Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
Технология проблемного обучения.
Урок – исследование по русскому языку
в 3 классе по теме
«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
учитель начальных классов
Яценко Д.В.
Красноперекопск, 2020
Цель: создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Задачи:
Образовательные: сформировать устойчивое представление о суффиксе как части слова; познакомить с ролью суффикса.
Воспитательные: развивать адекватную самооценку.
Задачи развития: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания.
Планируемые результаты (предметные): находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.
Личностные
результаты: проявляют интерес к познанию русского
языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, флипчарт «Что такое суффикс», учебник «Русский язык» 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Оргмомент
Мы сегодня снова будем наблюдать,
делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок прошел каждому впрок,
активно в работу включайся дружок.
- Садитесь.
- Руки … (на месте)
- Ноги… (вместе)
- Спина … (прямая).
– Проверим готовность к уроку.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Подчеркните орфограммы.
2. Актуализация знаний
-Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Состав слова)
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
- Какие части слова вы уже знаете?
Игра «Задай вопрос другу»
- Что такое окончание?
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?
- Что такое приставка?
- Какова роль приставки в слове?
- Что такое корень?
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете части слова.
- Руки … (на месте)
- Ноги… (вместе)
- Спина … (прямая).
3. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его… лес
- Давайте отправимся на прогулку в лес. Вот как об этом пишет М. Пришвин.
Лес надо слышать, чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности, зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
- Запишите слово лес.
- Как называют сторожа леса, работника лесного хозяйства? (Лесник)
- Их основное дело – забота о лесе.
-Как вы думаете, для чего нужно беречь лес? (Лес - главный источник пополнения воздуха кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем).
- Запишите это слово.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные слова, т.к. у слов есть общая часть, в котором содержится общее лексическое значение).
- Выделите известные вам части слова.
- Какая часть слова осталась не выделенная?
- Да? Вы так думаете? Проверим наши предположения на стр. 73.
4. Определение темы. Целеполагание.
- Тема урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
- Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью слова).
- Для того чтобы мы смогли достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка.
ПРОВЕРЯЮ
ПРИМЕНЯЮ
КАК?
ЧТО?
- Какая ступенька у нас в плане первая?
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Что? Что такое суффикс? Где находится в слове?
- Какая ступенька у нас в плане вторая?
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Как найти суффикс?
- Какая следующая ступенька? Применяю
- Чему будем учиться на этой ступеньке? Тренироваться находить суффиксы.
- Какая следующая ступенька? Проверяю
- Что будем проверять на этой ступеньке? Как я научился находить суффиксы.
5. Реализация плана.
- Возвращаемся к слову «лесник».
- Как называется эта часть слова? Как она обозначается?
Ответьте на вопросы:
· Что такое суффикс?
· Где в слове находится суффикс?
· Для чего нужен суффикс?
- Проверим наши выводы на стр. 89 у лесной жительницы - мудрой совы.
6. Продолжение работы по учебнику.
- На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? Как найти суффикс?
- Задание от лесника.
- Составить алгоритм.
1. Подобрать _________________ слова.
2. Найти ________, ___________.
3. Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
- Прочитайте стихотворение. (Читаем стихотворение на доске).
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок – ёжик.
- Найдите и выпишите однокоренные слова. Ёж, ежиха, ёжик.
- Выделите окончание, корень и суффикс.
- Попробуйте сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения по образцу.
Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок.
. . . – зайчиха - . . .
. . . – лосиха - . . .
- В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или однокоренные слова?
- В паре составьте алгоритм.
- Как мы можем проверить свои выводы? Умная совушка, еще одна лесная жительница, предлагает нам проверить свои выводы по учебнику на стр. 90.
- На какой ступеньке работали? На все ли вопросы ответили?
7. Физкультминутка
На доске написаны слова:
Гора – горка, лес – лесок, мяч – мячик, город – городок. Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы машете головой из стороны в сторону. Если в слове есть суффикс, руками над головой показываете знак суффикса.
Игра «Побудь лесным волшебником».
- Тот, у кого окажется этот осенний листок из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот, палец, книга, ложка.
- А теперь в большие предметы. Дом, кот, слон, хвост.
-Какой можно сделать вывод, для чего нужен суффикс в нашей речи? (Суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной).
8. Применение знаний.
- На какую ступеньку переходим? (Применяю)
- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы)
- Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.
- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?
- Какие знания вам потребуются? (Знать, все части слова корень, суффикс, окончание, находить их).
- Чему можно учиться, выполняя это задание? У доски 3 ученика выполняют задание. Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд записывает 1й столбик, 2 ряд - 2 й столбик, 3 й ряд - 3й столбик)
- Для чего мы выполняли это упражнение?
9. Рефлексия.
Работа на интерактивной доске.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
- Разделите их на 2 группы. (Березка, рыбак, домик; пригород, переход, отлёт)
- По какому признаку делили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок).
- Что такое приставка? Для чего она служит?
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
Тест по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
10. Итог урока.
- Какие цели ставили?
- Кто помогал на уроке?
- Лесник и лесные жители просят вас бережно относится к лесу. Приходя в лес, не забывайте, что мы не только хозяева, но и гости. Нанося вред лесам, мы вредим самим себе.
11. Домашнее задание.
По выбору
1. с. 89 – 90 знать правила, с. 90 упр. 166 выполнить задание
2. с. 89 – 90 знать правила, записать 10 слов по схеме «корень, суффикс, окончание» и выделить части слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.