Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"
Оценка 4.9

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Оценка 4.9
Педсоветы +3
docx
Междисциплинарный 3
Детсад—11 кл
24.02.2019
Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. В науке существует много определений понятия здоровья. В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения приняла следующее определение: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Ребенка можно назвать здоровым, если он: • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться
uchiteliu-na-zametku-znakomye-neznakomtsy-shkolnye.docx
Введение По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. «Программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами: большинство учителей не имеют представления о правильном развитии умственных способностей ребенка...», — так почти полтора века назад обосновал причины школьных болезней основоположник отечественной гигиены профессор Императорского Московского университета Ф. Ф. Эрисман. Сколько лет прошло, а сказано, будто о нашем времени! Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков. Последние десять лет оказались для нашего школьного образования периодом больших перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. В учебные планы стали вводить все больше новых — нужных и интересных предметов... Но нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро. Отсюда — перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)! Ученые из Института возрастной физиологии Российской академии образования провели широкомасштабные исследования с целью выяснить реальное здоровье школьников. Их выводы тоже оказались неутешительными: — Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются. — От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение. — Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах — болезни уха-горла-носа и нарушения опорно- двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте — заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор- патология. — Омечен высокий уровень аллергических заболеваний. — Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации (в некоторых школах таких детей от 45 до 50%). Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников. — Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48−64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более. От всех этих и подобных причин число абсолютно здоровых детей за время обучения в начальной школе снижается в 4−5 раз. Но самое главное, о чем нужно помнить учителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85−90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени — а из-за плохого состояния здоровья, обусловленного несооьветствием условий обучения возможностям детей! «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ Плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, к - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; - несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; - чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки); - неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения; - недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; - недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от учителя и школьной среды. Интенсификация учебного процесса Как бороться с перегрузкой? Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это одна из главных проблем. Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем: . отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.); . требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний; . большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников. К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья. Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п. Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний. Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся. Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила, которые регламентируют учебнуюнагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике. Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Сколько весит ранец? Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза. Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Почему подавляющее большинство школьников страдает нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ Выполнение большинства пунктов СанПиН не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим правилам. Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. (Это выполняется?) Школьные неврозы и причины их возникновения Сейчас практикуется обучение детей с шести лет. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей. Детям этой возрастной группы желательно не ставить оценок и всячески поощрять за достигнутые успехи. Естественные для правополушарных детей затруднения по русскому языку и математике не уменьшаются в первых классах школы, а возрастают, если с ними бороться с помощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок и ошибок». В этом случае дети перевозбуждаются, утомляются, у них появляются отвлекаемость и забывчивость, перегружается левое полушарие. И как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария появляются раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В результате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. В младшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности. Таким образом создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях. Психическая травматизация ребенка неизбежно возбуждает активность правого полушария и временно ослабляет активность левого. Но поскольку левое полушарие длительное время находится в состоянии хронической перегрузки, то оно не обеспечивает полноценной переработки поступающей из правого полушария информации. В результате последняя должна повторяться неоднократно, как бы в виде толчков и сомнений, чтобы быть усвоенной левым полушарием. В свою очередь, возбужденное эмоциональным стрессом, правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть рационально «осмыслены» левым, и без того утомленным полушарием. Вместе эти два запредельных режима работы полушарий и формируют структуру навязчивостей. Позже, когда смягчаются острые переживания и появляются навязчивые мысли и опасения, можно говорить об ином режиме работы больших полушарий, а именно: о чрезмерном возбуждении левого и торможении правого. Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Это особенно заметно проявляется в подростковом возрасте. Подросток страдает от своей непохожести на других и одновременно от неуверенности в себе; его тяготят постоянные опасения и сомнения; он не способен радоваться, мучительно ищет и не может найти себя. И все это может происходить на фоне достаточно хороших, даже отличных успехов в школе, но прогрессирующих неуспехов в общении со сверстниками. Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможны истерические проявления и страхи. Острые бесконечные волнения возбуждают правое, и без того более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха. Неестественно высокий уровень активации правого полушария оказывает тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не в силах найти рациональный выход из создавшегося положения — ведь ослабевает критическая способность адекватно оценивать свои действия и делать из них надлежащие выводы. Чем больше давление на ребенка, тем меньше он способен к критической оценке. Давление подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость, несостоятельность ребенка. Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Также можно помочь детям, страдающим неврозом страха. Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария. Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний. При психической травматизации (испуг, потрясение, конфликт, ограничение жизненно значимых потребностей) резко возрастает активность правого полушария, сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов. Как показали специальные исследования, после экзаменов у левополушарных студентов (праворуких) повышается активность правого полушария. В свою очередь, у тех, кому по роду своей работы приходится много писать или считать, при стрессах заметно возрастает активность левого полушария: время от времени возникает состояние умственного пресыщения. Вслед за этим — потребность в эмоциональной и спортивной разрядке, музыке, танцах, встречах с друзьями, то есть в правополушарной деятельности. Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержен невротическим расстройствам. Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. Спазм аккомодации Спазм аккомодации (ложная близорукость) — это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы, и вследствие этого способности глаза поддерживать четкое видение предметов, находящихся на разных удалениях от глаз. Иными словами, спазм аккомодации – это спазм глазной мышцы, из-за которого глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Спазм аккомодации является частой причиной усталости глаз. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением. Причины Спазм аккомодации чаще всего встречается у детей и молодых людей. Основная его причина – зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере, длительный просмотр телепередач). Глаз — это оптическая система, которая пребывает в подвижности для наведения фокуса на объект. У бинокля существует колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико» — цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза. Как и любая мышца организма, она может испытывать усталость при длительном перенапряжении, и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния. С первых дней обучения в школе юный, чаще всего не слишком крепкий, организм ребенка, подвергается огромным перегрузкам. Еще позавчера малыш большую часть времени проводил на свежем воздухе. Теперь же он находится в течение нескольких часов в душном классе, в жарком костюме, под присмотром учителей, которые далеко не всегда разрешают отвлечься, расслабиться, поиграть. Он должен, всматриваясь в плохо различимую под солнечными лучами доску, что-то старательно выписывать в тетради. В таких условиях неудивительно, что у многих детей ухудшается острота зрения. Строго говоря, спазм аккомодации — это результат тяжелого зрительного переутомления. Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то ребенок начинает плохо видеть вдаль. Так и появляется спазм аккомодации, который часто называют ложной близорукостью, или синдромом усталых глаз. Единственное утешение при диагностике спазма аккомодации заключается в том, что это процесс обратимый, поэтому он и называется ложной близорукостью. Но, к сожалению, если обратиться к врачу поздно, то спазм аккомодации наблюдается на фоне уже начинающейся настоящей близорукости. Спазм аккомодации обязательно надо снимать, в противном случае он трансформируется в настоящую близорукость или усилит уже существующую. Симптомы: Понижение остроты зрения при взгляде вдаль; быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии; боли в глазах, в области лба и висков. Развитию спазма аккомодации способствуют: несоответствие мебели в школе и доме росту ребёнка; плохое освещение рабочего места; слабость шейных и спинных мышц; отсутствие правильного распорядка дня; поздний отход ко сну; нерациональное по времени и качеству питание; недостаточное пребывание на свежем воздухе; пренебрежение занятием утренней зарядкой, физкультурой и спортом; частые и длительные просмотры телепередач; общее ослабление здоровья. С возрастом происходит естественное изменение аккомодации. Причиной этого является уплотнение хрусталика. Он становится все менее пластичным и теряет свою способность менять форму. Как правило, это происходит после 40 лет. Но истинный спазм во взрослом состоянии — явление редкое, встречающееся при тяжелых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается спазм аккомодации и при истерии, функциональных неврозах, при общих контузиях, закрытых травмах черепа, при нарушениях обмена веществ, климаксе. Сила спазма может достигать от 1 до 3 диоптрий. Что происходит? Чтобы понять механизм спазма аккомодации, необходимо выяснить, что же такое аккомодация. Глаз человека имеет природное свойство изменять свою преломляющую силу к различным расстояниям за счет изменения формы хрусталика. Это происходит благодаря наличию мышцы, связанной с хрусталиком и регулирующей его кривизну (цилиарная мышца). В результате ее сокращения хрусталик изменяет свою форму и соответственно сильнее или слабее преломляет попадающие в глаз лучи света. Для получения на сетчатке ясных изображений расположенных вблизи предметов, глаз должен усилить преломляющую способность за счет напряжения аккомодации, т.е. путем увеличения кривизны хрусталика. Чем ближе находится предмет, тем более выпуклым становится хрусталик, чтобы перенести фокусное изображение на сетчатку. При рассматривании далеко расположенных предметов хрусталик должен быть максимально уплощен. Для этого требуется расслабить глазную цилиарную мышцу. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере) приводит к спазму аккомодации. При этом упорное сокращение цилиарной мышцы не проходит даже тогда, когда глаз не нуждается в таком сокращении. Всё это ведёт к стойкому усилению преломляющей способности глаза, а поэтому может расцениваться как близорукость (ложная близорукость). Как проявляется? Долгое сидение за компьютером и интенсивная работа с бумагами приводят к тому, что глаза быстро устают, в них возникает ощущение жжения, рези и боли. Глаза краснеют, иногда возникает слезотечение. Картинка вблизи становится менее четкой, а далекие предметы словно расплываются, может появиться двоение. Если ухудшение зрения носит временный характер, то речь, возможно, идет именно о спазме аккомодации (ложной близорукости). Школьник, страдающий спазмом аккомодации, почувствовав ухудшение зрения, быстрее устает на занятиях, требующих зрительного напряжения, что довольно скоро проявляется снижением успеваемости. При этом у него появляются головные боли, причину которых часто не могут определить и относят за счет возрастной перестройки организма. Продолжительность этого заболевания колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния пациента, режима его жизни, характера работы. Спазм аккомодации может впоследствии перейти в истинную близорукость. Диагностика и лечение Выявляется спазм аккомодации врачом-офтальмологом при подборе корригирующих очков или при характерных жалобах пациента. Пациентам проводят комплексное обследование: визометрию, определение рефракции, определение запасов аккомодации. Лечение и профилактика этого заболевания заключаются в проведении специальных занятий в кабинете окулиста, направленных на тренировку мышцы хрусталика. Эти занятия проводятся с помощью новейших аппаратов. Кроме того, назначают: закапывание в глаза раствора ирифрина 2,5%, электрофорез с лекарственными веществами, магнитотерапию. Также необходимы общее оздоровление организма, занятия физкультурой и спортом, создание санитарно-гигиенических условий на работе и дома (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка и осанка при работе на близком расстоянии), чередование труда и отдыха Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период. Минимальные мозговые дисфункции — понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% . В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы: · Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации. · Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности. · Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины. · Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ. · Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.). · Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.). · Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия. · Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни. Антенатальный период: · внутриутробные инфекции · интоксикации · действие различных видов излучения · генетическая обусловленность Интранатальный период: К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке: · длительный безводный период · отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция · родовой деятельности · недостаточное раскрытие родовых путей · стремительные роды · применение ручных родовспомогательных приемов · кесарево сечение · обвитие плода пуповиной · большая масса тела и размеры плода Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела. Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга. Постнатальный период: · нейроинфекции · травмы Симптомы ММД: · Повышенная умственная утомляемость; · Отвлекаемость внимания; · Затруднения в запоминании нового материала; · Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты; · Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; · Возможны головные боли; Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду или начальной школе при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно. Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3- х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно- сосудистой дистонии. Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД. В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. При ММД возникает комплекс нарушенного поведения: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, “без тормозов”, ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, “не разбирая дороги”, постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка. Далеко не обязательно дети с ММД имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления общей ослабленности мозга. Вместе с этим недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов головного мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики. Непосредственно органически церебральной (мозговой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную стадию внутриутробного развития. Вместе генетические и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и поведения этих детей. Влияние на общение и деятельность: С такими детьми трудно общаться, так как ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, болтает, не подумав. Дети отрицательно влияют на сверстников, с которыми дети, страдающие ММД агрессивны и требовательны. Часто родители таких детей жалуются, что у них нет друзей. Социальные функции у ребенка с ММД находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим. Типичные нарушения у детей с ММД ММД часто является причиной задержки психического развития. Но родителям и учителям очень важно знать и помнить о том, что интеллект у детей с ММД совершенно нормальный. Безусловно, они вполне способны к обучению. Другое дело, что навыки письма, чтения и счета у таких детей формируются с запаздыванием, так же, как у многих из них позже сформировалась речь. Причем при отсутствии необходимой помощи со стороны специалистов такому ребенку некоторые дефекты этих навыков могут сохраняться на долгое время. Иной раз навсегда, как, например, ошибки в письменной речи. Некоторые дети вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы, например "п" и "и", "м" и "ш". С возрастом могут проявиться и нарушения абстрактного мышления. Если проявления ММД не скорректировать, то в дальнейшем проблемы с учебой никуда не исчезнут, а будут нарастать, подобно снежному кому, от класса к классу. Такие ребята, становясь подростками, неминуемо попадают в группу риска. Именно поэтому помощь детям с ММД должна быть оказана вовремя. Помимо таких проявлений школьной дезадаптации, как проблемы с учебой и нарушения поведения, стоит поговорить о причинах неуспехов, связанных со здоровьем обучающихся. Этот тип нарушения весьма распространен и проявляется либо частых головных болях, болях в животе, либо в обострении хронических заболеваний. Подобные реакции вызваны зачастую психогенным механизмом, и поэтому многое в этой ситуации зависит от психологического климата в школе: от атмосферы в классе, от отношения учителя и учеников к ребенку И конечно, от семьи. Нередки ситуации, когда малыш буквально перед каждой контрольной жалуется, например, на боли в животе. Это никакие не выдумки: от одной мысли о контрольной у ребенка на самом деле начинает болеть живот. Зная о такого рода явлениях, ругать ребенка нельзя, тем более подозревать в плутовстве. Типичные нарушения у детей с ММД Дети с различными проявлениями патологии центральной нервной системы имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте. Зрительно – моторная координация. У детей с ММД нарушена зрительно-моторная координация. При слежении ребенком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него легкое подергивание глаз – нистагм, приводящие к частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается также и тремор (легкие толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто ребенок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, не может ровно пройти по прямой линии, начертить на полу, спотыкается при беге и прыжках. Нарушения сна. С раннего возраста ребенка родители замечают, что его трудно уложить спать. Ребенок может до позднего вечера бегать, как бы не уставая, однако родители хорошо понимают, что если его не уложить спать вовремя, он еще больше устанет, перевозбудится и заснет с большим трудом. Многие дети могут по ночам вставать, ползать по кровати, и к утру ребенка можно найти свернувшимся калачиком и спящим на противоположном от подушки краю. Некоторые дети подолгу не могут заснуть, другие же засыпают моментально, но ночью их трудно разбудить даже в случае необходимости. Они часто страдают энурезом. Неспособность к сосредоточению. Детям с ММД плохо удается концентрировать внимание. Они постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задания лишь частично, не вникая в суть. Поверхностность приводит к ошибкам и неудачным ответам, создавая за ребенком славу несерьезного, бездумного, легкомысленного и беспечного болтуна. Дети легко и много обещают и не выполняют даже трети обещанного; некритичны к себе; им кажется, что выполненное им задание безупречно. Замечания окружающих они не воспринимают; срабатывают механизмы психологической защиты, из которых предпочитаемыми являются вытеснение или отрицание. Даже если вам удастся добиться от ребенка осознания своей ошибки, оно бывает кратковременным, и уже через пять минут ребенок готов заново совершить ту же самую ошибку, которую только что признавал. Трудности переключения. Несмотря на то, что дети с ММД не умеют сосредоточиваться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает интерес. Обычно это игры, занятия с конструктором, компьютером. Способность ребенка подолгу заниматься тем делом, которое ему нравится, приводит родителей к неверному выводу, будто он может заниматься любым делом с такой же настойчивостью. Родители в связи с этим часто не верят специалистам, что ребенок не способен сосредоточиться и нуждается в лечении. Они настойчиво убеждают себя и специалистов, что ребенок при желании справиться с учебой, и, отказываясь от медицинской помощи ребенку, ждут, когда же тот сам справится с проблемной учебной ситуацией. Эмоционально-волевая незрелость, неразвитость навыков самоорганизации ребенка обрекают ожидания родителей на бесперспективность. Бездействие взрослых приводит лишь к потере ценного и столь необходимого для лечения ребенка времени. Нарушение восприятия. Ребенок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у сверстников, встречаются забавные нелепицы в речи, искажения различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьезы. Такие нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к неуспеваемости в школе. Из-за наличия дефектов в восприятии ребенок может плохо различать признаки сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках, звуки и буквы в словах (в речи и на письме). Ребенку становиться сложно вычленить необходимую фигуру из фона, увидеть, как из отдельных частей можно сложить целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при определении таких понятий, как «верх-низ», «лево-право», «вперед-назад», «больше-меньше» и т.п., а также иметь характерные нарушения в восприятии собственного тела, которые приводят в частности к тому, что ребенок не может правильно определить положение частей тела при движении. Так, например, если лежащего ребенка попросить дотронуться своей левой пяткой до правого колена, он часто садится и смотрит на движение своих ног – и даже при визуальном контроле может допустить ошибку. С закрытыми глазами ребенок не всегда может назвать тот палец, до которого дотронулся взрослый. Дезорганизованность. Для детей с ММД характерна неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его. Так, ребенок может не успеть сделать за урок задание, на выполнение которого у других ушло 20 минут, или два часа добираться из школы до дому, хотя живет совсем близко. При этом существуют отдельные дни, когда дезорганизованность детей с ММД усиливается и оно не могут сделать даже того, что обычно не вызывает у них затруднений. Взрослым кажется, что ребенок «встал на ноги». Учителя замечают, что есть дни, когда большая часть детей с ММД становится неуправляемой. У них резко падает работоспособность, они не могут усвоить даже простых вещей и не реагируют ни на какие попытки учителя расшевелить их и вызвать интерес к работе. Многие педагоги, наблюдая за такими детьми, приходят к выводу о том, что дети данной группы являются метеозависимыми и более чутко, чем остальные, реагируют на изменения погоды. При наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции можно ожидать следующие отклонения: Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать) Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе умственные) при эмоциональной активации Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации) Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную Двигательную гиперактивность, наиболее часто встречающуюся у мальчиков Инфантильность, склонность к зависимым формам поведения, подверженность чужому влиянию, отсутствие интересов и устремлений, безответственность Помощь педагога ребенку с ММД. Помощь педагога указанным детям заключается в следующем: Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности ребенка с ММД. Учителю важно понимать : ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Учитель должен осознать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению. Внимательно следить за динамикой проявления ММД у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача. Поддерживать постоянный контакт с родителями, держать их в курсе дел. Поддерживать постоянный контакт со школьным психологом в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания. Создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества. Не требовать от детей с ММД идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы на позднее 15-20 минут от начала урока. Находить возможность для детей с ММД проявить во время урока двигательную активность, отдохнуть: дать поручение сходить за мелом, за водой для цветов, вымыть тряпку для доски и т.п. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха на переменах не только детям с ММД, но и всему классу. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его. Если во время урока учитель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых, а не вызывать в этот момент. По возможности уделяйте детям с ММД дополнительное внимание: проверьте, понял ли оно задание, записал ли в дневник и т.п. Не стоит ставить в пример ребенку с ММД успехи других, более усидчивых и работоспособных детей. Оценивая ребенка, по возможности не снижайте оценки за негрубые ошибки, исправления, помарки, оформительскую небрежность. Осознайте различие в степени важности умения аккуратно написать и умения правильно выполнить задание по сути. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание и пр.); использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д., что позволяет ему экономно расходовать свои силы, а также прибегнуть к поэлементному обучению письму. По мнению исследователей, если у ребенка не сложился зрительно-звуковой образ слова в процессе обучения чтению, то при письме он будет переписывать слова по буквам, а характерными ошибками будут недописывание различных элементов букв. Это связано с тем, что в голове ребенка нет тех комплексных образов, которые позволяют совершить переход от смысла звучащих слов к их графическому изображению. При этом ребенку ставят диагноз «дисграфия», хотя он не связан с логопедическими нарушениями и не поддается коррекции у логопеда. Педагогу в связи с этим следует учитывать следующее: Обучение чтению должно опережать обучение письму. Предпочтение должно отдаваться опоре на системность, четкое структурирование информации, ее дробление на образные единицы (целостные, самостоятельные «образы-факты», которые понятны ребенку и могут быть включены в систему его личного опыта). При обучении чтению ребенок должен воспринимать целое слово в графическом изображении: словосочетания многократно показываются ребенку и одновременно прописываются; Оперирование и осмысление абстракций (слог, фонема, звук, буква) не всегда доступны ребенку в первом классе, так как требуют развитого абстрактного мышления. Озвучивание бессмысленных для него слогов – непонятное и утомительное для ребенка с ММД занятие. При проверке заданий на запоминание требуйте от ребенка с ММД воспроизведения главного, без перечисления второстепенных деталей. При ведении урока соблюдайте четкий алгоритм действий, выделяйте главное. Используйте короткие, четко построенные фразы. Будьте умеренны в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров так как в памяти детей с ММД может остаться лишь эта дополнительная, несущественная информация. Не нагружайте детей изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти, внимания (существуют примеры отрицательного опыта работы в этом направлении). Уделяйте больше внимания развитию интеллекта, кругозора детей, обходя дефектные функции. При построении алгоритма урока организуйте многократное повторение с целью прочного закрепления материала. Помните, что дети с ММД часто с трудом усваивают инструкцию учителя в полном объеме или только внешнюю сторону требования, не улавливая сути. У детей с ММД в первую очередь страдают точность выполнения работы, скорость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, объем внимания. В связи с этим учителю необходимо помогать ребенку, также подбирать доступный ему объем учебного материала. Помните, что ребенку необходима похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка, замечайте его небольшие достижения, хвалите его, хотя не всегда это просто сделать. Не забывайте о том, что воспитание ребенка с ММД требует особой гибкости. Необходима разумная дозировка поощрений и требований к ребенку: наказания лишают детей желания работать, чрезмерная похвала расслабляет, вызывая немедленное последующее снижение достигнутых результатов. Не обвиняйте родителей в проступках ребенка. При посещении родителями школы обязательно упоминайте о достижениях ребенка, его позитивных сторонах. Не поддавайтесь искушению засыпать родителей жалобами на ребенка. Способствуйте активному участию ребенка во внеклассной жизни школы, помогите ему стать успешным, проявить свои способности во внеурочной деятельности. Приемы, облегчающие усвоение ребенком учебного материала Использование наглядных пособий: рисунков, схем, таблиц – значительно облегчает усвоение учебного материала. Четко выстраивайте схему учебного материала, которая позволяет ребенку лучше запоминать материал и быстрее находить в памяти необходимые сведения. Выполнение любого задания лучше разбивать на мелкие шаги, позволяющие создать такой алгоритм, при котором ребенку легче фиксировать промежуточные результаты работы. Важно помочь ребенку осмыслить учебный материал: выделить основные мысли, установить причинно-следственные связи между фактами или явлениями. При обучении чтению родители могут помогать, когда встречаются наиболее сложные слова. Если родители читают ребенку тексты из букваря, он запоминает их (ведь они короткие), а затем имитирует умение читать, воспроизводя текст по памяти. Иногда неумение ребенка читать обнаруживается значительное время спустя, когда учитель попросит его прочитать текст вразброс. Самое главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. Иногда в погоне за техникой чтения учитель или родители так увлекаются, что не замечают полного непонимания ребенком прочитанного текста. Особенно важно учить детей с ММД осознанию своих мыслей, действий. Дети с ММД? Часто не поняв, что от них требуется, имитируют учебную деятельность, создавая впечатление активной работы. Делают это они для того, чтобы их не ругали за бездействие: лучше делать хоть что-нибудь, даже если это бессмысленно. Такая бессмысленная деятельность усугубляет положение и без того неорганизованного, несобранного ребенка. При заучивании правил, стихов лучше делать это, разбивая материал на более мелкие смысловые части. Заучивать текст окончательно за один прием _ неэффективно. Лучше после каждого захода сделать перерыв, в течение которого можно заняться другими делами, отвлечься, а затем повторить заученное. Так материал надолго останется в памяти. Список используемой литературы 1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии. 2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г. 3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. 4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"

Статья на тему "Учителю на заметку: знакомые-незнакомые школьные болезни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019