Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
docx
06.12.2020
Исследовательская работа
Аниськина Настя 10 класс.docx

XVII Российская научная конференция школьников «Открытие»

 

Секция ЯЗЫКОЗНАния

 

 

 

Концепт «дурак» в повести

Натальи Ключарёвой «Деревня дураков»

Исследовательская работа

 

 

Выполнила ученица

10 соц-гум класса

МОУ СОШ «Провинциальный колледж» г. Ярославля

Аниськина Анастасия Максимовна

 

Научный руководитель

Кан. фил. наук, доцент

кафедры теории коммуникации и рекламы ЯГПУ

им. К.Д. Ушинского

Шустина И.В.

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Анализ словарных статей

1.Дурак как глупый человек

2. Дурак как странный человек

3. Дурак как психически больной

4. Концепт «дурак» в русской культуре (на основе работы А. Синявского «Иван-дурак»)

Заключение

Список литературы

 

Введение

Сейчас понятие «концепт» является одним из самых изучаемых и значимых в филологии. Многие исследования посвящены описанию наиболее значимых концептов для русских людей.

Новизна моей работы состоит в том, что я изучаю один из наиболее значимых концептов русской культуры – концепт «дурака» – на примере книги Натальи Ключаревой «Деревня дураков». Эта повесть написана в 2010 году и еще не успела приобрести большую известность, что также свидетельствует о научной новизне нашей работы, поскольку глубоких научных исследований, посвященных прозе Н.Л.Ключаревой, пока не существует.

Таким образом, объектом нашего исследования является повесть Н. Ключеревой «Деревня дураков», а предметом – языковые средства выражения концепта «дурак».

Цель исследования – проанализировать концепт «дурак» в произведении Натальи Ключаревой.

Цель определила задачи исследования:

1) изучить работу А.Синявского «Иван-Дурак» для того, чтобы выявить основное содержание концепта «дурак» в русской культуре,

2) выявить языковые средства выражения концепта «дурак» в произведении Натальи Ключаревой,

3) сопоставить содержание концепта «дурак» в повести Н. Ключаревой и в работах А. Синявского.

Материалом исследования стали языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений), использующихся для выражения концепта «дурак» в повести. Метод сбора материала – сплошная выборка.

При проведении исследования использовались следующие методы: лингвистическое комментирование, классификация, сопоставление, обобщение.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках русского языка при изучении концептов, в том числе концепта «дурак» и на уроках литературы при изучении современных произведений.

 

 

И вспоминался муторный кошмар школьных лет – второгодник Ваганов, который на вопрос: «Ваганов, зачем тебе голова?!» – отвечал с неизменной улыбкой от уха до уха: «Чтобы жрать!» (стр. 1)

Этот фрагмент показывает, что явно не отличающийся умом Ваганов не является дураком. Его так не называет Митя, а значит и автор. Однако точно можно сказать, что такие люди, как этот второгодник у Мити вызывают негативное отношение. В связи с этим возникает вопрос: кто же такие дураки в повести и почему их так называют.

 

Анализ словарных статей

На первом этапе мы обратились к анализу словарных статей, посвященных слову «дурак». Это позволило нам понять, в каких значениях может быть использовано это слово в речи, а значит, какие элементы входят в структуру концепта «дурак» для русского человека. Нами были проанализированы данные следующих словарей: «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, Большого толкового словаря русского языка под редакцией С.А. Кузнецова и толкового словаря русского языка С.А. Ожегова

ДУРАК – глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный. || Малоумный, безумный, юродивый.[толковый словарь Даля]

ДУРАК, -а; м.

1. Бранно. Глупый, тупой человек. Он не д., всё понял. Целый день сидит, как д. Круглый, набитый, беспросветный д.(очень глупый человек). Оказался д. дураком (оказался на деле, в действительности очень глупым). Стоит (сидит) д. дураком (разг.-сниж.;о состоянии полного непонимания происходящего). Оказаться в дураках (быть обманутым). Не кричи на меня, д.! Не надо быть дураком (несообразительным, простофилей). Быть (ходить) в дураках (считаться глупым). Не на дурака напал (не так глуп, как кажется). * Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт (Посл.).

ДУРАК, -а, м. (разг.). 1. Глупый человек, глупец. Д. дураком (очень глуп). Век живи, век учись – дураком умрешь (посл. о бесконечных возможностях учиться, узнавать новое). Ну ид. же ты! (бран.). 2. В старину: придворный или домашний шут. 3. О карточной игре: в дурака, в дураки. Игра (играть) в дураки (в дурака). Перекинуться в дураки (в дурака). Оставить, остаться в дураках (обыграть, проиграть в этой игре; также перен.: оставить, остаться в глупом положении). * Не дурак (сделать, делать что-н.) (разг.) - любит, имеет пристрастие к чему-н. Погулять не дурак. Не будь дурак - о том, кто не сплоховал, нашелся в нужную минуту. А он не будь дурак и дал сдачи обидчику. Дурака (ваньку) валять 1) дурачиться, шутить. Хватит дурака (ваньку) валять! (призыв вести себя разумно); 2) делать глупости. Дурака свалять (разг.) - сделать глупость, допустить ошибку. Без дураков (прост.) - без глупостей, всерьез, не дурачась. Давай (говори) без дураков! || уменьш. дурачок, -чка, м. || прил. дурацкий, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Д. колпак (шутовской).

На основе анализа словарных статей мы выбрали два главных значения, составляющих концепт «дурак»: 1) ‘глупый человек’; 2) ‘странный человек’, причем, согласно словарю С.И. Ожегова, странность человека может быть связана с его ролью шута. Мы будем рассматривать, как проявляются эти значения на примерах из повести Н.Ключаревой.

Кроме того, в данной повести слово «дурак» часто используется в значении ‘психически больной’. Это третья составляющая исследуемого концепта, представленная в произведении Н. Ключаревой.

Чаще всего слово дурак используется в повести по отношению к жителям деревни, где живут больные люди, однако в некоторых ситуациях герои употребляют это слово по отношению к другим людям или даже к себе. Проанализируем сначала именно эти ситуации, чтобы понять, кого и почему называют в повести дураком.

 

1.Дурак как глупый человек

Докукин, богатый человек, изнывает от скуки, не зная, чем себя занять, но на предложение влюбиться отвечает: «Ха! Нашел дурака!». То есть Докукин считает человека, который может влюбиться первым,  дураком. Сам Докукин неплохой  человек, но от скуки ремонтирует церкви и скупает поселки, он ждет того что в него кто-нибудь влюбится, но влюбиться первым он считает глупым поступком. Он не готов отдавать себя в плане чувств, только в плане денег. Он считает , что солидные люди, как он, не могут себе позволить влюбиться первыми, а иначе они дураки.

Аналогичное отношение к любви мы видим у еще одного героя повести. Так, шофер, рассказывая Мите о причинах, почему после армии остался жить в деревне, говорит: А я, дурак, вернулся. Девка у меня тут. Была. Стерва!

Он считает себя дураком, потому что совершил поступок, о котором он жалел всю жизнь: вернулся к девушке, которая его к тому же не дождалась. Таким образом, основанием для такой оценки является то, что он руководствовался в той ситуации чувствами, а не разумом. Вновь дураком назван тот, кто поддается любви.

Кроме того, любовь превращает умного человека в дурака, затмевая светлый разум. Директор школы в Митино, разговаривая с одним из своих учеников произносит следующую фразу: « Ты умный человек, а ведешь себя как дурак, – начала она педагогическую беседу с несчастным влюбленным.» Эта фраза так же показывает, что дурак – это оценка не интеллектуальных качеств.

Из высказывания Сани мы можем сделать вывод о том, что дурак также является человеком, который доверился кому-то, но ошибся в своем доверии. Вы такой же, как все! А я, дурак, повелся!

Во всех этих примерах «дурак» рассматривается как глупый человек.

В повести есть и примеры обычного использования слова дурак в качестве бранного. Так три мальчика в поисках клада разругались, и один из них назвал своих друзей дураками: Дураки! Он оттого и бедный был, что все деньги на жемчужину потратил!

 

2. Дурак как странный человек

Участковый называл дураком пятиклассника, запускающего по воде бумажные кораблики. Так он выражал бессмысленность этого действия и для него все люди, которые совершают бессмысленные, то есть не приносящие прибили и не имеющие пользы поступки, – это дураки.

– Кораблик сделал.

– Совсем дурак?

Ему не понять зачем этот маленький мальчик запускает кораблики, как и любому взрослому, поэтому он и считает этого мальчика странным.

Даже сами жители этой деревни называли ее «деревней дураков», настолько это выражение устоялось: «Из деревни, – улыбнулась девочка. – Ее тут называют деревней дураков. Знаете?» .Но, несмотря на это, сами жители деревни не считали себя дураками, они считали дураками тех людей, которые не умели ничего сдоздавать, а умели только рушить, людей которые не слушали полезные советы, а если даже и слушали ленились сделать самые простые вещи. «Ты думать, дело в дурак? Нет! Дело в русский человек! Я два года тусовать с ваши хиппи! Они – не дурак! Все – читать Кастанеда и обсуждать духовность! Но мусор в три контейнера – нет! Я говорить каждый день! Они соглашаться – и кидать в одну кучу! Духовность, твою мать! Россия – большая страна – много места под свалку!». Жители деревни дураков считали странным, что русские люди не понимают простых вещей.

Жители деревни Митино устраивали ярмарки, где продавали старый хлам. И у бедной девушки из деревни дураков не было денег для того, чтобы купить книгу, на что ей сказали: «Нет у нее денег! – перебила старуха. – Тебе, поди-ка, за дураков богато плотят?». Автор подчеркивает неграмотную речь старухи словом «плотят», что показывает ее сельскую необразованность. И таких в этой деревне живет много. При этом именно жители деревни Митино считают дураками соседнюю деревню. И это подчеркивает еще раз, что слово дурак не связано с характеристикой интеллекта.

 

3. Дурак как психически больной

Шофер говорит: «иностранцы за нашими психами присматривают». Эта фраза не позволяет однозначно сделать вывод, кого же все таки называют дураками» иностранцев или «психов»? Попробуем выяснить это проанализировав реплики героев повести.

Например, тот же Шофер постоянно называл ту самую деревню, деревней дураков, а жителей этой деревни –дураками.

– Там у нас, через поле, деревня дураков, – на всякий случай объяснил он. – Иностранцы за нашими психами присматривают. Набрали по интернатам – и сопли вытирают. За бесплатно. Вот мы и говорим – деревня дураков. Одни дураки с другими возятся. Блаженные – с клиническими. А я – Вова.

Это устоявшееся среди жителей деревни Митино выражение использовал и еще один герой произведения – Васенька: Деревню дураков спалили! В подобных фразах слово дурак не имеет оценочного значения, а употребляется лишь как устоявшееся выражение.

Кроме того, Митя использовал в своей речи слово «дурак» лишь для того, чтобы спросить у других героев книги, что это за деревня дураков

В то время как директор школы, рассказывая о своей школе, упоминала слово «дурак», вспоминая о той самой деревне. Но повезло: к дуракам немецкий профессор приехал.

Отношение жителей деревни Митино к деревне дураков понятно сразу. Люди не любили ее и считали что там живут «психи». Деревня дураков была давним врагом Гаврилова. И лишь Митя смог оценить важность этой деревни, увидеть что они делают и понять что это все не просто. Многое произошедшее в этой деревне с ним заставило его задуматься о важых вещах. Вернувшись от дураков, Митя, едва ли не впервые за свою деревенскую жизнь, как-то незаметно превратившуюся в безмятежные летние каникулы, задумался об истории.

Более того, даже в духовном плане жители деревни дураков намного более развиты, чем жители деревни Митино. На следующее утро Настя привела с собой в церковь всех, за исключением Лены, обитателей деревни дураков

 

4. Концепт «дурак» в русской культуре (на основе работы А. Синявского «Иван-дурак»)

Образ дурака имеет большое значение для русской культуры, Синявский объясняет это тем, что «Дурак – самый популярный и самый колоритный сказочный персонаж» (36).

О значимости концепта «дурак» в русской культуре может свидетельствовать хотя бы тот факт, что Дурак, как отмечает А. Синявский, самый популярный и самый колоритный сказочный персонаж [Синявский, с.36].

С другой стороны, слово дурак используется как ругательство (см. анализ словарей ниже). Как подчеркивает А.Синявский, дурак – «это вариант последнего и худшего человека», поскольку он занимает самую низкую ступень на социальной лестнице. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и колотят [Синявский, с.36-37].

Основными свойствами дурака, опять же по мнению Синявского, являеются глупость и лень. Кроме того, он склонен к беспробудному пьянству, грязнуля, не умеет и не любит работать. Тем не менее ему всегда везет, он счастлив в жизни, несмотря на то, что, по мнению простых людей, он делает глупости, например выбирает мешок с песком вместо мешка серебра при получении заработка. При этом все думают, как же так, почему с песком, какой же он глупый, что взял с песком, а не с серебром. Но далее, случайно идя по лесу, он видит горящую на костре красавицу и этим песком спасает ее. Тем самым находит счастье в жизни.

 

Заключение


Список литературы

Источник:

1. Ключарева Н.Л. Деревня дураков: Повесть. – М.: АСТ, 2010. – С. 3- 175.

Словари:

2. Абрамов. Н.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – Электронная версия «ГРАМОТА.РУ», 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/

3. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб., 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994. – 928 с.

Справочная литература:

5. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы/ Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2011.

6. Шустина И.В. Как подготовить научно-исследовательскую работу по языкознанию: методические рекомендации. – Ярославль, 2009.

Научные книги, статьи:

7. Синявский А. Иван-дурак


Скачано с www.znanio.ru

XVII Российская научная конференция школьников «Открытие»

XVII Российская научная конференция школьников «Открытие»

СОДЕРЖАНИЕ Введение Анализ словарных статей 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение Анализ словарных статей 1

Натальи Ключаревой, 3) сопоставить содержание концепта «дурак» в повести

Натальи Ключаревой, 3) сопоставить содержание концепта «дурак» в повести

Толкового словаря живого великорусского языка»

Толкового словаря живого великорусского языка»

Д. колпак (шутовской). На основе анализа словарных статей мы выбрали два главных значения, составляющих концепт «дурак»: 1) ‘глупый человек’; 2) ‘странный человек’, причем, согласно словарю

Д. колпак (шутовской). На основе анализа словарных статей мы выбрали два главных значения, составляющих концепт «дурак»: 1) ‘глупый человек’; 2) ‘странный человек’, причем, согласно словарю

Он считает себя дураком, потому что совершил поступок, о котором он жалел всю жизнь: вернулся к девушке, которая его к тому же не дождалась

Он считает себя дураком, потому что совершил поступок, о котором он жалел всю жизнь: вернулся к девушке, которая его к тому же не дождалась

Даже сами жители этой деревни называли ее «деревней дураков», настолько это выражение устоялось: «Из деревни, – улыбнулась девочка

Даже сами жители этой деревни называли ее «деревней дураков», настолько это выражение устоялось: «Из деревни, – улыбнулась девочка

Там у нас, через поле, деревня дураков, – на всякий случай объяснил он

Там у нас, через поле, деревня дураков, – на всякий случай объяснил он

Образ дурака имеет большое значение для русской культуры,

Образ дурака имеет большое значение для русской культуры,

Список литературы Источник : 1

Список литературы Источник : 1
Скачать файл