Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»
Оценка 5

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
Междисциплинарный 6
Детсад—11 кл
24.02.2019
Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Исследование «Профилактика «школьных» болезней.docx
Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни» Актуальность   исследования   ­   профилактика   «школьных   болезней» через здоровьесберегающий урок. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению  показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной  физиологии Российской академии образования провел исследования: какие  заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова  динамика их развития.     От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно­сосудистой и пищеварительных систем, органов  зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка  хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе  выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно­двигательного  аппарата.     Ухудшение   здоровья   детей   в   нашей   области   представляет   серьёзную социальную   опасность   и   характеризуется   ростом   заболеваемости, изменением её структуры и увеличением хронических заболеваний. За   последние   годы   отмечается   увеличение   детской   заболеваемости практически по всем нозологическим формам, но наибольшие темпы роста отмечены по болезням костно­мышечной системы и соединительной ткани, а также   психическим   расстройствам   и   расстройствам   поведения. Многие   годы   человек   проводит   в   стенах   образовательных   учреждений,   и поэтому   ценностное   отношение   к   здоровью   не   может   формироваться   без участия педагогов. Долгое  время  наше  образование  не  уделяло  должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало   образовательные   технологии   с   точки   зрения здоровьесберегающей   направленности.   В   лучшем   случае   все   сводилось   к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Судя   по   статистике,   лишь   малая   часть   выпускников   школы   относятся   к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Актуальность  данного   исследования   обусловлена   потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.  Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа   формирования   их   знаний,   установок,   личностных   ориентиров   и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и   психологического   здоровья   как   одного   из   ценностных   составляющих, способствующих   познавательному   и   эмоциональному   развитию   ребёнка, достижению   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы начального общего образования. Наиболее   эффективным   путём   формирования   ценности   здоровья   и здорового   образа   жизни   является   направляемая   и  организуемая   взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа,   способствующая   активной   и   успешной   социализации   ребёнка   в образовательном   учреждении,   развивающая   способность   понимать   своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной  активности, питания,  правил  личной гигиены.  Однако  только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.  При   выборе   стратегии   воспитания   культуры   здоровья   в   младшем   учитывая   психологические   и школьном   возрасте   необходимо, психофизиологические   характеристики   возраста,   опираться   на   зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового   образа   жизни   —   необходимый   и   обязательный   компонент здоровьесберегающей   работы   образовательного   учреждения,   требующий соответствующей   здоровьесберегающей   организации   всей   жизни образовательного   учреждения,   включая   её   инфраструктуру,   создание благоприятного   психологического   климата,   обеспечение   рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно­оздоровительной работы, рационального питания. Системная   работа   на   ступени   начального   общего   образования   по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена   в   виде   пяти   взаимосвязанных   блоков   —   по   созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и в   неучебной   деятельности   обучающихся,   эффективной   организации физкультурно­оздоровительной   работы,   реализации   образовательной программы   и   просветительской   работы   с   родителями   (законными представителями)  и  должна  способствовать формированию  у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. Изучив   программу   «Здоровья»   нашей   школы,   я   решила проанализировать как образовательный процесс влияет на здоровье учащихся. И что я могу сделать, как учитель, для улучшения здоровья учащихся. Исходя из этого,проблему исследования заключается в профилактике «школьных болезней» через здоровьесберегающий урок. Новизна  – введение принципа здоровьесбережения в образовательный процесс актуально лично для меня и моего класса.  Цель  исследования   заключается   в   выявлении   и   обосновании профилактических   мер   по   сокращению   «школьных   болезней»   через здоровьесберегающий урок как путь к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.   Объект исследования ­  «школьные болезни»  Предмет исследования – организация здоровьесберегающего урока в начальной школе как основа профилактики « школьных» болезней.   педагогической, Гипотеза  – снижение роста школьных болезней учащихся во многом определяется правильным построением урока с позиции здоровьесбережения. В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1.Изучить   и   проанализировать   степень   разработанности   проблемы исследования   в   философской,   психологической   и валеологической литературе. 2.Раскрыть   структуру   и   содержание   феномена   «здоровье»,   понятия «здоровьесбережение», «школьные болезни». 3.Разработать диагностический инструментарий (программу мониторинговых показателей). 4.Провести   симптоматическую   (входную)   диагностику,   сформулировать предварительный диагноз. 5.Разработать   и   обосновать   профилактические   меры   по   снижению   роста «школьных болезней». 6.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка через создание благоприятной обстановки на уроке. 7.Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса. 8. Совершенствовать физкультурно­оздоровительную работу.  Провести этиологическую (промежуточную) диагностику и скорректировать  программу действий. 9.Реализовать дополнительный перечень организационных, педагогических,  санитарно­гигиенических, психологических, социальных мер по коррекции  негативных отклонений и закрепление положительного опыта.  10.Сформулировать новый педагогический диагноз, разработать  коррекционные меры. Понятие «здоровья», его содержание и компоненты.  В науке существует много определений понятия здоровья.          В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения приняла следующее определение:   «Здоровье   –   это   состояние   полного   телесного,   душевного   и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Известный педиатр академик РАМН   Ю.   Е.   Вельтищев   дает   более   развернутое   определение   здоровья: «Здоровье   –   это   состояние   жизнедеятельности,   соответствующее биологическому   возрасту   ребенка,   гармоничного   единства   физических   и интеллектуальных   характеристик,   формирования   адаптационных   и компенсаторных реакций в процессе роста».            Так, Н. М. Амосов (1987), подчеркивая важность здоровья человека для созидания  и  развития  общества,  говорит, что «народ здоров,  если здорово общество»[1,c.75]. Б. Н. Чумаков (1997) отмечает, что здоровье человека ­ это прежде   всего   процесс   сохранения   и   развития   его   психических   и физиологических   качеств,   оптимальной   работоспособности   и   социальной активности при максимальной продолжительности жизни.          Здоровье человека, как подчеркивает А. А. Васильков (1997), является наивысшим   интегративным   показателем   функционирования   целостного организма,  в котором  все  его  компоненты  упорядоченно  и  взаимосвязанно работают   на   одну   общую   идею   активной   деятельности,   самосохранения   и продления жизни.                      В. П. Казначеев (1996) трактует здоровье человека как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций   оптимальной   трудоспособности,   социальной   активности   при максимальной продолжительности жизни.           Финский   ученый   М.   Карловен   характеризует   здоровье   не   только   с качественной,  но   и   с  количественной   стороны.  Он   указывает,   что   понятие здоровья   должно   включать   в   себя   не   только   моментальное   состояние организма, но и его потенциальные возможности, резерв которых определяет направление изменения в состоянии здоровья.          Сам   термин  “здоровье”   рассматривается   как   нормальная,  правильная деятельность   организма,   его   психическое   благополучие   (словарь   С.И. Ожегова). В   последнее   время,   наряду   с   этим   определением,   упоминается   и     социальное   благополучие,   потому   что   перемены,   произошедшие   в   стране, привели   к   появлению   негативных   социальных   явлений,   отражающихся   в первую очередь на здоровье людей. Ребенок­барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться   с   проблемами,   решение   которых   не   всегда   по   силам   даже взрослым.   Как   никогда,   остается   актуальной   проблема   сохранения   и укрепления здоровья с раннего детства.    Неправомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков. Факторы, влияющие на здоровье детей:  Экологические:  Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха. 80%   детей   с   дефицитом   развития   проживают   в   зонах   химического, радиоактивного   загрязнения   окружающей   среды,   вблизи   промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением   электромагнитного   поля,   в   экологически неблагополучных   регионах   страны.   В   таких   условиях   особенно   важно заниматься   проблемой   здоровья,   учитывая   особенности   социально­ экономических условий нашей действительности.   т.е.   материальные   возможности,  Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные   культурный   уровень, особенности, традиции); религиозные Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают   значительно   чаще,   т.к.   у   девочек   адаптивные   возможности выше.  Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери   во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.  Педагогические. К педагогическим факторам следует отнести:  o Факторы   внешней   среды,   способные   оказать   негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.); o Факторы   школьной   среды   –   качественная   оценка   школьных зданий,   санитарно­технического,   спортивного   оборудования   и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных   правил   и   норм,   количественная   и   качественная характеристика контингента школы; o Организация   учебного   процесса   (продолжительность   урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки; o Организация и формы физического воспитания и физкультурно­ оздоровительной работы; o Формы   и   методы   здоровьесберегающей   деятельности учреждения общего образования; o Динамика хронической и общей заболеваемости; o Методы   и   формы   обучения,   мотивирующие   познавательную активность; o Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);  o Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное   соответствие,   чистота,   световое   и   цветовое оформление и т.д.); o Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики); o Рациональное питание (меню и режим питания); o Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры; o Стрессовая педагогическая тактика; o Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются); o Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; o Нерациональная   организация   учебной   деятельности (контрольная работа после выходного дня); o Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов); o Функциональная   неграмотность   родителей   (не   помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); o Отсутствие   системы   работы   по   формированию   ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных   привычек,   полового   воспитания   и   сексуального просвещения, средств физического воспитания и спорта и т. п.);   недостаточное   использование   o Межличностные отношения между сверстниками; o Правильная   организация   урока   (построение   урока   с   учетом динамики   работоспособности,   рациональное   использование ТСО, наглядных средств и т. п.); o Направления здоровьесберегающей деятельности :  Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;  Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая   предусмотренные   программой   уроки физкультуры,   динамические   перемены   и   активные   паузы   в режиме дня, а также спортивно­массовую работу;  Организацию рационального питания;  Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровье состоит из нескольких компонентов:   Соматическое  –   текущее   состояние   органов   и   систем   организма человека.   Любое   соматическое   нарушение,   так   или   иначе,   связано   с изменениями   в   психическом   состоянии   человека.   В   одних   случаях психическое   состояние   становится   причиной   болезни,   а   в   других   – физические недуги вызывают психические переживания.  Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.  Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.  Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно­ информативной сферы жизнедеятельности. Ребенка можно назвать здоровым, если он:   В   физическом   плане  –   умеет   преодолевать   усталость,   его   здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;  В   интеллектуальном   плане  –   проявляет   хорошие   умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; В   системе   образования   накоплен   определённый   опыт   реализации  В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;  В социальном плане –уравновешен, способен удивляться и восхищаться.     Ведущим   фактором   здоровья   является   образ   жизни,   формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и   один   из   первых   русских   учёных­педагогов   Н.И.Пирогов,   «   всё   будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, ­ быть руководителем жизни на пути к будущему»1.      здоровьесберегающих технологий.  «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению     Н.К.   Смирнова,   ­   это   все   те   психолого­педагогические   технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,   личностных   качеств,   способствующих   его   сохранению   и укреплению,   формирование   представления   о   здоровье   как   ценности, мотивацию жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, ­ это: здорового ведение образа   на         1 условия   обучения   ребенка   в   школе   (отсутствие   стресса,   адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2 рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, и   гигиеническими индивидуальными   особенностями   половыми,   требованиями); 3 соответствие   учебной   и   физической   нагрузки   возрастным  возможностям ребенка; 4 необходимый,   достаточный   и   рационально   организованный   двигательный режим.   укрепления   и   развития   духовного, Под   здоровьесберегающей   образовательной   технологией   (Петров) понимает   систему,   создающую   максимально   возможные   условия   для сохранения,   эмоционального, интеллектуального,   личностного   и   физического   здоровья   всех   субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: o Использование   данных   мониторинга   состояния   здоровья   учащихся, проводимого   медицинскими   работниками,   и   собственных   наблюдений   в процессе   реализации   образовательной   технологии,   ее   коррекция   в соответствии с имеющимися данными. o Учет   особенностей   возрастного   развития   школьников   и   разработка образовательной     соответствующей      особенностям     памяти,   мышления,     работоспособности,     активности     и    т.д.    учащихся   данной возрастной группы. o Создание   благоприятного   эмоционально­психологического   климата   в стратегии,      процессе реализации технологии. o Использование     здоровьесберегающей деятельности   учащихся,   направленных   на   сохранение   и   повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.) разнообразных     видов         Ещё в 50­60­х годах 19 века наблюдения врачей установили большое распространение   среди   школьников   близорукости,   нарушения   осанки (главным образом – сколиоз), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение   среди   учащихся   по   сравнению   с   их   не   учащимися сверстниками   было   настолько   явным,   а   чистота   их   распространения   с печальной закономерностью возрастала от класса к классу, что их появление сочли   неизбежным   следствием   школьного   обучения,   и   они   получили наименование «школьных болезней». Это определение дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870 г.).     Поиски причин   «школьных   болезней»   привели   врачей   к   заключению   о неудовлетворительной организации обучения:   недостаточной освещённости классов,   плохом   воздухе   школьных   помещений,   неправильной   форме   и величине школьных столов и парт, перезагрузке учебными занятиями.     В современных условиях изменилась роль «внутришкольных факторов», влияющих   на   здоровье   учащихся.   Кроме   влияния   светового,   воздушно­ теплового   режимов, сформировались новые факторы:   подбора   учебной   мебели,     дополнительно  Интенсивность обучения, в т. ч.  в связи с использованием технических средств в учебном процессе;  Переход на новые формы обучения, в т. ч. по длительности учебной недели, в вариативной   организации   учебно­воспитательного   процесса образовательном учреждении;    Учебный   стресс   (   до   80%   учащихся   в   условиях   школы   испытывают воздействия на уровнях стресса);  Снижение двигательной активности (гипокинезия) школьников. Проблема здоровьесбережения. Наиболее   разработанной   системой      здоровьесбережения   в образовательном   процессе   начальной   школы   является   технология В.Ф.Базарного,  включающая  в  себя: основу  телесной вертикали и телесно­ моторную активность, использование  конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. В.Ф.Базарный,   доктор   медицинских   наук,   руководитель   лаборатории     физиолого­здравоохранительных   проблем   обучения,   провёл   обследование полутора   тысяч   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста. Выяснилось,   что  2/3   детей   склоняли   голову   над   столом   значительно   ниже допустимого предела ( расстояние « глаза­тетрадь­книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты ( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.     В   исследование   и   решение   проблемы   здоровья   детей,   формирования здорового   образа   жизни   у   детей   внесли   вклад   в   различное   время   ученые различных наук: философы: К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые­медики: Н.А.  Амосов, В.Ф. Базарный, И.И.  Брехман, И.И. Буянов, В.П.  Казначеев, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.  «Школьные болезни» и их профилактика. Согласно   современным   взглядам,     Термин   «школьные   болезни»   за   последние   годы   прочно   вошёл   в педагогический обиход. В эту группу входят, в первую очередь, сколиоз и близорукость.     На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы   массового  школьного   образования   в   России,   даже,   несмотря   на существенные   преобразования   материальной  базы   учебных   учреждений   в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили   и   продолжают  сохранять   массовый   характер.   Столь   печальное постоянство   во   многом   определяется   самой   природой   процесса   обучения, требующего   от   детей   и   подростков   большой   зрительной   работы,   нервного напряжения,  сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности.  осанка  является   интегральной     характеристикой   состояния   организма   и   отражает   результат  комплексного воздействия   на   него   факторов   физической   и   социальной   среды.   Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно­воспитательного процесса в   формировании   осанки   у   школьников.   Значение   состояния   осанки   для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно­сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.     На   формирование   осанки   воздействуют   различные   факторы,   но наиболее негативно на ее  состоянии сказываются несовершенство школьной мебели   и   сидячая   рабочая   поза   учащихся.   При   сидении   форма позвоночника  ученика   принципиально   отличается   от   формы   позвоночника при   стоянии.   При   учебной   работе   в   положении   сидя   туловище   наклонено вперед,   что   увеличивает   давление   на   межпозвоночные   диски   до 100 кг против 70 кг при стоячей позе.     Второе, чему должно уделяться внимание  в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и   от   места   расположения   стула   относительно   крышки   стола.   Для соблюдении  правильной позы  требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку  стула на 3­6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника.  Если же стул совсем задвинут   под   стол,   то   для   сохранения   равновесия   при   работе   ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого  учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края   стола   посредством   очень   простого   приема:   периодически   помещать кулак   между   грудной   клеткой   и   краем   стола.   Особое   внимание   нужно обращать на положение плеч во время работы.  Они должны быть прямыми. Соблюдение   этого  требования  облегчается   при   условии,   если   уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3­ 4 см. План мероприятий по профилактике нарушения осанки: 1 Ранняя диагностика отклонений в осанке и в своде стопы; 2 Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета средствами лечебной физической культуры; 3 Обеспечение   соответствия   мебели   в   школе   и   дома   росту   и пропорциям тела учащегося; 4 Контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; 5 Правильное расположение рабочего места, всего помещения, где идут занятия, и достаточное их освещение; 6 Правильная организация режима учебных занятий; 7 Ежедневное   использование   активного   отдыха   на   уроках физкультуры, переменах, во внеурочное время; 8 Проведение занятий корригирующей гимнастики; 9 Оборудование   класса   несколькими   настольными   канторками, регулируемые по росту; 10   Обеспечение   полноценного   питания,   сбалансированного   по солевому составу. Корригирующие упражнения для нормализации осанки: 1.       Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот  подтянуть, подбородок приподнять. 2.       Ходьба обычная, следя за осанкой. 3.       Ходьба на носках, руки за головой. 4.       Ходьба на пятках, руки на поясе. 5.       Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Нарушения  зрения  так   же,   как   и   нарушения   осанки   у   школьников,     относят   к   традиционным   школьно   обусловленным   заболеваниям.   Среди нарушений   зрения,   возникающих   у   детей  после   рождения,   наиболее   часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют   неблагоприятные   условия   для   зрительной   работы  во   время школьных занятий в школе и дома. Специальное   изучение   у   школьников   состояния   зрительных   функций     при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15­20 минут, для учащихся среднего звена   25­30   минут,   для   старшеклассников   –   45   минут.   Более   длительное чтение   у   большинства   школьников   разного   возраста   вызывает   напряжение функций   глаза,   изменяет   характер   глазных   движений   и   приводит   к сокращению   расстояния   глаз   до   книги.   Для   восстановления   выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью  6­10 мин.Если учесть, что   любая   учебная   деятельность   детей   в   школе   сопряжена   с   элементами чтения,  то   в  целях  охраны  их  зрения  его   непрерывная  продолжительность должна   быть   либо   регламентирована   указанным   временем,   либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз   от   зрительной   работы.   Эффективность   такого   отдыха   существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Смирнов   Н.К.   предложил   план   мероприятий   по   профилактике близорукости: 1 Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения; 2 Рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки, чередование устной и письменной работ,   отдых   глаз   в   ходе   работы,   минуты   тишины   с   закрытыми глазами; 3 Оборудование   учебных   помещений   плакатами   и   стендами   для гимнастики зрения; 4 Проведение на каждом уроке специальных упражнений гимнастики зрения; 5 Питание   с   достаточным   количеством   минеральных   солей   и витаминов; 6 Правильное использование технических средств обучения в школе: расстояние при просмотре передач в пределах 3­5 м, длительность просмотра   –   15­20   мин.,   подсветка,   использование   специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам; 7 Использование   только   допущенных   Министерством   образования учебников; 8 Контроль   за   гигиеной   чтения   школьников:   шрифт,   печать, неотрывное чтение ­ не более 3­7 мин (1­2 классы); 7­15 мин 3­4 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников – 24 см; 9 Рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома; 10 Организация   занятий   с   офтальмотренажёром,   гимнастика специальных форм для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медиков; 11 Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены; 12 Учет состояния зрения школьников при определении его в группу для занятий физкультурой. Синдром   дефицита   внимания   (гиперактивность)  –   наиболее     распространенная   форма   нарушения   поведения   младших   школьников.   Это заболевание   характеризуется   дефицитом   внимания,   гиперактивностью   и импульсивностью. Сейчас уже известно, что симптомы данного заболевания встречаются   и   у   взрослого   населения.   4%   взрослого   населения   или   8 миллионов людей имеют данное заболевание. Данное   заболевание   встречается   примерно   у   3­5%   детей   школьного     возраста, подсчитано, что примерно у 60% детей с данным заболеванием, оно сохраняется   во   взрослом   возрасте.   Статистические   данные   по   этому заболеванию   у   взрослых   определены   еще   не   так   четко,   как   у   детей,   но варьируют в диапазоне 1­5%. Данный синдром чаще встречается у мальчиков, чем у девочек в школьном возрасте. Проявления синдрома: ­ беспокойные движения в кистях и стопах, корчится, извивается на стуле; ­ неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется; ­ легкая отвлекаемость на посторонние стимулы; ­   нетерпение,   неумение   дождаться   своей   очереди   во   время   игр   и   др. ситуациях; ­ неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца; ­   сложности   при   выполнении   предложенных   заданий   (несвязанные   с негативным поведением или недостаточностью понимания); ­ с трудом сохраняемое внимание во время заданий или игр; ­ неумение играть тихо, спокойно; ­ болтливость; ­ частые переходы от одного незавершенного действия к другому; ­ мешает другим, пристает к окружающим; ­ часто складывается ощущение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь; ­ частая потеря вещей; ­   способность   совершать   опасные   действия,   не   задумываясь   о последствиях. Если у ребенка присутствует хотя бы 8 из перечисленных симптомов, которые   постоянно   наблюдаются   в   течении   как   минимум   последних   6 месяцев, то это может быть основанием для диагноза синдрома. Вторичными проявлениями   синдрома   являются   слабая   успеваемость   в   школе   и затруднения в общении с другими людьми. Причины гиперактивности детей: 1 Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).  2 Генетические причины. Или наследственная. 3 Неблагоприятно   протекающая   беременность.   Токсикоз,   заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот.   Неблагоприятно   воздействуют   на   ребенка   применение женщиной   лекарственных   препаратов   во   время   беременности.  Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.  4 Неблагоприятные роды. Патология родов.  5 Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.  6 Если   родители   страдают   алкоголизмом   или   наркоманией.   Даже небольшая   доза   алкоголя   пагубно   воздействуют   на   нервную   систему плода.  7 Благоприобретенная   гиперактивность   Неправильное   воспитание. Например,   чрезмерная   требовательность   и   строгость   родителей   к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе.  Это   получается,  когда   не  сразу   возникает   контакт   ребенка   с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает  и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли "хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении. Признаки: 1 Отвлекаемость.  2 Импульсивность. 3 Повышенная активность. Такие дети постоянно в движении, теребят  одежду, мнут что­то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле,  крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что­то,  растягивают губы, прикусывают язык.  4 Плаксивость, беспокойство, капризы.  5 Неусидчивость.  6 Нарушение концентрации внимания.  7 Негативизм. То есть ребенок все отрицает.  8 Агрессивность.  9 Повышенный тонус мышц.  10 Беспокойный сон.  11 Рассеянность.  12 Повышенная возбудимость. Следствия: 1 Слабая успеваемость в школе.  2 Низкая самооценка.  3 Трудность принятия любви окружающих.  Лечение:     Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не  найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда­нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку  необходимо: 1 Утренняя зарядка.  2 Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая  упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю  мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше  вечером также играть в активные игры.  3 Активные игры, которые одновременно развивают мышление.  4 Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.  5 Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды  спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя,  взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие  как, хоккей, футбол, баскетбол.  6 У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к  определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы.  Следует развивать это увлечение.  7 В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным  мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски,  давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и  интересным занятием для ребенка.  8 Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом  гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности.  Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок  должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера  вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в  эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с  четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение  должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет  эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу  к учебе.      Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого  ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не  подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово  наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без  эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не  стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя  позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать  родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.     Тревожность тоже является одной из главных «школьных болезней».  Как установила психолог А.М.Прихожан, обследовавшая тревожных детей, самой характерной чертой таких детей является снижение  самооценки. Они не способ уважать себя, ценить себя, что проявляется в  неверии в свои способности, в свои силы. Повышение самооценки – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе. Надо отметить,  что во всех без исключения передовых системах обучения, создаваемых  известными современными педагогами­новаторами – Ш.А. Амонашвили,  Е.И. Ильиным и другими, ­ обязательно содержатся элементы,  направленные на повышение самооценки школьника, на внушение ему  уверенности в своих возможностях, положительного мнения   о себе,  уважения к себе. Необходимая любому тревожному ребенку, похвала  учителя особенно нужна младшему школьнику. Ведь в школу приходят  ребята с очень разным уровнем зрелости, да плюс к тому – первый год  учение совпадает с возрастным кризисом, в результате чего одни  школьники делают резкий скачок в своем развитии, а другие – отстают.  Неравномерность темпа созревания детей – естественное и закономерное  явление, типичное для учеников младших классов. Поэтому и требования к ним должно быть разными, и достижения ребят следует оценивать по­ разному. 1 Тревога часто является результатом противоречивых требований  к ребенку со стороны равно близких ему людей. Потому ни в коем случае нельзя манипулировать людьми, перетягивая их, как канат, то в одну, то в другую сторону. 2 Взрослый должен быть и сам непротиворечив в своих поступках и  действиях. Если сегодняшние решениями мы зачеркиваем то, что  провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку. 3 Прежде чем настаивать на чем­нибудь, внимательно  присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по­ настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки  найти что­то для души. Вы избавите его от тревожной  необходимости сочетать то, что нравится вам, с тем, что влечет  самого ребенка. 4 Чтобы ребенок был уверен в себе, чтобы по любому пустяку не  впадал в панику, родители и учителя всегда должны оставлять за  ним право на собственный поступок, на награду или расплату за  него. 5 Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудьте сказать, что  уверены в его возможностях, что цените его как человека и тем  более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать:  он хороший, любимый и будет таким всегда. 6 Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие  контакты с кем­то из взрослых, но этот контакт не для контроля,  а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела  ребенка, а для эмоциональной поддержки. 7 Кроме того, нужно уметь рассказывать проявления его тревоги,  чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того,  чего ребенок не в состоянии выполнить. 8 Слабым местом тревожных детей часто является повышенная  утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, грамотный  учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а  в середине, лишний раз отпустит в конце дня домой, не будет  торопить на контрольной работе. 9  В каких бы формах ни проявлялась тревожность ребенка, есть  один общий совет – повышать его самооценку. 10 Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел  какой­то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а  порой нелепости подобных   способов их нужно уважать, не  высмеивать, а использовать для того, чтобы ребенку  “отреагировать” свои проблемы. Рекомендации по проведению урока с позиции здоровьесбережения.     От   учителя   –   основной   фигуры   педагогического   процесса   –   в    наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.     На   уроках   и   во   внеурочной   деятельности   учитель   решает   3   группы задач,   связанных   с   проблемой   здоровья   учащихся:   диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на их условиях проведения занятий.     В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенические условия в классе: достаточна ли освещенность, не мешает   ли   шум,   доносящийся   из­за   окон,   хорошо   ли   проветрен   класс,   не слишком ли сухой воздух и оптимальна его температура. Для таких оценок не требуется   приборов   –   вполне   хватит   органолептических   возможностей учителя. Но пренебрежение этими  требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.      Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы: •Интенсификация обучения;  •Увеличение   простудных   заболеваний   и   пропусков   уроков   по   болезни;  •Нарушение осанки;  •Ухудшение здоровья.  Исходя   из   этого,   я   предприняла   все   меры,   чтобы   организовать     психического зрения, –     нервно в   в     и   процессе   учебной   от   процесса   занятий культуры,   спортивные   мероприятия дополнительных образовательных индивидуальный   подход   к   учебно­воспитательной   работе   с   учетом психических,   физиологических   особенностей   и   состояния   здоровья учащихся.  Организационно­педагогические условия проведения образовательного     процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих технологий.  Важная   составная   часть   здоровьесберегающей   работы   школы   –   это рациональная   организация   урока.   Показателем   рациональной   организации учебного являются:  •   Объем   учебной   нагрузки   –   количество   уроков   и   их   продолжительность, включая   затраты   времени   на   выполнение   домашних   заданий;  •Нагрузка   школе;  •   Занятия   активно­двигательного   характера:   динамические   паузы,   уроки физической   т.п.        От   соблюдения   гигиенических   и   психолого­педагогических   условий проведения   урока   в   основном   и   зависит   функциональное   состояние школьников деятельности.  Для   повышения   умственной   работоспособности   детей,   предупреждения преждевременного   наступления   утомления   и   снятия   у   них   мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10­15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной класса.  Кроме   того,   определяю   и   фиксирую   психологический   климат   на   уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую   с   музыкальным   сопровождением,   с   элементами   самомассажа   и другими   средствами,   помогающими   восстановить   оперативную работоспособность.       Обязательное   условие   эффективного   проведения   физкультминуток   – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, наоборот.      Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность  работы требует к себе более   глубокого   и   сложного   исследования,   а   так   же   требует   разработки учащихся скорее,   части вариативности,   прагматичности     Здоровьесберегающее   обучение направлено   на   концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.      обеспечение   психического   здоровья   учащихся. Опирается   на   природосообразности, преемственности, (практической ориентации).  Достигается   через   учет   особенностей   класса   (изучение   и   понимание человека);   создание   благоприятного   психологического   фона   на   уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному   материалу;   создание   условий   для   самовыражения   учащихся; инициацию   разнообразных   видов   деятельности;   предупреждение гиподинамии.  Поэтому   при   построении   своих   уроков   учитываю   такие   требования:      Смирнов   Н.К.   ­  заведующий   кафедрой   психолого­педагогических     технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, выделяет следующие требования к  уроку с позиции здоровьесбережения.        1.   Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и  свежесть   воздуха,   рациональность   освещения   класса   и   доски,   нали­ чие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей  и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария — эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой сте­ пени зависят от соблюдения этих простых условий.       2.   Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним,   что   к   их   числу   относятся:   опрос   учащихся,   письмо,   чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4­7 видов за урок.  Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо   помнить,   что   частые   смены   одной  деятельности   на   другую требуют от  учащихся дополнительных адаптационных  усилий.  Это  также способствует росту утомляемости. 3.  Средняя   продолжительность   и   частота   чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7­10 минут. 4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный,   аудиовизуальный,   самостоятельная   работа   и   др.   Норма   —  не менее трех за урок. 5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10­15 минут. 6.Использование   методов,   способствующих   активизации инициативы  и   творческого   самовыражения   учащихся,   которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.         К  таким   методам   относятся  методы  свободного   выбора  (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества   и   т.д.); активные  методы   (ученики   в   роли   учителя,   обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,  самооценки и взаимооценки) и др.       Между   творческой   активизацией   учеников   на   уроке   и   вероятностью появления   у   них   непродуктивного   утомления   существует   обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. 7.  Длительность   применения   технических   средств   обучения   в соответствии с гигиеническими нормами.  Вместе с тем эти нормы в части   использования   видеоэкранных   средств,   на   наш   взгляд,   входят   в противоречие   с   реальной   действительностью   и   потребностями   учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8­10­минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов. 8.  Умение   учителя   использовать   возможности   показа видеоматериалов  для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. Позы   учащихся   и   их   чередование   в   зависимости   от   характера выполняемой   работы.   Учителям   необходимо   помнить,   что   нарушения осанки   формируются   как   раз   в   школе.   Степень   естественности   позы школьников   на   уроке   менее   заметна   проверяющим,   но   может   служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: воздействия здоровьеразрушающего   механизм авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно   напряжены.   Они   как   бы   постоянно   находятся   «на   старте»,   в ожидании   требований,   упреков,   приказов,   окриков.   Эта   изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих   молодых   людей   в   их   взрослой  жизни,   коренятся   в авторитарно­деспотическом   стиле   преподавания   их   учителей!   Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления. 9. Физкультминутки и физкульт­паузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма— на 15­20  минут урока по 1 минуте из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого), а также на эмоциональный   климат   во   время   выполнения   упражнений   и   наличие   у школьников желания их выполнять. демонстрация   примеров, 10. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со  здоровьем  и  здоровым  образом жизни;    прослеживание   этих   связей; формирование   отношения   к   человеку   и   его   здоровью   как   к   ценности; выработка   понимания   сущности   здорового   образа   жизни;   формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного   поведения,  обсуждение   разных   возможностей   и  последствий выбора   того   или   иного  поведения   и   т.д.   Умение   учителя  выделить   и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. 11.  Наличие у учащихся мотивации  к учебной деятельности на уроке:  интерес   к   занятиям,   стремление  больше   узнать,   радость   от активности,  интерес   к  изучаемому   материалу и т.п. Оценивается уровень этой  мотивации   и   методы   ее   повышения,   используемые   учителем.   К вопросам   здоровья   вопросы   мотивации   имеют   самое   непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает   учителей.  Между   заинтересованностью   в   обучении   и   его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог — тем более. 12. Благоприятный   психологический   климат   на   уроке,  который также   служит   одним   из   показателей   успешности   его   проведения:   заряд позитивных   эмоций,   полученных   школьниками   и   самим   учителем,   — дополнительная   гирька   на   чашу   весов,   определяющих   позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое   напряжение,   продуцирование   отрицательных   эмоций   и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровье­разрушающих тенденций. 13. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и   учащимися:  из­за   нарушений   дисциплины,   несогласия   с   отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие  эмоционально­негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без   нарушения   работы   всего   класса   —   отражение   его   способности управлять   учебным   процессом,   обеспечивая   профилактику   «школьных неврозов». Преобладающее   выражение  лица   учителя,   к   примеру,   различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивое— угрюмости и т.п. Урок  неполноценен, если на нем не было  эмоционально­ смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических   картинок,   поговорок,   афоризмов   с   комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. В   конце   урока   советуем   обратить   внимание   на   следующие   четыре показателя. 14. Итоговую   плотность   урока,   количество   времени, затраченного   школьниками   непосредственно   на   учебную   работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.   т.е. 15.   Момент наступления утомления  учащихся и снижения их учебной активности.  Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений  школьников в процессе учебной ра­ боты. Норма— не ранее чем за 5­10 минут до окончания урока. 16.   Темп   и   особенности   окончания   урока.  К   нежелательным показателям относятся: •неоправданно   быстрый   темп   заключительной   части,   ее «скомканность»; • отсутствие времени на вопросы учащихся; • необходимость   торопливой,   практически   без   комментариев,   записи домашнего задания. Все это — ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме   того,   недопустима   задержка   учащихся   в   классе   после   звонка   на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели   возможность   задать   учителю   вопросы,   учитель   мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. 17.  Интегральным   показателем   эффективности   проведенного занятия  можно   считать   состояние   и   вид   учеников,   выходящих   с урока: на одном  полюсе — спокойно­деловое, удовлетворенное, умеренно­ возбужденное   состояние   школьников;   на   другом   —   утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».  Следуя  требованиям построения урока  и  мероприятиям  по  профилактике различных   заболеваний,   мы   можем   добиться   положительных   результатов     в снижении  роста «школьных болезней».

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»

Исследование: «Профилактика «школьных» болезней через урок в рамках программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019