Исследовательская работа " Гендерный портрет ученика"
Оценка 4.9

Исследовательская работа " Гендерный портрет ученика"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
биология
13.01.2021
Исследовательская работа " Гендерный портрет ученика"
Гендерный портрет ученика 9 класса.doc

«Гендерный портрет ученика 9  класса»)

Районная научно – практическую конференция

 «Первые шаги в науку» 2014 год.

Направление: биология и экология

Автор: Шавлинова Баина ученица 9 класса

Руководитель: Баянова И.А., учитель биологии.

1.Введение.

Общая характеристика объекта.

   Человек – один из самых интересных и доступных объектов исследования. Огромное количество разнообразных методик разработано для оценки различных показателей организма человека. С их помощью можно измерить и определить уровень физического развития, физиологическое состояние организма, особенности организации нервной системы, индивидуальные биоритмы.

   В экологии наиболее часто изучают не отдельно человека, а целые группы людей. Это позволяет выявить общие закономерности изменения показателей состояния организма и установить взаимосвязи между ними.

Непременное условие проведения исследования на людях – применение методик, не причиняющих вреда здоровью, и согласие испытуемого участвовать в исследовании.

Примерные направления исследований

1.      Оценка показателей здоровья человека (групп людей).

2.      Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма человека (групп людей).

3.      Определение преобладающего типа высшей нервной деятельности.

4.      Определение различных характеристик индивидуальных биоритмов человека; преобладание определённых характеристик у людей.

5.      Определение количества напряженности адаптационных систем организма.     

      Цель: оценка различных показателей организма человека, определение уровня физического развития, физиологическое состояние организма, особенности организации нервной системы, индивидуальные биоритмы.

Задачи: изучение не отдельного человека, а целой группы людей, позволяющее выявить общие закономерности изменения показателей состояния организма и установить взаимосвязи между ними.

     Условия проведения: применение методик, не причиняющих вреда здоровью, и согласие испытуемого участвовать в исследовании.

Методы и материалы:

1.      анкетирование, интервьюирование, самонаблюдение и самоанализ.

2.      измерение показателей физического развития.

3.      определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.

4.      определение состояния сердечнососудистой системы с помощью пробы Маринэ.

5.      определение типа высшей нервной деятельности (кратковременная память)

6.      определение хронобиологического типа человека.

7.      определение характера.

2.            Основная часть.

МЕТОДИКА: измерение показателей физического развития.

Оценка росто-весового соотношения.

Оборудование: ростомер, напольные весы.

1.      Измерить рост с помощью ростомера (в сантиметрах).

2.           Определить свой вес при помощи напольных весов.

1.Определение массы тела

     Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат зафиксируйте.

     1). Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц.

     2). Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

2. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул.

1). Рассчитайте собственный рост, используя для этого предложенную формулу.

Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до  16 лет:

а)  для девочек среднего типа телосложения:  рост = 6 х возраст + 76

          б) для мальчиков среднего типа телосложения: рост = 6 х возраст + 77

Отклонения от средних физических величин не должны превышать +/- 2,5 для мальчиков и +/- 3,5 для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

2). Определение индекса массы тела.

          Для этого использую формулу. Формула расчета индекса массы тела (ИМТ).

             ИМТ = Масса / (рост)2   где: масса тела измеряется в кг, рост – в метрах.

Определение типа сложения по индексу пропорциональности.

Оборудование: ростомер, сантиметровая лента.

1.      Измерить рост (в сантиметрах) с помощью ростомера.

2.      Измерить окружность грудной клетки (в сантиметрах) с помощью сантиметровой ленты. Ленту начинают накладывать сзади по нижним углам лопаток; спереди она проходит по среднегрудинной точке (место прикрепления четвертых ребер к грудине – под молочными железами).

3.      Рассчитать индекс пропорциональности (И.п.):

                             И.п. = Окружность грудной клетки  *100%

                                                             Рост     

4.      Сделать вывод о своем типе сложения по величине индекса пропорциональности:

·         52-54% (для юношей) и 50-52% (для девушек) – нормальный тип сложения (нормостенический);

·         Менее 52-54% (для юношей) и 50-52% (для девушек) – узкогрудый тип сложения (астенический);

·         Более 52-54% (для юношей) и 50-52% (для девушек) – широкогрудый тип сложения (гиперстенический)

 

Оценка гармоничности физического развития.

 

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

1.  Измерить рост с помощью ростомера.

2.  Измерить окружность грудной клетки с помощью сантиметровой ленты.

3.  Определить массу тела с помощью медицинских весов

1.      Сделать вывод о гармоничности своего развития:

·         Развитие можно считать гармоничным, если категории всех трех показателей совпадают;

·         Развитие умеренно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на две единицы;

·         Развитие выражено негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на три и более; в таких случаях желательно проконсультироваться у врача, который прокомментирует способ коррекции.

 

МЕТОДИКА: определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.

Оборудование: секундомер.

Техника постановки эксперимента:

1.      Сделать обычный вздох. Задержать дыхание (сколько сможете), зажав нос пальцами. Записать время задержки.

2.      Сделать обычный выдох. Задержать дыхание (сколько сможете),зажав нос пальцами. Записать время задержки.

3.      Выполнить дозированную нагрузку, например низкие (глубокие) приседания в течение 30 секунд. Повторить задержку дыхания на выдохе. Зафиксировать время задержки.

4.      Сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого, исходя из следующих данных:

·         У здоровых детей и подростков 6-18лет время задержки дыхания на вдохе колеблется в интервале 20-25 с.

·         У здоровых школьников задержка дыхания на выдохе составляет 12-13с.

·         При дозированной нагрузке физической нагрузке за норму обычно принимают уменьшение времени задержки не более чем на 50%.

 

МЕТОДИКА: определение состояния сердечнососудистой системы с помощью пробы Маринэ.

Оценивают физическую работоспособность испытуемого по приросту пульса после нагрузки в процентах от нормального пульса.

1.      Подсчитать пульс в спокойном состоянии в течение минуты.

2.      Выполнить дозированную нагрузку – низкие (глубокие) приседания в течение 30 секунд. Снова подсчитать пульс в течение минуты.

3.      Сделать вывод о состоянии сердечнососудистой системы и физической работоспособности испытуемого.

 

МЕТОДИКА: определение типа высшей нервной деятельности.

Вводная информация

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех  функциях организма. Особенности ВНД определяются характером взаимодействия основных нервных процессов. Поэтому в основе классификации типов ВНД лежат различия таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) выделял четыре наиболее выраженных типа ВНД: живой, спокойный, безудержный и слабый, которые в общих чертах соответствуют четырем типам характера (темперамента) – сангвинику, флегматику, холерику, меланхолику.

 

ДИАГНОСТИКА ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА  ПО К. ЛЕОНГАРДУ

В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К.  Леонгарда. Лич­ности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо­язливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.

 

Методика: определение типа темперамента.

Цель: определить тип темперамента

Показатели темперамента личности по классификации Павлова:

·        Сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный);

·         Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);

·         Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);

·         Меланхолик (слабый, уравновешенный, инертный).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.

 

   Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темпера­мента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темпе­рамента с преобладанием одного из них.

Для преобладающего типа темперамента и выявления представленное в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г.

 

МЕТОДИКА: определение хронобиологического типа человека.

При выполнении тестового задания необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

·         Прежде чем ответить на вопрос, нужно прочитать его до конца.

·         Необходимо ответить на все вопросы в заданной последовательности.

·         На каждый вопрос надо отвечать независимо от другого.

·         Для всех вопросов, где даны на выбор ответы с оценочной шкалой, необходимо выбрать только один ответ.

·         На каждый вопрос необходимо отвечать как можно откровеннее.

 

Методика: выявление объёма кратковременной памяти.

Цель: определить объём кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов и набором чисел – 12 шт. до 100, часы.

Ход работы

В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчётности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

Оценка полученных результатов

По сумме баллов определите, к какой категории относится объём вашей памяти.

Возможные слова для текста: сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

Описание: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и, потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка.

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов (таких как наследственность, состояние иммунной системы) и внешних воздействий (таких как состояние окружающей среды, здоровый образ жизни, социальное благополучие).

Показатели физического развития являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния различных факторов на рост и развитие организма.

Изучив физическое развитие испытуемых, мы пришли к выводу, что результаты  не идеальные. У двух испытуемых существует нехватка веса. Рост у большинства выше среднего.  Тип сложения у большинства астенический – 76%, есть  один испытуемый с нормостеническим типом сложения – 12% и один с гиперстеническим типом-12 % . Гармоничное развитие  у шести испытуемых – 75%, у двоих – умеренно гармоничное – 25%.

  Оценка функционального состояния организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В основу этой оценки положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения. Сердечнососудистая система и работоспособность –сердечнососудистая система хорошая, работоспособность удовлетворительная - 25%; сердечнососудистая система хорошая, работоспособность нормальная - 50%; сердечнососудистая система отличная, работоспособность высокая - 25%. В будущем эта проблема здоровья может не лучшим образом сказаться на физической деятельности испытуемых, так как будет создаваться чрезмерная нагрузка на сердечнососудистую систему.

     Исследование типа ВНД дает представление о характере взаимодействия организма с окружающей средой. Тип ВНД формируется в ходе индивидуального развития организма на основе врожденных свойств нервной системы под влиянием факторов внешней среды и во многом определяет характер человека. Характер (темперамент) – это целостный устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, проявляющийся в деятельности, общении и типичных способах поведения. В классе преобладают следующие типы  характера: гипертимный – 38 %,  гипертимно-застревающий- 26 % , гипертимно-возбудимый – 12 %, гипертивно-педантичный-12 %, возбудимо-экзальтироанный-12 %.

   В классе учатся 6 сангвиников, 1 флегматик,1 флегматик-сангвиник.

Трое испытуемых нашего класса имеют объем памяти – ниже среднего – 38%, а остальные ученики имеют хорошую память -62%.

 Изменения условий окружающей среды ритмичны. Все живые организмы, в том числе человек, имеют приспособления к этому явлению. Их жизнедеятельность подчиняется биологическим ритмам, в соответствии с которыми периодически ускоряются и замедляются функции систем органов организма. Физиологические ритмы могут изменяться на протяжении жизни человека. Если судить по суточным ритмам физиологической активности, каждого из нас можно в той или иной мере отнести к одному из хронобиологических типов (от греч. «chronos» - «время», «bios» - «жизнь»), условно называемых «сова», «жаворонок» и «голубь» (смешанный тип). В классе большинство учащихся «Голуби»- 63%; 2 ученика – «Жаворонки» имеют  четко выраженный  тип - 25%, 1 ученик – «Жаворонок» имеет  слабо выраженный  тип12%.

     При обсуждении результатов исследования с учащимися моего класса мы пришли к выводу, что должны научиться исследовать собственный организм, надо формировать культ здоровья.

Приступать к решению этой задачи следует с изучением собственного здоровья и познания закономерностей его коррекции, укрепления и развития.

Рекомендации учащимся моего класса:

1)соблюдать режимы питания, есть здоровую и богатую витаминами пищу.

2)Проводить закаливание организма, больше времени проводить  на свежем воздухе

3)Регулярно посещать спортивные секции, особенно это относится к ученикам, часто болеющим простудными заболеваниями.

4)Меньше проводить времени за компьютером, за просмотром телепередач, больше находиться на свежем воздухе.

5)С помощью учителя физической культуры подобрать для учащихся со слабо развитой мускулатурой, узкими плечами и т.д., специальные комплексы развивающего и исправляющего характера.

Здоровье – бесценный дар! Нам необходимо беречь его.

 

Библиографический список

 

1.      Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. – М.:Владос,2003

2.       Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. – М.: Вентана-Граф, 2006

3.      Былова А.М., Чернова Н.М. Экология. – М.: Просвещение,1988

4.      Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология. – М.: ОНИКС 21 век. Дом педагогики, 2002

5.      Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии». – М.: «Просвещение», 1986

6.      Маш Р.Д. «Человек и его здоровье», Сборник опытов и заданий с ответами – 9 класс. Издательство «Мнемозина»

7.      Хрипкова А.Г. «Анатомия, физиология и гигиена человека». – М.: «Просвещение», 1985


Скачано с www.znanio.ru

Гендерный портрет ученика 9 класса»)

Гендерный портрет ученика 9 класса»)

Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц

Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц

МЕТОДИКА: определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма

МЕТОДИКА: определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма

Методика: определение типа темперамента

Методика: определение типа темперамента

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов (таких как наследственность, состояние иммунной системы) и внешних воздействий (таких как состояние окружающей среды,…

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов (таких как наследственность, состояние иммунной системы) и внешних воздействий (таких как состояние окружающей среды,…

Проводить закаливание организма, больше времени проводить на свежем воздухе 3)

Проводить закаливание организма, больше времени проводить на свежем воздухе 3)
Скачать файл