Учитель: Киселева Мария Валериевна
вышая квалификационная категория
МБОУ «СОШ № 1» г. Алексин, Тульская область.
"Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Паль Торренс
Творческая личность - это человек, способный к творческой деятельности. Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств путём усвоения опыта и ценностных ориентаций общества. (1)
Развитие творческой личности школьника - одна из важнейших задач обучения и воспитания. Одним из условий развития творческой личности обучающихся является исследовательская деятельность. Она в полной мере способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению новых знаний и умений, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Применение исследовательской деятельности на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой, с партнёром, с педагогом. (8).
В наше время возникла острая
необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество
немыслимо без познавательной активности современное качественное школьное образование
не возможно без исследовательской работы учащихся. Всем известно, что новые
знания можно получить в готовом виде от других, а можно добывать
самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений,
экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Чтобы научиться
добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Главная задача – найти что-то необычное
в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется
привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть
проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. (2)
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. В формировании навыков исследовательской деятельности используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований.
Развивая познавательные и творческие способности детей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении изобразительному искусству. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - всё это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.(3)
Использование исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. (5) Исследовательская деятельность повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, даёт возможность развития творческих способностей каждого ребёнка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.(4)
Практика показала, что исследовательская деятельность применима на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого задания является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Исследовательская деятельность способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. (6)
Исследовательская работа учеников – это их первый научный труд. Навыки, полученные в работе над рефератом, исследованием, проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения. А совместная работа учителя и учащихся даёт большой вклад в пополнении методической копилки учителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики чувствуют себя полноценными членами общества, способными найти свое место в будущей самостоятельной жизни. Изучение дополнительной информации помогает им получить универсальное образование, которое формирует навыки самообразования и способствует у ребят навыки саморазвития. (7)
Используемая литература:
1. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2005.
3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. – с.24-29.
4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В. «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
5. www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
6. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 http://eurekanext. livejournal.com/53083.html
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.