Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"
Оценка 5

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
5 кл
06.11.2018
Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"
Исследование посвящено изучению психокорреционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании уделяется большое внимание психологической характеристике детей с ОВЗ, значение работы педагога-психолога в реализации психокоррекционных задач. Так же представлен комплекс коррекционных мероприятий, рекомендованных к использованию в коррекционных учреждениях.
Психокоррекция.docx
Введение Глава 1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа 1.1 Категории детей с ограниченными возможностями 1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями Глава   2   Психокоррекция,   ее   цели   и   задачи.   Основы   психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ 1.1. Приемы и методы психологической коррекции 1.2. Основные принципы психолого­педагогической коррекции Глава   3  Требования   к   коррекционно­развивающим   программам   в   условиях специальной (коррекционной) школы Заключение Список используемой литературы Введение На современном этапе развития дефектологии в результате комплексного изучения причин возникновения, специфических особенностей проявления и сравнительного анализа различных путей коррекции отклонений в развитии разрабатывается   целостная   система   специального   воспитания   и   обучения. Отличительная   особенность   теоретических   и   экспериментальных исследований последних лет, направленных на дальнейшее совершенствование воспитательно­образовательной и коррекционно­восстановительной работы со   на   создание   научных   основ   системы,—   осознание школьниками, необходимости   постановки   и   решения   задач   разностороннего   личностного развития детей. Научные поиски ведутся не столько в направлении добывания и   осмысления   новых   фактов,   сколько   по   линии   определения   единых методологических   позиций   для   последующего   обобщения   наблюдений   и экспериментальных данных.  Изучение   проблем   компенсаторного   развития   аномальных   детей   и стремление интегрировать исследования по отдельным частным вопросам в общую   систему   дефектологических   знаний   для   реализации   основных подходов   к   формированию   личности   аномального   ребенка   –   вот   главная   Педагогическая   направленность задача   коррекционной   педагогики. исследований   не   исключает,   а,   напротив,   предполагает   (на   теоретическом уровне изложения) преимущественно психологическую интерпретацию многих фактов   и   проявлений,   характеризующих   само   развитие   детей.   Однако одновременно   с   этим   раскрытие   ряда   положений   и   обозначение анализируемых   категорий   потребовали   оперирования   научными   понятиями, относящимися к смежным наукам. Я   считаю,   что   проблема   формирования   личности   ребенка   в   процессе коррекционного воздействия может быть представлена в виде характеристики особых педагогических условий обучения, описания содержания деятельности школьников,   применяемых   способов   обучения,   анализа   психического развития,   и,   наконец,   выявления   тех   качественных   изменений,   которые возникают в результате направленного обучения. Все выше перечисленное и  стали задачами курсовой работы.  Таким   образом,   цель   работы   ­   описание   педагогических   условий, требований к воспитательному процессу, содержания и приемов обучения с психологическим   анализом   различных   аспектов   личностного   развития   Правомерность   такого   сочетания   психологического   и школьника. педагогического при изучении процесса формирования личности .убедительно показана   С.   Л.  Рубинштейном:  «При   всей   взаимосвязанности   психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является все   же   психика   ребенка   в   закономерностях   ее   развития,   педагогический процесс здесь выступает лишь как условие его развития». Проблемы   формирования   новой   философии   отношений   к   лицам   с ограниченными возможностями здоровья, к их гражданским правам находятся на пересечении различных отраслей научного знания. К числу первоочередных задач   науки   относится   изучение   инновационных   направлений   создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Современная   практика   работы   с   детьми   с  комплексными   нарушениями развития весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем   системы является   разработка   психокоррекционных   мероприятий   сопровождения, адекватной качественному своеобразию развития этих детей.   с   ограниченными Коррекционно­развивающие   занятия   с   детьми   возможностями имеет целью помочь таким детям  адаптироваться к условиям и   требованиям   современного   общества,   содействовать   саморазвитию личности,   способной   к   самопознанию   и   максимальной   самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей. Проблема психокоррекционной работы вызывает интерес среди авторов коррекционной педагогики, что подтверждается увеличением числа научных работ, монографий, книг, статей, посвященной  этой актуальнойым проблеме. Анализ   литературы   по   проблеме   показал,   что   теория   и   практика социально­педагогической и социально­психологической поддержки ребенка с   ограниченными   возможностями   широко   и   всесторонне   исследуется   в современной   российской   науке   в   исследованиях   Г.   Бардиера,   М.   Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л. Г. Субботиной,   С.Н.   Чистяковой,   Т.М.   Чурековой.   Вопросы   организации интегрированного   обучения   с   учетом   реальных   условий   российской   определения   условий   ее   успешности образовательной   системы, разрабатываются   ведущими   учеными   Российской   Федерации,   среди   них Гилевич И. М., Е.А. Забара, Ипполитова М.В., Кобрина Л.М., Кумарина Г.Ф., Малофеев Н.Н., Н.Д. Шматко, Шипицына Л. М. и др. Актуальность исследования обусловили объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект   исследования:   психокоррекционная   работа   с   детьми   с ограниченными возможностями здоровья   Предмет   исследования:   специфика   организации   психокоррекционной работы   с   детьми     с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   условиях коррекционного  учреждения. Цель исследования: раскрыть сущность и специфику психокоррекционной работы с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: ­ определить основные проблемы детей с ограниченными возможностями; ­ раскрыть основы психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ; ­ изучить требования к коррекционно­развивающим программам в условиях специальной (коррекционной) школы. Особенности обучения в условиях специальной школы 1. Специфика, цель и задачи психокоррекционной работы Психокоррекция   и   психотерапия   являются   видами   психологической помощи,   которые   предусматривают   активное   целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека. Понятие психокоррекции начало применяться с рождением и развитием практической   психологии.   Яценко, психокоррекционный   процесс   должен   возродить   пластичность, мобильность психической организации субъекта и потому ориентирован на изучение статических качеств психики и выявление их дисфункций [57].   Как   отмечает   Т.   С. В.   Дубровина   рассматривает   психокоррекцию   как   форму   психолого­ педагогической   деятельности,   направленную   на   исправление   таких тенденций   психического   развития,   которые   не   соответствуют гипотетической оптимальной модели нормального развития [47]. Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии   личности.   Психологическая   коррекция   отличается   от психологического   консультирования   и   психотерапии   тем,   что   она   не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться   даже   в   том   случае,   когда   клиент   не   осознает   своих проблем   и   психологического   содержания   коррекционных   упражнений. Психокоррекция   также   рассматривается   как   процесс   расширения диапазона   реагирования   клиента   на   те   или   иные   раздражители, формирование   навыков,  которые   делают  его  поведение   более   гибкой, повышают адаптивные возможности его личности. Онищенко,   обобщая   эти   подходы   отмечает,   что   психологическая коррекция   является   тактичным   вмешательством   в   процессы психического   и   личностного   развития   человека   с   целью   исправления отклонений в этих процессах и часто оказывает влияние не только на личность, но и на ее окружение, организацию ее жизнедеятельности [2, 283]. Психокоррекция характеризуется следующими признаками: — Дискретность   (означает   влияние   психолога   на   относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека); — Ориентация на возрастные нормы (т.е. ориентация на определенный контингент коррекционного воздействия — дети, подростки и т.д., или на использование соответствующих методик). Задача   психокоррекции   формулируется   зависимости   от   адресата (ребенок   с   аномальным   развитием   или   личность,   которая   имеет отклонения и трудности в пределах психологической нормы), а также содержания   коррекционной   работы   (коррекция   умственного   или эмоционального   развития,   коррекция   и   профилактика   невротических состояний и неврозов). Психокоррекции   подлежат   следующие   недостатки   характера: повышенная   возбудимость,   гневливость,   конфликтность,   повышенная импульсивность,   пессимизм,   легкомыслие,   упрямство,   безразличие, неопрятность, наслаждению, к   гипертрофированная   активность   или   пассивность,   замкнутость, болезненная   застенчивость,   склонность   к   воровству,   негативизм, стремление     чрезмерное склонность блуждать, лживость и т.. Эти   недостатки   могут   быть   дискретными   и   касаться   только определенных   аспектов   эмоционально­волевой   сферы   или   иметь тотальный   характер   и   быть   связанными   с   акцентуация   характера, ведущими   переживаниями,   системой   отношений   и   ценностных ориентаций. Введение………………………………………………………… ……………….3 1. Психологическая коррекция: определение, цели и задачи…………………4 2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции………………7 3.Требования к коррекционно-развивающим программам…………………..15 Заключение……………………………………………………… ………………18 Список использованных источников…………………………………………..19 Введение Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано, прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитой, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь. Один из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологическая коррекция. Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности коррекционно- развивающих программ, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей. 1. Психологическая коррекция: определение, цели и задачи В Психотерапевтической энциклопедии Карвасарского [10, c. 464] психологическая коррекция определяется как: «Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» По мнению Абрамовой, психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. [1, c. 34] Также, под «психологической коррекцией понимается определенная форма психолого- педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза». [8, c. 3] Таким образом, психологическая коррекция – это один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно- воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности. [8, c. 6] При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возраст- ных ступенях. [8, c. 6] Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве определенного возраста – способствовать полноценному психическому и личностному развитию личности. Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии личности (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптималь- ных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого человека. Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. [5] Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа. Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по 2 — человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии. Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа. [11] Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем. Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничестве психолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком. Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально- психологический тренинг. [6] Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого- педагогическую позицию по отношению к личности: не личность подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех личностей. 2. Основные принципы психолого- педагогической коррекции Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтоге- неза является ведущей (в дошкольном детстве – игра, в младшем школьном детстве – учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов. [8, с.8] В качестве основных условий развития можно назвать следующие. 1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр. Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот воз- раст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положительные чувства (во всяком случае, школа не должна вызывать у него отвращения и боязни). [2] Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива. 2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода – интересов, склонностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др. Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так. Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способ- ностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоровый ребенок способен получить общее среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей. [3] Становление и развитие способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности – это исклю- чение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение. 3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и учителей, ребенка и сверстников. Полноценное общение менее всего ориентируется на любой вид оценки или оценочные ситуации; для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении – это другой человек, с которым мы общаемся, причем человек любого возраста (даже маленький), со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр. В общении главное – уважение права другого человека (ребенка, взрослого) на его индивидуальность, уже сложившуюся или только- только формирующуюся. [4] В младших классах характер общения учителя со школьниками формирует у детей различное отношение к его личности: положительное, при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное, при котором уче- ник не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним; неопределенное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему. Учителю не следует обижаться на неприятное отношение детей к себе, а попытаться понять причину возникновения такого отношения. Вину за несложившиеся отношения с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессиональный анализ педагогом своих слов, действий, переживаний поможет уловить причину нарушения контакта с ребенком и восстановить этот контакт, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса. Ведь существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения.[8] Положительное отношение, доверие к учителю вызывают у ребенка желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается очень редко, а вот неопределенное – весьма часто. При таком отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях – с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смире- ние, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений; к сожалению, нередко не осознают это и взрослые. Первоклассники в силу недо- статочного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость учителя. Названное явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии школьников. Несоблюдение перечисленных выше условий психического и личностного развития детей в образовательном процессе ведет к формированию у них негативного отношения к школе, к учению, неадекватного отношения к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны. Требуется коррекция этих условий. На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов (или исходных положений) психологической коррекции. [7] Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для фор- мирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими тре- бованиями общества. Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие «латентных» периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка», причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индиви- дуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации. [12] Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего разви- тия ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой. [8] Следующий принцип – принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. [11] Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально- желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара. [13] Принцип системности развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами. Деятельностный принцип коррекции. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. [9] 3.Требования к коррекционно-развивающим программам Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих. Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка. Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал: · направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки); · способности (общие, специальные, одаренность, талант); · характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества). [8, c. 12] При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности. При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр. Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой. При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно- воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения. При разработке программ психолого- педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком. [9] Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого- педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско- родительские отношения. [8, с. 12-14] Заключение Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция — это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающую, в конечном итоге, полноценное функционирование индивида. Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что обозначает основную цель психокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей. Разработки и построение психокоррекционных программ основывается на следующих принципах: Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки. Принцип «нормативности» требует учета основных закономерностей психического развития, последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этого принципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развития ребенка. Принцип коррекции «сверху–вниз», сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения для психологического развития ребенка. Список использованных источников 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. – Изд 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический проспект, 2003. – 496 с. 2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. / Под ред. А.Л. Гройсмана. – Издание 4-е. – М.: Издательство Магистр, 1999. – 96 с. 3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с. 4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.— 223 с.: ил. 5. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005. 6. Кочунос Р. Основы психологического консультирования. — СПБ.: Питер, 2007. 7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: СФЕРА, 2002. – 510 с. 8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с. 9. Психокоррекция. [Электронный ресурс]: Режим доступа к документу:ru.wikipedia.org/wiki/Психокоррекция 10.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – 2- издание. – СПб.: «Питер», 2000. – 1024 с. 11.Столяренко Л.Д. Основы психологии — Ростов- на-Дону: Феникс, 1999. 12.Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. 13.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с: ил.

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"

Исследование "Психокорреционная работа с детьми с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018