Предупреждение вступления ребенка в антисоциальные группы и профилактика субкультурных девиаций
Девиация (от лат. deviatio — отклонение), (социальная девиация, девиантное поведение) — поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.).
Профилактика субкультурных девиаций — это комплекс мер, направленных на предупреждение вовлечения в деструктивные субкультуры.
Некоторые направления профилактики:
Работа с семьёй. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения. Например, информационно-просветительская работа с родителями, индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и детско-родительских отношений.
Превентивное обучение учащихся. Сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения. Такое обучение направлено на гармоничное развитие личности ребёнка, поощрение социально приемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции.
Расширение спектра досуговых мероприятий. Например, кружки, студии, спортивные секции.
Вовлечение в социально-значимую культурную деятельность. Это помогает устранить дефицит социально-поддерживающих систем, стимулирующий уход в неформальные субкультуры.
В последние десятилетия проблема вовлечения подростков в антисоциальные группы и субкультуры привлекает всеобщее внимание, вызывая обеспокоенность родителей, педагогов и социологов. Необходимость раннего предупреждения о возможных рисках и разработка профилактических мер становится особенно актуальной в нашем быстро меняющемся обществе.
Основными факторами, способствующими этому явлению, являются недостаток внимания со стороны взрослых, социальная изоляция и влияние медиа. Для эффективной профилактики важно создавать здоровую и поддерживающую среду для подростков, способствующую их самовыражению и социальному развитию. Это включает в себя активное вовлечение их в различные виды деятельности, такие как спортивные секции, клубы по интересам и волонтерские проекты.
Также необходимо повышать осведомленность родителей о важности общения с детьми, умения замечать изменения в их поведении и вовремя реагировать на них. Занимаясь формированием у подростков критического мышления и социальным навыкам, мы можем значительно снизить риски их вовлечения в деструктивные группы, обеспечивая их позитивное самовыражение и интеграцию в общество.
Дополнительно, важным аспектом является создание эффективного взаимодействия между школами и родителями. Учебные заведения должны стать не только центрами знаний, но и площадками для межличностного общения, где проводятся открытые мероприятия, лекции и тренинги. Это поможет родителям лучше понять подростков и выразить свою поддержку, а молодёжным организациям — повысить уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Не менее значимой является работа с профессионалами: психологами, социальными работниками и педагогами, которые могут помочь в выявлении ранних признаков проблем и предложить помощь. Регулярные консультации и семинары могут стать отличной платформой для обмена опытом и обучения методам профилактики.
Кроме того, важно учитывать, что
цифровая среда является как источником риска, так и возможностью для
позитивного развития. Создание безопасных виртуальных пространств и платформ
для общения может помочь подросткам находить единомышленников и развивать свои
интересы, не прибегая к изолированным антисоциальным группам.
Ключевым аспектом является взаимодействие между образовательными учреждениями
и родителями, что способствует укреплению доверительных отношений. Одновременно
работа с профессионалами, такими как психологи и социальные работники,
позволяет выявлять ранние признаки проблем и находить выходы из них. В условиях
цифровизации важно создавать безопасные виртуальные пространства для общения,
что поможет установить связи и удовлетворить интересы подростков, не прибегая к
негативному общению в антисоциальных группах.
Таким образом, комплексный подход к проблеме, включающий вовлечение сообщества, развитие навыков у подростков и поддержку родителей, способен создать более безопасную и позитивную среду для молодёжи.
Для разработки занятия для психолога с родителями на тему «Предупреждение вступления ребёнка в антисоциальные группы и профилактика субкультурных девиаций» можно рассмотреть следующие вопросы и упражнения:
1. Разминка. Цель — настроить на работу и поставить проблемный вопрос. Например, можно предложить родителям закончить фразу «Общение с ребёнком для меня — это…» и передать по кругу клубок ниток. Когда клубок снова попадает в руки, родитель говорит, тяжело ли было закончить фразу и почему.
2. Работа с метафорой. Цель — раскрыть роль родителя через метафору. Например, можно рассказать о том, что среди множества ключей только один может открыть замок. Чтобы ребёнок, как и замок, открылся сам, нужен единственный ключ, но он должен подходить.
3. Упражнение «Говори правильно». Цель — научить родителей составлять правильные речевые конструкции в общении с ребёнком. Можно рассмотреть самые распространённые фразы и обсудить, какую реакцию они вызывают. После совместной работы родителям предлагается самостоятельно перестроить фразы.
4. Упражнение «Пластилиновый ребёнок». Цель — осознать ответственность за своего ребёнка, свою роль в воспитании. Родителям предлагается слепить из пластилина маленького человечка — своего ребёнка. Необходимо придать ему индивидуальность. По команде человечка родители передают по кругу. Далее работают уже с фигуркой, полученной от соседа, изменяя и дополняя её по своему усмотрению. И так до тех пор, пока у каждого в руках не окажется своё творение. Во время выполнения звучит спокойная музыка.
Также можно провести лекцию на тему влияния семейного воспитания на формирование стереотипов поведения и предпосылок вовлечения в асоциальную неформальную группу.
Выбор конкретных упражнений и тем занятия зависит от целей и условий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.