Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА» Э.Р. АХМЕДЖАНОВА —
ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРИТЬ И УЛУЧШИТЬ СПОСОБНОСТИ
РЕБЁНКА
Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и
воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе
принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с
помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву,
число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно
может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен
их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.
Автор и характеристика методики диагностики памяти
Научной основой теста «Память на числа», представленного в 1996 году Э.Р.
Ахмеджановым, стали работы американского психолога, профессора Принстонского
университета Джорджа Миллера (1920–2012). Джордж Миллер разработал основы
методики «Память на числа». Самая известная его книга — «Магическое число семь плюс
минус два». Она опубликована в 1956 году.
Изучая параметры кратковременной памяти операторов телефонной
компании, Дж. Миллер установил, что после непродолжительного просмотра человек
может точно воспроизвести в среднем от пяти до девяти элементов (слов, букв, чисел).
Он остроумно сравнивал память с «кошельком», вмещающим одновременно не более
девяти «монет» (семь плюсминус две).
Опираясь на работы своего предшественника, Э. Р. Ахмеджанов разработал тест,
предназначенный для определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти
детей от 6 до 18 лет. Методика применяется для оценки готовности ребёнка к
обучению в школе, при исследовании психологических причин низкой успеваемости,
ежегодном мониторинге развития познавательных процессов учащихся.
Процедура проведения тестирования и таблички с числами
Для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел,
однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог
запомнить цифры и позже назвать их.
Важно! Не имеет значения, в каком порядке испытуемый воспроизводит
стимульный материал.
Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У
них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными
особенностями учащихся.
Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов
Условия: хорошее освещение, удобное рабочее место и тишина.
Оборудование: секундомер, таблица с числами, лист бумаги, ручка или
карандаш.Перед началом тестирования с детьми проводят следующий инструктаж: «Сейчас
я покажу вам числа от нуля до девяти, постарайтесь запомнить их и потом записать как
можно больше. Приготовьтесь, времени на запоминание будет очень мало. Начали!»
Дошкольникам и младшим школьникам дают на выполнение теста тридцать секунд.
Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и
младших школьников
8
5
2
3
1
0
6
9
3
4
5
7
Нужно приготовить несколько подобных таблиц. При проведении повторного
тестирования (например, по итогам серии занятий, направленных на развитие
познавательных процессов) новая таблица позволит избежать воспроизведения старой
информации.
Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших
школьников
4
1
7
8
2
5
3
1
6
2
9
0
Проводить диагностику памяти у детей 6–7 лет рекомендуется индивидуально.
Психолог или родитель должен подготовить ребёнка к тестированию, помочь ему
успокоиться и сосредоточиться, а также оказать помощь в выполнении задания (например,
когда ребёнок вспомнил числа, но не может их написать).
Иногда стандартная инструкция не даёт результата. В таком случае можно
предложить ребёнку поиграть, представить, что таблица — это многоквартирный
дом, в котором живут семьи, большие и маленькие (от двух до девяти человек).
Некоторые люди живут одни, а в отдельных квартирах совсем нет жильцов. Малыша
нужно попросить запомнить, сколько человек живёт в каждой квартире. И только
после этого ему можно предъявлять диагностическую таблицу. Помощь взрослых во
время тестирования очень ценна для дошкольников.
Процедура тестирования учеников средних и старших классов
Ученикам старших классов нужно предоставить удобные рабочие места для
прохождения теста. Условия и оборудование остаются те же. Инструкция должна звучать
следующим образом: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. У вас будет двадцать
секунд, чтобы запомнить их как можно лучше. После того как я уберу таблицу, запишите
те из них, которые вспомните, на лист бумаги. Приготовьтесь, начали!»
Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников
средних и старших классов
13
65
91
83
47
19
39
5123
94
71
87
Для проведения повторного тестирования, как и в случае с младшими
школьниками, необходима таблица с другими числами. Учащимся среднего и старшего
возраста во время диагностики предлагают более сложный вариант — таблицу, состоящую
из двузначных чисел.
Таблица: двенадцать случайных чисел для повторного тестирования
учеников средних и старших классов
34
18
27
68
82
56
38
16
62
24
98
40
Обработка и интерпретация результатов
При определении объёма и точности кратковременной зрительной памяти
испытуемого учитывается количество правильно воспроизведённых чисел.
Нормативы для всех возрастов таковы:
9–12 — высокий уровень;
8 — выше среднего уровня;
6–7 — средний уровень;
5 — ниже среднего уровня;
0–4 — низкий уровень.
Психологи выделяют три уровня памяти:
1. Высокий — информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро
воспроизводится.
2. Средний — информация запоминается медленно, сохраняется достаточно
долго и точно воспроизводится.
3. Низкий — информация медленно запоминается, быстро забывается,
воспроизводится с ошибками.
Низкий уровень памяти характерен для тех, кто, как правило, испытывают
серьёзные трудности в обучении: делают орфографические ошибки, с трудом заучивают
таблицу умножения, допускают ошибки при списывании с доски, не могут самостоятельно
решать математические задачи. Этой категории детей необходимо выполнять специальные
упражнения, направленные на развитие памяти и внимания.
Кто и как может разработать зрительную память
Для улучшения зрительной памяти на числа необходимо сочетать традиционные
методы запоминания — повторение и осмысление материала — и мнемотехнику
(специальные приёмы запоминания с использованием ассоциаций).
Алгоритм метода повторения1. Повторите числа, которые нужно запомнить, про себя. Закрыв глаза,
постарайтесь их увидеть на «внутреннем экране».
2. Подождите несколько секунд и повторите цифры снова (с образными
ассоциациями, подглядыванием).
3. Подождите 10 минут и опять повторите (с подглядыванием, если
необходимо).
4. Третье повторение необходимо сделать через 2–3 часа (образные
ассоциации желательны, подглядывание — при необходимости).
5. Четвёртое повторение (и все последующие) — через 24 часа до уверенного
перевода в долговременную память.
Приёмы мнемотехники для запоминания чисел
Некоторым детям сложно запоминать числа, которые записаны, например, в
таблицах сложения или умножения. Для упрощения процесса запоминания можно
посоветовать им мысленно связать цифры со зрительными образами, например:
ноль — солнце, бублик, круг;
один — фонарный столб, свеча, спица;
два — пара сапог, шнурки, лебедь;
три — змейка, трёхколёсный велосипед, треугольник;
четыре — перевёрнутый стул, четыре лапы кошки, квадрат;
пять — морской конёк, звезда, пятиугольник;
шесть — буква «б», открытый навесной замок, свисток;
семь — жираф с длинным носом, коса, кочерга;
восемь — снеговик, очки, неваляшка;
девять — хвостик поросёнка, улитка, дельфин.
Чем фантастичнее, нелепее и смешнее будут зрительные образы, тем лучше и
надёжнее они сохранятся в памяти.
Дошкольники нуждаются в помощи родителей и педагогов, а ученики средних
классов звена и старшеклассники могут и самостоятельно овладеть искусством
запоминания чисел. Регулярные самостоятельные занятия позволяют значительно улучшить
память.
Разработка Э.Р. Ахмеджанова позволяет дать разностороннюю оценку
кратковременной зрительной памяти ребёнка, сделать выводы о способности школьника
накапливать новый опыт и использовать его в учебной деятельности.