Исследование памяти, причин низкой успеваемости и развития познавательных процессов обучающихся

  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.
Иконка файла материала память на числа.docx
МЕТОДИКА   «ПАМЯТЬ   НА   ЧИСЛА»   Э.Р.   АХМЕДЖАНОВА   — ЭФФЕКТИВНЫЙ   СПОСОБ   ПРОВЕРИТЬ   И   УЛУЧШИТЬ   СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА Развитие   личности   происходит   благодаря   запечатлению,   сохранению   и воспроизведению   идей,   поступков,   переживаний.   Основная   роль   в   этом   процессе принадлежит   зрительной   памяти   —   своеобразному   «внутреннему   фотоаппарату»,   с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика. Автор и характеристика методики диагностики памяти  Научной   основой   теста   «Память   на   числа»,   представленного   в   1996   году   Э.Р. Ахмеджановым,   стали   работы   американского   психолога,   профессора   Принстонского университета   Джорджа   Миллера   (1920–2012).   Джордж   Миллер   разработал   основы методики «Память на числа». Самая известная его книга — «Магическое число семь плюс­ минус два». Она опубликована в 1956 году.  Изучая   параметры   кратковременной   памяти   операторов   телефонной компании, Дж. Миллер установил, что после непродолжительного просмотра человек может точно воспроизвести в среднем от пяти до девяти элементов (слов, букв, чисел). Он остроумно сравнивал память с «кошельком», вмещающим одновременно не более девяти «монет» (семь плюс­минус две).  Опираясь на работы своего предшественника, Э. Р. Ахмеджанов разработал тест, предназначенный для определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти детей   от   6   до   18   лет.  Методика   применяется   для   оценки   готовности   ребёнка   к обучению в школе, при исследовании психологических причин низкой успеваемости, ежегодном мониторинге развития познавательных процессов учащихся.  Процедура проведения тестирования и таблички с числами  Для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел, однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог запомнить цифры и позже назвать их.  Важно!   Не   имеет   значения,   в   каком   порядке   испытуемый   воспроизводит стимульный материал.  Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными особенностями учащихся.  Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов   Условия: хорошее освещение, удобное рабочее место и тишина.   Оборудование:   секундомер,   таблица   с   числами,   лист   бумаги,   ручка   или карандаш.Перед началом тестирования с детьми проводят следующий инструктаж: «Сейчас я покажу вам числа от нуля до девяти, постарайтесь запомнить их и потом записать как можно   больше.   Приготовьтесь,   времени   на   запоминание   будет   очень   мало.   Начали!» Дошкольникам и младшим школьникам дают на выполнение теста тридцать секунд.  Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и младших школьников  8  5  2  3  1  0  6  9  3  4  5  7 Нужно   приготовить   несколько   подобных   таблиц.   При   проведении   повторного тестирования   (например,   по   итогам   серии   занятий,   направленных   на   развитие познавательных   процессов)   новая   таблица   позволит   избежать   воспроизведения   старой информации.  Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших школьников  4  1  7  8  2  5  3  1  6  2  9  0 Проводить диагностику памяти у детей 6–7 лет рекомендуется индивидуально. Психолог   или   родитель   должен   подготовить   ребёнка   к   тестированию,   помочь   ему успокоиться и сосредоточиться, а также оказать помощь в выполнении задания (например, когда ребёнок вспомнил числа, но не может их написать).  Иногда стандартная инструкция не даёт результата. В таком случае можно предложить ребёнку поиграть, представить, что таблица — это многоквартирный дом,   в   котором   живут   семьи,   большие   и   маленькие   (от   двух   до   девяти   человек). Некоторые люди живут одни, а в отдельных квартирах совсем нет жильцов. Малыша нужно попросить запомнить, сколько человек живёт в каждой квартире. И только после этого ему можно предъявлять диагностическую таблицу.  Помощь взрослых во время тестирования очень ценна для дошкольников. Процедура тестирования учеников средних и старших классов  Ученикам   старших   классов   нужно   предоставить   удобные   рабочие   места   для прохождения теста. Условия и оборудование остаются те же. Инструкция должна звучать следующим  образом:  «Сейчас  я  покажу  вам  таблицу  с  числами.  У  вас  будет  двадцать секунд, чтобы запомнить их как можно лучше. После того как я уберу таблицу, запишите те из них, которые вспомните, на лист бумаги. Приготовьтесь, начали!»  Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников средних и старших классов  13  65  91  83  47  19  39  5123  94  71  87 Для   проведения   повторного   тестирования,   как   и   в   случае   с   младшими школьниками, необходима таблица с другими числами. Учащимся  среднего и старшего возраста во время диагностики предлагают более сложный вариант — таблицу, состоящую из двузначных чисел.  Таблица:   двенадцать   случайных   чисел   для   повторного   тестирования учеников средних и старших классов  34  18  27  68  82  56  38  16  62  24  98  40 Обработка и интерпретация результатов  При   определении   объёма   и   точности   кратковременной   зрительной   памяти испытуемого учитывается количество правильно воспроизведённых чисел.  Нормативы для всех возрастов таковы:       9–12 — высокий уровень;  8 — выше среднего уровня;  6–7 — средний уровень;  5 — ниже среднего уровня;  0–4 — низкий уровень.  Психологи выделяют три уровня памяти:  1. Высокий — информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро воспроизводится.  2. Средний — информация запоминается медленно, сохраняется достаточно долго и точно воспроизводится.  3. Низкий   —   информация   медленно   запоминается,   быстро   забывается, воспроизводится с ошибками.  Низкий   уровень   памяти   характерен   для   тех,   кто,   как   правило,   испытывают серьёзные трудности в обучении: делают орфографические ошибки, с трудом заучивают таблицу умножения, допускают ошибки при списывании с доски, не могут самостоятельно решать математические задачи. Этой категории детей необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие памяти и внимания.  Кто и как может разработать зрительную память  Для улучшения зрительной памяти на числа необходимо сочетать традиционные методы   запоминания   —   повторение   и   осмысление   материала   —   и   мнемотехнику (специальные приёмы запоминания с использованием ассоциаций).  Алгоритм метода повторения1. Повторите   числа,   которые   нужно   запомнить,   про   себя.   Закрыв   глаза, постарайтесь их увидеть на «внутреннем экране».  2. Подождите   несколько   секунд   и   повторите   цифры   снова   (с   образными ассоциациями, подглядыванием).  3. Подождите   10   минут   и   опять   повторите   (с   подглядыванием,   если необходимо).  4. Третье   повторение   необходимо   сделать   через   2–3   часа   (образные ассоциации желательны, подглядывание — при необходимости).  5. Четвёртое повторение (и все последующие) — через 24 часа до уверенного перевода в долговременную память.  Приёмы мнемотехники для запоминания чисел  Некоторым   детям   сложно   запоминать   числа,   которые   записаны,   например,   в таблицах   сложения   или   умножения.   Для   упрощения   процесса   запоминания   можно посоветовать им мысленно связать цифры со зрительными образами, например:  ноль — солнце, бублик, круг;  один — фонарный столб, свеча, спица;  два — пара сапог, шнурки, лебедь;  три — змейка, трёхколёсный велосипед, треугольник;  четыре — перевёрнутый стул, четыре лапы кошки, квадрат;  пять — морской конёк, звезда, пятиугольник;         шесть — буква «б», открытый навесной замок, свисток;     семь — жираф с длинным носом, коса, кочерга;  восемь — снеговик, очки, неваляшка;  девять — хвостик поросёнка, улитка, дельфин.  Чем фантастичнее, нелепее и смешнее будут зрительные образы, тем лучше и надёжнее они сохранятся в памяти.  Дошкольники   нуждаются   в   помощи   родителей   и   педагогов,   а  ученики   средних классов   звена   и   старшеклассники   могут   и   самостоятельно   овладеть   искусством запоминания чисел. Регулярные самостоятельные занятия позволяют значительно улучшить память. Разработка   Э.Р.   Ахмеджанова   позволяет   дать   разностороннюю   оценку кратковременной зрительной памяти ребёнка, сделать выводы о способности школьника накапливать новый опыт и использовать его в учебной деятельности.