Как известно, память лежит в основе любого психического процесса. Личность, привычки, желания и навыки существуют благодаря памяти. Память - это всегда некий след, некая история, а также основа человеческой личности. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения.
1.docx
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
Борзилова А.А.
Н И У « Б е л Г У »
студентка очной формы обучения
направления подготовки Психология служебной деятельности
Как известно, память лежит в основе любого психического процесса.
Личность, привычки, желания и навыки существуют благодаря памяти.
Память это всегда некий след, некая история, а также основа человеческой
личности [10]. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она
принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах
поведения.
Существует много подходов к определению понятия памяти.
Рассмотрим некоторые из них. В психологическом словаре Б. Г. Мещерякова
и В. П. Зинченко определение памяти даётся как запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение индивидом его опыта [15]. С. Ю. Головин в
своём словаре даёт определение памяти как процесс запоминания,
организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта,
позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в
сферу сознания [2]. П. Жане считал, что память это действие, которое
формируется за счет выработанных людьми и усложняющихся приемов
вначале внешних, а затем интериоризированных вербальных, направленных на
закрепление и последующее воспроизведение прошлого. А. Р. Лурия
определяет память как запечатление, сохранение и воспроизведение следов
прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и
иметь дело со следами прежнего опыта, после того, как вызвавшие их явления
исчезли [11]. Исследованием памяти в современном мире заняты
представителями разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и
других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биохимические (Павлов
И.П., Сеченов И. М) и физиологические (Выготский Л. С).
Память – невероятно сложный процесс. В височных долях головного
мозга человека находятся центры, которые отвечают за память, важные для
того, как нас воспринимают окружающие [17]. Картинка от глаз по
зрительному нерву передаётся сначала на внешнюю оболочку коры мозга.
Затем, попадает во внутреннюю область – архив памяти. На это уходит 0,1
секунды. В архиве происходят электрохимические реакции, полученная
информация кодируется, переводится в символы. Когда человек вспоминает –
происходит обратный процесс. По этим символам мозг ищет нужные картинки
и выдаёт обратно – на поверхность серого вещества – это происходит в 4 раза
медленнее. Если оттянуть вниз височную долю, мы увидим за ней часть,
которая называется «островковая доля». В то время как теменные доли
помогают нам осознать, что наши руки и ноги – именно наши, островковая
доля помогает нам узнавать себя на фотографиях и воспринимать
воспоминания как свои собственные. И ту же заднюю часть мы используем,
когда нужно подобрать слова, чтобы описать самого себя.
В психологии изучается индивидуальная память. Память обычно
описывают через процессы запечатления информации, её хранения и
извлечения с целью повторного использования. Она занимает центральное
место в системе психических процессов. На память опираются такие
процессы как: восприятие, мышление, сознание, внимание, речь и т.д. Она
является сложной психической деятельностью, в которой различают
следующие основные процессы. Вопервых, запоминание (или запечатление в
форме представлений) воспринимаемых нами предметов и явлений,
совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, которое выполняется с
использованием определенных приемов, называется заучиванием. Вовторых,
сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено
ранее. Втретьих, воспроизведение запомненного или заученного материала. Вчетвёртых, узнавание выражается в появлении своеобразного чувства
знакомости при повторном восприятии какихлибо явлений, которые уже
имели место в прошлом опыте.
1.2. История изучения памяти
Человеческий мозг до сих пор остаётся самой неизученной областью.
Раньше считалось, что мы можем использовать его только на 8 – 10 процентов.
Сейчас учёные считают, что эта цифра больше. Мозг настолько сложен, что
основы его работы стали понятны чуть более века назад. То, что мы сейчас
знаем о памяти, основывается на работах Камилло Гольджи и Сантьяго
РамониКахаля, которые заложили основы нейробиологии. В 1873 году К.
Гольджи случайно сделал открытие, будучи обычным сельским врачом. С
помощью метода окрашивания нервных клеток, он смог увидеть нейрон
целиком, все его волокна. Сантьяго РамониКахаль понял, что этот метод
может показать как нервные клетки мозга взаимодействуют друг с другом.
Однако, он пришёл к противоположному выводу: нервные клетки мозга не
связаны, между ними всегда остаётся пространство. То есть нейроны
принимают импульс через дендрит и передают его сквозь тело в аксон. Рамон
иКахаль всегда отмечал, что, пока мозг остается космосом, тайной, люди не
перестанут биться над ее разгадкой. Так и есть [28].
Начало изучения памяти как деятельности было положено в 1890х
годах работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним
из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных
на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в
психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов
памяти, ее зависимость от практической деятельности людей. Одним из первых, кто изучил память человека как психический процесс
считается Герман Эббингауз. Еще в 1980х годах он предложил прием
изучения «чистой» памяти, который отделял память от мышления. Предлагая
испытуемому запомнить 1012 слогов и отмечая число удержанных членов
ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой» памяти. Главным
результатом этого опыта было установление среднего объема памяти
человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого
чтения 57 отдельных элементов. Это число значительно колеблется — люди с
плохой памятью удерживают только 45 изолированных элементов, люди с
хорошей памятью могут после первого чтения удержать 7—8 изолированных
и бессмысленных элементов. Эти приемы, состоящие в заучивании
бессмысленных слогов, не рождавших никаких ассоциаций, позволили Г.
Эббингаузу вывести основные кривые заучивания (запоминания) материала,
описать его основные законы, изучить длительность хранения следов в памяти
и процесс их постепенного угасания [31].
В начале XX века, психологи, изучавшие высшие произвольные и
сознательные формы памяти, указывали на то, что законы запоминания
мыслей значительно отличаются от элементарных законов запоминания.
Известный американский психолог Эдвард Торндайк, который впервые сделал
предметом своего изучения процесс формирования навыков у животного,
применял для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой
путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки.
И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов, с
помощью которого удалось проследить основные физиологические механизмы
образования и закрепления новых связей. Условный рефлекс по И.П. Павлову
представляет собой временную связь между организмом и средой, а точнее,
между корковыми центрами безусловного и условного раздражителей [7].
Были описаны условия, при которых эти связи возникают и удерживаются,
также условия, влияющие на это. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало основным источником наших знаний о
физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и
процесса «учения» составили основное содержание американской науки о
поведении, объединившей выдающихся исследователей (Дж. Уотсон, Б. Ф.
Скиниер, Д. Хэбб и др.).
Первое систематическое изучение высших форм памяти у детей
осуществил в конце 1920х гг. выдающийся отечественный психолог Л.С.
Выготский. Он показал, что высшие формы памяти являются сложной
формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.
Выготский проследил основные этапы развития наиболее сложного
опосредованного запоминания.
Исследования сложных форм памяти, связанных с процессами
мышления, были проведены отечественными исследователями А.А.
Смирновым и П.И. Зинченко. Они изучали процессы непроизвольного
запоминания и процессы осмысленного заучивания. А.А. Смирнов и П.И.
Зинченко выделили основные приемы запоминания сложного материала и
установили зависимость запоминания от поставленной задачи [33].
Долгое время физиологические механизмы, лежащие в основе процессов
памяти, оставались неизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел
существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что
сохранение и воспроизведение следов связаны с
запечатление,
биохимическими изменениями структуры РНК, и что следы памяти можно
переносить биохимическим путем. Наконец, появились исследования,
пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, а
также исследования неврологических механизмов запоминания и забывания.
Все это сделало раздел психофизиологии памяти одним из наиболее
исследованных в психологической науке. В настоящее время существуют
разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом,
физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что
память — это сложный психический процесс, включающий работу множества
механизмов.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.