Лекция «Трудное поведение»(педсовет,родительское собрание)
Оценка 4.9

Лекция «Трудное поведение»(педсовет,родительское собрание)

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—11 кл
07.02.2021
Лекция «Трудное поведение»(педсовет,родительское собрание)
Трудное поведение — это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребенка с другими и при этом причиняет вред окружающему пространству и вещам или создает риски для самого ребенка, сверстников, взрослых, других живых существ.
для педсовета,собраний.docx

Лекция «Трудное поведение»

Трудное поведение — это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребенка с другими и при этом причиняет вред окружающему пространству и вещам или создает риски для самого ребенка, сверстников, взрослых, других живых существ.

Но важно понимать, что, скорее всего, родители трудного ребёнка будут общаться с вами из состояния Ящерицы, а не Совы (вспоминаем урок про мозг). А это значит, что, сам того не желая, испуганный родитель может очень серьёзно помешать вашей работе: жаловаться администрации (бей!), игнорировать ваши попытки пообщаться даже в экстренной ситуации (беги!), молча кивать (замри!), а дома, например, делать за ребёнка задания, только чтобы он не получил двойку.

Родитель, отправляя своего ребёнка к вам на урок, доверяет вам быть ответственным за происходящее в классе. Это значит, что класс во время вашего урока существует по вашим правилам, и никто, даже родитель, не вправе вмешиваться в ваш процесс.

Выбор учебных материалов, методики преподавания предмета, скорости освоения программы, частоты и способа проверки домашних заданий, оценки - точно за вами.

Обратная связь с родителями

Обратная связь, которую учитель дает родителям, — это отзыв на действия ученика. Обратную связь можно и нужно использовать, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, выстроить конструктивный диалог или узнать о ребёнке что-то новое. Обратная связь может быть как письменная, так и устная.

Обратите внимание, что обратная связь нужна точно не для того, чтобы оправдаться самому или обвинить родителя.

Помните, что у родителей может быть негативный опыт обратной связи. В нашей культуре ее часто путают с критикой. Родители могут испытывать тревогу перед предстоящим разговором, и важно быть готовым к этому.

Обратную связь лучше давать лично, не в присутствии других родителей или детей. Так у родителя не будет ощущения, что ему предстоит защищаться или оправдываться, и обратная связь, скорее всего, будет воспринята более спокойно и конструктивно.

Правила обратной связи

1. Подготовьтесь

В процессе разговора вы можете не сразу вспомнить какие-то детали и подробности, поэтому лучше заранее запишите все то, что вас беспокоит. Составьте план, подумайте, о чем надо говорить в первую очередь. Выберите подходящее время В начале беседы важно представиться, спросить, удобно ли разговаривать, обозначить цель разговора и время, которое он займёт.

2. Начинайте с хорошего

Расскажите, какие позитивные изменения и проявления вы заметили у ребенка (например, не опаздывал в этом месяце, проявлял инициативу). Родители очень ценят такие комментарии и сам факт того, что вы видите положительные качества в ребенке.

3. Откажитесь от оценок и обобщений

Описывайте поведение с позиции наблюдателя, говорите о том, что видите или слышите. Говорите о действиях, а не мотивах ребенка (он делает это назло/специально/чтобы привлечь внимание), так как это наша интерпретация, которая часто не совпадает с реальностью. Не стоит приписывать ребенку диагнозы и строить вокруг них теории.

4. Избегайте сравнений с другими детьми в классе/школе/семье

Вместо этого сделайте акцент на прогрессе ребенка в течение года/четверти (например, ребенок в начале четверти отказывался отвечать, а сейчас поднимает руку через урок).

5. Прямо говорите о сложностях

Излагайте факты: например, в этом месяце ребенок не сделал домашнюю работу 5 раз. Расскажите, как вы или коллеги работали с проблемой, чего удалось достичь, есть ли у вас план, как работать дальше, нужна ли помощь родителя и какая именно.

6. Оставьте время на вопросы друг другу

Так вы получите дополнительную информацию о ребенке (какие изменения замечают родители, что происходит во внешкольной жизни), а родители смогут выразить свое отношение к обратной связи и узнать то, что важно для них (возможно, родителей больше интересуют отношения в классе, чем успеваемость).

Травля

Травля (буллинг) — это систематическое и целенаправленное эмоциональное и/или физическое агрессивное поведение человека при поддержке группы или самой группы, направленное по отношению к другому человеку. Травля возникает при условии неравенства сил агрессора и жертвы. Это значит, что ребенок, который стал жертвой, не может справиться с этой ситуацией самостоятельно.

Существует несколько видов травли:

  1. Прямая (человека пинают, толкают, бьют, отбирают и/или портят личные вещи, обзывают, дразнят).
  2. Косвенная (распространение слухов и сплетен, бойкотирование и игнорирование).
  3. Кибербуллинг (травля с использованием электронных ресурсов и социальных сетей).

Травля — не проблема конкретных людей. Травля — это всегда проблема группы.

Опыт травли влечет за собой серьезные последствия для всех участников: жертвы, преследователей и свидетелей.

Ответственность и задача взрослого - научить детей взаимодействовать друг с другом на равных, а не на основе позиции власти и подчинения.

Признаки проблемы:

  1. Систематическое агрессивное поведение группы по отношению к другому.
  2. Неравенство сил, четкие роли “слабый”/”сильный”.
  3. Физическое насилие (толчки, пинки, драки).
  4. Эмоциональное насилие (бойкотирование, игнорирование, распространение слухов, обзывательства).
  5. Намеренное повреждение/хищение личных вещей (вне зависимости от материальной ценности).
  6. Публичное обсуждение особенностей и недостатков жертвы.
  7. Исключение жертвы из группы, манипулирование, запугивание, запреты на какие-либо действия.
  8. У жертвы может отмечаться снижение самооценки и чувства собственного достоинства, подавленность, пропуски занятий.

Инструкция

1. Не ждите, что само пройдет.

2. Признайте проблему и возьмите ответственность за ее решение. Назовите происходящее в классе. Если агрессивное поведение повторяется — это травля. И вы можете с ней справиться. Именно вы, а не кто-то другой.

3. Назовите явление группе. То, что происходит, — травля и насилие. Не игры и не шутки. Даже если жертва на прямой вопрос говорит, что это игра. Игра, в которой одному человеку последовательно причиняют страдание, — это плохая игра.

4. Дайте однозначную оценку происходящему. Скажите, что травля — это плохо. В вашем классе/школе так не принято. Мы все разные, нравится нам или нет. Это не повод осуществлять насилие. Никогда.

5. При обсуждении не переходите на критику конкретных участников и их личных особенностей. Не обвиняйте преследователей, не стыдите свидетелей. Это даст вам возможность продолжить разговор.

6. Удерживайте фокус группы на том, что это общая проблема и ее решение важно для создания пространства, где каждый сможет чувствовать себя в безопасности и уважительно относиться к другим.

7. Сформулируйте правила группы. Например, нельзя обижать других словесно и физически. Можно просить о помощи и предлагать ее другим. Скажите, что вы будете внимательно следить за исполнением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себя в безопасности.

8. Следуйте правилам, постоянно возвращайтесь с группой к ним, вспоминайте, следите за соблюдением.

9. Будьте готовы, что ситуация травли не прекратится сразу. Вам может понадобиться время.

10. Отслеживайте позитивные изменения и демонстрируйте их детям.

Ябедничество

Ябедничество — это обращение ребенка ко взрослому за помощью в ситуации несоблюдения правил или несправедливости. В ситуации ябедничества ребенок делится со взрослым информацией, проблемой или эмоциональным переживанием. Это просьба о совете и поддержке.

Если наказывать или запрещать ребенку ябедничество и осуждать его, то в дальнейшем он не сможет обратиться ко взрослому и попросить помощи, которая ему будет необходима. Потому что это будет маркировано как неправильное действие.

Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность поделиться возникшими проблемами и не оставаться один на один с ними.

Что делать в таких случаях?

  1. Спокойно выслушайте ребенка.
  2. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами тем, что его тревожит.
  3. Постарайтесь выяснить, почему он обращает внимание на эту ситуацию (необходимо ли ему сочувствие, поддержка или восстановление справедливости?).
  4. Если ребенок нуждается в поддержке — выслушайте его, назовите чувства, которые он испытывает.
  5. Ребенок может обращать ваше внимание на несоблюдение правил — взрослый является гарантом их соблюдения. Вам необходимо понять, действительно ли они нарушены, и вернуть ребенку уверенность в том, что правила работают для всех.
  6. Если ребенок не знает как поступить в какой-либо ситуации — совместно с ним придумайте алгоритм действий.
  7. Некоторые дети могут часто обращаться к вам для решения проблем. Помните, что нет задачи все сделать и решить за ребенка. Важно выслушать, поддержать и помочь придумать алгоритм, которому можно следовать. Предложите действовать по нему самостоятельно.

Вербальная и/или физическая агрессия

Вербальная и/или физическая агрессия — это основанное на выражении сильных эмоций поведение, которое причиняет боль другому человеку или наносит ущерб его/ее вещам и вызывает психологический дискомфорт (напряженность, переживания, страх, беспомощность). Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, в ситуациях эмоционального стресса, из-за неумения выразить свои эмоции (злость, страх и т.д.) иначе.

Важно понимать, что ребенок, проявляющий вербальную и/или физическую агрессию, часто делает это не назло, а из-за невозможности и неумения поступать иначе. Ребенок сам страдает от своего поведения, которое не в силах изменить самостоятельно.

Поэтому у учителя нет задачи запретить ребенку выражать злость. Злость - это нормально. Основная цель взрослого - помочь ребенку освоить приемлемые способы выражения эмоций.

Признаки проблемы:

Высказывания в форме оскорблений, обвинений, угроз, крика и других форм унижения другого.

Нанесение физических повреждений (царапины, укусы, удушения, удары).

Действия, которые приносят материальный ущерб (порча личных вещей).

Инструкция:

1. Остановите ребенка, который проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте ребенка так, чтобы у него/нее не получалось сделать больно.

2. Сохраняйте спокойствие. Крики, осуждение, оскорбления и нагнетание обстановки не помогут вам решить возникшую проблему и могут ее осложнить.

3. Поддержите жертву. Скажите о том, что вам жаль, что случившееся произошло на вашем уроке, и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.

4. Если конфликт произошел во время урока, снимите напряжение, которое, возможно, возникло в классе. Скажите о том, что вы обязательно поговорите с обидчиком и во всем разберётесь сразу после урока.

5. Дайте агрессору время, чтобы немного успокоиться и прийти в себя.

6. Предложите варианты действий, которые могут помочь ребенку прийти в себя во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов. Спросите, есть ли у ребенка какие-то уже известные способы успокоения.

7. Предложите вернуться к участию в занятии, когда он или она будет к этому готов/а. После урока поговорите о том, что произошло. При этом не используйте упреки. Придумайте вместе способы безопасного выражения злости.

8. Создайте пространство, где ребенок сможет отслеживать свой прогресс. Например, пятиминутки с учителем после занятий, где есть возможность обсудить, как получилось выражать злость сегодня.

9. Поддерживайте ребенка. Учиться новым способам поведения непросто.

10. Будьте внимательны к ситуациям, которые происходят вне вашего контроля, — многие случаи агрессии у детей возникают импульсивно как следствие причиненной обиды или провокации, которая вам была незаметна.

СДВГ. Как понять, что в моём классе гиперактивный ребёнок?

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которые влияют на его возможность концентрироваться, планировать и контролировать себя. СДВГ — это поведенческое расстройство, диагностировать которое может только специалист. Учитель же из своей роли может сделать предположение, основываясь на поведенческих проявлениях ребенка, и относительно него выстраивать работу с ребенком.

СДВГ может проявляться в виде невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Невнимательность включает в себя все аспекты, связанные с управлением вниманием. Это когда ребенок:

  1. Легко и быстро отвлекается, особенно внешним факторами.
  2. Не может ни на чем долго концентрироваться.
  3. Не может довести дело до конца.
  4. Все время забывает что-то или теряет вещи.

Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела. В этом случае ученик:

  1. Начинает совершать суетливые движения.
  2. Много говорит и не может дослушать собеседника.
  3. Постоянно пытается находиться в движении, даже когда это не очень приемлемо.

Импульсивность — эта особенность детей с СДВГ хорошо описывается фразой "действую быстрее, чем думаю, потому что не могут ждать". Такой ребенок:

  1. Не может дождаться своей очереди.
  2. Интенсивно выражает свои эмоции.
  3. Вмешивается в разговоры других.

Хочется отметить, что все приведенные выше признаки могут быть не только симптомами СДВГ, но и следствием других проблем со здоровьем, а иногда и реакцией на какую-то жизненную ситуацию (например, травлю в школе или развод родителей). Мы не призываем ставить диагнозы. Но если в вашем классе есть ребенок, который хотя бы частично проявляет перечисленные типы поведений, важно понимать, что ему/ей чуть больше, чем остальным нужна поддержка и помощь учителя. СДВГ — это состояние, с которым ребенок может справляться и достаточно успешно работать на уроках, если рядом будет взрослый, который поддержит и поможет.

СДВГ не является противопоказанием к учебе, но часто мешает и самому ученику, и одноклассникам. Это расстройство, поэтому, как и в случае с любым заболеванием, в первую очередь от него страдает сам ребенок. Поведение таких детей регулируется не их разумом или силой воли, а соображениями момента. Их действия - это не желание вам досадить, просто они не могут вести себя по-другому.

Следующие шаги помогут вам организовать учебный процесс так, чтобы было комфортно и всем ученикам, и гиперактивному ребенку:

1. Минимизируйте отвлекающие факторы. В классе не должно быть никаких лишних предметов. Если вы используете что-то на уроке (например, плакат), то не вывешивайте его до занятия, а сделайте это в процессе. Если это невозможно, то лучше заранее обратите внимание детей на новые предметы и проговорите, зачем они здесь.

2. Напишите план урока. План фокусирует ребенка с СДВГ на заданиях и облегчает переход от одной деятельности к другой, потому что становится понятно: то, что я делаю, когда-то закончится, а значит, я могу подождать. Если параллельно вы еще будете напоминать о времени (осталось 5 минут), то ребенку будет проще и понятнее, что происходит.

3. Добавьте физическую активность. Вставьте в урок 2-3 небольшие разминки. Таким образом вы сами создадите пространство для выхода энергии, которая успела накопиться у гиперактивного ребенка за 15 минут деятельности.

4. Разнообразьте форматы. Сейчас работаем самостоятельно в тетради, через 10 минут объединяемся в группы, а потом отвечаем у доски. Этим приемом вы сможете управлять вниманием ребенка с СДВГ до того, как оно пустится в свободное плавание.

5. Давайте понятные и короткие инструкции. Когда ребенку понятно, что надо сделать, он с большей вероятностью приступит к выполнению задания, а это уже полдела. Если задания большие, то разбивайте их на этапы, к каждому из которых давайте свою отдельную инструкцию.

6. Обращайте внимание и реагируйте на состояние ребенка. Для этого посадите его поближе к себе. Как только замечаете, что ребенку трудно, дайте ему подвижное задание: протереть доску, сбегать за мелом. Иногда может помочь игрушка-антистресс.

7. Отмечайте успехи. Похвалите ребенка, если он просидел весь урок спокойно дольше обычного или не выкрикнул ответ на вопрос, хотя очень хотел. Регулярно подмечайте любые успехи. Таким образом со временем может закрепиться желательное и исчезнуть нежелательное поведение.

8. Наладьте сотрудничество с родителями. Им тоже непросто с таким активным ребенком. Расскажите, какие приемы вы используете и как они помогают их ребенку справляться с трудностями.

9. Упростите домашние задания, договорившись с ребенком, что он делает не все, но то, что делает, делает хорошо и качественно.

Активный отказ от выполнения заданий

Активный отказ — это ситуация, в которой ученик открыто демонстрирует, что не будет выполнять задание. Это может выражаться в:

  1. Прямом заявлении “я не буду/не хочу это делать”.
  2. Обесценивании “это скучно/неинтересно/фигня вообще какая-то”.
  3. Создании себе более интересной активности и вовлечении в нее других одноклассников (соседа по парте, например), что мешает основному учебному процессу.

В этой открытой позиции ученика прячется заинтересованность в контакте с учителем. Ребенок столкнулся с трудностью и просит помощи и поддержки, привлекая внимание.

Трудности, о которых ученик пытается сказать через активный отказ, могут быть очень разные. Например:

1. У ребенка что-то случилось вне урока. Он поссорился с другом, получил плохую оценку по другому предмету или просто устал к концу четверти. Он испытывает много других чувств и эмоций (злость/обиду/грусть) и выражает их в форме протеста.

2. Ребенку трудно с конкретным предметом/типом заданий. Своим отказом он избегает неуспешности, с которой очень боится столкнуться. Проще не делать совсем, чтобы не совершать ошибки и не чувствовать себя глупым.

3. Ребенку в целом не хватает внимания. В этом случае ученик руководствуется установкой “внимание можно только заслужить” и делает все возможное, чтобы так оно и случилось. Ему неважно, что внимание он получает негативное, важен сам факт того, что его заметили.

Еще одним фактором, который будет влиять на выбор стратегии поведения учителя, является регулярность отказов ученика. Если до этого все было хорошо, а сегодня ребенка будто подменили, то это может быть просто разовой акцией, которая решается в один день. Если же ученик регулярно и очень активно отказывается выполнять задания/требования, то подход должен быть более основательный и комплексный.

Чтобы понять, что делать дальше, можно наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Это очень поможет восстановить цепочку событий, проанализировать их и составить план действия.

Как быть?

1. Признайте, что это нормально. Ученик имеет полное право не хотеть что-то выполнять.

2. Предложите альтернативу. Начните с вариантов, которые вовлекают ученика, но в меньшей степени: не пиши, но будь готов ответить; не работай в группе, а делай самостоятельно. Если это не срабатывает, договоритесь, что ученик просто "посидит и послушает", но ни в коем случае не будет мешать остальному классу.

3. Поговорите после занятий. Спросите, с чем был связан отказ. Можете ли вы чем-то помочь? Так вы поймете, какой перед вами случай — разовый (ребенок просто устал или с кем-то поссорился) или потенциально систематический (дефицит внимания или трудности с предметом).

4. Договоритесь с классом. Этот кейс может стать неплохим подспорьем для создания правила. Правила — это простой инструмент для создания комфортной и понятной среды, а еще фундамент, который позволяет контролировать ситуацию. Например, договоритесь, что любой ученик раз в день/за урок может не выполнять какое-то задание. Или попробуйте устроить в кабинете уголок отдыха, куда каждый сможет уйти на пару минут для восстановления сил.

Если ребенок систематически отказывается выполнять задания:

1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ученик отказывается, как проявляет свое нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается. На поведение ученика реагируйте, как реагировали обычно. Отметьте и это тоже (вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?).

2. Сформулируйте план действий. Проанализировав свои наблюдения, вы сможете предположить, почему ученик так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого. Если, например, ученику трудно с конкретным типом заданий, постарайтесь индивидуально сопровождать его в процессе решения. Если нет возможности работать один на один, еще раз пошагово разберите решение со всем классом. Помните, что а) каждый случай индивидуальный, б) не всегда все может получиться с первого раза. И это нормально! Важно продолжать наблюдение и следить, как меняется ситуация после ваших действий. Предложите ребенку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то всему классу? Включите эти элементы в урок, особенно в те части, где активный отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

3. Поговорите с ребенком. Если ничего не срабатывает, поговорите с учеником лично. Попробуйте аккуратно выяснить, в чем проблема. Старайтесь не обвинять — ребенку и так непросто. Попробуйте вместе придумать, что может вовлечь его в занятия, и попытайтесь договориться до чего-то конкретного: ты выполняешь только часть задания / я готовлю для тебя отдельные задания / ты можешь выйти передохнуть, когда понимаешь, что нет желания включаться.

4. Отмечайте позитивные изменения и говорите о них ребенку. Вы заметили, что он стал задумываться, прежде чем отказываться? Отлично, отметьте это. Похвала — лучший способ подкрепить желаемое поведение.

С активным отказом все более-менее понятно: ученик открыто заявляет свое нежелание что-то делать. Это сразу видно и слышно, и очевидно, что это трудность, с которой нужно работать. Бывают ситуации, когда ребенок тоже не делает, но не заявляет об этом, а просто отмалчивается. Такие случаи часто выпадают из поля зрения учителя: сложно не заметить того, кто протестует громко, и практически невозможно заметить того, кто отказывается тихо. Важно помнить, что пассивный отказ — это серьезная проблема, на которую стоит обращать внимание.

Пассивный отказ может проявляться так — например, ученик:

  1. Молчит и ничего не делает.
  2. Говорит, что сделает задание, но в итоге не делает.
  3. Не вовлекается в активности на уроке, не тянет руку, хотя, скорее всего, знает ответ, выходит в туалет, когда нужно выполнять задание.
  4. Готовится к уроку (и учитель об этом знает), но никогда не отвечает.

Но причин пассивного отказа на самом деле значительно больше, и они в какой-то степени пересекаются с причинами активного отказа:

1. У ребенка что-то происходит вне школы. Проблемы дома, сложные отношения с родителями, ссора с друзьями.

2. Ребенок плохо себя чувствует. Физически или эмоционально. Из-за этого у него нет сил и желания что-либо делать.

3. У ребенка был опыт неуспеха, в результате которого сформировалась мотивация на избегание неудач. Например, он уже однажды решал задачу у доски, но сделал ошибку, и весь класс начал над ним смеяться. Это очень неприятная и обидная ситуация, от которой хочется защититься в будущем. Самый просто способ — не участвовать и молчать.

“Тихони” долго остаются незамеченными, потому что они обычно не нарушают правила, не говорят на весь класс “Я не буду!” и не мешают занятию. Но такие дети нуждаются во внимании учителя не меньше, чем остальные. Замкнутость - это такая же серьезная проблема, как активный отказ, порой даже более сложная, как раз из-за своей тихости и слабой проявленности.

Наблюдение и ведение дневника — инструменты, которые будут полезны при решении вопросов пассивного отказа. Именно заметки помогут вам понять, какие ученики регулярно выпадают из вашего поля зрения. В конце каждого учебного дня задавайте себе вопрос “про кого из учеников я не могу сказать ни слова? чьи проявления сегодня я не увидел/а?”. Определив группу риска, постарайтесь понаблюдать за конкретными учениками на следующих уроках, чтобы понять, систематически ученик не вовлекается или нет. И уже на основе своих выводов выстраивайте последующую тактику работы.

Инструкция:

1. Проанализируйте поведение всех детей на уроке. Посмотрите на список класса и постарайтесь вспомнить всех учеников: что они делали, как реагировали. Если вы кого-то не помните, обязательно обратите на них внимание на следующем занятии.

2. Замечайте. Чаще обращайтесь к тихоням, отмечайте любые действия, хвалите. Тихие, замкнутые дети заслуживают не меньше внимания, чем активные. Это может стать для них опорой, чтобы больше проявлять себя, а для остальных — примером того, что для привлечения внимания не обязательно мешать.

3. Создавайте опыт успешности. Выясните, какие задания лучше даются конкретному ребенку. С них и начните вовлекать ученика: вызывать к доске, просить ответить. Ребенок должен перестать бояться и почувствовать, что он что-то может.

4. Позволяйте ошибаться. Создайте пространство, в котором ошибки — это нормально. Транслируйте это правило на всех учеников и поддерживайте его своим примером. В результате сформируется обстановка, в которой любой ребенок (а замкнутый в особенности) почувствует себя безопасно и спокойно.

5. Чаще вовлекайте. Постепенно начните привлекать ученика не только к тем активностям, которые у него получаются. Задавайте прямые вопросы, организовывайте групповую работу (тем самым разделяя его ответственность с одноклассниками), помогайте в трудные моменты.

6. Курируйте участие. Первое время тихоням нужен проводник, который поможет им понять, как правильно взаимодействовать с другими людьми. Общению тоже можно научиться, если рядом будет взрослый, готовый поддержать и объяснить. Подсказывайте, как можно разделить работу в группе, помогайте сформулировать обращение/запрос к однокласснику. Это будет полезно всему классу.

Что делать, если вы понимаете, что ребенок врет?

Прежде всего, не паниковать. Люди (не только дети) часто врут, потому что не хотят расстраивать других, потому что им страшно говорить неприятную правду. Взрослые говорят «магазин игрушек сейчас закрыт», чтобы не говорить «я не хочу сейчас покупать ещё одного робота, он дорогой, а ты завтра всё равно уже не захочешь в него играть», и это не будет считаться чем-то из ряда вон выходящим. А что если ребёнок нагревает под водой термометр, потому что не хочет в школу?

Почему детские обманы так тревожат взрослых? Зачастую мы боимся терять контроль над жизнью ребёнка. «Сегодня он соврал про несделанное задание, а завтра не расскажет про то, что связался с опасной компанией». Нам страшно сталкиваться с тем, что ребёнок пытается от нас что-то скрыть. Узнавая о том, что нас обманули, мы можем чувствовать себя глупо, тревожиться, усиливать контроль. Но если подойти к вопросу конструктивно, важно ответить на вопрос: пострадал ли кто-то от этого вранья? Если нет, то проблема, в общем, решена.

Что делать, если пострадавшие есть? (Важно отметить, что сам ребёнок тоже может быть пострадавшим):

  1. Руководствоваться презумпцией невиновности и не обвинять человека «на всякий случай». То, что вам кажется, не всегда будет правдой.
  2. Задавать вопросы. Уточнять факты. Дать возможность рассказать о случившемся разным сторонам.
  3. Проговорить (не обвиняя и не уличая ребенка), на какую поддержку он может рассчитывать, обратившись к вам.
  4. Фокусироваться на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребенка.
  5. Проговорить последствия случившегося.
  6. Обсудить, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  7. Выбрать конкретные формулировки, с которыми ребенок может к вам прийти в трудный момент (иногда непросто найти подходящие слова, и это мешает набраться смелости и своевременно сообщить взрослому о проблеме).
  8. Если ребенок придет к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

9.       Что делать, если в вашем классе пропала вещь?

10.   1. Вместе с группой ищем вещь. Нет ни одной причины полагать, что она была украдена. К счастью, в половине случаев «украденное» обнаруживается в кармане хозяина.

11.   2. Очень важно во время поисков поддерживать жертву и не давать группе придумывать, кто мог забрать вещь. Чаще всего под подозрения попадают те, кто ушел раньше, а они могут не иметь к этому никакого отношения.

12.   3. Если в результате поисков не получилось найти вещь, очень важно, чтобы взрослые связались с родителями жертвы, предупредили о произошедшем и пообещали, что обязательно будут разбираться со случившимся. Это важно сделать для того, чтобы взрослые не ругались на ребенка, который и так только что пережил стресс. Представьте, что вы на работе вышли на кухню, а за это время с вашего стола пропал телефон. И вы искали его, но не нашли. Никто ничего не видел, но все включились в поиски. И вот вы приходите домой, а ваш партнер вместо поддержки и утешения начинает вас ругать.

13.   4. После этого можно сообщать всем родителям группы. Попросите их выяснить у ребенка в спокойной обстановке без допросов и обвинений, вдруг он или она что-то видели.

14.   5. Следующий урок начните с разговора о том, что люди иногда по разным причинам берут чужое. Но по-настоящему важно другое: могут ли они чужое вернуть и что нам делать, чтобы такое больше не повторилось.

15.   6. Ваша задача дать ребенку возможность вернуть вещь анонимно для всех, даже для взрослых. Для этого можно подготовить ящик и поставить его на несколько дней в место, куда каждый может зайти в одиночестве.

16.   7. А с группой можно придумать правила, которые позволят нам избежать повторения ситуации в будущем: например, можно закрывать личные вещи в начале занятия в шкафу и забирать только в самом конце, можно не приносить с собой ценные вещи вовсе.

17.   8. Очень важно не допустить детективного расследования! Это разрушит групповую динамику, создаст атмосферу подозрения и недоверия.

18.   Мы сформировали этот план после первого случая воровства в одной из групп. Когда мы все это проделали, телефон вернулся к хозяину через две недели. И это отличный результат. И очень ценный урок для всех участников: группа снова стала безопасной, у виновников был шанс исправиться, а жертва вернула свою вещь.

 

Что такое сексуализированное поведение?

Сексуализированное поведение — это не соответствующее возрасту сексуальное поведение детей, определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом. Сексуализированное поведение может проявляться как:

  1. Демонстрация половых органов и вторичных половых признаков. К ним относятся гениталии и грудь у девочек.
  2. Использование лексики и частое упоминание тем, касающихся секса.
  3. Попытки прикосновения к интимным частям тела других детей/взрослых.
  4. Публичная мастурбация.
  5. Имитация полового акта.

Важно, что у учителя нет задачи ставить диагноз, определять причину поведения ребенка и работать с ними. Это задача психолога, который работает с ребенком и родителей. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь участнику вернуться в образовательный процесс и создать безопасное пространство для всех участников группы или класса.

Инструкции: как реагировать на сексуализированное поведение?

Во время занятия

Не стоит бурно реагировать. Это испугает ребенка (который и так находится в стрессе) и может привести к большей фиксации на теме. Такое поведение стоит расценивать только как проявление тревоги и дискомфорта, даже если в этот момент ребенок выглядит веселым. Ребенок может не знать о неприемлемости в обществе его действий, или не иметь других инструментов взаимодействия. В такой ситуации именно этому ребенку больше всего нужна ваша помощь, поэтому, когда вы сталкиваетесь с проявлением, предположительно, сексуализированного поведения, важно:

1. Спокойно попросить ребенка прекратить, дав четкую инструкцию (“надень, пожалуйста, штаны”, “пожалуйста, не трогай интимные части тела, если рядом кто-то есть”).

2. Дать краткое объяснение, почему вы просите об этом (“эти слова звучат обидно”, “такие прикосновения могут быть неприятны”, “в присутствии других людей важно, чтобы интимные зоны были закрыты”).

3. Дать возможность ребенку вовлечься в занятие, предложив задание, вернувшись к теме занятия. Возможно, ему потребуется время, чтобы справиться с эмоциями. Дайте ему эту возможность, если ребенок не готов продолжить заниматься (“ничего страшного, сможешь ответить, когда будешь готов”). Предложите ребенку вид активности, в котором он чувствует себя комфортно — например, рисование. Не оставляйте участника одного, если есть возможность, предложите побыть рядом с ним.

Важно защитить ребенка от реакции одноклассников — она может быть агрессивной (насмешки, оскорбления, физическая агрессия). Такую реакцию важно сразу пресечь. Покажите, что вы на стороне ребенка, не привлекайте дополнительное внимание участников к этому эпизоду, не ругайте и не стыдите ребенка, не шутите над ним. Важно показать, что он по-прежнему участник процесса вместе со всеми. В этот момент вам может быть тяжело и тревожно, это нормальная реакция. Ваша главная задача в этот момент – создать безопасные условия для всех участников группы или класса.

После занятия/на следующих занятиях

В спокойной обстановке обсудите с ребенком наедине то, что произошло. Важно отказаться от осуждения ребенка в разговоре, оно только усиливает тревогу, а не помогает с ней справиться (НЕ говорите “это стыдно”, “ты что, с ума сошел”). Можно аккуратно спросить о причине поведения, но не настаивать и не продолжать расспросы, если ребенок не хочет говорить, или дает односложные ответы (“захотелось”, “всех насмешить”, “по приколу”).

Проговорите с ребенком правила нижнего белья:

  1. Интимные части тела в присутствии других людей должны быть закрыты.
  2. Прикасаться к своим интимным частям тела можно только чистыми руками и наедине с самим собой.
  3. Никто не должен прикасаться к частям тела, закрытыми нижним бельем, или просить их посмотреть (трусики для мальчиков и купальник для девочек). Иногда врачи или родители (врачи только в присутствии родителей) могут просить об этом, но всегда должны объяснять зачем, и получать согласие ребенка (задать вопрос, могут ли они провести осмотр или конкретную процедуру и получить ответ "да". Если ребенку некомфортно, он имеет право не соглашаться).

Оцените необходимость введения правил и обсуждения их для всей группы детей. Для них это также может быть травматичным переживанием.

1. Если группа никак не реагирует на проявления сексуализированного поведения, легко вернулась к групповому и образовательному процессу, то достаточно признать, что такое произошло, и ограничиться коротким комментарием на группу, не акцентируя внимание на участнике (“бывает, что люди совершают какие-то поступки по незнанию, или потому что им тревожно”, “если вы хотите поделиться своими чувствами, вы можете поговорить со мной об этом лично”). Мы не всегда можем оценить по внешним признакам, как повлияло на ребенка то, что он увидел и/или услышал, а такое короткое заявление на группу означает, что вы знаете о том, что произошло, признаете, что это могло быть неприятно и готовы к диалогу. Будьте готовы к тому, что кто-то из детей подойдет и попросит с вами поговорить.

2. Если группа переживает эту ситуацию и возвращается к ней, важно провести разговор и ввести правила для всей группы.

3. Если группа или отдельные участники проявляют физическую или словесную агрессию (в том числе насмешки и шутки!), то нужно действовать по плану работы с травлей.

4. Если группа или отдельные участники копируют поведение, тема тела и секса обсуждается чаще, чем обычно, важно ввести правила нижнего белья для всей группы и проговорить, что является приемлемым в вашей группе, а что нет. Важно не только запрещать какие-то виды поведения, но и предлагать альтернативу, как можно взаимодействовать. Например, “можно спрашивать разрешения, чтобы обняться”. Неигнорирование ситуации, введение правил для группы может помочь ребятам справиться с этим и почувствовать себя безопасно.

Провести разговор с родителем/ми

Позвоните родителям ребенка. Возможно, перед звонком вам потребуется время, чтобы спланировать его и настроиться – это нормально. Спокойно сообщите, что произошло. Опирайтесь на факты, постарайтесь избежать эмоциональной окраски.

Вы не знаете, что происходило с ребенком, в каких обстоятельствах он находится или находился. Поэтому важно попросить родителей поделиться, сталкивались ли они с таким поведением, при каких обстоятельствах и как работали с этим. Важно держать в голове, что для родителей это может быть также шокирующей новостью и вызвать сильные эмоции (гнев, стыд). Сделайте акцент на том, что звоните не с целью пожаловаться и пристыдить, а затем, чтобы помочь ребенку справиться и хотите сделать это вместе с родителями. Расскажите о том, что уже сделали (поговорили с ребенком, следите за правилами в классе, чтобы его никто не обижал). Предложите обратиться за помощью к специалисту. Если у вас есть контакт детского психолога, работающего с темой сексуализированного поведения, можно предложить поделиться им.

Иногда другие родители могут становиться агрессорами — могут писать в родительский чат обвинения и оскорбления, требовать исключить ребенка из класса или школы, настраивать друг друга и детей против конкретного ребенка. Придерживайтесь спокойной, но четкой позиции, что вы работаете с этим случаем, публичное обсуждение недопустимо, в целях безопасности детей вы просите не транслировать агрессивные и обвинительные позиции в семье. Будьте готовы к тому, чтобы обзвонить родителей всего класса и проговорить это лично с каждым.

Получить консультацию специалиста-психолога

Ваши чувства тоже важны, столкновение с сексуализированным (предположительно) поведением и работа с классом и родителями может быть сложным испытанием.

 

Мотивация — это движущая сила, которая заставляет нас что-то делать или чего-то не делать.

Американский психолог Джон Аткинсон предложил различать два вида мотивации: мотивацию достичь успеха и мотивацию избежать неудачи. Эта классификации вполне подходит для разговора об учебном процессе.

1. Мотивация на избегание неудачи означает, что главное для человека — не совершить ошибку. Человек, мотивированный таким образом, заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому лучше оставить чистый лист, чем написать и зачеркнуть, лучше промолчать, чем сказать глупость, лучше не пытаться выполнить задание, чем попробовать и не справиться. Это может выглядеть по-разному: кто-то просто молчит и не выполняет задания, кто-то обесценивает процесс и усилия тех, кто хочет участвовать («дурацкая игра»), кто-то прогуливает уроки, кто-то намеренно оставляет дома тетрадь.

В сознании учеников с таким типом мотивации нет связи между усилиями и результатом. Они верят, что успех зависит от чего угодно (настроения учителя, сложности задания, способностей), но не от их действий.

2. Мотивация на достижение успеха работает иначе. Человек с таким типом мотивации готов прилагать усилия, чтобы достичь желаемой цели, потому что ему интересны сложные задания, и они не угрожают самооценке. Обычно такие ученики всегда готовы включиться в любую активность: решить задание у доски или вызываться капитаном в эстафете на физкультуре. Они не боятся пробовать новое и разное и не расстраиваются, если у них не получилось довести дело до конца или идеала. Трудности могут возникнуть, если цель перестанет быть для них понятной или достижимой.

Получается, что оба вида мотивации работают на достижение результата, но разными способами. Те, кто нацелен на успех, ориентируются на желаемое и стараются его достичь, а те, кто избегает неудачи, определяют нежелаемое и делают все возможное, чтобы оно не произошло.

Ученики с разными типами мотивации требуют от учителя разного подхода. Например, детям, избегающим неудачи, важно последовательно показывать связь между усилием и результатом, чтобы они видели: успех — это не про талант или удачу, а про то, что ты стараешься и у тебя получается. В этом поможет похвала (и за усилие, и за любые успехи).

У учеников, которые стремятся достичь успеха, важно поддерживать интерес. Для это нужно предлагать ребенку сложные задачи и вызовы и постоянно проговаривать, зачем мы делаем то, что делаем.

 

На прошлом уроке мы говорили о мотивации.

Ученику, мотивированному на достижение успеха, достаточно знать о цели занятия, и чтобы путь к этой цели состоял из интересных, сложных, но выполнимых заданий.

Ученик, мотивированный на избегание неудачи, может сталкиваться с бОльшим количеством трудностей. Часто такие дети попадают в круг “неуспешности”. Ребенок знает из личного опыта, что есть вещи, которые ему или ей даются с трудом или вовсе не получаются (например, следовать правилам или контролировать свои эмоции). Взрослые вокруг вместо того, чтобы помогать, ругаются и машут рукой, мол, "ничего из тебя путного не выйдет, ты даже не пытаешься".

А откуда найти силы стараться, бороться и верить в себя, если предыдущий опыт говорит, что все равно не получится, и ему вторят взрослые, которые утверждают, что шансов нет и никогда не появится?

Несколько исследований подтверждают, что ожидания учителей напрямую влияют на успехи учеников. Этот эффект называется "самовоспроизводящееся пророчество" и заключается в том, что ожидание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение человека.

Именно поэтому так важно замечать любые успехи учеников. И, что самое главное, не только замечать их, но и говорить об этом ребенку. Важно, чтобы это было не дежурное “молодец” или “ты старался”, а очень конкретное достижение ребёнка, которое невозможно оспорить. “Ты разобрался в теме и стал делать меньше ошибок”, “ты потренировался, и теперь считаешь в столбик быстрее”, “я вижу, что у тебя стало чаще получаться дождаться своей очереди”.

Для ребенка связь между усилием и результатом может быть неочевидна. Намного легче прилагать усилия, если я знаю, что в прошлый раз они привели к положительному результату, а учитель подтвердил, что это не просто удача или совпадение, а результат моего труда.

Некоторые взрослые боятся перехвалить детей. Говорят, что дети “расслабятся”, если часто говорить им об успехах. Но если я хвалю не просто когда у меня хорошее настроение, а отмечаю конкретные успехи ученика, такой конструктивной похвалы много быть не может. Чем чаще ребёнок замечает связку "усилие — результат", тем с большей вероятностью он или она будут пробовать воспроизвести её снова.

 

Мы поговорили о том, как важно замечать связь между усилием и результатом. Но для того, чтобы ребёнок был готов усилие прикладывать, есть ещё одно необходимое условие. Это — безопасное пространство.

Взрослым часто кажется, что все правила, порядки и законы очевидны. Но на практике всё оказывается совсем не так. Например, одни учителя не терпят опозданий, а другие просят опоздавших молча заходить, не мешая уроку. Одни требуют вставать, когда взрослый заходит в класс, а другие просят этого не делать. Правила могут различаться от класса к классу, от учителя к учителю, и часто бывает совсем не очевидно, как всё устроено именно у вас.

Если ребенок не понимает, чего ожидать от занятий и людей, участвующих в нем, по каким правилам нужно общаться — он будет испытывать беспокойство и тревогу. В таком состоянии ему не до учебы. Задача взрослого — помочь справиться со страхом и тревогой, создать условия для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности.

Что для этого нужно?

1. Предсказуемость. Ребенок должен четко понимать, что происходит и чего ему ожидать от занятия.

2. Пространство. Взрослому необходимо создать стабильное пространство и познакомить детей с ним. Где мы занимаемся? Где я могу отдохнуть/поесть/сходить в туалет? Могу ли я сесть за любой стол или расположиться на полу? Расскажите детям о пространстве, в котором они занимаются. Предупреждайте детей о каких-либо предстоящих изменениях, если они необходимы.

3. Расписание. Взрослый сообщает детям маршрут, который необходимо пройти за урок и сколько по времени займет каждый отрезок пути. Что ждет сегодня на уроке? Сколько займет то или иное задание? Что будет потом? К чему мы идем?

Если расписание урока сложно организовать или сделать, можно каждый раз говорить о том, сколько времени вы закладываете на каждую часть урока. Или просто в начале занятия уточнить, что будете делать сегодня.

Почему это важно? Если ученику очень нравится задание или он или она не успевает доделать его до конца, вы можете обратиться к расписанию и сказать, что время вышло. Это будет не вашей прихотью, а следованием вашему общему плану. В следующий раз ребёнок будет точно знать, что на ваших уроках время не растяжимо, а очень конкретно. Это поможет вам и в обратной ситуации. Если ребёнку не нравится задание, он может посмотреть в расписании, когда оно закончится. Если знаешь, сколько ещё нужно потерпеть, намного проще справиться со скукой.

4. Частичный контроль над процессом. Частично делегируя детям контроль над процессом, взрослый разделяет ответственность и дает ребенку что-то, за чем можно следить и чем можно управлять, делится “властью” в том объёме, который ребёнок способен выдержать.

Раз у вас есть договоренность о расписании, вы можете делегировать ребёнку контролировать время. Можно использовать для этого, например, часы. Вы говорите, сколько времени нужно засечь, а ребёнок напоминает, когда время выйдет.

Важно, что напоминание “хранителя времени” нельзя игнорировать: должность не должна быть номинальной, иначе всё это теряет смысл. Какие ещё могут быть обязанности у детей? Например, хранитель коробки для отвлекающих вещей - проходит с прозрачной коробкой для того, чтобы все желающие могли положить туда вещи, которые их могут отвлекать, ставит на видное место, а затем в конце занятия напоминает всем забрать вещи. Вы можете придумать другие обязанности, контроль за исполнением которых вы готовы передать детям: раздавать материалы, расставлять стулья, стирать с доски. Дайте возможность детям самостоятельно вызываться на ту или иную роль.

Распределять обязанности нужно так, чтобы за одним учеником на занятие закреплялась конкретная роль. При этом стоит обращать внимание на то, чтобы ребенок мог попробовать себя в разных ролях. Для этого можно использовать блокнот - записывать тех, кто и какие обязанности исполнял сегодня, а кто хотел бы попробовать в следующий раз. Это поможет предупредить возникновение конфликтных ситуаций и споров между детьми.

5. Правила. Они должны быть простыми, понятными и постоянными. Что мне можно делать? Что делать нельзя? Какие санкции последуют, если я буду это делать? К кому можно обратиться, если нарушат правила в отношении меня?

Правила - важнейшая составляющая безопасного пространства. Подробнее о них мы поговорим в следующем уроке.

В прошлый раз мы говорили о том, что чтобы дети могли начать чему-то учиться, они должны почувствовать себя в безопасности.

 Важнейшая составляющая безопасного пространства — это правила.

Когда человек не знает, как в новом месте принято себя вести, какое поведение здесь поощряется, а какое - нет, он или она тратит очень много сил на сомнения и тревогу, и пока это беспокойство не пройдёт, человек вряд ли будет готов учиться чему-то новому.

Обозначьте правила, по которым класс будет существовать на вашем уроке. Правила должны быть как запрещающие (что нельзя), так и разрешающие (что можно), иначе совершенно непонятно, что делать. Нет ничего самоочевидного, поэтому стоит проговорить даже то, что вам кажется максимально очевидным: можно просить о помощи, участвовать (или не участвовать) в происходящем.

Другими словами, пока что-то не проговорено вслух и мы с тобой про это не договорились, не жди от меня, что я про это знаю/помню/буду это выполнять.

С «нельзя» обычно все понятно. Когда взрослые устанавливают правила, они обязательно говорят про «нельзя». Очень подробно, большими буквами написано, что нельзя оставлять свои вещи без присмотра, входить без бахил, бегать по газону или пользоваться телефоном. Но как же узнать, что тогда можно? Особенно, если я впервые в этом месте. Особенно, если я ребенок.

Правила «можно» такие же важные, как и правила «нельзя». Они помогают понять, что нужно делать и что взрослые от ребенка ждут.

Часто бывает, что люди нарушают правила. Это совершенно нормально, но важно, чтобы они знали, что за этим последует. Хорошо, когда речь идёт именно о последствиях, а не о наказании. Наказание связано с силой и властью и не всегда последовательно, а ребёнку важно показать закономерности, по которым работает среда. Они не могут быть плохими или хорошими, они просто есть. Во-первых, это позволяет не тратить силы на эмоции (обижаться или расстраиваться), а во-вторых, предупредить всех заранее о том, что и как произойдёт.

Взрослым самим нужно быть последовательными в соблюдении правил. Ощущение безопасности у ребёнка возникает постепенно и только благодаря действиям взрослых, а не их словам. Последовательность может сперва вызвать недоумение, желание усомниться в ней и прощупать её прочность.

Важно, что правила должны быть выполнимыми. Я могу ввести правило, что на уроке нужно молчать или говорить только по теме урока и по поднятой руке, но на деле это правило было бы невыполнимым (даже взрослые не могут 45 минут сохранять максимальную концентрацию). Это значит, что, даже если все очень стараются правило соблюдать, оно часто будет нарушаться. Дети будут чувствовать, что не справились, а со временем и вовсе перестанут пытаться следовать таким слишком сложным правилам.

И, наконец, правил не должно быть слишком много. Ориентируйтесь на 5-9 правил. Это оптимальное количество, которое человек может удерживать в памяти. Сформулируйте правила лаконично, чтобы их легко было запомнить. Кроме того, важно, чтобы к правилам легко можно было обратиться. Для этого можно регулярно их вспоминать, проговаривать, что они значат, и, например, фиксировать на стене, чтобы их было всегда видно.

И главное: гарант соблюдения правил на уроке — учитель. У ребёнка всегда должна быть возможность обратиться к вам, если правило нарушается, а ваша задача — последовательно (в соответствии с вашими правилами и договорённостями) на такие сообщения реагировать. Если вы хотите, чтобы к дети относились к правилам серьёзно, правила должны работать всегда и для всех.


 

Лекция «Трудное поведение» Трудное поведение — это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребенка с другими и при этом причиняет вред окружающему пространству и вещам…

Лекция «Трудное поведение» Трудное поведение — это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребенка с другими и при этом причиняет вред окружающему пространству и вещам…

Описывайте поведение с позиции наблюдателя, говорите о том, что видите или слышите

Описывайте поведение с позиции наблюдателя, говорите о том, что видите или слышите

Эмоциональное насилие (бойкотирование, игнорирование, распространение слухов, обзывательства)

Эмоциональное насилие (бойкотирование, игнорирование, распространение слухов, обзывательства)

Если наказывать или запрещать ребенку ябедничество и осуждать его, то в дальнейшем он не сможет обратиться ко взрослому и попросить помощи, которая ему будет необходима

Если наказывать или запрещать ребенку ябедничество и осуждать его, то в дальнейшем он не сможет обратиться ко взрослому и попросить помощи, которая ему будет необходима

Остановите ребенка, который проявляет агрессию

Остановите ребенка, который проявляет агрессию

Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела

Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела

Давайте понятные и короткие инструкции

Давайте понятные и короткие инструкции

Чтобы понять, что делать дальше, можно наблюдать и фиксировать свои наблюдения

Чтобы понять, что делать дальше, можно наблюдать и фиксировать свои наблюдения

Такие случаи часто выпадают из поля зрения учителя: сложно не заметить того, кто протестует громко, и практически невозможно заметить того, кто отказывается тихо

Такие случаи часто выпадают из поля зрения учителя: сложно не заметить того, кто протестует громко, и практически невозможно заметить того, кто отказывается тихо

Создавайте опыт успешности. Выясните, какие задания лучше даются конкретному ребенку

Создавайте опыт успешности. Выясните, какие задания лучше даются конкретному ребенку

Выбрать конкретные формулировки, с которыми ребенок может к вам прийти в трудный момент (иногда непросто найти подходящие слова, и это мешает набраться смелости и своевременно…

Выбрать конкретные формулировки, с которыми ребенок может к вам прийти в трудный момент (иногда непросто найти подходящие слова, и это мешает набраться смелости и своевременно…

Имитация полового акта. Важно, что у учителя нет задачи ставить диагноз, определять причину поведения ребенка и работать с ними

Имитация полового акта. Важно, что у учителя нет задачи ставить диагноз, определять причину поведения ребенка и работать с ними

Прикасаться к своим интимным частям тела можно только чистыми руками и наедине с самим собой

Прикасаться к своим интимным частям тела можно только чистыми руками и наедине с самим собой

Иногда другие родители могут становиться агрессорами — могут писать в родительский чат обвинения и оскорбления, требовать исключить ребенка из класса или школы, настраивать друг друга…

Иногда другие родители могут становиться агрессорами — могут писать в родительский чат обвинения и оскорбления, требовать исключить ребенка из класса или школы, настраивать друг друга…

Взрослые вокруг вместо того, чтобы помогать, ругаются и машут рукой, мол, "ничего из тебя путного не выйдет, ты даже не пытаешься"

Взрослые вокруг вместо того, чтобы помогать, ругаются и машут рукой, мол, "ничего из тебя путного не выйдет, ты даже не пытаешься"

Мы поговорили о том, как важно замечать связь между усилием и результатом

Мы поговорили о том, как важно замечать связь между усилием и результатом

Важнейшая составляющая безопасного пространства — это правила

Важнейшая составляющая безопасного пространства — это правила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021