Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов
Номинация «Исследовательская работа»
Тема: «К.Д. Ушинский – основатель народной педагогики, наставник».
Автор: Сафиуллина Ольга Павловна
Муниципальное образовательное автономное учреждение «Кулагинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
2023 год
Оглавление
I. Введение. 3
II. Основная часть. 5
1.Страницы жизни К.Д. Ушинского. 5
2.К.Д. Ушинский - основоположник национальной педагогики. 7
3. Вклад К. Д.Ушинского в развитие первоначального систематического обучения грамоте родного языка. 11
III. Вывод. 16
IV. Заключение. 18
V. Список источников. 20
VI. Приложения. 21
У – ум,
Ч – честь,
И – истина,
Т – терпение –
Ежедневно.
Л – любовь и
Ь – мягкость – ежечасно.
Не применить,
Какой-то компонент,
Для общества –
Опасно!
Работать с будущим Земли
Тебе доверено, учитель!
Будь осторожным,
Детских душ строитель!
(А. Войт)
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, посвящен в нашей стране педагогам и наставникам.
К.Д. Ушинский – великий учитель русских народных учителей, создавший полную программу подготовки народного учителя.
Проблема моего исследования: актуальны ли труды К.Д. Ушинского в современной национальной педагогике?
Актуальность: сохранение методов национальной педагогики в обучении и воспитании детей.
Цель: сформировать правильное понимание обучения и воспитания, которое сделает человека полезным себе и обществу.
Область исследования: жизнедеятельность К. Д. Ушинского, его вклад в систему обучения и воспитания.
Предмет исследования: педагогическое наследие педагога.
Новизна работы: сформулировать профессиональные педагогические установки, раскрыть потенциал у современного педагога в процессе обучения и воспитания учащихся.
Задачи исследования:
1. изучить биографию К.Д. Ушинского;
2. исследовать научные труды педагога, рассмотреть идею народности воспитания;
3. определить место родного языка в воспитании и обучении детей;
4. выступить с данной работой на заседании ШМО «Кулагинской СОШ»;
5. провести практическую работу для молодых учителей: «Правила самовоспитания К.Д. Ушинского, личностный опыт, идеал воспитания»;
6. организовать внеклассное мероприятие среди учащихся 5-6 классов к 200-летию К.Д. Ушинского на тему: «Доброта - волшебное лекарство»;
7. сочинить рассказ на тему: «Сельский учитель» к году педагога-наставника, проанализировать данное произведение с учащимися на уроках внеклассного чтения;
8. сопоставить и проанализировать все данные;
9. сделать соответствующие выводы.
Методика исследования:
1. Подготовительный этап:
a) выбор темы;
b) поиск информации.
2. Основной этап:
a) Учительская деятельность и научная педагогика К.Д.Ушинского.
3. Аналитический этап;
a) анализ рекомендаций;
b) оформление результативности;
c) оценка эффективности.
Принципы:
1. Ориентация на актуальную проблему и потребность общества воспитать молодое поколение духовно развитыми личностями на основе традиций великого педагога – наставника К.Д. Ушинского;
2. Развивать бережное отношение к творческому наследию своей страны.
Выводы:
-формирование нравственного здоровья общества;
- знания и применение опыта великих педагогов в своей практике;
- гордость и уважение к отечественному наследию своей страны;
-самосознание своего « Я».
Константин Дмитриевич Ушинский-основоположник научной педагогики в России. Он родился в 1823 г. (по другим данным в 1824 г.) в городе Туле, в дворянской семье. Существует медаль, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» (№ 84 от 6 октября 2004 г.). На медали выбита дата его рождения 1824 г. Дата 1824 г. содержится в Постановлении Совета Министров РСФСР № 398 от 25 июня 1946г., которым было утверждено описание медали К. Д.Ушинского – официальной награды Министерства образования и науки РФ. А К.Д. Ушинский на самом деле родился в 1823 . Современными российскими исследователями установлено, что К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1823 г. (по старому стилю). Это дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца. Документы хранятся в государственном архиве Тульской области.
Детство великий педагог провел в Черниговской губернии, в имении родителей, где отец и мать дали ему первоначальное образование. Затем поступил в третий класс Новгородско-Северской гимназии.
« В гимназии ученики высших, четвертых классов каждый месяц в присутствии директора и учителей читали свои сочинения. Из числа учеников, отличавшихся тогда первыми опытами своих сочинений, были … К.Д. Ушинский». ( Воспоминания Иосифа Самчевского, Киев, 1894. – 143 с.)
В 1840 году Константин Ушинский поступает в Московский университет на юридический факультет. В 1842 году К.Д. Ушинский посещает собрания московского студенчества.
« Студент Ушинский был очень заметною величиною в этой общестуденческой семье. Его меткие замечания обо всем, что волновало студенческую молодежь, облетали нередко весь университет». (Память Константина Дмитриевича Ушинского. СПб.,1896. – 24 с.)
В 1844 году К.Д. Ушинский блестяще окончил университет, а с1846 начал преподавательскую деятельность в Ярославском Демидовском лицее на кафедре энциклопедии законоведения и финансовой науки. В 1849 году издает книгу « О камеральном образовании»
В 1850-1854 году он служит в канцелярии департамента иностранных дел. Одновременно, заинтересовавшись педагогическими проблемами, К.Д. Ушинский начал выступать со статьями по проблемам воспитания в журналах « Современник» и « Библиотека для чтения».
В 1854 году он стал работать в Гатчинском сиротском институте, где вначале преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы, а в 1855 году был назначен инспектором классов. В гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский знакомится с педагогической библиотекой Е.О. Гугеля.
«Этим двум шкафам я обязан в жизни своей очень многим.… От скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде…»
«Поощряемый …инспектором классов Гатчинского института К.Д. Ушинским подготавливается к изданию педагогический журнал («Журнал для воспитания»). В 1857 году вышел первый номер журнала со статьей К.Д.Ушинского «О пользе педагогической литературы».
Позже публикуются другие работы: «Три элемента школы» и « О народности в общественном воспитании».
В 1858 год начато составление «Детского мира». Намечен план книги, долженствующей иметь 25 изданий, будущего «Родного слова».
В 1859 году перешел в качестве инспектора в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Проанализировав деятельность этого воспитательного учреждения, он пришел к выводу о необходимости ее реформирования и серьезно изменил учебный план, расширив круг естественнонаучных дисциплин, большое внимание уделил совершенствованию методов обучения. Группа видных педагогов Петербурга решает организовать Педагогическое общество «с целью изучения и исследования вопросов, относящихся к делу воспитания и обучения, сближения отечественных педагогов между собой и для распространения в обществе педагогических понятий и сведений. В этом же году К.Д. Ушинский пишет четыре письма о воспитании наследника русского престола.
Одновременно К. Д. Ушинский продолжает заниматься литературно- педагогической деятельностью, и в 1860 году возглавляет «Журнал Министерства народного просвещения».
В 1862 – 1867 гг. он живет за границей, изучая постановку школьного дела.
В 1869 году на заседании Педагогического общества проведены первые выборы в действительные члены. К.Д. Ушинский получил максимальное количество голосов и был избран членом Совета Педагогического общества.
В 1870 году ведет переписку с деятелями просвещения, учебными заведениями, комитетами грамотности и обществами распространения полезных книг, земскими управами, книгопродавцами в связи с распространением «Родного слова».
Последние годы жизни К.Д. Ушинский был тяжело болен и, вернувшись в Россию, решил с семьей переехать на юг. Однако во время переезда 22 декабря 1870 года (по новому стилю 3 января 1871 г.) он скончался в Одессе, а похоронен был в Киеве.
Важно исследовать педагогические труды К.Д.Ушинского- основоположника национальной педагогики. Передо мной лежат педагогические сочинения К.Д.Ушинского.
Период издания сочинений занимает 1846-1860 года. Это основной период педагогической деятельности педагога.
К.Д. Ушинский уже в начале своей педагогической деятельности активно преподавал лекции в Ярославском лицее.
В лекциях К.Д.Ушинского представлен критический анализ камеральных наук, изложены его собственные взгляды по целому ряду научных проблем. К.Д. Ушинский выступал как исследователь науки, уже одним этим увлекая своих слушателей. Вместе с тем лекции примечательны со стороны педагогической, дидактической и методической: четкая постановка вопросов, строгая логика, последовательность их рассмотрения, обращение к разуму и одновременно к чувству слушателей, точность и ясность языка, образцовая форма изложения - это и другие принципы не утратили своего значения и для нашего времени.
В своей педагогической деятельности, как преподавателю русского языка и литературы, мне важно использовать педагогическую концепцию великого учителя. Ведь язык требует «чистой и ясной» формы изложения, чтобы показать все богатство и выразительность нашего родного языка. Стараюсь пробудить в каждом ребенке разум через чувства.
Лекции в Ярославском лицее позволяют проследить генезис важнейших идей и методологических позиций, на которых впоследствии разрабатывалась педагогическая концепция педагога.
Первая вышедшая в свет отдельным изданием работа « О камеральном образовании» К. Д. Ушинского напечатана в типографии Московского Университета в 1848 году. Камеральное образование включало широкий круг наук: политическую экономику, историю права, отечественную историю, этнографию, естествознание, психологию, философию, филологию. Одной из наиболее важных для К.Д.Ушинского задач являлось определение предмета науки, области ее исследований, ее границ. Каждая отдельная взятая и относительно самостоятельная наука рассматривалась им в общей системе научного знания, в историческом развитии, в отношении к практическим потребностям человека и общества. К.Д. Ушинский доказывал, что научные законы имеют объективный характер.
« Человек овладевает природой, овладевая ее тайнами, он проникает внутрь природы и, овладевая ее законами, заставляет ее действовать сообразно своим целям. Но человек не может извратить законов природы, он только может воспользоваться ими, приводя их в действие в данное время и для данной цели». (Ушинский К.Д. Собр. соч.: Т.1. М.;Л.,1948 . – 174 с.)
В 1857 г. В первом номере « Журнала для воспитания» выходит статья К. Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы». Данную статью Ушинского историки склонны считать первой из серии его собственно педагогических публикаций. В ней затрагивались многие из общепедагогических проблем: о связи педагогической теории с практикой, о задачах педагогики как науки, о цели воспитания, о значении личности учителя в практическом деле обучения и воспитания.
Мною созданы рассказы: « Маленький боец Красной армии» и Сельский учитель», посвященный учителям, их бесценному труду в воспитании нравственности обучающихся. Учитель, я думаю, должен не только обучать, но и каждый день давать ребенку полезное и ценное для взросления души. Первый рассказ заслужил высшую премию « Гран-при» в областном конкурсе « Волшебное перо». Он напечатан в книге « Гостиный двор» 2022 год. На уроках внеклассного чтения были прочитаны и проанализированы данные рассказы. Учащиеся « Кулагинской СОШ» чувственно восприняли произведения учителя. Да, как говорил К.Д. Ушинский, воздействуя на чувства ребенка, педагог совершенствует природу человека.
«Три элемента школы». Рассматривая данную статью, можно сделать вывод. Тема статьи - три стороны деятельности школы, или ее три элемента административный, учебный, воспитательный. К.Д.Ушинский утверждает, что в деятельности школы как образовательного и воспитательного учреждения главная роль должна принадлежать не администрации, а учителю.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменять личности в деле воспитания».
Интересна и поучительна работа К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании». В статье он давал разностороннее обоснование одной из центральных идей своей педагогической концепции- идеи народности воспитания. К.Д. Ушинский показывал, что общей для всех народов системы воспитания ни в теории, ни в практике не существует, что « система общественного образования у каждого народа запечатлена его характером» и отражает достоинства и недостатки этого характера. Из этого делается вывод о принципиальной невозможности механического перенесения и заимствования образовательных и воспитательных систем.
В 1856 г. К.Д. Ушинский вступает в полемику с В.И. Далем «О средствах распространения образования посредством грамотности». В.И. Даль говорил о бесполезности распространения грамотности как таковой. «Перо легче сохи, вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, норовит в ходоки … мироеды, а не в пахари, он склоняется не к труду, а к тунеядству».
Не соглашаясь с основными положениями В. И. Даля, К.Д. Ушинский говорит, что грамотность не цель народной школы, а лишь средство, начальная и совершенно необходимая ступень к образованию. Вместе с тем он подчеркивал мысль о необходимости уже на первоначальной ступени связывать обучение с нравственным воспитанием, т.е. развивал идею развивающего и воспитывающего обучения.
К.Д. Ушинский преобразовал документы. Он ввел «Объяснительную записку к проектам программ учебного курса». Приводившая программа преобразований основывалась на прогрессивных дидактических и методологических идеях, оказавших благотворное влияние на последующее развитие демократической педагогики в России.
В 1860 году К.Д. Ушинский издает «Психологические монографии». Одно из принципиальных положений, которое обосновывалось им в методологическом введении к монографиям, - возможность научного исследования психических явлений и необходимость таких исследований для практической педагогической деятельности. Это положение получило дальнейшую разработку в « Педагогической антропологии».
Рассмотрим основную работу К.Д.Ушинского: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
«Человек как предмет воспитания» представляет собой итог многолетних размышлений К.Д.Ушинского по кардинальным проблемам подрастающего поколения. Уже в первой педагогической статье «О пользе педагогической литературы» он сформулировал программные положения. Это, прежде всего вопросы теоретического обоснования педагогики, первостепенной важности психологии для решения педагогических проблем.
Теоретические воззрения К.Д. Ушинского основываются на том, что для успешного ведения педагогического процесса необходимы специальные знания. Авторы учебных руководств и педагоги – практики того времени делали упор на личный педагогический опыт воспитателя, на большее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, утверждал К.Д. Ушинский, если факт остается только фактом, он ничего не дает. Он должен быть обобщен, переработан мыслью.
Определив проблему теоретических корней педагогики как первостепенную, К.Д. Ушинский по-новому поставил цели и задачи воспитания.
Так, целью воспитания, по его мнению, должно быть усовершенствование самой природы человека, его души и тела. Он был уверен, что только при тщательном изучении человека можно приобрести всесторонние сведения о человеческой природе.
«Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике».
В качестве трех главных источников педагогической теории К.Д.Ушинский назвал психологию, физиологию и логику, подчеркнув особую роль психологии. Обращаясь к педагогам, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти разнообразны, но и самые натуры воспитанников не подходят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств в воспитании и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные результаты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая могла бы дать в одном случае полезные результаты, а в другом - вредные, а в третьем никакие. Вот почему мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательнее физическую и душевную природу человека, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства».
В своей работе я часто использую тесты, тренинги для обучающихся. Результаты важны для изучения каждого воспитанника. Я поняла, что каждый ребенок индивидуален по–своему. Мое кредо слова древнегреческого философа Сократа: « В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить».
Рассматривая взаимоотношения психических и физиологических процессов, К.Д. Ушинский отметил наличие больших индивидуальных различий и привлек внимание к возрастным особенностям психофизиологической деятельности.
Также он подчеркнул значение раннего детства для всего последующего развития человека, для формирования его личности, его отношения к людям.
Большую часть труда К.Д. Ушинского составляет вторая, психологическая часть. В основу анализа психической сферы он положил общепринятое деление психических явлений на явления сознания, чувства, воли. Анализ процессов познания (сознания) К.Д.Ушинский начал с процесса внимания.
Первое мое образование – учитель начальных классов. Нам часто говорили преподаватели слова К. Д. Ушинского: « Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинами по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. ( К. Д. Ушинский «Родное слово»: Кн. для учащихся // Собр. соч.- М.,1948. – Т.-6)
Характеризуя особенности произвольного и непроизвольного внимания, педагог отметил их постоянное взаимодействие для правильного и успешного умственного развития и практической деятельности. Вместе с тем он сделал акцент и на необходимости заботиться о развитии непроизвольного внимания, о создании условий перехода произвольного внимания в непроизвольное, поскольку «принуждать себя вечно никто не в состоянии, и если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге».
Выяснив роль внимания, К.Д. Ушинский дал подробную характеристику собственно познавательных процессов, начиная с ощущения. В качестве главного отличительного признака ощущения как источника познания он выделил процесс различения, сравнения получаемых впечатлений.
«Там, где невозможно сравнение и различение, - писал он, - нет ощущений и нет сознания».
Таков же механизм и процессов памяти, подразделяемый К.Д. Ушинским на нервную (механическую) и душевную (логическую). Существенную особенность деятельности нервной системы в акте припоминания составляет способность объединять в одну ассоциацию целую группу нервных движений, а на уровне сознания – группу представлений, связанных общим смыслом или общим чувством.
«…Лучшим началом для учения, - отмечал он,- будет превращение (вопросами) механических ассоциаций, готовых уже в душе дитяти, в ассоциации рассудочные. Для этого стоит только обратить внимание ребенка на ассоциации, которые механически уже в нем установились, и показать логическую связь между теми явлениями, которые уже связаны в его душе единством времени, места, по частному сходству». Он показал особенности памяти на различных этапах возрастного развития. На основе научных данных он сформулировал вывод: « период отрочества может быть назван учебным периодом, и этим коротким периодом жизни должен пользоваться педагог, чтобы обогатить внутренний мир дитяти теми представлениями и ассоциациями представлений, которые понадобятся мыслящей способности для ее работ».
В этом году я классный руководитель 6 класса. Дети находятся на этапе взросления. Все очень разные. Стараюсь вовлечь своих воспитанников в разные творческие конкурсы, чтобы раскрыть и увидеть талант в каждом.
Великий педагог рассматривает процесс воображения. Так же как в других познавательных процессах, механизм процесса воображения К.Д. Ушинский рассматривает в двух формах - активной и пассивной, показывает их отличительные признаки. Большое внимание он уделял влиянию воображения на формирование нравственной стороны личности и вытекающим из этого педагогическим задачам. В этой связи он указывал на значение наблюдения за детскими играми, ибо «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Рассматривая возрастные особенности воображения, К.Д.Ушинский особо выделил юношеский возраст, показал его творческие возможности, его решающее значение в формировании образа мыслей и действий человека, его характера.
Завершая анализ познавательной деятельности, К. Д. Ушинский подробно рассмотрел процессы мышления.
Великий педагог-наставник утверждал, что именно с абстрактных понятий, облеченных в слово, начинается специфически человеческая психическая жизнь.
Слово, по мнению педагога, играет еще одну существенную роль в психической жизни. Оно помогает человеку идти не только к сознанию, но и самосознанию, способствует формированию духовных потребностей, развивает к активному поиску истины. К.Д.Ушинский предложил различать понятия «рассудок и «разум», рассматривая первое как плод сознания, а второе – самосознание. Из такого разграничения понятий он сделал педагогические выводы, связывая их с наукой и жизнью. Рассудок в движении к познанию того или иного явления сталкивается с противоречиями на пути к истине, всегда стремясь их преодолеть, уничтожить, построить гипотезу там, где нет точного доказательства. И это является движущим принципом науки. Но практическая жизнь сложнее науки и требует большой осмотрительности в выводах. Поэтому в ней надо руководствоваться не рассудком, а разумом, учитывающим всю сложность условий реальной жизни на каждом историческом отрезке времени.
В связи с этим К. Д. Ушинский вновь вернулся к своему основному принципу в решении педагогических проблем – всестороннее познание человека, как основа воспитания в широком смысле слова.
«…Зрелость разума, - заключал он,- может быть почерпнута только из изучения человеческой природы в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии, что и составляет главную основу Педагогики, или искусства воспитания в обширном смысле этого слова».
Взгляды педагога на задачи и методы преподавания русского языка коренным образом отличались от традиционной практики казенной школы. Он решительно выступал против механического заучивания грамматических правил, поскольку это только обременяло память учащихся и являлось тормозом для развития их познавательных процессов.
Была сформулирована триединая задача преподавания русского языка:
1) развивать в детях дар слова;
2) вводить их в сознательное владение сокровищами родного языка;
3) помогать учащимся усваивать логику родного языка.
Все это свидетельствует о том, что К. Д. Ушинский отстаивал традиции прогрессивного отечественного языкознания и педагогической мысли.
К.Д. Ушинский развивал мысль о том, что родной язык должен быть главным предметом общеобразовательной школы.
«Усваивая родной язык, писал он, - ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множества понятий, воззрений на предметы, множество, чувств, художественных образов, логику и философию языка…». Эти идеи и были положены в основу созданного в 60-гг. 19 в. комплексе учебных книг под названием «Родное слово».
Планом предусматривались, прежде всего, две книги: для взрослых (родителей и учителей) и для детей. В первой книге намечалось изложить общие советы взрослым о том, как заниматься с детьми, познакомить с психологическими особенностями детского восприятия, объяснить новый для того времени звуковой метод обучения, дать подробные рекомендации родителям по использованию второй книги. Адресованная детям книга должна включать три части:
1) первые уроки чтения и письма, 2) материалы для упражнений в чтении, письме, для развития мышления (самая большая по объему часть книги), 3) нравственные рассказы.
План книги должен иметь 25 изданий.
«Родное слово» и «Книга для учащихся» вышли из печати в 1864 г. Известный педагог Н.А. Корф одним из первых применил их на практике. В своих отчетах он писал о том, какое благотворное влияние оказало «Родное слово» на всю деятельность народной школы.
Сразу же после выхода в свет «Родное слово» привлекло внимание периодической печати. Было много рецензий в журналах и газетах.
«Родное слово Ушинского, бесспорно, принадлежит к крупным явлениям нашей литературы, и его можно смело рекомендовать вниманию всех, занимающих воспитанием». («Книжный вестник»)
«Родное слово» выполняло роль предварительного обучения детей, вслед за этим в школе практиковалось предметное направление: язык, математика, история, география и т. д. Причем каждый учитель преподавал «свой предмет», как бы ничего не зная обо всех остальных. По мнению К.Д. Ушинского, обособления предметов без последующего приведения их в систему приводило к отрицательным результатам, и он искал средства для решения данной проблемы. Одно из них он видел в том, чтобы при первоначальном обучении все школьные предметы, возможно, дольше оставались в руках одного учителя. Он считал, что проблема единства и целостности общеобразовательного знания должна предусматриваться в организации всего учебно-воспитательного процесса, в построении программ и учебников. Он был уверен в том, что учебные курсы нужно строить таким образом, чтобы каждый из них раскрывал ученику ту или иную область науки как часть целостного знания, связанного с практической деятельностью человека. Фундаментальное значение имеет в основе «Родного слова» принцип единства языка и мышления, согласно которому усваиваемые ребенком орфографические правила и нормы не самоцель, а средство.
Изучения законов словосочетания в русском языке рассматривалось К. Д.Ушинским с точки зрения того, насколько точно и образно, логично и изящно в языке выражается мысль. Поэтому, разрабатывая хрестоматийные отделы учебных книг и разыскивая языковой материал для упражнений учащихся, педагог обращался к произведениям устного народного творчества и к произведениям русской классической литературе 19 в.
Не утратили педагогической ценности многие рассказы из «Родного слова»: «Домашние животные, птицы и звери», «Козлятки и волк», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бишка», «Первые сказки», «Четыре желания», «Лиса Патрикеевна».
К юбилею К. Д. Ушинского было проведено внеклассное мероприятие: « Доброта – волшебное лекарство».
Цель данного мероприятия: расширить знания о К.Д. Ушинском и его произведениях, показать детям мир человеческих отношений, привить нравственно- этические ценности, воспитать доброту, душевную чуткость.
Учащиеся познакомились с биографией К.Д. Ушинского. Дети с удовольствием вспоминали сказки и рассказы великого педагога, участвовали в инсценировке рассказа « Четыре желания». Короткие рассказы, небольшие сказки о природе Ушинского Константина Дмитриевича перенесли детей в волшебный мир природы, где автор, словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описал природу разного времени года. Природа в рассказах и сказках, учит доброму отношению ко всему живому, учит видеть и ценить прекрасное.
Учащиеся заметили, что добрый человек всегда окружен искренними людьми.
Доброта – это как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Не зря говорят в народе: «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».
Можно с уверенностью сказать, что школьники читают и любят рассказы и сказки Ушинского. На произведениях К.Д. Ушинского воспитается еще много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта.
Книги К.Д. Ушинского для первоначального обучения русскому языку по своей общей педагогической направленности и методике, основанной на закономерностях познавательной деятельности детей младшего возраста, вошли в общественно-педагогическое сознание и были приняты народной школой в качестве образцовых.
Актуальной для школы сегодняшнего дня остается проблема практического изучения грамматике. Решением ее в «Родном слове» обеспечивается методической системой, при которой навыки правописания формируются в результате самостоятельных наблюдений над фактами живой устной и письменной речи и в неразрывной связи с мыслительными процессами, содержание которых составляет окружающая ребенка реальная действительность. Изучаемая таким способом грамматика перестает быть собранием всевозможных мало понятных орфографических и синтаксических правил и становится, по выражению К. Д. Ушинского, очеловечивающей ребенка наукой.
«Родное слово» предназначалось для начальных ступеней изучения русского языка. Но вместе с тем оно имеет более широкое, общепедагогическое содержание. Реализованные в нем дидактические идеи в значительной мере могут быть использованы при изучении других предметов. Такие проблемы, как значение теории педагогики для практической учебно-воспитательной деятельности, структура педагогического знания, фольклор как опыт русской педагогики, созданный народным гением, закономерности усвоения знания, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка, соотношение науки и учебного предмета,- решаемые в учебных книгах выдающегося педагога, чрезвычайно актуальны и сегодня.
Остановимся на издании «Детский мир» для детей. «Детский мир и Хрестоматия» впервые были опубликованы в 1861г. Это два взаимосвязанных раздела книги: статьи автора на гуманитарные темы и хрестоматийный материал из художественной литературы».
Книга предназначалась, прежде всего, для классного чтения в младших классов. Весь процесс обучения по «Детскому слову» строился в тесной связи с окружающей ребенка средой. Уже первая статья книги – «Дети в роще» предоставляла учителю возможность установить порядок коллективного чтения в классе и приучить детей выполнять школьные требования. В детском мире представлен особый раздел с материалами для логических упражнений. При этом замечательно, что они, полностью основываясь на текстах «Детского мира», составляют органическую часть этой учебной книги, обеспечивают доступность законов логики детскому пониманию. Такой подход к проблеме развития мышления учащихся и в наши дни представляют научный и практический интерес, особенно для составителей школьных учебников. К. Д.Ушинский с первого дня занятий в школе рекомендует начинать логические упражнения на основе непосредственных наблюдений окружающих предметов, обращаясь к чувствам ребенка. Постепенно круг наблюдений расширяется, вместе с ним увеличивается и материал для логических упражнений. Теперь уже внимание детей направляется за пределы школы. Предметами бесед, чтений, вопросов и ответов становятся наблюдаемые естественные явления природы, домашние и дикие животные, растения.
Наглядность «Детского мира» не сводилось к рисункам, схемам, иллюстрациям. Чтение многих статей сопровождалось опытами, с помощью которых дети узнавали о составе воздуха, о движении Луны вокруг Земли ит.д.
На заседании ШМО « Кулагинской СОШ» было рекомендовано учителям изучать на уроках внеклассного чтения рассказы и сказки К.Д. Ушинского. Учитель должен применять межпредметную связь на своих уроках. Так на уроках биологии, географии были изучены рассказы педагога с применением опытов « Утренние лучи», « Ветер и солнце», « Четыре желания», « Спор деревьев» и др.
Также на уроках ОДНКНР в 5 классе я активно использую сказки К. Д. Ушинского для духовного развития учащихся.
Например, сказка К. Д. Ушинского «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» очень поучительна. Благодаря ей учащиеся понимают, что с окружающими следует вести себя вежливо, не отказывать в просьбах и по возможности помогать, ведь они могут когда-нибудь ответить добром на добро.
Сбор статей для «Детского мира» К. Д. Ушинским определялся не только содержанием, но и художественными достоинствами того или иного произведения. Необыкновенный успех книги был обусловлен богатством фактического материала и прогрессивностью дидактической системы, на которой она была основана.
Совершенствуя книгу, педагог вносил исправления фактического характера, изменял содержание статей, помещал новые.
Несмотря на некоторые различия в структуре «Детский мир» оставался неизменным в своей основе, которую составляли идеалы гуманистического просвещения, принципы народности воспитании, идеи наглядности, развивающего и воспитывающего обучения. Они раскрывались в теоретических статьях великого педагога, обосновывались им в психолого-педагогических исследованиях.
Реализованные в «Детском мире» педагогические идеи не укладывались в рамки принятой во времена К.Д. Ушинского системы преподавания. Но «Детский мир» был по достоинству оценен и принят передовым учительством.
Современники особенно высоко оценили методические аспекты книги К. Д. Ушинского. Она и сейчас является образцом использования научного материала в педагогических целях, в разработке дидактической системы, способствующей сознательному усвоению знаний детьми школьного возраста.
Реформирование современной системы образования заставляют нас искать ответы на вопросы обучения и воспитания.
Очень важно в данном поиске унаследовать теорию и практику педагогов – наставников, применять их в своей работе, чтобы воспитать «здоровое « поколение.
Изучая работы К.Д. Ушинского с точностью можно сказать: «Константин Дмитриевич – великий основатель научной педагогики, учитель русских учителей».
Основные педагогические идеи К.Д. Ушинского – идеи народности воспитания, реформирование народной школы. В своих научных трудах великий педагог пишет о труде, как основе воспитания, о роли родного языка в воспитании, о связи теории с практикой, о педагогике и ее связи с другими науками, о воспитании в целом, о воспитании нравственности.
Обобщим сказанное. Реформирование народной школы.
Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общенациональной обстановке. К. Д.Ушинский признавал творческую силу трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.
Труд- основа воспитания.
«Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», - считает Ушинский. По мнению великого педагога, « ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Традиции и родной язык.
Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Ушинский предупреждал об опасности заимствования методов обучения и принципов обучения. В России должна быть своя система образования со своим менталитетом, изучающим и воспитывающим человека в обществе.
Народность- изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.
Теория и практика.
Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе должны соединяться как теория, так и практика в целом.
Основа педагогики.
Стержень педагогической системы - демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Великий педагог считает, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии.
Воспитание.
Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности.
Воспитание нравственности.
Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по – Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
К.Д.Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему, поэтому исследование его идей является актуальными.
Педагог – наставник высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Он предостерегал учителей от опасности «механического преподавания». Учитель, по словам К.Д. Ушинского, всегда должен двигаться вперед. Педагог считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.
Изучив личность педагога-наставника и его основные педагогические труды, я сделала для себя выводы:
1) никогда не останавливаться на достигнутом;
2) следовать принципам и методам народной педагогики в учебно-воспитательном процессе;
3) всегда исходить из практических опытов на основе теории в обучении;
4) не только воспитывать, но и развивать обучающегося на уроке, исходя из наблюдения за каждым воспитанником на основе его физических и психологических процессов;
5) обеспечить каждому ребенку возможность индивидуального пути развития с учетом его способностей;
6) быть примером для своих воспитанников;
7) укреплять волю детей через труд в обучении;
8) искоренять проблему механического обучения, избегая шаблонности урока;
9) развивать умственное обучение на основе личного опыта учащегося;
10) знать, что педагогическая культура народа и педагогическая наука – составные части общей культуры;
11) в своей практике развивать идеи нравственности и свободы, как идеи формирования духовности человека;
12) рекомендовать учителям-предметникам наследие К. Д. Ушинского в изучении родного языка на основе книг К.Д. Ушинского « Родное слово « и « Детский мир».
13) в своей деятельности решать педагогические проблемы учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, что из века в век живет в русском православном сознании;
14) с данными взглядами и большой педагогической практикой быть учителем – наставником во всех вопросах для молодых учителей.
Исследовав практическую работу для молодых учителей: «Правила самовоспитания К.Д. Ушинского, личностный опыт, идеал воспитания» были сделаны выводы:
1)учителя следуют идеалам К.Д.Ушинского;
2)широко применяют современные методы воспитания.
Моя задача: Использовать в коллективе позитивный опыт осуществления развивающего обучения и творчески продолжать его осуществлять, проявляя подлинную заботу о развитии детей, применять народные методы в обучении с современными образовательными - воспитательными технологиями.
Проявить свои творческие способности в литературном творчестве. На основе своих рассказов воспитывать учащихся духовно зрелыми нравственными людьми.
Я думаю, что все изложенное выше всегда будет актуальным в любом поколении и принесет пользу на благо Родине.
Свою исследовательскую работу хочу закончить словами великого педагога – наставника: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности»,- говорил молодой Ушинский.
1. Воспоминания Иосифа Самчевского, Киев, 1894. – 143с.
2. Данилов М.А. Дидактика К.Д. Ушинского / М.А. Данилов. – М.: Центр, 1999. – 267 с.
3. Память Константина Дмитриевича Ушинского. СПб.,1896. - 24 с.
4. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
5. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2/Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
6. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3/Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
7. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 4/Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
8. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
9. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский. – М.: Просвещение, 2005. – 335 с.
10. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
11. Ушинский К.Д. Собр. соч.: Т.1. М.;Л.,1948 . - 174 с.
1. К.Д. Ушинский (1823-1871).
2. Практическая работа по педагогике для молодых учителей. Правила самовоспитания К.Д. Ушинского, личностный опыт, идеал воспитания.
Свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я»:
1. Правильная речь.
2. Этические нормы в общении.
3. Здоровый образ жизни.
4. Любовь к Родине и семье.
5. Конструктивная деятельность.
6. Хобби.
7. Путешествия.
8. Профессионализм.
9. Компетенции.
10. Увлечённость работой.
11. Знание основ в гражданина, законов.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Вопросы:
1. Все ли правила великого педагога вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
На современном этапе развития социума необходимы и другие пункты для саморазвития:
1. гибкость;
2. авантюрный дух;
3. баланс;
4. вера;
5. мышление в целом и ум;
6. ясность и проницательность.
3. Какой тип воспитания уместен в современной школе? Соответствует ли он с положениями К.Д. Ушинского « О воспитании ребенка».
Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость педагога. Такой метод воспитания имеет высокие ожидания от своих учеников. Но при этом учителя должны предоставлять ресурсы и поддержку обучающимся, которые необходимы для успеха в жизни.
4.Знание, каких педагогических закономерностей и теоретических положений поможет учителю выйти победителем из создавшейся конфликтной ситуации?
5.Педагогика - это наука или искусство воспитания?
В учительской профессии нет вариантов работы, педагогика – это искусство, это вера в ученика, доброта.
Самый важный аспект труда любого учителя – этот тот факт, что каждого ученика возможно воспитать с помощью веры, добра и любви. Но надо знать и понимать мотивы детских поступков, индивидуальные мотивы.
6.Каковы нравственные принципы воспитания?
Воспитание всегда было приоритетно не только в образовании, но и в социуме. Все понимают, что воспитательный процесс – самый сложный в мире, это индивидуальный подход со множеством методик и приёмов, ведь ребенок – не просто индивидуальность, это еще до конца не социализированный человек, без устоявшегося мировоззрения, не имеющий четких целей в жизни, науке, профессии, обществе. Культура – это все положительное, нравственное, что создается человеком, воспитание дает возможность ребенку приобщиться к культуре. Но прежде всего культура – это достижения народа и человечества в целом, это материальные и духовные ценности. Поэтому так важно дать детям и подросткам необходимый верный ориентир в жизни, воспитание может все: и воспитать хорошего семьянина, юриста, врача, друга и сына, воспитание как процесс многогранно.
Ведь опыт – это культура народа, ее достояние, а опыт семьи и традиции – это неотъемлемая часть воспитания.
Культура, семья и воспитание – понятия, которые взаимодействуют на конструктивном, нравственном, этичном мировоззрении близких ребенку людей. Культура включает в себя множество компонентов, это понятие изучается многими науками.
7. Какими методами вы пользуетесь, чтобы повысить качество успеваемости учащегося?
Беседа, статистика, анализ, наблюдение, диагностика, мотивация, поощрение.
8. По Вашему мнению, какова должна быть личность 21 века?
Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной.
Личность 21 века должна обладать ярко выраженной способностью к творчеству. Создание условий для принятия обучающимися многообразия действительности, формирование системного видения, развитие устной речи и умение критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения – все это помогает молодежи утвердиться в выборе и быть творцами.
3.Сельский учитель. Урок для души.
Предрассветный час… Петухи уже проснулись в деревне. Пахнет утренней свежестью и свежеиспеченным хлебом в печи. Слышу, как бабушка Валя бормочет себе что-то под нос, пытаясь не разбудить меня. Но, как же в деревне не просыпаться с петухами, здесь у каждого с раннего утра много хлопот. Думаю, что сегодня мне наконец-то повезет поймать на речке свежих карасиков к обеду. Вот бабуля обрадуется! Жду, когда бабушка начнет молиться, зашторив занавески на окнах. Тихо. Бабушка торопится. Достает из-под кровати икону, как сейчас помню, Святого Николая Чудотворца и начинает еле слышно молиться. Комната преображается. Она наполняется теплом и светом. Я ощущаю себя счастливым и любимым. Мне всего десять лет, но я понимаю, как важна эта утренняя молитва для бабули и меня.
У меня осталась только бабушка, и я уже не сирота. Маму я не помню. Она умерла, когда я был совсем маленький. Папа Коля воюет за правое дело, я уже давно его не видел. Очень соскучился, каждый день думаю о нем.
- Где ты, папочка?
-Когда вернешься домой?
-Нам без тебя так тяжело.
-Наступило лето, папуля!
-Нужно заготавливать сено нашей кормилице-коровушке.
-Нам так тяжело с бабулей.
Мысли за одну секунду пронеслись в моей детской голове. Стали пощипывать глаза. Нет, я не слабый. Я сильный. Это просто молитва открыла мои детские струны души.
Жду, когда бабуля погладит меня по голове и напоит парным молоком с хлебом. Впереди целый божий день. Надо все успеть. Друзья звали на речку купаться. Так хочется, но мне нужно помогать бабушке.
Так в заботах и хлопотах прошло лето. Наступил сентябрь. Ура! В школу! Там ждет любимая учительница Наталья Ивановна, с ней всегда интересно и весело. А радости, нам крестьянским ребятишкам, в далекие 20-е годы так не хватало.
Однажды Митя увидел, как одноклассник ест кусок сахара, спрятавшись от всех. Он со всей злостью накинулся на бедного Серегу и расквасил ему нос. Конечно, от умных глаз Натальи Ивановны ничего не скрылось.
Наша учительница зашла в класс и тихо сказала: «Глаза - мера, душа - вера, а совесть-порука». Не знаем, какой был разговор учителя с мальчиками, но сидели они пунцовые. И всем почему- то было очень стыдно в этот момент.
Наталья Ивановна была очень доброй и справедливой. Ко мне она всегда относилась как- то особенно трепетно. Помню взгляд ее ласковых глаз, в них отражалось тепло, как от весеннего солнышка. У учительницы не было своих детей. Она жила одна. Все жители нашей деревни относились к ней с почтением и уважением. Часто приходили за помощью, советом в любом деле. Хозяйства не было у Натальи Ивановны, поэтому часто бабуля наливала свежее молоко, а я с радостью относил своей учительнице. Это были незабываемые минуты общения.
« Сашенька, проходи в переднюю, не стесняйся!- приглашала Наталья Ивановна. Ну, как дела? Что нового у тебя? Расскажи мне!»
И я взахлеб рассказывал все впечатления своего дня, а Наталья Ивановна внимательно меня слушала. Она вместе со мной умела радоваться моим маленьким шалостям, а порой и переживать мои неудачи. В этот момент казалось, что со мной рядом моя мама, и она слышит и видит меня. А после душевных разговоров я вприпрыжку бежал радостный и счастливый домой.
В деревне наступили мрачные дни. Поговаривали, что будут разрушать самое святое – церковь. Церковь находилась рядом с сельским кладбищем. Она стояла на холме, и красота, блеск золотых куполов была видна отовсюду. В то время мы все не осознавали, потому что были еще совсем детьми. Но грустное настроение передавалось и нам. Было тяжело на душе, как будто большой черный камень вселился в душу. И никто не в силах убрать его.
Вот и наступил тот страшный день. Это был сентябрь. Кружила золотая листва под ногами, солнце улыбалось миру. Наталья Ивановна тихо зашла в класс. Она сказала, что урок сегодня будет необычный, но только о нем не должен никто знать. Мы заверили учительницу, что можем держать свое слово. Каждый из нас чувствовал себя совсем взрослым.
« Сегодня урок-экскурсия, ребята!»- сказала Наталья Ивановна.
-Надо успеть.
-Только успеть.
- Запомните, что я вам скажу.
- И никогда не забывайте об этом.
Мы вышли со школы через заднюю дверь, чтобы никто не видел. Быстрыми шашками, поспевая за любимой учительницей, быстро добрались до церкви. Церковь мне показалась живой, чистой и светлой. Ласковый и бархатный голос звучал: « Ребята, запомните этот день. Наша церковь имени святого Николая Чудотворца. Есть и будет на родной земле. Только запомните это святое место. Никогда ничего не бойтесь. Верьте во все лучшее и прекрасное. Живите добрым сердцем, не обижайте слабых. Помните заветы и традиции наших предков».
С тех пор прошло много лет. И только, став взрослым, я начал понимать, какой подвиг совершила наша учительница. Она прекрасно осознавала, как может этот урок отразиться на ее судьбе. Но она верила в нас, в наши ангельские души. Сейчас этот урок я рассказываю своим детям, внукам.
А церковь святого Николая Чудотворца восстановили на том же месте, спустя много- много лет.
Спасибо Вам, Наталья Ивановна, за воспитание души. Светлая Вам память!
Учительница, первая моя!
Вы с детства приучали нас к добру.
Делили с нами все невзгоды.
Как важен был стержень бытия, в те годы.
Примечание: Рассказ основан на реальных событиях.
В память об учителе « Кулагинской СОШ» Фроловских Александре Сильвестровне. По рассказу моей мамы Леденевой Валентины Васильевны - учителя « Кулагинской школы».
4. «Маленький боец Красной Армии».
Тишина.… Все уснули в деревне. Казалось, что совсем нет войны. Не гремят раскаты орудий, нет ярких вспышек, где-то кукарекает петух, наверно, перепутал день с ночью. Жители села не спят, а как спать в военное время, когда совсем рядом немцы. Они наступают все ближе, что завтра будет, никто не знает. Но каждый из них понимает, что надо выжить, победить, одолеть врага.
Не дать фашистам захватить родной клочок земли, свою малую родину не осквернить и не предать. Мужчины из деревни ушли в лес, организовали партизанский отряд. В деревне остались только женщины, дети и старики.
Всем страшно. А особенно страшно за малых детей, внуков, правнуков, ведь они совсем не видели жизни. И сами дети уже не бегали, весело по деревне, не купались в реке, озорно обрызгивая друг друга. Совсем стали взрослыми, забывая мирное детство, которое у них отняли.
Прошло два- три дня, по – прежнему все было тихо. Старики в задумчивости сидели на лавках, женщины работали по хозяйству, а у детей появилась новая игра. С утра зазывали всех играть « В войну». Вот и сегодня маленький Сережка, лет десяти, не спал. Спозаранку стал звать ребят за колхозный сарай играть в такую новую непривычную игру, ведь надо мальчуганам защищать своих близких.
- Колька!
- Ну, ты где?
- Спишь еще, что ли?
- Все уже собрались!
- Тебя ждем!
- Идем скорее!- своим тонким голоском проговорил Сережка.
Пока все собрались большой ребячьей толпой, почувствовали незнакомый гул. Он доносился с запада, становясь все ближе и ближе. Спрятавшись за забор, ребята со страхом ждали.. Кто-то побежал домой, оповещая неладное.
Сереже стало любопытно, он остался с тремя ребятами увидеть, кто такие фашисты, почему они злые и жестокие, как говорят о них.
Фашисты въезжали в деревню на танках, мотоциклах, автомобилях, многие шли пешком, важно и твердо вступая на чужую землю, плюя и разбрасывая окурки. Была совсем непонятна чужая резкая речь.
Мать, увидев. Что сына нет дома, побежала его искать, она знала, где он мог быть.
-Сережа, Сережа - кричала она.
-Где ты? Вернись домой!
Сын со всех ног побежал к матери. Получив оплеху, забрался на печь и думал, что же теперь будет.
Как они дальше будут жить с оккупантами? Фашисты стали расселяться по домам, их накормили, встретили с добром, по-русски. Всю ночь фашисты весело гуляли и бродили по деревне. Прошло три дня, фашисты совсем озверели, стали отбирать у жителей их личное скромное хозяйство. Кто не отдавал, жестоко били прикладами, издевались.
Сережа маме всегда помогал по хозяйству, но сегодня почему- то мамы нигде не было. Он долго искал ее, не мог найти. Там за сараями он услышал стон. Со всех своих маленьких, но твердых, стоявших на родной земле- кормилице ног, побежал. Детское сердечко колотилось, стоял шум в голове. Увидев маму, лежавшую на траве, побитую, в разорванном платье, мальчик сначала не сообразил, но ясно понял, что случилось что- то ужасное.
-Ничего, сынок, все хорошо.
-Помоги мне подняться!- сказала мама.
Мать лежала вот уже двое суток, не поднимаясь с постели. Было все одиноко в доме, холодно без ее заботы и ласки.
У Сергея стал развиваться план.
-Как отомстить!
-Как!- все думал он.
И вот придумал, найдя бутылку с зажигательной смесью, он решил поджечь дом, где так часто собирались по вечерам фашисты, эти злые и жестокие звери. Да, для Сергея они звери, а не люди. Даже дикий зверь не трогает слабого, все часто думал Сергей, вспоминая охоту с дедом. Тогда в лесу на них напал медведь, казалось, что он сейчас накинется и разорвет мальчика, а Сергею было всего пять лет. Но медведь, порычав, кинулся в лес, не тронул мальчика. А деда нет. Он в партизанском отряде. Всплакнув немного, Сергей вспомнил о дедушке. Как сейчас он был нужен внуку.
«Но, ничего, справлюсь сам!- сказал про себя Сережка. Отомщу, обязательно! Отомщу!»
Выбрав день, когда фашисты всю ночь веселись, а позже заснули глубоким сном, маленький защитник, боец кинул бутылку в окно. Все вспыхнуло большим красным заревем. Некоторые выбегали, охваченные пламенем мести, другие не успели даже проснуться.
До обеда Сергей спал. Но было очень шумно в деревне. Слышно был крик, грубая немецкая речь, стрельба. Мать догадалась, кто поджег дом. Недолго думая, она разбудила мальчика.
Сергей, сынок!
Надо бежать.
Скорей, вставай.
Бежим в лес, там найдем деда.
Он защитит и поможет.
Мать бежала, не оглядываясь, позади сына. Все приговаривая. «Сыночек, родной мой, беги со всех сил, только беги. Сынок! Беги! Сынок, быстрее, беги, беги!»
Сергей слышал голос матери до самого леса, он не переставал бежать. Все его детское личико было изрезано сучьями сухих веток. Где- то совсем близко, прозвучал гулкий выстрел. Сережа все бежал, а мать повторяла «Сыночек, беги родной, беги!»
В самой чаще леса внук встретил деда, но голос матери все был слышен. Обернувшись назад, Сергей не увидел маму. И громко зарыдал на груди у деда. Сын понял, что мамы больше нет. Голос матери, ее любящее сердце помогло ему выжить. По –истине говорят : « Сердце матери не знает границ!»
5.Внеклассное мероприятие к юбилею К.Д. Ушинского: « Доброта – волшебное лекарство».
Цель: Создание условий для формирования осознанного ответственного
поведения, интереса к окружающему миру через знакомство
с произведениями Ушинского.
Задачи:
Предметные: наблюдать за сюжетом и поведением персонажей, анализировать поступки героев.
Развивающие: развивать внимание к авторскому слову, способствовать
развитию внимания, мышления, памяти.
Воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих
отношений, нравственно- этических ценностей, воспитывать
доброту, душевную чуткость.
Планируемые результаты:
Личностные: умение выражать свои эмоции, высказывать свое отношение к
героям, формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, воспитание чувства долга и
ответственности перед другими людьми и природой.
Познавательные: расширить знания о К.Д. Ушинском и его произведениях,
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, излагать свое мнение, аргументировать свою точку
зрения, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: умение высказывать свои суждения, умение слушать и
понимать других.
Ход занятия:
Учитель: Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства. Кто не знает сказки про курочку Рябу, про Колобка, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой. В сказках передавались из поколения в поколение понятия о добре, справедливости, трудолюбии. Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в
повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об
их занятиях и играх.
Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят,
одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и
поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик:
крестьянин, ремесленник, рабочий.
Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству этого известного во всем мире писателя и педагога. Представьте себе, если бы Ушинский пришел к нам на встречу, о чем бы вы хотели его спросить, что бы вы хотели узнать? Наверное, о том кто его родители, как он учился, где работал. Сейчас ребята нам расскажут об этом.
1. Рассказ детей о писателе.
1. Константин Дмитриевич Ушинский родился 195лет назад, 2 марта 1823 года в городе Тула, что не далеко от Москвы. Отец у него был офицер, мама занималась воспитанием детей.
2. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский педагогический университет и стал учителем.
3. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Санкт - Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно.
4. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, игры и загадки. Так появились два учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир", по которым дети учились в школе.
5. В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.
6. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить, и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.
7. А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
Учитель: "Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
Например, как вы думаете, может ли рубашка в поле вырасти?
Вот послушайте один рассказ из учебника «Родное слова», где Ушинский объясняет ребятам, что рубашка может в поле вырасти. (Показ фильма без звука. Озвучивают учащиеся.
Учитель:
- Мы с вами увидели, как много стараний человек отдает на то, чтобы что – то сделать, поэтому нужно бережно относиться к вещам.
Учитель: Короткие рассказы, небольшие сказки о природе Ушинского Константина Дмитриевича переносят читателя в наполненный волшебством мир природы, где автор, словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.
Природа в рассказах и сказках, учит доброму отношению ко всему живому, учит видеть и ценить прекрасное.
Простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления, учит ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.
Инсценировка рассказа «Четыре желания».
Учитель:
Каждое время года великолепно! И вы в своих рисунках это показали.
Физминутка: (Дети имитируют движения)
Встаньте те, кто любит зиму. Представите, что вы играете в снежки.
Встаньте те, кто любит весну. Покажите прилет птиц.
Встаньте те, кто любит лето. Похлопаем в ладоши.
Встаньте те, кто любит осень. Покажите, как листья кружатся и падают.
Учитель: Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Не зря говорят в народе: « Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Есть у Дмитрия Константиновича притча, это короткий поучительный рассказ. Представьте себе, что солнце и ветер – герои сказки, затеяли спор между собой о том, кто из них сильнее. Сейчас мы сможем понаблюдать за тем, кто из них может победить в этой схватке.
Просмотр фильма «Солнце и ветер».
Учитель:
Да, солнышко согревает нас своими лучами, делает добрее, и мы с вами тоже можем согреть друг друга. Для этого надо говорить теплые, ласковые, добрые слова. Предлагаю вам спеть песню о доброте.
Учитель:
В своих рассказах К.Д. Ушинский учил меленьких читателей самостоятельно делать вывод о том, что хорошо, а что плохо. Мы с вами читали его произведения, рассуждали о прочитанном, делали выводы. И сейчас попробуем угадать, из какого произведения взяты строчки. Далее по очереди дети угадывают и подбирают пословицы к произведениям.
Учитель:
Молодцы. Вы хорошо знаете произведения Ушинского.
За огромный вклад в дело развития образования имя Д.К. Ушинского осталось на века. Его именем названа в Москве библиотека, проходя мимо которой можно увидеть памятник великому писателю и педагогу. Его именем названы во многих улицы и скверы.
А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.
А нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Ушинского. И можно с уверенностью, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта. А чтобы вы могли воспользоваться советами Ушинского и могли дарить добро окружающим и радость близким людям, для вашего классного уголка мы приготовили памятки «Твори добро».
Заглядывайте туда почаще.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.