Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
docx
15.10.2020
Исследовательская работа
Иследовательская работа Геометрия в вышивке моих односельчан.docx

                     Каменский муниципальный район

МКОУ «Марковская СОШ»

 

Исследовательская работа по математике

 

 

 

« Геометрия  в вышивках моих односельчан».

 

 

 

 

                                                             Подготовила: Рубцова Галина Викторовна.

                                                          учащаяся 10 класса

       Проверила: Ромасева Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 .Симметрия— основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в формообразования в искусстве………………………....3

Глава 2 .Классификация орнамента в Марковских вышивках.

            2.1. Орнамент  - отпечаток души народа………………………………..6

            2.2.Геометрия в орнаменте вышивки……………………………………7

Глава 3. Особенности узоров на костюмах  моих односельчан…..………..…..8

Заключение……………………………………………………………………......8

Терминологический словарь……………………………………………………………………………..9

Список литературы……….……………………………………………………………....10

Приложения………………….…………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение.

Изучая математику, я выяснила, что царица всех наук - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты и гармонии. Гармония- означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.     

Поистине:

В наслаждении красотою есть
элемент наслаждения мышлением.

Аристотель.

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство Марковского народа. История нашего села нашла свое отражение в  декоративно - прикладном искусстве. Наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание. Рассматриваемый вид искусства тесно связан с математикой, так как в работах используются различные геометрические фигуры, которые подчиняются математическим преобразованиям.

Актуальность исследования: Изучая декоративно-прикладное  искусство моих  односельчан невозможно не обратить внимание на гармоничность, целостность, согласованность, единство частей и целого и совершенство произведений. Орнамент, на первый взгляд – лишь небольшая часть материальной культуры человеческого общества. С другой стороны – орнамент сопровождает человека на протяжении даже  веков и тысячелетий. На основе математических знаний я попытаюсь раскрыть красоту декоративно-прикладного искусства.

 

Цель исследования: Геометрия Марковского орнамента в декоративно-прикладном искусстве народа.

 

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах Марковских узоров.

2. Охарактеризовать особенности орнаментов в вышивках.

3. Рассмотреть расположение узоров на  костюмах.

Методы исследования: сбор информации; изучение научно-популярной литературы; анализ полученной информации; сравнение полученной информации.                                           

                                                                                                                                                         

Глава 1 .Симметрия — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в формообразования в искусстве.

О, симметрия! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю.

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в елочке, что у лесной дорожки.

С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,

И снежный рой – творение мороза!

    Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает  «соразмерность». Под симметрией принято понимать свойство геометрической фигуры, расположенной в пространстве или на плоскости, заключающееся в закономерном повторении равных ее частей. Изучение видов симметрии имеет большое практическое и теоретическое значение для различных областей науки и техники и, особенно, при изучении строения кристаллических веществ. Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм. Однако природа была бы слаба и бездарна, если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии. К простейшим из них относятся:

— симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия);

  Зеркальной симметрией называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную ей относительно плоскости точку   (Приложение 1)

— симметрия относительно точки (центральная симметрия);

  Центральная симметрия - отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную ей точку относительно данного центра (Приложение 2)

— симметрия относительно прямой (осевая симметрия);

  Осевая симметрия — вид движения (зеркального отражения), при котором множеством неподвижных точек является прямая, называемая осью симметрии. (Приложение 3)      

— симметрия вращения;

  Симметрия вращения - это такое свойство геометрической фигуры, когда при повороте этой фигуры на угол a =360°/n около некоторой оси вращения она совместится со своим первоначальным положением (n - целое число; a - минимальный угол) (Приложение 4)      

 

 

 

Глава 2 .Классификация орнамента в Марковских вышивках.

2.1. Орнамент  - отпечаток души народа.

  «Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский — какой угодно, национальный или варварский, —  он всегда говорящ, видящ, деятелен».

                                                                                                    О. Мандельштам

  Орнамент— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

  Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, ведь стремление украсить своё жилище свойственно каждой эпохе.

Черпая знания из книг, я нашла интересную статью о первом орнаменте. Самый первый узор украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И  состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине  пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга , естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

  Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например , круг — солнце,  квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д.,  но  они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами.   Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был

почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.  Использовались в декоре зигзаги, штрихи,  полоски, «елочный» орнамент. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

По своим мотивам орнамент может быть:

Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;

(приложение 5)

Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр; (приложение 6)

Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.; ( приложение 7)

Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;  

(приложение8)

Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц; (приложение9)

Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;

(приложение 10)

Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках. (приложение 11)

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры. В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:

Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;

Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;

Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;

Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;

Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Орнамент - бывает:

Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;

Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Композиция. Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части, не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

2.2.Геометрия в орнаменте вышивки.

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

      В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы народа. Художественный вкус русского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Яркие декоративные полотенца, покрывала и занавеси, нарядные скатерти, салфетки, золотошвейные головные уборы, узорная обувь, платки, нагрудники, мешочки, футляры для книг и покрывала на книгу – таков далеко не полный перечень изделий Марковских кудесниц. Крупноформатные и миниатюрные композиции вышивок отличаются

законченностью, гармонией и выразительной самобытностью художественной формы. Именно в вышивке, в формах любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные композиции – ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета. Основу Марковского узоротворчества мастериц составляет орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение «древа жизни». В образах  вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром. Внимательный, пытливый взгляд мастерицы вбирает в себя всю структурную утонченность цветочно-растительного образа – вплоть до прожилок на листке, тычинок в цветке, очертаний легких, трепетных спор. Однако живописная гамма нитей, а также расположение на одном стебле – «вдевания», или вписывания, одного узора в другой, - говорят об условности языка вышивки, приемах декоративного обобщения.

( приложение12)

Глава 3. Особенности узоров на костюмах у Марковских кудесниц.

  Россия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

  Красота одежды  - в вышивках, которыми ее украшали.

  Основные цвета - красный,   зеленый, желтый.

  Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

      Композиционное расположение вышивок на  женских рубахах

 определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки- «резы», похожие на древние руны - знаки  рунического письма древних скандинавов и германцев.

     Украшая одежду, народные  мастерицы веками  отбирали лучшие  узоры орнамента,  несли  из поколения в поколение  национальное  богатство   вышивальных  традиций.

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные  бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Для орнамента характерен  геометрический характер. Орнамент  состоит  из  полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников.

                                            Особенности  рубахи.

     Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит  из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. (Приложение 13)

  Анализируя  вышивку с точки зрения геометрии, мы   видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста  по бокам  или у основания продольных полос сзади. Но в целом  вышитый орнамент  рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.   Богатство геометрических мотивов в орнаментальных  формах   узорах вызывало и будет вызывать  интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение.

В данной работе  рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте русской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты,  ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или  на основе правильных восьми- и шестиугольников.

3.Для орнамента русской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров  на рубахе  составляет геометрический орнамент –  ромб.

5. Узор на рубахе -   включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

                            Терминологический словарь.

Квадрат- прямоугольник у которого все стороны равны.

Орнамент- узор, построенный чередованием в определенном порядке рисунков или линий .

Прямоугольник- параллелограмм у которого все углы прямые.

Ромб- параллелограмм у которого все стороны равны.

Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса.

Колорит- в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов.

                                     Список литературы.

1)    Марковский СДК .

2)    Учебник по геометрии за 10-11 классы.

3)    ru.wikipedia.org

4)    Книга « декоративно- прикладное искусство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

i.jpeg                             SAM_7323.JPG

 

Приложение 2

4906_3_l.jpg     SAM_7401.JPG

Приложение 3

msoFFFF6   SAM_7331.JPG

 

 

 

Приложение 4

http://img-fotki.yandex.ru/get/51/resurs3sergiy.206/0_4874e_46d8983c_L    800px-Kepler_Fock_projection.svg.png

Приложение 5

4906_3_l.jpg  shkr003.gif

                             Фото0097.jpg

 

 

 

 

Приложение 6

1orn1.gif

Приложение 7

SAM_7289.JPG

 

SAM_7298.JPG

SAM_7387.JPG

Приложение 8

SAM_7394.JPG SAM_7396.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Фото0094.jpg

Фото0095.jpg

Приложение 10   

SAM_7373.JPG  SAM_7383.JPG

SAM_7344.JPG

Приложение 11

Ornament-1.jpg

SAM_7339.JPG

Приложение 12

SAM_7291.JPG

SAM_7296.JPG

SAM_7306.JPG

 SAM_7333.JPG

SAM_7302.JPG

SAM_7364.JPG

 

SAM_7352.JPG SAM_7369.JPG

Приложение 13

SAM_7358.JPG

SAM_7359.JPG

SAM_7361.JPG

Фото0097.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Содержание: Введение…………………………………………………………………………

Содержание: Введение…………………………………………………………………………

Введение. Изучая математику, я выяснила, что царица всех наук - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты…

Введение. Изучая математику, я выяснила, что царица всех наук - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты…

Задачи: 1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах

Задачи: 1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах

Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности

Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности

Глава 2 .Классификация орнамента в

Глава 2 .Классификация орнамента в

Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций

Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций

В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные

В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные

Симметричности узор Ромб, квадрат, прямоугольник

Симметричности узор Ромб, квадрат, прямоугольник

Глава 3. Особенности узоров на костюмах у

Глава 3. Особенности узоров на костюмах у

Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади

Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади

Орнамент - узор, построенный чередованием в определенном порядке рисунков или линий

Орнамент - узор, построенный чередованием в определенном порядке рисунков или линий

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 6 Приложение 7

Приложение 6 Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 12

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Приложение 13

Приложение 13

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020