Исследовательская деятельность на уроках физики
Оценка 4.8

Исследовательская деятельность на уроках физики

Оценка 4.8
Научные работы
docx
физика
7 кл—11 кл
02.11.2020
Исследовательская деятельность на уроках физики
Задачи организации исследовательской деятельности под силу любому творческому учителю. Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность на уроке физики..docx

Исследовательская деятельность на уроке физики.

 

 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

              Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Сегодня педагогическая работа подчиняется формуле: каждый учитель - это ученый, наблюдатель, который озвучивает свои собственные гипотезы, проверяет их на практике, имеет собственную педагогическую теорию.

               Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном,  скукой.

               Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения  и воспитания учащихся. Но если придать тому или иному виду деятельности оригинальные, нестандартные приемы, активизировать учащихся на уроках физики, то повышается интерес к знаниям, что способствует развитию у детей  творческих способностей. Очень важно научить детей работать с информацией, приобретать знания и уметь решать поставленные проблемы.  Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки - исследования.

               Задачи организации исследовательской деятельности под силу любому творческому учителю. Исследовательская деятельность - это  деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением.

              Этапы исследования:

·        Постановка проблемы.

·         Изучение теории, посвященной данной проблематике.

·         Подбор материала.  

·        Практическое исследования,  его анализ и обобщение.

·        Собственные выводы. 

           Задачи привития интереса учащихся к физике, расширение и углубление их  знаний и преставлений  о связи  физики с жизнью в учебно-исследовательской работе, могут решаться по-разному. Деятельность учащихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей,  наглядных пособий, либо учебно - исследовательской работы. Поэтому к исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые,  неизвестные  для него закономерности. Такое самостоятельное открытие известного в физике закона или изобретения, способа измерения физической величины, не является простым повторением известного. Это открытие обладает лишь субъективной новизной, для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях. Подобного рода экспериментальные работы являются  средством обучения, поскольку они, прежде всего, преследуют познавательные цели и предполагают в дальнейшем использовать исследуемые явления.

           Вот некоторые из них:

 

·        Для освещения длинных коридоров (или лестниц в подъезде) часто делают такое соединение проводов, что по концам коридора имеется по переключателю. В какую бы сторону ни шли люди, они поворотом первого переключателя могут зажечь лампу, а поворотом второго - погасить ее. Составьте схему, удовлетворяющую таким условиям.

             7 класс:

·        Вам дана кастрюля объемом два литра, ведро с водой и чайник в который нужно налить из ведра воду объемом один литр.  Как это сделать?

·         Измерьте толщину листа учебника физики. Сосчитайте приблизительно  количество букв в этой книжке. 

·        С помощью сантиметра измеряйте длину вашего шага,  подсчитайте число шагов при подъеме по лестнице школы с первого на второй этаж, и определите ваше перемещение. 

·        Определите силу, с которой атмосфера давит на стол (стол линейка, барометр).

              8 класс:

·        Положите сырое куриное яйцо в морозилку на сутки. Что с ним произошло?

·         Изготовьте гальванический элемент (лимон, куски медной и цинковой проволоки длиной 2см, тонкая проволока).

9класс:

·        Определите среднюю скорость  и ускорение движения бусинки вдоль нитки. Постройте график зависимости средней скорости от угла наклона нитки к горизонту  (нитка, бусинка, секундомер, линейка).

·        Как, не открывая спичечный коробок и не используя никакие приборы, определить в какой коробке меньше спичек.

            10 класс:

·        Определите количество молекул в банке с водой (банка с водой, таблицы).

·        Определите радиус трубочки  из под пасты  (пустой стержень от ручки, вода, линейка, таблицы).

11   класс:

·        Определите высоту Солнца над горизонтом  (линейка). 

·        Определите длину молнии по звучанию грома (секундомер)

     Лабораторная работа - самостоятельный эксперимент учащихся. При выполнении такой работы каждый «исследователь» выступает как активное начало, поскольку он сознательно, с определенной целью собирает необходимую экспериментальную установку, воспроизводит измерения и,  обрабатывая их, убеждается в справедливости и объективности физических явлений и закономерностей. Учащиеся работают по два человека, вполне самостоятельно по заранее полученным заданиям, пользуясь при этом специальным руководством.

        Если учитель в преподавании физики пользуется экспериментальным методом, при котором учащиеся систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, то можно ожидать, что результатом обучения будет развитие разностороннего, творческого, не скованного узкими рамками мышления, а это путь к развитию высокой интеллектуальной активности.

          Можно использовать в своей работе экспериментальные задания, которые представляют собой кратковременные фронтальные лабораторные работы, одновременно с изучением нового материала, закрепления или проверки выполнения домашнего задания.

            После экспериментальный проверки всех гипотез, учащихся формулируют вывод.

           Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются - высокая степень активности и самостоятельность учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы физическими приборами и навыков обработки результатов, наблюдений и измерений.  В распоряжении учителя много методов, главное - не оттолкнуть детей сложностью заданий, обеспечить понимание учениками выполняемой деятельности, то есть методы должны быть личностно - ориентированными.

            На уроках физики  и при подготовке к урокам, проводятся различные формы исследовательской деятельности. Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах  проводятся уроки - семинары, конференции, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий.

      Поэтапная исследовательская работа стимулирует активность  учащихся, развивает интерес к предмету.

     Дети всегда остаются детьми, и задача учителя - стать им другом, раскрыть богатство их душ.

     Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!


 

Исследовательская деятельность на уроке физики

Исследовательская деятельность на уроке физики

Подобного рода экспериментальные работы являются средством обучения, поскольку они, прежде всего, преследуют познавательные цели и предполагают в дальнейшем использовать исследуемые явления

Подобного рода экспериментальные работы являются средством обучения, поскольку они, прежде всего, преследуют познавательные цели и предполагают в дальнейшем использовать исследуемые явления

Лабораторная работа - самостоятельный эксперимент учащихся

Лабораторная работа - самостоятельный эксперимент учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020