Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кармаклинская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
имени Героя Советского Союза Д.П.Бурцева
Номинация конкурса
Тема работы:
Работу выполнили учащиеся 7 класса, МКОУ Кармаклинской СОШ
Прохоренко Дарина Кириловна.
Шпакова Янна Сергеевна
Руководитель-учитель биологии
Сарычева Екатерина Анатольевна
Оглавление 2 стр.
I.Введение 3 стр.
1.1. Актуальность темы 3 стр.
2.1. История развития науки, генетика 4 стр.
2.2. Что такое наследственность?5 стр.
2.3. 6 стр.
2.7. Профилактика заболеваний коров 10 стр.
III. Выводы. Заключение 12 стр.
Список используемой литературы 12 стр.
Приложения №1 13 стр.
Приложения №2 14 стр.
Приложения №3 15 стр
Приложения №4 16 стр.
Приложения №5 17 стр.
Приложения №6 18 стр.
Тема нашего исследования «Кто на кого похож?».
Актуальность: В наших семьях с момента нашего появления на свет между родителями возникает спорный вопрос «На кого похожа наша дочь?». Папы утверждают, что мы похожи только на родственников отца, мамы вступают в спор и утверждают обратное. Мы думаем, что пора положить этому спору конец, и решили написать данную исследовательскую работу. Человека всегда интересовало, почему он похож на своих родителей и других родственников – братьев, сестёр, дедушек, бабушек, причём не только внешне, но и своим характером и привычками. На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой - на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?
Гипотеза: от своих родителей дети наследуют не только внешность, но и склонности и способности, может даже привычки и манеры поведения.
Цели:
Ø Выяснить, почему дети похожи на своих родителей?
Ø Выяснить чем мы похожи на своих родителей.
Ø Разобраться, почему один человек похож на отца, а другой - на маму?
Ø Определить, чем похожи все люди на Земле.
Задачи:
1. Найти материал по теме данного исследования в книгах, энциклопедиях, интернете.
2. Составить родословное древо.
3. Собрать фотоматериалы, как самостоятельно, так и из семейного альбома.
4. Провести исследование и составить сравнительные таблицы: сравнение внешних черт, сравнение черт характера, склонности к какому-либо делу.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: фотоматериалы и результаты сравнительных таблиц.
Предмет исследования: сравнение черт своей внешности с внешностью родителей, родословная наших семей.
Методы исследования: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; наблюдение и анализ полученных результатов.
I.1. Введение
Говорят, коль в папу дочка,
То счастливой будет, точно.
И смышленой, как и он, -
То генетики закон!
Если дочка в мать пошла,
Будет также хороша
И кокетливо – игрива
Всем на радость и на диво.
Нам часто говорят, что мы, это Я Дарина и моя подруга Яна похожи на пап. Я сама в зеркале вижу сходство. Нам стало интересно: а почему это так? Нам захотелось узнать, что же досталось от мамы и от папы и поможет нам в этом такая загадочная наука как генетика.
В исследовании мы узнаем, что объясняет это загадочная наука- генетика. Что такое наследственность? Для этого мы читали, просматривали материалы из интернета, решали генетические задачи. Целью исследования было знакомство с наукой наследственности и её влияния на нашу родословную семьи. Нами было собрано и обработано большое количество информации: фотографии, выдержки из книг, мы даже научились решать простейшие генетические задачи.
II.Основная часть.
2.1. Генетика и наследственность.
Передача детям признаков родителей – называется наследственностью и изучает её наука генетика. Генетика (греч. Genesis – происхождение) - наука о наследственности и изменчивости организмов. Термин «генетика» в 1905 году ввел английский биолог Уильям Бэтсон , происходит от греческого genesis и переводится как «развитие» или «происхождение». Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей и не только внешнее, но и в том, что касается поведения, мимики, жестикуляции, черт характера. Поистине удивительное, иногда на уровне самых незначительных признаков, сходство с родителями замечается даже у новорожденных. Попытки понять природу передачи признаков по наследству от родителей детям предпринимались еще в древности. Передача детям признаков родителей – называется наследственностью и изучает её наука генетика.
Итак, наследственность – это изучение того, как дети приобретают сходство со своими родителями. Родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. По наследству передается цвет и тип волос, цвет глаз, цвет кожи, курчавость волос, полнота и худоба, форма носа, способность сворачивать язык трубочкой, склонность к чему-либо, характер, жесты, мимика и многое другое. Хранится информация о наследственности в ДНК человека. Ген является основной структурной и функциональной единицей наследственности. Гены - это определенные участки ДНК, которые содержат инструкции по созданию молекул, называемых белками, то есть в них зашифрована информация о соответствующем белке. У человека гены различаются по размерам от нескольких сотен ДНК . Количество генов у человека составляет 20 – 25 тыс. Каждый индивид имеет две копии гена, каждый из которых был получен от одного из родителей. Большинство генов у людей схожи между собой, но некоторые гены (менее 1% от всех) значительно различаются между людьми.
Одни гены бывают доминирующими или победителями, другие – побежденными, рецессивными. Например, ген, определяющий кудрявость волос - победитель над геном прямых волос. Это если оба родителя кудрявые, то и у детей будут волосы кудрявые. У родителей с тёмными глазами и дети будут с темными глазами. У людей с темным цветом кожи и дети будут темнокожими. У родителей с тёмными волосами и дети будут темноволосыми. Итак, мы уже знаем, что гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены или в генетике их называют доминантные, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой». Дети хоть и похожи на своих родителей, но, тем не менее, отличаются от них. Люди давно заметили, как велико сходство между родителями и детьми. Дети похожи на родителей, бабушек и дедушек не только чертами лица, но и строением некоторых органов, своим характером и даже особенностями поведения, мимики, жестикуляции.
Человеческий ребенок и детеныш любого животного, вырастая, он обязательно наследует какие – то индивидуальные черты своих родителей, в то же время судьба любого человека зависит от условий, в которых он растет. Даже у здоровых, умных родителей ребенок может не иметь могучего тела и здоровья и окажется невежественным, если с ним не будут заниматься воспитанием. Дети, которые росли в стае волков или других животных в лесу, не умеют ходить прямо, не разговаривают, не едят руками, а откусывают от куска и лакают из миски. Ученые доказали, что если ребенок до 6 первых лет не слышит человеческую речь, то уже и не научится говорить никогда[4]. Вот такое значение имеет воспитание в жизни людей. Организм работает всегда так, как записано в генах родителей. В этом и причина того, что дети похожи на своих родителей. Чтобы проследить свою наследственность, надо изучить родословную своей семьи.
2.3.Решение генетических задач.
Дарина. У меня рыжий волос, как же он наследуется? Мне стало интересно, и я прочитала много литературы, вот что я обнаружила.
У представителей медных волос, как правило, светлая кожа, светлые (серые, голубые или зеленые) глаза, а на теле иногда имеются веснушки. Кстати, веснушками могут быть покрыты и брюнеты, и блондины, и не все рыжие имеют россыпь пигментированных пятнышек. Дело в том, что генетически веснушки передаются несколько иначе, чем цвет волос, но зависят от того же гена. Можно отметить одно: цвет волос — это рецессивно- наследуемый признак, то есть обязательно перенимается, если оба родителя рыжие. А веснушки — доминантно наследуемый, то есть одного родителя в веснушках достаточно, чтобы они появились у ребенка. У рыжих людей есть еще несколько любопытных особенностей, которые на первый взгляд никак не связаны с цветом шевелюры. Например, они более чувствительны к горячему и холодному и менее чувствительны к боли воздействия электрическим током. Они по-разному реагируют на болеутоляющие лекарства, и им требуется более сильная анестезия при операциях. Так же у солнцеголовых людей повышенная чувствительность к ультрафиолету, поэтому носители рыжих волос быстро обгорают. Вот какая я оказывается.
Приложение №1( Дарина)
Решая простейшие генетические задачи мы пришли к следующему выводу.(Приложение №1)
Приложение №2 ( Яна)
2.4. Наше родословное древо.
Узнав всё это, мы решили составить своё родословное древо. Достали все семейные фотографии. Нам надо было узнать всё о папе и маме, бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. Нарисовала древо. Расположила в них членов нашей семьи, родителей бабушек и дедушек. Получилось вот такое родословное древо (Приложение 4).
Составив родословное древо, я занялась составлением сравнительных таблиц, которые помогли определить мои гены (Приложение ). В составлении сравнительных таблиц приняли участие мои родственники. Когда сравнительные таблицы были заполнены, мы их проанализировали. Рассказы и просмотр семейных фотографий оказались очень увлекательными
Дарина- Сравнили сначала внешние черты:
Губы у меня средние, нос и рот маленький, форма пальцев продолговатая, разрез глаз средний, брови горизонтальные, уши средние, форма лица овальная, как и у мамы.
Цвет глаз зелёный, форма пальцев продолговатая, разрез глаз средний, уши средние, волосы кудрявые, как и у моего папы.
Вывод: внешне я похожа на маму и папу.
От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, увлечения, черты характера.
У меня характер спокойный, такой как у папы и у мамы.
Вывод: характер мне достался от папы и от мамы.
В нашей семье общее увлечение – рыбалка. У нас с папой любимое время года – весна, а у мамы – лето. Я, как и мама с папой люблю овощи. Мы с мамой любим, улыбаться, а папа наоборот хмурит брови.
Яна
Сравнили сначала внешние черты:
Губы у меня средние, нос и рот маленький, форма пальцев продолговатая, разрез глаз средний, брови горизонтальные, уши средние, форма лица овальная, как и у мамы.
Цвет глаз зелёный, форма пальцев продолговатая, разрез глаз средний, уши средние, волосы кудрявые, как и у моего папы.
Вывод: внешне я похожа на маму и папу.
От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, увлечения, черты характера.
У меня характер спокойный, такой как у папы и у мамы.
Вывод: характер мне достался от папы и от мамы.
В нашей семье общее увлечение – рыбалка. У нас с папой любимое время года – весна, а у мамы – лето. Я, как и мама с папой люблю овощи. Мы с мамой любим, улыбаться, а папа наоборот хмурит брови.
Немного изучив науку, я занялся составлением анкеты, которая поможет определить мои гены.
Анкета.
1. Глаза (цвет).
2. Нос (форма).
3. Губы (форма).
4. Волосы (цвет).
5. Привычки.
6. Характер ( спокойный, взрывной).
7. Жесты. Мимика.
8. Какие черты присущи ( доброта, злость, веселье, отзывчивость, грубость).
9. Любимые занятия, склонность к какому-либо делу.
.
Выводы.
С моей мамой мы похожи губами. Характер у нас спокойный, мы оба склонны к гуманитарным наукам и к творчеству.
От папы я унаследовал цвет глаз, форму носа, практически все жесты и привычки, а так же большое увлечение спортом. Ответственность, аккуратность и дружелюбие я унаследовал тоже от него.
Задорный характер и любовь к чтению я унаследовал от дедушки.
От бабушки с маминой стороны мне достались светло - русые волосы, и что немаловажно этими же чертами обладали мой прадедушка и прапрадедушка. От прадедушки также я унаследовал большую любовь к животным.
Подводя итоги о проделанной работе я сделал вывод, что я похож не только на маму и на папу, но и на своих бабушек и прадедушек. Во мне живут гены моих предков, которых я даже к сожалению не видел, но многое о них знаю . Чем я очень горжусь!
III.Выводы исследования:
Я, как и каждый человек, похожа на своих родителей. Дети наследуют от своих родителей не только внешнее сходство, но и склонности, и способности. От мамы я унаследовала форму губ, форму носа, некоторые привычки; от папы - цвет глаз, форму пальцев, характер. А мои родители унаследовали от своих родителей, от моих бабушек и дедушек, тоже определенные черты.
Подводя итоги о проделанной работе, я сделала вывод, что я похожа не только на маму и на папу, но и на своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Во мне живут гены моих предков, которых я даже, к сожалению, не видела, но многое о них узнала. Чем я очень горжусь!
Каждый человек – своеобразный, неповторимый, и чтобы он был талантливым и успешным, важно, чтобы наследственные способности и окружающий мир вместе были светлыми и яркими.
Заключение.
Я уверен что каждый человек должен знать и чтить своих предков. От них нам достался великий жизненный опыт, великие традиции, и наша задача не растерять их, а дополнить своими, что бы будущее поколение могло гордиться нами.
На кого же я похожа,
Так прелестна и пригожа?
На красивую матрёшку?
Или солнышко в окошке?
Если присмотреться близко,
На известную артистку,
И подальше отойдешь
Краше Ники не найдешь!
А вообще-то, скажем прямо
Красотою, конечно, в маму
И от папы что-то есть
Как и он люблю поесть...
Глазки тоже хороши,
Хоть картинку с них пиши,
Хитроватые, лукавые,
Сверху бровки, чуть упрямые
Всё на месте, всё в порядке,
Только есть одна загадка,
Мне никто сказать не может,
На кого же я похожа?
Литература
1. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. – Москва: Компания «Ключ – С», 1994, том 1
2. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. – Москва: Компания «Ключ – С», 1994, том 3
3. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. – Москва: Компания «Ключ – С», 1994, том 4
4. http://encyclopedia.dljatebja.ru/Organizm_cheloveka/Chto_takoe_nasledstvennost'.html
5. http://www.worklib.ru/dic/наследственность
1. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров.-4-е изд..-М.:Сов. Энциклопедия, 1989.
2. http://encyclopedia.dljatebja.ru/Organizm_cheloveka/Chto_takoe_nasledstvennost'.html
3. http://www.worklib.ru/dic/наследственность/
Сравнительная таблица черт характера, склонности к какому-либо делу.
Дарина |
я |
мама |
папа |
сестра |
Дедушка (папы) |
Бабушка (папы) |
Дедушка (мамы) |
Бабушка (мамы) |
Характер
|
спокойный |
спокойный |
спокойный |
спокойный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
Походка
|
медленная |
стремительная |
стремительная |
стремительная |
стремительная |
стремительная |
стремительная |
медленная |
Любимое животное |
собака |
кошка |
лошадь |
собака |
собака |
собака |
собака |
кошка |
Любимое время года |
лето |
весна |
лето |
лето |
лето |
лето |
осень |
весна |
Увлечения
|
вязание |
кулинария |
рыбалка |
Творчество(маникюр) |
рыбалка |
вязани |
автомобили |
вязание |
Предпочтение к еде
|
суши, сладкое |
Овощи, фрукты |
мучное |
пицца |
мучное |
мучное |
мучное |
мучное |
Жесты, мимика
|
улыбаться |
улыбаться |
улыбаться |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
Сравнительная таблица черт характера, склонности
Дарина |
я |
мама |
папа |
сестра |
Дедушка (папы) |
Бабушка (папы) |
Дедушка (мамы) |
Бабушка (мамы) |
Характер
|
спокойный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
Походка
|
медленная |
медленная |
стремительная |
твёрдая |
стремительная |
стремительная |
медленная |
твёрдая |
Любимое животное
|
собака |
собака |
собака |
лошадь |
собака |
собака |
собака |
собака |
Любимое время года
|
весна |
лето |
весна |
лето |
лето |
осень |
лето |
весна |
Увлечения
|
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
волейбол |
рыбалка |
вязание |
автомобили |
Предпочтение к еде
|
овощи, сладкое |
овощи |
овощи, сладкое |
фрукты |
фрукты |
рыба |
фрукты |
сладкое |
Жесты, мимика
|
улыбаться |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
Сравнительная таблица черт характера, склонности к какому-либо делу.
|
я |
мама |
папа |
Брат Андрей |
Брат Виталя |
Дедушка (папы) |
Бабушка (папы) |
Дедушка (мамы) |
Бабушка (мамы) |
Характер
|
спокойный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
уравновешенный |
Походка
|
медленная |
медленная |
стремительная |
твёрдая |
стремительная |
стремительная |
медленная |
твёрдая |
медленная |
Любимое животное
|
собака |
собака |
собака |
лошадь |
собака |
собака |
собака |
собака |
собака |
Любимое время года
|
весна |
лето |
весна |
лето |
лето |
осень |
лето |
весна |
лето |
Увлечения
|
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
волейбол |
рыбалка |
вязание |
автомобили |
Приготовление пищи |
Предпочтение к еде
|
овощи, сладкое |
овощи |
овощи, сладкое |
фрукты |
фрукты |
рыба |
фрукты |
сладкое |
фрукты |
Жесты, мимика
|
улыбаться |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
улыбаться |
Сравнительная таблица черт характера, склонности к какому-либо делу.
|
я |
мама |
папа |
Брат Андрей |
Брат Виталя |
Дедушка (папы) |
Бабушка (папы) |
Дедушка (мамы) |
Бабушка (мамы) |
Характер
|
спокойный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
уравновешенный |
Походка
|
медленная |
медленная |
стремительная |
твёрдая |
стремительная |
стремительная |
медленная |
твёрдая |
медленная |
Любимое животное
|
собака |
собака |
собака |
лошадь |
собака |
собака |
собака |
собака |
собака |
Любимое время года
|
весна |
лето |
весна |
лето |
лето |
осень |
лето |
весна |
лето |
Увлечения
|
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
волейбол |
рыбалка |
вязание |
автомобили |
Приготовление пищи |
Предпочтение к еде
|
овощи, сладкое |
овощи |
овощи, сладкое |
фрукты |
фрукты |
рыба |
фрукты |
сладкое |
фрукты |
Жесты, мимика
|
улыбаться |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
улыбаться |
Сравнительная таблица черт характера, склонности к какому-либо делу.
|
я |
мама |
папа |
Брат Андрей |
Брат Виталя |
Дедушка (папы) |
Бабушка (папы) |
Дедушка (мамы) |
Бабушка (мамы) |
Характер
|
спокойный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
спокойный |
уравновешенный |
спокойный |
уравновешенный |
Походка
|
медленная |
медленная |
стремительная |
твёрдая |
стремительная |
стремительная |
медленная |
твёрдая |
медленная |
Любимое животное
|
собака |
собака |
собака |
лошадь |
собака |
собака |
собака |
собака |
собака |
Любимое время года
|
весна |
лето |
весна |
лето |
лето |
осень |
лето |
весна |
лето |
Увлечения
|
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
рыбалка |
волейбол |
рыбалка |
вязание |
автомобили |
Приготовление пищи |
Предпочтение к еде
|
овощи, сладкое |
овощи |
овощи, сладкое |
фрукты |
фрукты |
рыба |
фрукты |
сладкое |
фрукты |
Жесты, мимика
|
улыбаться |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
хмурить брови |
улыбаться |
улыбаться |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.