаты диагностики состояния эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству 17 Ф.И. ребенка Плиско Валерий Мордачев Дима Котов Коля Башаримов  Денис Воробей Миша Гончаров  Кирилл Гончарова  Алеся Ксензова  Наташа Филиппенко  Алеся Дударева Юля Вербицкая Инна Низовцова  Карина Слушание музыки Оценка критерия  Вокально­хоровая деятельность Инструментальная деятельность Уровень с в с в с н с в в в с в с в с в с с с в в в н с н с с с с с с с с с н в с в с в с с с в в в н в Таким образом, исходя из данных таблицы 2.2.2, можно сказать, что есть   дети   с   различными   уровнями   сформированности   эмоционально­ эстетического   отношения   к   музыкальному   искусству.   Однако   было констатировано, что значительное число учащихся имели высокий (6 человек) и   средний   уровень   (5   человек)   сформированности   эмоционально­ эстетического   отношения   к  музыке.  Лишь 1  ребенок  имел   низкий   уровень (Вербицкая Инна). Для   наглядности   на   рис.  2.2.1   был   отражен   уровень    эмоционально­ эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству. Рис.2.2.1 Уровень  эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем этапе Как показало исследование, младшие школьники в целом достаточно активны на уроках музыки. Наибольший интерес у них вызывает коллективная 18 деятельность: вокально­хоровая деятельность и слушание музыки. Сложным видом   деятельности   для   учеников   оказалась   игра   на   музыкальных инструментах.  Была   проведена   беседа   о   видах   музыки,   после   чего   учитель   выявил эмоционально­музыкальные предпочтения учащихся (таблица 2.2.3).  Таблица 2.2.3 Эмоционально­музыкальные предпочтения учащихся (к.­во человек) Веселая 7 Грустная 1 Музыка Медленная 1 Танцевальная Серьезная 2 1 Как   видно   из   таблицы   2.2.3,   большинство   учащихся   предпочитает веселую музыку. Таким   образом,   большинство   учащихся   имеют   высокий   и   средний уровень сформированности эмоционально­эстетического отношения к музыке. Анализ полученных данных позволил сделать выводы: ­ученики положительно относятся к урокам музыки; ­интересы   школьников   преимущественно   сосредоточены   в   области музыкального исполнения и слушания; ­наиболее   позитивное   отношение   учащихся   вызывают   такие   виды музыкальной деятельности, как слушание и вокально­хоровое исполнение; ­менее   всего   учащиеся   проявляют   интерес   к   теоретической деятельности; ­наиболее   выраженное   положительное   эмоционально­эстетическое отношение вызывает веселая музыка. 2.3 Формирующий эксперимент Данные   констатирующего   эксперимента   послужили   основой   для проведения формирующего эксперимента.  Задачи формирующего эксперимента:  1.   выявление   динамики   развития   у   младших   школьников познавательного интереса к музыкальному искусству; 2. подготовка и проведение серии уроков, способствующих повышению уровня   эмоционально­эстетического   развития   учащихся   к   музыкальному искусству. 19 Были   проведены   уроки   по   следующим   темам:   «Добро   в   музыке», «Мама», «Болезнь куклы» (Приложение Б). Задачи уроков: 1. показать, как музыка передает чувства; 2.   научить   детей   определять,   какими   средствами   музыкальной выразительности музыка передает различные чувства людей. Уроки проведены в виде беседы. Учитывается   активность   учащихся,   характер   задаваемых   вопросов; включенность   в   беседу;   стремление   ответить   на   вопрос;   участие   в исполнительской   деятельности;   уровень   теоретических   знаний:   умение ориентироваться в музыкальных жанрах; знание имен композиторов; умение объяснить   значение   терминов;   уровень   развития   слухового   опыта:   умение узнавать   пройденное   произведение;   умение   рассуждать   о   прослушанном произведении; умение сравнивать музыкальное произведение. 2.4 Контрольный эксперимент По   итогам   формирующего   эксперимента   был   проведен   контрольный эксперимент. В   ходе   диагностики   использовались   те   же   методики,   что   и   на констатирующем этапе. Анализ   результатов   анкетирования   показал,   что   уровень   проявления познавательной   активности   учащихся   на   уроках   музыки   в   начале эксперимента в целом был высоким (6 человек) и средним (5 человек).  Самый высокий уровень активности учащихся проявляли в слушании музыки   и   исполнительской   деятельности.   По   итогам   формирующего эксперимента   уровень   проявления   познавательной   активности   учащихся   на уроках музыки повысился (таблица 2.4.1) Таблица 2.4.1 Сравнительная характеристика результатов анкетирования на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (к.­во учащихся) Слушание музыки Вокально­хоровая работа 11 1 11 Музыкально­ теоретическая деятельность Констатирующий эксперимент 6 1 Творческая работа 8 4 6 20 + 12 + ­ 0 ­ + 12 + ­ + Формирующий эксперимент 0 ­ 6 + ­ 6 ­ + 10 + ­ 2 ­ Таким   образом,   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и заниматься   вокально­хоровой   работой.   К   музыкально­теоретической деятельности   по­прежнему   мотивация   невысокая   (6   человек   дали отрицательный ответ). Повысился интерес к творческой работе. Также   проведен   сравнительный   анализ   состояния   эмоционально­ эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и формирующем этапах (Таблица 2.4.2). Таблица 2.4.2 Сравнительный анализ состояния эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и Ф.И. ребенка Слушание музыки контрольном этапах Оценка критерия  Вокально­хоровая деятельность Инструментальная деятельность Уровень Констати рующий эксперим ент Формирую щий эксперимен т Констати рующий эксперим ент Формирую щий Констатир ующий экспериме нт эксперимен т Формирующ ий эксперимент Плиско  Валерий Мордачев  Дима Котов Коля Башаримов  Денис Воробей  Миша Гончаров  Кирилл Гончарова  Алеся Ксензова  Наташа Филиппенко  Алеся Дударева  Юля Вербицкая Инна Низовцова  Карина с в с в с н с в в в с в в в в в в в в в в в в с н с с с с с с с с с н в с с с с с в с в с в с в в в в в в в в в в в с с с в с в с с с в в в н с 21 Ко нс т эк сп. с в с в с с с в в в н в Фор м.эк сп. в в в в в в в в в в с с Таким образом, исходя из таблицы 2.4.2 можно сказать, что уровень состояния   эмоционально­эстетического   отношения   младших   школьников   к музыкальному   искусству   повысился   после   проведения   формирующего эксперимента: из 12 чел. 10 имеют высокий уровень развития и 2 ученика­ средний. Учащихся с низким уровнем состояния эмоционально­эстетического отношения  к музыкальному искусству выявлено не было.  Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.1). Рис. 2.4.1.Уровень состояния эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на формирующем этапе эксперимента Соответственно,   формирующий   этап   эксперимента   явился результативным   и   помог   повысить   уровень   состояния   эмоционально­ эстетического отношения  к музыкальному искусству. Для   наглядности   отобразим   полученные   данные   в   ходе констатирующего и формирующего эксперимента на диаграмме (рис.2.4.2) Рис.2.4.2. Сравнительная характеристика уровня состояния эмоционально­ эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и формирующем этапе эксперимента Сравнительный   анализ   данных   констатирующего   и   контрольного экспериментов показал повышение уровня сформированности эмоционально­ эстетического отношения школьников к музыкальной деятельности.  22 Таким   образом,   результаты   экспериментальной   работы   позволяют сделать следующие выводы: эмоционально­эстетическое отношение к музыке у младших школьников имеет достаточно высокий уровень.  2.5 Практические рекомендации Для   приобщения   ребенка   к   миру   музыки   составлены   небольшие рекомендации: 1. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней и тем больше развито чувство прекрасного. 2. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по­разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро   и   легко   развиваются;   у   других   позже,   труднее.   Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте, у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого   уровня   музыкального   развития,   другие   более   скромного.   Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. 3. Нужно поощрять самостоятельность ученика. 4. Учитель должен уважать мнение ученика.  5. Проявлять творчество. 6. Поддерживать положительный эмоциональный тон. 7.   Повышать   уровень   эмоционально­эстетического   развития   через разнообразные виды деятельности, формы и методы урока. Совершенствование   процесса эмоционально­ эстетического   отношения   младших   школьников   к   музыкальному   искусству представляет важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно­воспитательный эффект.   формирования   Выводы  23 Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Изучив проблему, мною был разработан диагностический тест. 2.   В   ходе   экспериментального   исследования   изучались   особенности эмоционально­эстетического   отношения   младших   школьников   к музыкальному искусству  на уроках.  3. Целью исследования стало обеспечение достижения высокого уровня сформированности эмоционально­эстетического отношения к музыкальному искусству на уроке. 4.   Базой   исследования   явилось   ГУО   «Средняя   школа   №   18 г. Могилева».  5.   В   исследовании   принимали   участие   школьники   1   «Б»   класса   в количестве 12 человек. 6. Этапы исследования:  ­констатирующий   эксперимент:   выявления   уровня   познавательной мотивации   на   уроке   музыки   посредством   анкетирования;   выявление состояния и особенностей эмоционально­эстетического отношения младших школьников   к   музыкальной   деятельности   (слушание   музыки,   певческая деятельность, игра на детских инструментах); ­формирующий   эксперимент:   мониторинг   динамики   развития   у младших школьников познавательного интереса к музыкальному искусству; подготовка   и   проведение   серии   уроков,   способствующих   повышению эмоционально­эстетического развития учащихся к музыкальному искусству; ­контрольный эксперимент. 7. На констатирующем этапе с целью выявления уровня познавательной мотивации   на   уроке   музыки   учителем   проведено   анкетирование,   вопросы предполагали выявление отношения младших школьников к различным видам музыкальной деятельности уроках музыки. Практически   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и   заниматься вокально­хоровой   работой.   К   музыкально­теоретической   деятельности мотивация   невысокая   (6   человек   дали   отрицательный   ответ).  Наименьший интерес   вызывают   рассказы   о   музыке   (музыкально­теоретическая деятельность).   Положительный   эмоциональный   отклик   на   прослушиваемую музыку наблюдался почти у всех учащихся (11 чел.), После   анкетирования   была   проведена   диагностика   состояния   и особенностей эмоционально­эстетического отношения младших школьников к 24 музыкальной деятельности через слушание музыки, певческую деятельность и игру на детских инструментах.  Таким образом, есть дети с различными уровнями сформированности эмоционально­эстетического отношения к музыкальному искусству. Однако было констатировано, что значительное  число  учащихся имели высокий (6 человек)   и   средний   уровень   (5   человек)   сформированности   эмоционально­ эстетического отношения к музыке. Лишь 1 ребенок имел низкий уровень. Была   проведена   беседа   о   видах   музыки,   после   чего   учитель   выявил эмоционально­музыкальные предпочтения учащихся. Большинство учащихся предпочитает веселую музыку. Таким   образом,   большинство   учащихся   имеют   высокий   и   средний уровень сформированности эмоционально­эстетического отношения к музыке. 8.   На   формирующем   этапе   эксперимента   были   проведены   уроки   по темам: «Мама», «Болезнь куклы» и «Добро в музыке». 9. По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. В   ходе   диагностики   использовались   те   же   методики,   что   и   на констатирующем этапе. Анализ   результатов   анкетирования   показал,   что   уровень   проявления познавательной   активности   учащихся   на   уроках   музыки   в   начале эксперимента в целом был высоким (6 чел) средним (5 человек).  Самый высокий уровень активности учащихся проявляли в слушании музыки   и   исполнительской   деятельности.   По   итогам   формирующего эксперимента   уровень   проявления   познавательной   активности   учащихся   на уроках музыки повысился. Таким   образом,   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и заниматься   вокально­хоровой   работой.   К   музыкально­теоретической деятельности   по­прежнему   мотивация   невысокая   (6   человек   дали отрицательный ответ). Повысился интерес к творческой работе. Также   проведен   сравнительный   анализ   состояния   эмоционально­ эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и контрольном этапах. Таким   образом,   уровень   состояния   эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыкальному искусству повысился после проведения   формирующего   эксперимента:   из   12   чел.   10   имеют   высокий 25 уровень   развития   и   2   ученика   –   средний.   Учащихся   с   низким   уровнем   к музыкальному искусству выявлено не было.  Формирующий   этап   эксперимента   явился   результативным   и   помог повысить   уровень   состояния   эмоционально­эстетического   отношения     к музыкальному искусству. Сравнительный   анализ   данных   констатирующего   и   контрольного экспериментов   показал   позитивную   динамику   повышения   уровня сформированности   эмоционально­эстетического   отношения   школьников   к музыкальной деятельности.  10.   Результаты   экспериментальной   работы   позволяют   сделать следующие   выводы:   эмоционально­эстетическое   отношение   к   музыке   у младших школьников имеет достаточно высокий уровень сформированности. 11. Разработаны практические рекомендации, ставящие главной целью повышение уровня эмоционально­эстетического отношения к музыке. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   работе   поставлена   и   решена   актуальная   проблема   по   выявлению организационно­педагогических   условий   и   технологии   формирования эстетической культуры младших школьников.  В   ходе   экспериментального   исследования   была   осуществлена диагностика формирования эмоционально­эстетического отношения младших школьников к музыке, были выявлены и апробированы содержание и формы проведения   уроков   музыки,   успешно   формирующих   эмоционально­ эстетическое отношение младших школьников к музыке. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что формирование эстетического отношения младших школьников к музыке на уроках является возможным и управляемым процессом. Таким   образом,   уроки   музыки   обладают   высоким   эстетическим потенциалом. Проведенное исследование имеет важное практическое значение: 1.  созданы   рекомендации   по   вопросам   эстетического   воспитания младших школьников;  2.   результаты   исследования   могут   быть   использованы   в   практической работе педагога. Таким образом, исходя из анализа опытно­экспериментальной работы, можно   прийти   к   выводу,   что   воспитание   эстетической   культуры   осу­ ществляется успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях и применении разнообразных форм работы. Данный проект, в котором было рассмотрено эстетическое воспитание младших школьников, способен стать основой для дальнейшего исследования и принятия мер по снижению уровня эстетической воспитанности младших школьников. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Агадилова, Г.В. Формирование эмоционально­ценностного отношения учащихся к музыке как психолого­педагогическая проблема / Г.В.Агадилова. – М., 2009. – 19 с. 2. Бахтин, М. М.Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.­445 с. 3.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. ­ Могилев:  УО «МГУ им. А.А. Кулешова», ­ 2004 ­ 104 с. 4.Гончаров,   И.   Ф.   Эстетическое   воспитание   школьников   средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с. 5.Дубровина,   И.   В.   Возрастная   и   педагогическая   психология:   учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: 1999. – 320 с. 6. Дубровина, И. В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. ­ М.: Академия, 1999. ­ 464 с. 7.Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. ­ М.: Март, 2005. ­ 448 с. 8.Котикова,   О.П.   Эстетическое   воспитание   младших   школьников: пособие   для   учителей;   педагогическое   внешкольное   учреждение/О.П. Котикова,   В.Г.   Кухаронак;   Научно­методический   центр   учебной   книги   и средств обучения. ­ Минск, ­ 2001 ­ 192 с. 9.Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. ­ М.: Просвещение, 1983. ­ 304 с. 10.   Лихачев,   Б.   Т.   Теория   эстетического   воспитания школьников/Б.Т.Лихачев.­ М.: Просвещение, 1985. ­ 176 с. 11.Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно­методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. ­ Минск: Пачатковая школа, ­ 2008 ­ 114 с. 12.Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с. 28 13. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. ­ М.: Высш. школа, 1975. ­ 327 с. 14.Поддубская,   Г.С.   Воспитательная   работа   в   начальной   школе: Педагогическая   диагностика:   методические   указания/Г.С.   Поддубская.   ­ Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», ­ 2010 ­ 52 с. 15.Петушкова,   Е.В.   Культура   мира   как   предмет   воспитания/   Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, ­ 1998 ­ №4 ­ С. 30­32 16.Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. ­ М.: Логос, 2003. ­ 304 с. 17.Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности   в   белоруской   педагогике   в   современном   образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. ­ 2010 ­ №3 ­ С. 5­9 18.Эстетическое   воспитание   в   школе:   пособие   для   студентов/   Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета ­ 1991 ­ 184 с. 19.Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника/П.М.Якобсон.­ М.: Просвещение ­ 1966 ­ 291 с. 29

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017