Для диагностики наличия страхов, с ребёнком нужно провести опрос:
«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься» («Да», «Нет»).
1. Одиночества (когда остаёшься один).
2. Нападения.
3. Заболеть, заразиться.
4. Смерти.
5. Смерти родителей.
6. Каких-то людей (незнакомых, пьяных, нелепо себя ведущих).
7. Родителей (перед матерью или отцом).
8. Наказания с их стороны.
9. Сказочных (мифических) персонажей, в том числе Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча, Пиковой дамы, Чёрной руки, скелетов, чертей, призраков, невидимок, инопланетян.Диагностика эмоциональной сферы
Диагностика страхов
Диагностика эмоциональной сферы
Диагностика страхов
Для диагностики наличия страхов, с ребёнком нужно
провести опрос:
«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься»
(«Да», «Нет»).
1. Одиночества (когда остаёшься один).
2. Нападения.
3. Заболеть, заразиться.
4. Смерти.
5. Смерти родителей.
6. Каких-то людей (незнакомых, пьяных, нелепо себя
7. Родителей (перед матерью или отцом).
8. Наказания с их стороны.
9. Сказочных (мифических) персонажей, в том числе Бабы
Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча, Пиковой дамы,
Чёрной руки, скелетов, чертей, призраков, невидимок,
инопланетян.
ведущих).
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Опоздать в детский сад или школу.
Во время засыпания (перед сном).
Страшных снов.
Темноты.
Животных, насекомых (волка, медведя, собак,
пауков, змей).
Транспорта (машин, поездов, самолётов).
бури,
Стихии
Высоты (когда высоко).
Глубины.
В маленькой комнате, туалете, переполненном
автобусе, метро, когда тесно (замкнутого пространства).
Воды.
землетрясения).
наводнения,
(
урагана,21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Огня.
Пожара.
Войны.
Больших улиц, площадей.
Врачей, медицинских работников.
Крови (когда идёт кровь).
Уколов.
Боли (когда больно).
Неожиданных резких звуков.
Что-либо сделать не то, не так, неправильно.
Не успеть (что-либо сделать или прийти куда-
нибудь вовремя).
Обработка результатов.
На основе полученных ответов на перечисленные здесь
вопросы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов.
Наличие большого количества разнообразных страхов у
ребёнка – есть важный показатель преневротического
состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить
к группе «риска» и проводить с ними специальную
коррекционную работу (желательно рекомендовать таких
детей проконсультироваться у психоневролога).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на
несколько групп:
«Медицинские» (боль, уколы, болезни).
Страхи, связанные с причислением физического ущерба
(неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия,
война).
Страхи смерти (своей).
Страхи животных и сказочных персонажей.
Страхи кошмарных снов и темноты. Социально опосредованные страхи (людей, детей,
наказания, опоздания, одиночества).
«Пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых
пространств).
Среднее количество этих страхов в старшем
дошкольном возрасте не должно превышать 8 у мальчиков и
10 у девочек; в школьном возрасте – 6 у мальчиков и 10 у
девочек. Большее количество страхов, не соответствующее
возрастному уровню, обычно сочетается с проявлениями
боязливости и неуверенности в себе, достигая в среднем 18 у
девочек и 16 у мальчиков при неврозе страха.