Введение
Ну, кто из нас не любит играть? Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на эти вопросы только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Когда я была маленькой, любила играть в прятки, в куклы. Мой брат любил играть в войну. Сейчас я люблю играть в шахматы, шашки, в компьютерные игры. Но, заходя утром в школу, я вижу, как мои сверстники, не замечая никого, воткнутся в телефон и играют. Их больше ничего не интересует. Телефоном заполняют свободное время. В старину, когда телефонов не было, чем же занимались наши предки? Мне постоянно не даёт покоя вопрос: «Во что играли дети в 19 веке?». Наверное, они играли в такие же игры, как и мы. Или нет? Мне стало очень интересно. Я решила провести исследовательскую работу и выяснить, в какие игры играли дети в старину.
Цель: выяснить, в какие игры играли дети в 19 веке, исследуя произведения великих классиков.
Задачи: 1. Подобрать литературные произведения, в которых рассказывается о детях, об их жизненных интересах, играх.
2.Исследовать эти произведения.
3.Сделать классификацию игр детей 18-19 веков по исследованным произведениям и классификацию игр современных детей, опросив учеников МБОУ «Янышская СОШ»
4.Сравнить игры и сделать вывод.
Гипотеза: в 19 веке дети играли в такие же игры, как и мы.
Актуальность. Игра – это самая актуальная тема для детворы. Она была и остаётся главным событием в жизни детей. Люди играли, играют и будут играть в игры. Актуальность данной работы заключается в том, что своим исследованием мы пытались привлечь внимание к тому, что при изучении литературных произведений в школе не уделяется должного внимания к функции игры в литературном произведении. А игра, как мы считаем, что это универсальный язык, который связывает целые поколения. И если мы забудем этот язык, то потеряем часть себя.
Объект исследования: произведения А.П. Гайдара «Школа», Н.Гарина – Михайловского «Детство Тёмы», М.Коршунова «Я слушаю детство», М.Горького «Детство», В. Короленко «Дети подземелья», В.Г. Распутина «Уроки французского».
Предмет исследования: игры, в которые играли дети в19 веке.
Методы исследования: опрос, анализ, сравнение.
Практическая значимость работы
Данную исследовательскую работу можно использовать при проведении уроков литературы, создании сценариев к литературным вечерам.
Основная часть
Свою исследовательскую работу мы начали в библиотеке. С библиотекарем школы и учительницей Мариной Вениаминовной подобрали произведения классиков, которые писали о детских годах. Мы остановились на следующих произведениях: А.П. Гайдара «Школа», Н. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы», М. Коршунова «Я слушаю детство», «Воскресный день», М. Горького «Детство», В. Короленко «Дети подземелья». Эти рассказы мы уже читали, поэтому нам не трудно было найти строки, где описывается, во что играли дети тех лет. Вот какие строчки мы отметили.
А.П. Гайдар. «Школа». Я любил взбираться на колокольни. Позволялось это мальчишкам только на пасху. Тимка Штукин покупал птиц, продавал их, выменивал, ловил сам силком или западнями. Федька Башмаков просил часто пробки от пугача.(Пугач – детская игрушка в виде пистолета).
Строили плот, и, спустив его в пруд, объявляли себя властителями моря и давали морской бой соединённому флоту. Иногда на воду спускали садовую калитку, иногда старые ворота, иногда материалом для постройки плота использовались брёвна развалившейся бани, но с таким расчётом, чтобы его можно было использовать вместо подмостков для полоскания белья.
Повесть «Школа» - художественная биография молодого человека революционной эпохи. Автор остался верным историческим фактам, жизненной правде. Игры соответствовали содержанию эпохи. Мальчики строили дредноут – большой броненосец. Строить дредноут было нелегко, требовалось много денег (для гвоздей, верёвок, для якоря, материала для флага).
Н.Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы». (стр.96) Мальчики собирают по берегу плоские камешки и с размаху пускают их по воде.1,2,3,4 – скользя, летел камень по гладкой поверхности. Камень же, пущенный неумелой рукою, с места зарезывается в воду, вместо того, чтобы лететь касательно.
Игра в «Америку». Тёма, Касицкий и Данилов решили « попытать счастье и удрать в Америку на первом отходящем пароходе», так как тому, кто едет в Америку, готовить уроков не к чему. Друзья назначили свой отъезд на четвёртый день пасхи. Так было решено с целью не отравлять родным пасху. За зиму построили они лодку, выкрасили в белый цвет, с синей полоской кругом. Когда мальчики увидели заграничный пароход в море, Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил белый флаг, навязанный на длинный шест. Но заграничный пароход не остановился и не взял «попавших в беду» мальчиков. Когда вернулись домой, в весёлых красках передали они о неудавшейся затее. Почему эту мальчишескую мечту я называю всё-таки игрой? По-моему, нетрудно догадаться. Не зря же поёт Григорий Лепс: «Я уеду жить в Лондон». Мы тоже пробовали уехать в Лондон: запаслись хлебом, печеньем и конфетами и пошли пешком в Лондон с подругой в 6 лет. Итог, я думаю, ясен.
М. К. Коршунов. «Я слушаю детство». Сыроежка и Максим отправляются играть к берёзам или соснам: 1).В прятки под считалку: «Плакса, вакса, гуталин – на носу горячий блин»; 2). Прыгать через сухую канаву – кто перепрыгнет, а кто в неё свалится; 3). Искать белку, которая сбрасывает с вершины сосны, разломанные шишки;4). Учиться свистеть, зажав травинку между ладонями.
Иногда они взбираются на чердак и бродят с фонарём, ищут своё счастье.
М.К. Коршунов. «Воскресный день». « Я не сяду, я уйду!». И Люська смахнула с доски шашки, и они, как большие градины, поскакали по полу. Трой начал подбирать шашки.
Н.В. Кузьмин. «Круг царя Соломона». В городе нашем часто устраивали лотереи, на которых главной приманкой были выигрыши: самовар и корова. Отец не пропускал ни одной лотереи, проигрывал всё, что было в кармане, но дома выгружал из карманов выигрыши: карандаши, английские булавки, пуговицы, зеркальце, губную гармошку, копеечный перстенёк.
М. Горький. «Детство». Когда трое мальчиков начали игру в прятки, очередь искать выпало среднему. Маленький вспрыгнул на сруб колодца, схватился за верёвку, забросил ноги в пустую бадью, и бадья, глухо постукивая по стенкам сруба,- исчезла.
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. На зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребёнка, сама по – своему прибаюкивает.
Алексей Иванович Пантелеев. «Честное слово». Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?
- Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю: "Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
- Ну?
- Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".
- Ну и что?
- Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
По исследованным произведениям можно сделать вывод, что дети 19 века играли почти в такие же игры, как и мы: в прятки, в горелки, в жмурки, в шахматы, в чехарду, в куклы, в войну, пускали кораблики, плот, мечтали путешествовать, прыгали через лужи, канавы, учились свистеть, играли в догонялки. Но жизнь не стоит на месте. Техника далеко шагнула вперёд. Поэтому сегодня мои современники играют и в другие игры. Например, в компьютерные. Если бы были компьютеры в 19 веке, дети бы тоже играли в эти игры. Детство оно всегда остаётся детством, в любые времена. Чтобы узнать, какие игры предпочитают современные дети, мы провели опрос учеников МБОУ «Янышская СОШ»( приложение №1). Вот что мы узнали 60% из опрошенных предпочитают играть в компьютерные , ещё 40% в другие детские игры, во что играли дети в 19 веке.
Вывод: оказывается, современные дети любят играть в такие же игры, как и дети в 19 веке, но с появлением гаджетов всё больше детей предпочитают компьютерные игры.
Давайте попробуем классифицировать игры современных детей и детей 19 века.
№ |
Современные игры |
Игры в старину( произведения) |
1 |
В прятки |
В прятки (М.Горький. «Детство») |
2 |
В шашки |
В шашки (М.Коршунов. «Воскресный день»). |
3 |
В куклы |
В куклы (Л.Н.Толстой.» Кавказский пленник».) |
4 |
Пускают кораблики в воду |
Пускали плот в пруд . А.П.Гайдар. «Школа». |
5 |
В войну, в морской бой |
В войну Алексей Иванович Пантелеев. «Честное слово». |
6 |
В лотереи |
В лотереи Н.В. Кузьмин. «Круг царя Соломона |
7 |
Учатся свистеть |
Учились свистеть М. К. Коршунов. «Я слушаю детство». |
8 |
Прыгают через сухую канаву |
Прыгали через сухую канаву |
9 |
Пускают камешки в воду |
Пускали камешки в воду |
10 |
В компьютерные игры |
- |
11 |
Убежать в дальние страны |
Мечтали убежать в дальние страны(Н.Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы».) |
12 |
Сегодня в такие игры не играют |
Взбирались на колокольни (А.П.Гайдар. «Школа») |
Заключение
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась .
Игры, в которые играли дети 19 века, совпадают с играми, в которые играют современные дети. Но есть маленькая разница. С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры). Поэтому, современные дети любят играть в компьютерные игры. Старинные игры несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Русские народные игры - лапта, чижик, городки, очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.
Вывод: игры, в которые играли дети 19 века, совпадают с играми, в которые играют современные дети. Но есть маленькая разница. С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры). Поэтому, современные дети любят играть в компьютерные игры.
Использованная литература.
1.Сайт Энциклопедия нашего детства http://e-n-d.ru/games_out/
2.Жуков М.Н. Подвижные игры, изд-во Академия, 2000
3.Литвинова М.Ф., Русские народные подвижные игры. М., Просвещение, 1986.
4.Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М., Детская литература, 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.