Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс
Оценка 4.9

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
математика
5 кл—6 кл
25.01.2019
Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс
В публикации представлена исследовательская работа учащейся, посвященная истории возникновения русских единиц измерения. Учащаяся собрала подробную информацию о значениях мер длины и их современных аналогиях. Дано подробное объяснение мер длин Древней Руси: локоть, косая сажень, маховая сажень, пядь. Цель работы: проследить историю возникновения мер длины на Руси, их совершенствование от времён образования Руси до наших дней.
исследование.doc
Исследовательский проект «Старинные русские меры длины»» Проект подготовлен ученицей 6 класса Евдокимовой Ксенией Руководитель проекта – учитель математики Дубинина Э.Э.                                                 Введение Довольно  часто  в  нашей  жизни  встречаются  слова,  обозначающие  единицы измерения Древней Руси. В русском языке их называют устаревшими. Мы не 1 пользуемся ими  ежедневно,  но,  не  зная  их значения,  порой трудно  понять литературное произведение, параграф по истории, даже пословицу. В любой книге   есть   сноски,   но   они   написаны   очень   мелким   шрифтом   и   не запоминаются.  В учебнике «Математика 5» Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов есть рассказы об истории   возникновения   и   развития   математики.   Не   зная   прошлого   науки, трудно   понять   ее   настоящее.   На   уроках   математики   мы   познакомились   с единицами   измерения   длин   Древней   Руси:   локоть,   косая   сажень,   маховая сажень, пядь,. В  далёкие   времена   человеку   приходилось   постепенно   постигать   не   только искусство   счёта,  но   и   измерений.  Изготавливая   простейшие   орудия   труда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а   затем   площади,   емкости,   массу,   время.   При   измерении   расстояний использовали   руки   и   ноги.   Мы   решила   узнать   более   подробно   о   мерах, применяемых русским народом в отдаленном прошлом. Цель: Проследить   историю   возникновения   мер   длины   на   Руси, совершенствование от времён образования Руси до наших дней.   их Задачи: 1. Изучить литературу и узнать,  какие меры длины существовали  раньше в России. Где они использовались. 2.Что означают пословицы о старинных русских мерах длины. 3.Выяснить, знают и применяют ли в настоящее время старинные меры длины. 2 Актуальность  Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому эта тема нас заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины. Гипотеза Как ими пользоваться русскими мерами длины? Этапы  и  сроки    создания   проекта: 1.Подготовительный   (определение   темы   и   целей   проекта,   его   исходного положения; группы);  рабочей   подбор     2.   Аналитический.   Планирование   (определение   источников   необходимой информации;   определение   способов   сбора   и   анализа   информации; определение   способа   представления   результатов   (формы   проекта); установление   процедур   и   критериев   оценки   результатов   проекта; распределение   задач   (обязанностей)   между   членами   рабочей   группы);  3.   Практический   (сбор   и   уточнение   информации   (основные   инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор   оптимального   варианта   хода   проекта;   поэтапное   выполнение исследовательских   задач).   Выводы:   анализ   информации;   формулирование выводов.  4.   Презентационный.   Планирование   презентации   и   подготовка презентационных   материалов.   проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов   Представление   (защита) исследовательской   деятельности;   предложения   по   разрешению   проблем.  3 5.   Контрольный.   Оценка   проекта:   предполагает   оценивание   планирования, процесса,   деятельности,   отношения   конечного   результата,   самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.  Объект  исследования: меры длины Предмет исследования: старинные русские меры длины Социальная значимость: Каждая мера длины – часть истории нашей страны. Формы и методы  работы: ­ изучение литературы по теме исследования; ­ поиск информации в сети «Интернет»; ­   работа   с   источниками:   подбор   и   редактирование   материала, фотоматериалов; ­ компьютерный набор текста; ­ оформление презентации. Проблемные вопросы: 1. Выяснить, какие меры длины существовали на Руси; 2. Уточнить, какими приборами измеряют длину; 3.   Выяснить,   что   означают   пословицы,   поговорки,   в   которых   встречаются названия старинных мер длины; 4. Провести эксперимент с измерением длины; 4 Новизна проекта: Результат  работы ­ презентация «Старинные меры длины». исследования:   поиск   математических   представлений   у   учеников   о   мерах измерения в Древней Руси и развитие интереса  к изучению  истории своей страны. Ход работы над проектом: Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе   –   это   миллиметр,   сантиметр,   дециметр,   метр   и   километр.   Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни. Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях   и в учебниках нам встречались   строки   с   непонятными   для   нас   словами:   аршин,  верста,   пядь, сажень, вершок и другие. Старинные меры длины  встречаются  в пословицах и поговорках. 5 Дюйм  –   мера   длины,   равная   длине   3   сухих   зёрен   ячменя,   вытянутых   из средней части колоса и равен 2, 54 см. Это основная меры длины в технике.  Вершок  соответствовал одной шестнадцатой аршина. Сегодня эта величина составляет 4,44 см. Ноготь  –   составляла   11   мм.   Взятая   четыре   раза,   она   равнялась   одному вершку.  Говорят:  «От горшка два вершка» ­  это   человек, не имеющий жизненного опыта,   но   самонадеянно   поучающий   всех,   «Сам   с   ноготок,   а   борода   с локоток» ­ используется, чтобы сказать, что тот или иной мужчина не по годам умный. 6 Пядь  – старая русская мера длины, существующая с незапамятных времён. Она удобна тем, что её, как и другие меры, каждый носит с собой. Пядь бывает малая и великая. Пядь – это расстояние между вытянутыми пальцами руки. А слово произошло от числа «пять». Составляла она четверть аршина, отсюда её второе название «четверть». Пядь малая – это расстояние между концами   вытянутых   большого   и   указательного   пальцев   руки.  Длина   малой пяди   равна   примерно   19   см.Пядь   великая   –   это   расстояние   от   концов вытянутых мизинца и большого пальца. Её длина 22 – 23 см.  Большая часть кирпичей XII века имеют ширину также пядь в 19 см   Говорят:  «Семь   пядей   во   лбу»  ­   когда   хотят   сказать   об   очень   умном человеке, « Не уступить ни пяди» ­ т. е. даже самой малости, « На аршин голова, да ума на пядь» ­ когда говорят о глупом человеке. Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира, в том числе и в России. Локоть – это расстояние от конца среднего пальца   до   локтевого   сгиба.    Оно   колебалось   от   38   до   46   см.   Локоть 7 соответствует   двум   большим   пядям   и   эта   единица   измерения   имела   свой вариант – локоть со сжатыми пальцами, размером в две малые пяди. Такова обычная ширина холста, чрезвычайно устойчивая и повсеместная, идущая из глубокой древности. Как мера длины на встречается с XI в.  Локоть, как меру длины,   применяли   в   крестьянском   хозяйстве,   когда   нужно   было   измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть. Эта   мера   длины   встречается   и   в   народных   пословицах.   Говорят:  «Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» ­ о каком­нибудь простом, но невыполнимом деле. « Сам с ноготок, а борода с локоток» ­ до Петра   1   борода,   особенно   у   бояр,   служила   признаком   знатности   рода   и происхождения. « Нос с локоть, а ум с ноготь» ­ говорили о глупом. « Жили с локоть, а жизнь с ноготь» ­ т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой. Аршин – русская единица длины (от персидского арш – локоть), пришла из Персии.   Два   персидских   аршина   равнялись   3   русским   локтям.   Аршин содержит 4 пяди             (четверти) или 16 вершков. Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца . Пришел аршин, равный 71,12 см, вместе с   торговцами   из   далеких   стран,   привозивших   китайские   шелка,   бархат   и индийскую парчу. Отмеряя ткань, восточные купцы натягивали ее на свою руку до плеча. Иначе говоря, они измеряли товар аршинами. Это было очень удобно, ведь такой измерительный прибор находился всегда при себе. Однако хитрые   купцы   искали   приказчиков   с   руками   покороче,   чтобы   на   аршин приходилось поменьше ткани. Но вскоре этому был положен конец. Власти ввели   казенный   аршин,   который   должны   были   использовать   все   без исключения.   Им   оказалась   деревянная   линейка,   которую   изготовили   в Москве. Копии такого приспособления разослали по всей Руси. А для того, 8 чтобы никто не мог схитрить и немного укоротить аршин, концы линейки оковали железом, на котором проставляли государственное клеймо.  Люди  давно  перешли   на метрическую   систему  мер. Десятки  лет  никто  не меряет аршинами. Но слово это не  забыто.  Говорят: «Видит на три аршина под землю»  ­ об очень проницательном человеке.     Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: « На свой   аршин   не   меряй».   «Меряет   на   свой   аршин».  О   маленьком,   но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин». « Сидит как аршин проглотил» ­ т. е. прямо. Шаг – это расстояние между носками или пятками шагающего человека. Шаг – средняя длина человеческого шага, 70 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. Шаг как мера длины   используется   и   в   настоящее   время.   Существует   даже   специальный прибор   шагомер,   похожий   на   карманные   часы,   который   автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.    «Семимильными   шагами»  (т.е.   гигантскими)   –   когда   хотят   сказать   о 9 достижении крупного успеха в течение короткого времени.  Сажень – встречается с 11 в. Название от слова «стягать», т.е. доставать до чего­либо.   Отсюда   слово   «недосягаемый»   ­   о   месте,   куда   невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Сажень это, расстояние от ступни до кона вытянутой верх руки (примерно 215 см) при росте 170 – 172 см.   Величина   другого   вида   этой   единицы   измерения,   так   называемой   простой саженей,   определена   историками   при   помощи   надписи   на   Тмутараканском камне, содержащей сведения о промере ширины Керченского пролива. Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук. 1 маховая сажень – 1м 76 см.  Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой  фаланги среднего пальца поднятой верх правой руки, т.е. около 248 см. Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста. Верста – от слова «вертеть». ровня, пара, чета, противень чему; что под стать, 10 пол лад, масть, под меру. То, что измерено, разбито на равные части; что служит мерилом, правилом, указывает как ровнять и мерить.  Длина версты составляет   1060   м.   Причем   изначально   данный   термин   был   применен   для измерения пахотных земель. Означал он расстояние между поворотами плуга.  Старинные меры измерения величин носили порой шутливое название. Так, со времен царствования Алексея Михайловича (1645­1676 гг.) очень высокого человека   стали   называть   коломенской   верстой.   Не   забыт   этот   шутливый термин и сегодня.  Ныне верста – путевая мера в 500 сажен (1 косая сажен около 3­х метров); до Петра   Великого  700;   а  еще   раньше  1000.При   Петре   Первом   была   введена верста   длиной   в   500   саженей.   На   таком   расстоянии   друг   от   друга   вдоль наиболее   важных   дорог   ставили   столбы,  окрашенные   в  три   цвета.  Отсюда название «столбовая дорога» для хорошего наезженного пути. В начале XIX в. Вдоль   основных   дорог   государства   Российского   появились   черно­белые 11 полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах (У Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне») Перст  –   старинное   название   пальца,   причем   сначала   так   называли   именно указательный   палец,   его   ширина   около   2   см.   Отсюда   происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».  Вершок  – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.Наименование "Вершок" происходит от слова "верх".   При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.  «Один, как перст» ­ человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. «Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» ­ Если будешь   кого­то   обвинять   (показывать   на   него   пальцем),   то   тебя   могут обвинять в чем­то худшем или сделать это в еще более грубой манере. «От горшка два вершка, а уже указчик»  ­ молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла»  – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки. «Не уступить ни пяди» ­ не отдавать даже самой малости Все эти термины: пядь, локоть, сажень, верста, поприще встречаются уже в XI – XII вв. Мера длинны, как и другие меры не отличались устойчивостью и в период   феодальной   раздробленности   в   России   колебались   от   одного княжества к другому, а вместе с тем изменялись во времени. Название Аршин Современные меры длины Меры длины, используемые в  71,12 см старину 16 вершков 12 Верста Вершок Дюйм Локоть Миля Поприще Пядь Сажень Четверть 1,0668 км 4,45 см 2,54 см 45 см 7 км 469 м Около полутора км Около 18 см 2,1336 м 209,91 м 500 саженей 4/3 дюйма 1/12 часть чего­либо   7 вёрст Путь Четверть 3 аршина ¼ часть чего­либо Выводы:  Длина   –   одно   из   первых   геометрических   понятий,   введённых   человеком. Первые   меры   длины     были   естественными   и   самыми   простыми.   Локоть, аршин, пядь, шаг – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных   людей   эти   единицы   различные.   И   пусть   сейчас   данные   меры   не используют   как   раньше,   зато   в   фольклоре   они   нашли   своё   отражение   и употребляются до сих пор.  Список использованной литературы 1. Даль В.И. «1000 русских пословиц и поговорок» ­ 2012.  2. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. М. Астрель, 2001 3. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» ­ «Математика», 1996.   4. Кордюкова С.  « Единицы, нужные всем» ­  М.: «Детская литература», 1972. 5. Русские   народные   загадки,   пословицы   и   поговорки.   –   М.:   « Просвещение», 1990.http://mer.kakras.ru/ 6. 6.«Русские   народные   загадки,   пословицы   и   поговорки»   –   М.:   « Просвещение», 1990 7. Романов Г.Я. «Наименование мер длины». М., 1988 13 8. Шорыгина Татьяна. «Пословицы и поговорки» ­ Книголюб, 2008 9. И. Депман. Меры и метрическая система.­ М. Просвещения, 1953 10. Ф.Ф. Нагибин. Математическая шкатулка.­ М. Просвещения, 1988 11. С. М. Никольский. Арифметика. – М. Наука, 1988 12. Краткий энциклопедический справочник по математике. – М., 2003 13.Пословицы. Поговорки. Загадки. – М. Современник, 1986 14

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс

Исследование "Старинные русские меры длины" 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2019