Исследовательская деятельность на уроке физики.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Сегодня педагогическая работа подчиняется формуле: каждый учитель - это ученый, наблюдатель, который озвучивает свои собственные гипотезы, проверяет их на практике, имеет собственную педагогическую теорию.
Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, скукой.
Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Но если придать тому или иному виду деятельности оригинальные, нестандартные приемы, активизировать учащихся на уроках физики, то повышается интерес к знаниям, что способствует развитию у детей творческих способностей. Очень важно научить детей работать с информацией, приобретать знания и уметь решать поставленные проблемы. Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки - исследования.
Задачи организации исследовательской деятельности под силу любому творческому учителю. Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением.
Этапы исследования:
· Постановка проблемы.
· Изучение теории, посвященной данной проблематике.
· Подбор материала.
· Практическое исследования, его анализ и обобщение.
· Собственные выводы.
Задачи привития интереса учащихся к физике, расширение и углубление их знаний и преставлений о связи физики с жизнью в учебно-исследовательской работе, могут решаться по-разному. Деятельность учащихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, наглядных пособий, либо учебно - исследовательской работы. Поэтому к исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые, неизвестные для него закономерности. Такое самостоятельное открытие известного в физике закона или изобретения, способа измерения физической величины, не является простым повторением известного. Это открытие обладает лишь субъективной новизной, для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях. Подобного рода экспериментальные работы являются средством обучения, поскольку они, прежде всего, преследуют познавательные цели и предполагают в дальнейшем использовать исследуемые явления.
Вот некоторые из них:
· Для освещения длинных коридоров (или лестниц в подъезде) часто делают такое соединение проводов, что по концам коридора имеется по переключателю. В какую бы сторону ни шли люди, они поворотом первого переключателя могут зажечь лампу, а поворотом второго - погасить ее. Составьте схему, удовлетворяющую таким условиям.
7 класс:
· Вам дана кастрюля объемом два литра, ведро с водой и чайник в который нужно налить из ведра воду объемом один литр. Как это сделать?
· Измерьте толщину листа учебника физики. Сосчитайте приблизительно количество букв в этой книжке.
· С помощью сантиметра измеряйте длину вашего шага, подсчитайте число шагов при подъеме по лестнице школы с первого на второй этаж, и определите ваше перемещение.
· Определите силу, с которой атмосфера давит на стол (стол линейка, барометр).
8 класс:
· Положите сырое куриное яйцо в морозилку на сутки. Что с ним произошло?
· Изготовьте гальванический элемент (лимон, куски медной и цинковой проволоки длиной 2см, тонкая проволока).
9класс:
· Определите среднюю скорость и ускорение движения бусинки вдоль нитки. Постройте график зависимости средней скорости от угла наклона нитки к горизонту (нитка, бусинка, секундомер, линейка).
· Как, не открывая спичечный коробок и не используя никакие приборы, определить в какой коробке меньше спичек.
10 класс:
· Определите количество молекул в банке с водой (банка с водой, таблицы).
· Определите радиус трубочки из под пасты (пустой стержень от ручки, вода, линейка, таблицы).
11 класс:
· Определите высоту Солнца над горизонтом (линейка).
· Определите длину молнии по звучанию грома (секундомер)
Лабораторная работа - самостоятельный эксперимент учащихся. При выполнении такой работы каждый «исследователь» выступает как активное начало, поскольку он сознательно, с определенной целью собирает необходимую экспериментальную установку, воспроизводит измерения и, обрабатывая их, убеждается в справедливости и объективности физических явлений и закономерностей. Учащиеся работают по два человека, вполне самостоятельно по заранее полученным заданиям, пользуясь при этом специальным руководством.
Если учитель в преподавании физики пользуется экспериментальным методом, при котором учащиеся систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, то можно ожидать, что результатом обучения будет развитие разностороннего, творческого, не скованного узкими рамками мышления, а это путь к развитию высокой интеллектуальной активности.
Можно использовать в своей работе экспериментальные задания, которые представляют собой кратковременные фронтальные лабораторные работы, одновременно с изучением нового материала, закрепления или проверки выполнения домашнего задания.
После экспериментальный проверки всех гипотез, учащихся формулируют вывод.
Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются - высокая степень активности и самостоятельность учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы физическими приборами и навыков обработки результатов, наблюдений и измерений. В распоряжении учителя много методов, главное - не оттолкнуть детей сложностью заданий, обеспечить понимание учениками выполняемой деятельности, то есть методы должны быть личностно - ориентированными.
На уроках физики и при подготовке к урокам, проводятся различные формы исследовательской деятельности. Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах проводятся уроки - семинары, конференции, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий.
Поэтапная исследовательская работа стимулирует активность учащихся, развивает интерес к предмету.
Дети всегда остаются детьми, и задача учителя - стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.