Урок русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"
Оценка 4.8

Урок русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
06.12.2020
Урок русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"
Урок-исследование в 3 классе по русскому языку с применением технологии проблемного обучения
Яценко ДВ_конспект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск  Республики Крым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология проблемного обучения.

Урок – исследование по русскому языку

в 3  классе по теме

«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                                       учитель начальных классов

                                                      Яценко Д.В.

 

 

 

 

 

Красноперекопск, 2020

Цель: создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Задачи:

Образовательные: сформировать устойчивое представление  о суффиксе как части слова; познакомить с  ролью суффикса.

Воспитательные: развивать адекватную самооценку.

Задачи развития: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания.

Планируемые результаты (предметные): находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.

Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, флипчарт «Что такое суффикс»,  учебник «Русский язык» 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня снова будем наблюдать,

делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок прошел каждому впрок,

активно в работу включайся дружок.

- Садитесь.

- Руки … (на месте)

- Ноги… (вместе)

- Спина … (прямая).

– Проверим готовность к уроку.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

- Откройте тетради. Запишите число.  Классная работа. Подчеркните орфограммы.

 

2. Актуализация знаний

-Какой  раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Состав слова)

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

- Какие части слова вы уже знаете?

Игра «Задай вопрос другу»

- Что такое окончание?

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?

- Что такое приставка?

- Какова роль приставки  в слове?

- Что такое корень?

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете части слова.

- Руки … (на месте)

- Ноги… (вместе)

- Спина … (прямая).

 

3. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку.

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его…    лес

- Давайте отправимся на прогулку в лес. Вот как об этом пишет М. Пришвин.

Лес надо слышать, чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности, зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.

- Запишите слово лес.

- Как называют сторожа леса, работника лесного хозяйства? (Лесник)

- Их основное дело – забота о лесе.

-Как вы думаете, для чего нужно беречь лес? (Лес - главный источник пополнения воздуха кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем).

- Запишите это слово.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные слова, т.к. у слов есть общая часть, в котором содержится общее лексическое значение).

- Выделите известные вам части слова.

- Какая часть слова осталась не выделенная?

- Да? Вы так думаете? Проверим наши предположения на стр. 73.

 

4. Определение темы. Целеполагание.

- Тема урока «Что такое суффикс?  Как найти в слове суффикс?»

- Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью слова).

- Для того чтобы мы смогли достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка.

                                                                  ПРОВЕРЯЮ

                                     ПРИМЕНЯЮ

                    КАК?

ЧТО?

- Какая ступенька у нас в плане первая?

- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Что? Что такое суффикс? Где находится в слове?

- Какая ступенька у нас в плане вторая?

- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Как найти суффикс?

- Какая следующая ступенька? Применяю

- Чему будем учиться на этой ступеньке? Тренироваться находить суффиксы.

- Какая следующая ступенька? Проверяю

- Что будем проверять на этой ступеньке? Как я научился находить суффиксы.

 

 

5. Реализация плана.

- Возвращаемся к слову «лесник».

- Как называется эта часть слова? Как она обозначается?

Ответьте на вопросы:

·        Что такое суффикс?

·        Где в слове находится суффикс?

·        Для чего нужен суффикс?

- Проверим наши   выводы на стр. 89 у лесной жительницы  - мудрой совы.

 

6. Продолжение работы по учебнику.

- На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? Как найти суффикс?

- Задание от лесника.

- Составить алгоритм.

1.     Подобрать _________________ слова.

2.     Найти ________, ___________.

3.     Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

- Прочитайте стихотворение. (Читаем стихотворение на доске).

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок – ёжик.

- Найдите и выпишите однокоренные слова. Ёж, ежиха, ёжик.

- Выделите окончание, корень и суффикс.

- Попробуйте  сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения по образцу.

Медведь – медведица – медвежонок.                                                                           Волк – . . . – волчонок. 

. . . – зайчиха - . . .

. . . – лосиха - . . .  

- В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или однокоренные слова?

-   В паре составьте алгоритм.      

- Как мы можем проверить свои выводы? Умная совушка, еще одна лесная жительница, предлагает нам проверить свои выводы по учебнику на стр. 90.

- На какой ступеньке работали? На все ли вопросы ответили?

 

7. Физкультминутка

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, мяч – мячик, город – городок. Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы машете головой из стороны в сторону. Если в слове есть суффикс, руками над головой показываете знак суффикса.

Игра «Побудь лесным волшебником».

- Тот, у кого окажется этот осенний листок из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот, палец, книга, ложка.

- А теперь в большие предметы. Дом, кот, слон, хвост.

-Какой можно сделать вывод, для чего нужен суффикс в нашей речи? (Суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной).

 

8. Применение знаний.

- На какую ступеньку переходим? (Применяю)

- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы)

- Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.

- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?

- Какие знания вам потребуются? (Знать,  все части слова корень, суффикс, окончание, находить их).

- Чему можно учиться, выполняя это задание? У доски 3 ученика выполняют задание. Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд записывает 1й столбик, 2 ряд - 2 й столбик, 3 й ряд - 3й столбик)

- Для чего мы выполняли это упражнение?

 

9. Рефлексия.

Работа на интерактивной доске.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

- Разделите их на 2 группы. (Березка, рыбак, домик; пригород, переход, отлёт)

- По какому признаку делили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок).

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

 

Тест по теме: «Суффикс»

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

 

 10. Итог урока.

- Какие цели ставили?

- Кто помогал на уроке?

- Лесник и лесные жители просят вас бережно относится к лесу. Приходя в лес, не забывайте, что мы не только хозяева, но и гости. Нанося вред лесам, мы вредим самим себе.

 

11. Домашнее задание.

По выбору

1.     с. 89 – 90 знать правила, с. 90 упр. 166 выполнить задание

2.     с. 89 – 90 знать правила, записать 10 слов по схеме   «корень, суффикс, окончание»  и выделить части слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования городской округ

Цель: создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Цель: создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Ход урока 1. Оргмомент Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать

Ход урока 1. Оргмомент Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать

Лес надо слышать, чувствовать и знать

Лес надо слышать, чувствовать и знать

Реализация плана. - Возвращаемся к слову «лесник»

Реализация плана. - Возвращаемся к слову «лесник»

Тот, у кого окажется этот осенний листок из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов

Тот, у кого окажется этот осенний листок из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов

Д – подобрать однокоренные слова

Д – подобрать однокоренные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2020