Исследовательская деятельность
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность

Оценка 4.6
docx
13.02.2022
Исследовательская деятельность
Статья - исследовательская деятельность.docx

 

Учитель: Киселева Мария Валериевна

 вышая квалификационная категория

МБОУ «СОШ № 1»                                                                                 г. Алексин, Тульская область.

 

"Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Паль Торренс

 

 

       Творческая  личность -  это человек, способный к творческой деятельности. Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств путём усвоения опыта и ценностных ориентаций общества. (1)

    Развитие творческой личности школьника - одна из важнейших задач обучения и воспитания. Одним из условий развития творческой личности обучающихся является исследовательская деятельность. Она в полной мере способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению новых знаний и умений, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.   Применение исследовательской деятельности  на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой, с партнёром, с педагогом. (8).

 

   В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности современное качественное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся. Всем известно, что новые знания можно получить в готовом виде от других, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
        Главная задача – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
(2)

        В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. В формировании навыков исследовательской деятельности используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований.

Развивая познавательные и творческие способности детей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении изобразительному искусству.  На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Активность   и   самостоятельность   школьников    выражается    и    в психологическом настрое их деятельности:   сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы  -  всё это   значительные   критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится   субъектом   учебно-познавательной   деятельности,    то    есть осуществляется развивающее обучение.(3)

 

            Использование исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. (5) Исследовательская деятельность повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, даёт возможность развития творческих способностей каждого ребёнка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.(4)

 

             Практика показала, что исследовательская деятельность применима на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого задания является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Исследовательская деятельность способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. (6)

Исследовательская работа учеников – это их первый научный труд. Навыки, полученные в работе над рефератом, исследованием, проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения. А совместная работа учителя и учащихся даёт большой вклад в пополнении методической копилки учителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики чувствуют себя полноценными членами общества, способными найти свое место в будущей самостоятельной жизни. Изучение дополнительной информации помогает им получить универсальное образование, которое формирует навыки самообразования и способствует у ребят навыки саморазвития. (7)

 

 

Используемая литература:

 

1. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.

 2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев.  – М.: Аркти, 2005.

 3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. – с.24-29.

 4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В. «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.

5.      www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

6.     Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 http://eurekanext. livejournal.com/53083.html

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель: Киселева Мария Валериевна вышая квалификационная категория

Учитель: Киселева Мария Валериевна вышая квалификационная категория

Главная задача – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым

Главная задача – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым

Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся

Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022