Исследование ручья Серебрянка

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Понимание важности глобальной проблемы недостатка чистой пресной воды привело учащихся 8 класса, к решению о необходимости приобщения к исследованию поверхностных вод нашего поселка и оценки их экологического состояния.
Иконка файла материала исследование ручья Серебрянка.docx
Тема: Эколого­географическое исследование ручья Серебрянка Цель работы – провести комплексное эколого­географическое исследования  ручья Серебрянка, определить основные физические свойства природной  воды. Задачи: Описать исследуемый водоем  Провести гидрометрические работы, выяснить: а) глубину ручья б) ширину в) скорость течения  Определить качество воды: а) прозрачность б) температуру в) цвет г) запах  Выяснить экологическое состояние ручья. Время проведения – май 2018 года. Работу выполнили учащиеся 8 класса Сухотинского филиала МБОУ  «Знаменская СОШ» Дубовицкая Ульяна и Артемова Ольга. Руководитель: учитель географии Манушина Ольга Альбертовна.                                  Ручей СеребрянкаАктуальность проводимой нами работы  состоит в том, что   никто не  занимался проблемами исследования данного водоема, а ведь ручей  Серебрянка является частью экосистемы реки Цны. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что из­за  удаленности от села и дорог данного водоема экологическое состояние  изучаемого объекта можно считать хорошим. Ручей Серебрянка берет начало в лесном массиве в окрестностях села  Сухотинки Знаменского района Тамбовской  области  из небольшого родника. Таким образом, анализ исследовательской  работы позволяет сделать вывод о значении  проводимых исследований водоема и об  актуальности темы в целом. II. Методы исследования. 2.1.  Описание исследуемого водоема. В верхнем течении русло ручья узкое,  извилистое. В нижнем течении довольно  широкое и глубокое. Берега ручья   достаточно крутые в верхнем течении и  пологие в нижнем течении. Растительный мир по берегам представлен растительностью смешенного леса. Много ольхи черной, встречаются осины, черемуха, сосны, заросли малины. Из трав преобладает чистотел и крапива. Встречаются ландыши. В нижнем течении, при выходе ручья из леса, преобладает  луговая растительность – лапчатка гусиная, одуванчик лекарственный, мятлик луговой, подорожник.  Устье ручья сильно заболочено. Там преобладает осока и заросли камыша. Животный мир ручья крайне беден. Питание ручья изменяется в течение года, весной – снеговое, летом грунтовое и дождевое.Уровень воды в Серебрянке  бывает максимальным  весной, когда тает снег,  потом резко снижается и минимальным бывает летом. Осенью после дождей  уровень воды в ручье вновь поднимается. Изучив топографическую карту 1941 года выпуска и опросив старожилов,  выяснили, что ручей Серебрянка начинался из озера, расположенного в  пределах села и подпитывался водой из реки Нару­ Тамбов. Был более  полноводным и длиннее более чем на километр. Из­за изменения русла реки в  середине прошлого века озеро практически исчезло. Сейчас на его месте  находится небольшое болото. Часть русла ручья пересохло. И теперь  Серебрянка начинается из лесного родника.     Методика проведения гидрометрических работ. Исследование ручья  проводилось в верхнем течении в 50 метрах от истока. Ширину измеряли с помощью рулетки, глубину –  рейкой в разных местах русла – у берегов и  посередине. Проведя измерения, получили следующие  результаты: Ширина ручья – 220 см. Глубина: у правого берега – 11 см у левого берега – 12 см посередине – 18 см. Вывод: в верхнем течении ручей мелкий.. Для измерения скорости поверхностного течения  ручья, бросили поплавок, отметив место и время.  Следовали за поплавком в течение минуты.  Расстояние, которое он проплыл, измерили с помощью рулетки.Это расстояние, разделенное на 60 секунд и получили скорость  поверхностного  течения в метрах в секунду. Скорость поверхностного течения = 0,3 м/сек.  Вывод: течение ручья медленное, спокойное.   Методика определения качества воды. Для определения прозрачности воды брала плоскодонный стеклянный  цилиндр, диаметром 2,5 см, высотой 35 см. Устанавливала цилиндр на лист  бумаги с печатным текстом и вливала взболтанную воду, следя за тем, чтобы  можно было читать текст через воду. Текст читается   на отметке 31 см. Значит прозрачность воды – 31 см, что соответствует высоким показателям. Температуру воды  определили обычным термометром, опустив его в стакан.                                         Держали его в воде 5 минут. Одновременно с измерением воды, измеряли  температуру воздуха. Температура воды  +110 С.  Температура воздуха + 200С. Определили  цвет  воды. Для этого сравнили образец с дистиллированной  водой. Налили в стаканы из бесцветного стекла  исследуемую и  дистиллированную воду, на фоне белого листа при дневном освещении  рассмотрели сверху и сбоку. Окраска отсутствует.  Значит, вода в ручье  бесцветна.Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов   или появляться при их отмирании ­ это естественные запахи. Запах воды в  водоеме может обуславливаться также попадающими в него стоками канализации, промышленными стоками ­ это искусственные запахи. Сначала дали качественную оценку запаха по соответствующим признакам: болотный, землистый, рыбный, гнилостный, ароматический, нефтяной  Запах воды  отсутствует Пройдя  по берегу ручья, мы не отметили критического антропогенного воздействия на него. Конечно, следы деятельности людей присутствуют. Это пластиковые бутылки, банки, упаковки из­под чипсов. Но  их количество не велико. Гораздо больше естественного лесного мусора –  валежника. В нескольких местах русло перекрыто упавшими деревьями. Вывод:  Проведя все исследования, мы пришли к выводу, что наша гипотеза  оказалась верна: из­за удаленности от села и дорог данного водоема  экологическое состояние изучаемого объекта можно считать хорошим. Вода  высокого качества. Учащиеся нашей школы расчистили 100 метров берега ручья от валежника, на тропинке, ведущей к ручью, установили указатели, развесили таблички,благоустроили прилегающую к роднику территорию.   Нам одним тяжело справляться с такой работой. Здесь необходима помощь  взрослых. Работу по расчистке берега ручья и его русла мы планируем  продолжить осенью. Кроме этого, при помощи учителя химии хотим  продолжить изучение воды ручья Серебрянка, проведя химический анализ  воды.