«Исследовательская деятельность учащихся младшего
школьного возраста на уроках и в системе внеклассной работы»
Цели и задачи:
v Показать роль исследовательского метода в повышении качества образования.
v Рассмотреть теоретические основы исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
v Показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут проводить исследования на практике.
План:
1. Вступление
2. Теоретическая часть
3. Примеры практических заданий
Шаг 1. Обоснование актуальности темы.
Слайд 1,2
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Огромную роль играет исследовательская деятельность в современной школьной программе «Перспективная начальная школа». Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Слайд №3
Разработаны условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, развития речи, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
-проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно. С некоторой помощью учителя; предложения, поиск решения максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременным исследованием – наблюдением с описаниями (под руководством учителя).
Со 2 класса я организовала специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Наличие занятий, на мой взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам (во внеурочное время). Организовывала совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Слайд№4
Например, подвела учащихся к теме исследования «Грибы нашего края». Учащиеся формулировали проблему: все ли известные нам грибы растут в нашем крае. Поставили цель: организовать поиск сведений по данной теме. Учащиеся определили задачи исследования: найти информацию о прорастающих грибах в нашей местности. Выбрали методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение ит.д.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
Слайд №5
На этапе ознакомления с новым материалом при изучении темы «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь» (2-ой класс), ученикам предлагается прочитать пословицу, объяснить смысл и записать, заменив транскрипционную запись буквенной.
Не за то волка [ б,й , ут], что сер, а за то, что овцу [с, й , эл ].
Учащиеся сталкиваются с первыми трудностями.
1.Интеллектуальные затруднения. На вопрос «Как правильно записать слова?» выдвигают различные способы.
2.Проблема.
- Почему возникли трудности?
- Разделительные Ъ и Ь предупреждают о наличии звука [ й ] между согласным и гласным звуками, поэтому слова можно записать с любой буквой.
3.Исследование. Выделить корень и приставку в словах: б…ют, с…ел, в…юга, в…ехал.
4.Микроисследования. 1) Подтверждение гипотезы: съел, вьюга. Формулирование вывода.
2) Варианты предполагаемых затруднений.
От…ехал за…ехал под…бежал
Высказывания детей: 1) от…ехал – пропущен Ъ, т.к. он находится после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, который начинается с гласного звука; 2) за…ехал – в этом слове уже есть звук [й,] между двумя гласными. Значит Ъ не нужен. 3) под…бежал – между двумя согласными нет звука [й,]. Значит Ъ не пишется.
Подводя итог урока, учащиеся повторяют и обобщают все, что они узнали о написании в словах Ъ и Ь.
4. На уроках использовались проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
Наблюдаемые результаты:
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.
Авторы комплекта УМК «Перспективная начальная школа», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
Слайд №6,7
4. Шаг 2. Система занятий мастера.
При организации учебного исследования младших школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы:
Слайд №8
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выработку гипотезы (предположения);
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- подготовку и защиту итогового продукта.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
Слайд №9
-мыслительных умений и навыков;
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация; доказательства и опровержения;
- умения видеть противоречия;
– умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
– умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Обратимся к схеме проведения исследования.
Она выглядит следующим образом.
Слайд №10
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.
Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. и учителями, работающими по данной теме.
Невербальные задания
Слайд №11
Склеивание (агглютинация)
Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности.
Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.
Аналогии
Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах.
На что похожи эти кляксы?
Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.
Акцентирование
Отметь отличительные черты старинных автомобилей.
Что можно увидеть в круге?
Типизация (внимание)
Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична?
Этот прием является основным в художественном творчестве.
Вербальные задания
Слайд№12
Сочини про любой предмет сказочную историю.
Придумай сказку с новыми сказочными героями.
Придумай предложения со словами:
Вечер; книга; мир
Свет; стол; облака
Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета)
Придумай свои небылицы.
Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Благодаря совместной работе с ребятами проводили исследования по темам:
v Грибы нашего края
v Можно ли вырастить фасоль осенью?
v Исследование-проект «Мой режим дня»
Ребята готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.
Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Например, вот как моим классом была проведена исследовательская работа по теме «Можно ли вырастить фасоль осенью?». Идея данной исследовательской работы возникла случайно. Понаблюдав за растениями осенью, второклассник спросил: ««Можно ли в дома искусственно создать условия для роста и развития травянистых растений осенью?». Далее в разговор вступили почти все ученики: кто- то выдвинул версию, что нет, другой ученик предположил, что да растут и т.д.
Возникла проблема: При каких условиях и как можно вырастить осенью растения?
Так и началась исследовательская работа по решению данной проблемы.
Презентация «Можно ли вырастить фасоль осенью?»
Результаты исследовательских работ оформляются в форме отчетов, выступлений перед родителями и учащимися класса.
Ещё с учащимися начинаем работу над долгосрочными исследования, как продолжение уроков:
«Родословная моей семьи»
«Герб моей семьи»
«Профессии моих родителей»
Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:
Слайд №14
Работа по УМК «Перспективная начальная школа» требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически на каждом уроке. Так построены учебники. Такие исследования на уроках есть в любом УМК, просто учителю надо самому научиться «видеть», что можно исследовать на конкретном уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.