Проблемы нравственного воспитания и формирования нравственных качеств личности обусловлены уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного.
Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования нравственных качеств личности детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж..Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И. II. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арновская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на большую роль, которую играет детская литература в формировании личности дошкольника.
Однако, характеризуя состояние изученности проблемы применительно к старшему дошкольному возрасту, отметим, что в психолого - педагогической литературе аспект использования детской литературы как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников остается слабо разработанным.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств дошкольников
Предмет исследования: детская литература как средство формирования нравственных качеств дошкольников
Целью нашей работы является изучение влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику понятие нравственных качеств детей дошкольного возраста
2. Раскрыть понятие «детской литературы»
3. Подобрать произведения детской литературы направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы»
4. Изучить специфику методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики
5. Разработать НОД по развитию речи детей дошкольного возраста «Путешествие в страну вежливости»
Методы исследования: изучение, сравнение, бобщение, систематизация теоретических материалов по данной теме, сопоставление
1. Характеристика понятия нравственных качеств
детей дошкольного возраста
Проблема нравственного воспитания личности и формирования нравственных качеств личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания.
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р. С. Буре [8], П. С. Выготского [10], Р. И. Жуковской [19], В. Г. Нечаевой [48], и других.
В работах Л. В. Запорожца [20], C. А. Козловой [32], Р. Б. Эльконина [77], С, Г. Якобсон [78] и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений,
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям, и таким образом, складывается формирование нравственных качеств личности дошкольника
В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец [20], А. Ю. Кошелева [36], Я. 3. Неверович [47] как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.
Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло» [15, с.234]. С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [54, с.117].
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [68, с.194].
Рассмотрим понятие «нравственное воспитание», предложенное в психолого-педагогической литературе (см. табл. 1)
Таблица 1.1. Понятие «нравственное воспитание»
в психолого-педагогической литературе
Источник определения, автор определения |
Определение понятия «нравственное воспитание» |
|
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. |
Педагогический словарь |
Нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [57]. |
Т.И. Пониманская |
Нравственное воспитание - целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [59]. |
В.А. Сластенин |
Нравственное воспитание взаимосвязано с понятием нравственность – личностной характеристикой, объединяющей такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [66,215]. |
С.А. Козлова |
Результат нравственного воспитания появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [32, 219]. |
|
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности [54,153]. |
Таким образом, содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание следующих нравственных качеств личности:
ü чувства долга;
ü справедливости;
ü ответственности.
Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель воспитать ребенка:
ü мыслящим;
ü добродетельным;
ü милосердным;
ü верящим в возможность совершенствования мира.
Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Вместе с обновлением содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. В свою очередь, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям [8].
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, ее культуру, например, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [54,с.153]. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания (см. табл. 1.2):
Таблица 1.2. Составляющие процесса нравственного воспитания
Стороны нравственного воспитания |
Личностная характеристика |
Нравственных чувств |
ü Совесть; ü Долг; ü Вера; ü Ответственность; ü Гражданственности; ü Патриотизм. |
Нравственного облика |
ü Терпение; ü Милосердие; ü Кротость; ü Незлобивость. |
Нравственной позиции |
ü Способность к различению добра и зла; ü Способность к проявлению самоотверженной любви; ü Готовность к преодолению жизненных испытаний |
Нравственного поведения |
ü Готовности служения людям и Отечеству; ü Проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли |
Нравственное воспитание рассматривается педагогикой как развитие и формирование нравственных представлений и нравственных качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, к другим людям и деятельности. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Таким образом, говоря о нравственном воспитании, имеют в виду формирование моральных качеств, в основе которых лежат отношения к другим людям:
ü доброта;
ü заботливость;
ü честность;
ü обязательность;
ü принципиальность;
ü великодушие…
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются сформированные у личности нравственные ценности, нравственные качества и нравственная позиция [6, с. 13].
Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [3].
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (Знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество [6, с. 103 - 105].
Целью нравственного воспитания является культурное развитие и развитие гуманистической направленности личности дошкольника, формирование определенного набора нравственных качеств.
В соответствии с целью нравственного воспитания определяется его содержание, которое составляют нравственные качества личности. А именно: воспитание гуманности, трудолюбия, патриотизма, достоинства как ведущих интегративных качеств личности и создание условий для проявления ею этих качеств в отношении других; а также формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни.
2. Понятие «детской литературы»
Детская литература - несомненная часть общей литературы, но всё же она представляет собой некий феномен. Большое значение в культуре детства традиционно придается литературе для самых маленьких. Психическим особенностям возраста отвечает и система жанров (в ней преобладают произведения лирического и лиро-эпические), и общий стиль малышовой литературы, заключающейся в простоте и доступности текста для восприятия детей, в четкости и ясности мысли, насыщенности слова и образа.
Таким образом, детская литература - это литература, рассчитанная на чтение вслух, тем самым ее художественные особенности сближаются с традициями устного народного творчества.
Детской литературой обычно называют все произведения, которые читают дети, однако в таком случае правильнее говорить о « круге детского чтения».
«Круг детского чтения» – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
В «круг детского чтения» входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы), творчество самих детей.
В его структуре «круга детского чтения» выделяют три группы произведений:
ü произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Погорельского);
ü произведения, написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина);
ü произведения, сочиненные самими детьми, - т.е детское литературное творчество.
В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:
ü доступности
ü наглядности
ü занимательности
ü динамичности сюжета
ü воспитательной ценности произведения.
В круг детского чтения должны входить все виды литературы:
ü проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
ü фольклорные жанры - народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки
ü авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
ü научно-популярные жанры (энциклопедии)
ü произведения литературы народов мира.
Специфика детской литературы. Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно признать следующее: детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого - доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности.
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку.
Художественные критерии детской литературы. Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат, ведь если ребенок усвоит язык бедный, маловыразительный, то преодолеть этот недостаток ему в дальнейшей жизни будет весьма сложно. Вместе с тем язык должен быть доступен.
Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответственной. Он должен быть правдив со своим читателем, но правда здесь особого рода - художественная, что означает убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла.
Во взрослой и в детской книге главное – это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровного), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка.
Характерным признаком литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Правда, им доступны самые простые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почувствовать смешное самих себе, зато легко представить смешное положение, в которые попадают другие - герои книг.
Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно участвовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он не редко перевоплощается в них.
Отметим, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.
Итак, в курсе детской литературы мы будем исходить из представления о ней как о высоком искусстве. Имеющем свою специфику, историю, свои вершинные достижения.
3. Подбор произведений детской литературы, направленных на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы»
В программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Гербовой В.В. помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке, практически каждое произведение направлено на формирование нравственных качеств дошкольников.
Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. Распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию нравственных качеств детей целенаправленно и комплексно.
Коротко остановимся на некоторых вопросах подбора литературных произведений нравственного содержания на разных возрастных этапах (см. табл. 3.1.):
Таблица 3.1. Методика ознакомления с художественной
книгой нравственного содержания
Возраст |
Цель ознакомления с книгой |
Методика ознакомления |
Младший дошколь-ный возраст |
У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
|
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. |
Средний дошкольный возраст |
Углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. |
На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. |
Старший дошкольный возраст и подготовительная группа |
Развитие устойчивого интереса к книгам, желания слушать их чтение. |
Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. |
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности формирования нравственных качеств личности дошкольников.
Спланируем работу по формированию нравственных качеств дошкольников на примере старшего дошкольного возраста:
Таблица 3.2. Рекомендуемая литература по формированию
нравственных качеств старших дошкольников в соответствии
с программой «От рождения до школы»
Месяц |
Рекомендуемое произведение |
Качества личности, формируемые при изучении литературного произведения |
СЕНТЯБРЬ
|
1.Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
|
Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность (Не будь чрезмерно доверчив). Дать детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. |
2. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
|
Воспитывать в детях послушание старшим, терпение. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. Учить детей быть осторожными и осмотрительными с незнакомыми людьми. |
|
3. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсен.
.
|
Дать нравственно-эстетические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей, что ни кем нельзя пренебрегать. Формировать представления о войне как воплощении верности, стойкости и мужества. Воспитывать в детях верность, стойкость и терпение. |
|
4. Н. Рубцов Стихи «Ворона и воробей».
|
Воспитывать в душе детей сопереживание птицам, воспитывать желание прийти на помощь в трудное для них время года. Учить детей преодолевать трудности, от трудностей не становиться вредным, злым на людей. Дать понять, что трудности в жизни делают человека лучше, добрее, не отстпать перед трудностями |
|
ОКТЯБРЬ
|
1. Сказка «Зимовье зверей».
|
Дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми. Учить детей дружить, мирно и согласованно выполнять общую работу. |
2. Сказка «Привередница».
|
Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. |
|
3.Сказка «Колосок».
|
Формировать у детей представление о смысле и ценности трудолюбия, непраздном проведении времени. |
|
4. Сказка «Жихарка». .
|
Воспитывать в детях послушание, осмотрительность, осторожность, находчивость в трудных ситуациях. Подвести детей к пониманию того, как вести себя дома, если ты один, поведение с незнакомыми людьми |
|
НОЯБРЬ
|
1. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
|
Подвести детей к пониманию того, что любое дело нужно делать, не торопясь. Учить детей приходить на помощь, если кто-то попал в беду. |
2. История, подаренная Ангелом (Книга «Зернышки», стр. 3) .
|
Воспитывать в детях чувство сострадания ко всему живому на Земле, любовь ко всему живому, начиная от маленького насекомого до животного. Формировать желание помогать слабым. |
|
3. Сказка «У страха глаза велики» («Твоя книга, стр. 202).
|
На примере сказки учить детей храбрости. Дать представление о том, что быть трусом очень плохо. Подвести детей к пониманию того, что случается с тем человеком,который боится того, чего и невидел. |
|
4. Л. Воронкова «Что сказала бы мама? » («Твоя книга», стр. 334) .
|
Воспитывать в детях желание помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию. Воспитывать в детях храбрость на примере героя рассказа, терпеливость. Дать понять детям, что бросать товарища в беде и быть трусом плохо. |
|
ДЕКАБРЬ |
1. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
|
Дать детям представление о плохих и хороших поступках. Подвести детей к пониманию того, какие поступки героев хорошие, чем и почему мы должны поступать хорошо и делать в жизни добрые дела. Учить детей уметь делать нравственный выбор. |
2. Рассказ «Хромой» (Книга «Зернышки», стр. 27) .
|
Воспитывать в детях сострадание Подвести детей к пониманию того, что осуждение человека, насмешки над человеком - это очень плохие качества. Учить детей анализировать поступки героев рассказа. Подвести к пониманию состояния души: «стыд», «совесть». |
|
3. А. Барто «Мы не заметили жука» («Твоя книга», стр. 394). |
Развивать в детях желание помогать и сострадать всему живому на Земле. |
|
4.Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро («Твоя книга», стр. 232). |
Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность при встрече с незнакомыми людьми. На примере сказки показать, что доверчивость может быть причиной беды, а хитрость и злость всегда будут наказаны. |
|
ЯНВАРЬ
|
1. В. Осеева «Что легче? »
|
На поступках героев рассказа учить детей говорить правду. Подвести детей к пониманию того, что врать очень плохо, ложь наказуема. Учить уметь извиниться, если сделал что-то плохое |
2. «Брат и сестра» (Книга «Зернышки»)
|
Подвести детей к пониманию того, что нельзя брать вещи без разрешения взрослых, нельзя брать чужие вещи, нельзя делать ничего того, чего не смогли бы сделать при других или при свете «Бог видит нас там, где человеческий глаз не видит» |
|
3. Л. Квитко «Бабушкины руки» («Твоя книга» стр. 314) |
Воспитывать любовь и уважение к своей бабушке, видеть доброту близких людей и отвечать благодарностью. Подвести детей к тому, что близким людям нужно стремиться во всем помогать, так кА они заботятся о них и делают все для того, чтобы они выросли хорошими, добрыми людьми |
|
4. Сказка «Чудесные ласточки» («Твоя книга» стр. 211)
|
На примере сказки показать, что брать чужие вещи – это плохо, что это считается воровством. На примере сказки показать, что воровство всегда наказуемо и что чужие вещи добра человеку не прибавят, а только приведут к неприятностям как в сказке. |
|
ФЕВРАЛЬ
|
1. Л. Толстой «Мальчик стерег овец» («Твоя книга» стр. 257) |
Воспитывать в детях правдолюбие, учить избегать лжи. Помочь детям осознать, что лживые люди всегда сами и страдают от своей лжи, и другие люди тоже могут cострадать ото лжи |
2. Сказка «Чьи руки краше» («Твоя книга» стр. 243)
|
Рассказать о том, что значит быть милосердным, о том как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к бессердечности. На проступке героев сказки рассказать о чувстве стыда |
|
3. Н. Рубцов стихотворение «Ласточка» |
Воспитывать сопереживание и сочувствие птицам так же как людям. Показать на примере стихотворения, как относится взрослый человек к маленькому птенцу. |
|
4. Рассказ «Тайна» (Книга «Зернышки», стр. 25).
|
Воспитывать в детях уступчивость, делать друг другу приятное, быть не самолюбивыми и готовыми помогать друг другу. Подвести к пониманию идеи рассказа - в чем заключается тайна спокойной и веселой жизни. |
|
МАРТ
|
1. М. Яснов Стихотворение «Вот был бы большим» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 185). |
Воспитывать в детях сопереживание к животным, желание их накормить в трудные для них минуты, помочь им. Воспитывать доброту ко всему живому. |
2. С. Михалков «Фома» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 208). |
Воспитывать на образе героя отрицательное отношение к такому нравственному качеству как упрямство. Показать, что бывает с теми людьми, которые не слушают и упрямятся. |
|
3. К. Чуковский «Бармалей» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 227).
|
Воспитывать в детях послушание и негативное отношение к людям, которые насмехаются над другими. Подвести детей к пониманию того, что плохие поступки нужно уметь прощать, учить самим просить прощение. |
|
4.Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Тивить» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 190). |
Воспитывать любовь и внимательное отношение к птицам. Подвести детей к пониманию того, что птиц не нужно ловить и губить. Поговорить о пользе птиц.
|
|
АПРЕЛЬ
|
1. В. Сутеев «Кот-рыболов» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 261).
|
Воспитывать в детях терпение. На примере поступков героев подвести детей к пониманию того, что бывает с теми, кто не умеет договариваться между собой, учить доброжелательному отношению друг к другу во время совместных игр. |
2. В. Сутеев «Палочка-выручалочка» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 274).
|
Воспитывать в детях смекалку, находчивость, умение прийти на помощь другу в любую минуту. На поступках героев поговорить о таком нравственном качестве как скромность. |
|
3. В. Сутеев «Разные колеса» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 268).
|
Дать детям представление о том, что умелые руки всегда ценят. Воспитывать желание сделать что-то своими руками. Показать, что смеяться над другими - это очень плохо. Учить детей просит прощения, если чувствуешь, что не прав. |
|
4. А. Барто Стихотворение «Любочка» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 192). |
Воспитывать в детях скромность, отрицательное отношение к тем, кто хвастает, не уважает престарелых людей, своих родителей, порицать грубость и заносчивость. |
|
МАЙ
|
1. П. Цыферов «Пароходик из Ромашково» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 281)..
|
Подвести детей к пониманию того, что иногда в жизни не стоит торопиться, нужно остановиться и тогда увидишь очень много красивого и интересного вокруг себя. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь, чистоту души |
2. Ш. Перро «Золушка» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 375).
|
Воспитывать интерес к сказкам других народов. На примере поступков героев воспитывать трудолюбие, смирение, кротость, доброту. Подвести детей к пониманию того, как в жизни наказывается жадность, лень, самодовольство, злость. |
|
3. Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» (Любимое чтение в д/с от 4 до 5 лет, стр. 351). |
Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу. Подвести детей к пониманию того, как легко можно выйти из очень сложной ситуации (например, конфликта, драки, уметь договариваться между собой. |
|
4. К. Чуковский «Федорино горе» |
Учить детей опрятности, бережному отношению к своим вещам, показать отрицательное отношение к лени. |
Подбирая данные произведения для старших дошкольников, воспитатель создает условия для духовно-нравственного развития ребенка, формирования нравственных качеств личности , таких как:;
Данные
произведения способствуют коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей
в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным
содержанием сказки, рассказа, стихотворения; обеспечивают социальную адаптацию
дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской
сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
4. Специфика методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой нравственной тематики определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада:
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях; о композиции; о простейшей элементарной образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; развивать поэтических слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения, для этого используют методы ознакомления с художественной литературой, выделяя следующие (см. табл.4.1.):
Таблица 4.1. Методы ознакомления с литературными произведениями
Методы ознакомления с литературными произведениями |
Сущность метода ознакомления с художественной литературой |
Чтение воспитателя по книге или наизусть |
Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. |
Рассказывание воспитателя |
Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. |
Инсценирование |
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. |
Заучивание наизусть |
Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. |
Традиционно в методике развития речи принято выделять следующие формы работы с книгой в детском саду:
ü чтение и рассказывание художественной литературы;
ü заучивание стихотворений на занятиях;
ü использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий ( см. табл.4.2.):
Таблица 4.2. Типы занятий по ознакомлению
с литературными произведениями
Тип занятия |
Специфика занятия |
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
|
Занятие, на котором воспитатель знакомит с одним произведением и работает над его содержанием |
2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой |
ü Произведения, объединенные единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) ü Произведения с единством образов (две сказки о лисичке). ü Произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) ü Произведения несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. |
3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: |
ü чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; ü чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика — усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. |
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
|
ü чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); ü настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); ü кукольный и теневой театр, фланелеграф; ü гдиафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. |
5. Чтение как часть занятия по развитию речи: |
ü оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок); ü чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала). |
В методике занятий следует выделить такие вопросы:
ü подготовка к занятию;
ü методические требования к нему;
ü беседа о прочитанном;
ü повторное чтение;
ü использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
ü обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
ü определение программного содержания — литературной и воспитательной задач;
ü подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста:
ü понять основной замысел автора;
ü осознать характер действующих лиц, их взаимоотношения;
ü определить мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи текста:
ü овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации);
ü расстановка логических ударений, пауз;
ü выработка правильного произношения и хорошей дикции.
Словарная работа - объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.
Методика словарной работы, по толкованию слов такова:
ü подстановка другого слова во время чтения прозы;
ü подбор синонимов (избушка лубяная — деревянная, горница — комната);
ü употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке);
ü вопрос к детям о значении слова.
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В структуре типичного занятия можно выделить три части (см. табл.4.3.)
Таблица 4.3. Структура занятия по ознакомлению
с литературным произведением
Этап занятия |
Содержание деятельности |
Цель деятельности |
Начальный этап |
Происходит знакомство с произведением |
Обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова |
Основной этап |
Проводится беседа о прочитанном. Классификация вопросов: - вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); - вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; -вопросы, направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»); -вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности; -вопросы, направленные на воспроизведение содержания; -вопросы, подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»). |
Уточненить содержание и литературно-художественную форму, средства художественной выразительности. |
Заключительный этап |
Организуется повторное чтение текста и рассматривание иллюстраций (показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста). |
Закрепить эмоциональное впечатление и углубить воспринятое. Цель рассмривания иллюстаций - углубить понимание текста, уточняют его, полнее раскрыть художественные образы. |
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой нравственной тематики используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
ü беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
ü зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
ü беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;
ü знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
ü просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
ü прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
5. Разработка НОД по развитию речи детей дошкольного возраста «Путешествие в страну вежливости»
Тема: «Путешествие в страну вежливости»
Цель: формировать качество личности «воспитанность» средствами литературных произведений
Образовательный задачи:
1. Формировать навык детей разбираться в нравственных ситуациях.
Развивающие задачи:
1.Развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.
Воспитательные задачи:
1.Закрепить стремление совершать хорошие поступки
Материал: человечек, у которого два лица, доска, сюжетные картинки, желтые и синие круги.
Этапы занятия |
Деятельность воспитателя |
1. Вводная часть |
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришел странный гость. Удивительно, у него два лица. Одно такое улыбчивое, веселое, другое грустное, даже сердитое. Интересно, что с ним случилось… Он по свету прошел, Видел, что хорошо, Он по свету ходил, Плохо тоже находил. Вот и стал он такой, С двухсторонней головой! Если встретит он добро, Улыбается лицо! Ну, а если зло увидит, Он сердит, всех ненавидит! И на всех готов кричать, Он запутался совсем, На пенечек он присел И совсем стал никакой, Рассудите, помогите, Добро от зла мне отделите!
|
2. Основная часть |
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на план, который висит на доске. На нем картинками показан путь человечка. Наша задача провести человечка до его дома, но при этом дорогу нужно выбрать так, чтобы она проходила только по картинкам, где дети совершаю хорошие поступки. Иначе наш гость очень расстроится и повернется к нам сердитым лицом. Давайте очень внимательно рассмотрим картинки и решим где хорошо, а где плохо. 1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться! 2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой. 3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет. 4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая! 5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она наверное помогает дедушке или бабушке. 6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть! 7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких? 8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно! Воспитатель: Ребята, мы правильно разобрались в картинках, а теперь давайте все картинки с плохими поступками закроем кружочками синего цвета, чтобы они не смущали нашего гостя (Дети закрывают кружочками синего цвета картинки где: девочка рвет цветы, мальчик залез в лужу, большая девочка толкнула маленькую) Воспитатель: Дети, а давайте подскажем человечку по какой дороге ему нужно идти домой, где мальчик вдевает нитку в иголку, мальчик читает книжку, мальчик моет посуду, девочка поливает грядки, девочка кормит птиц. Ребята, посмотрите, человечек улыбается вам и приглашает вас в гости! Физкультминутка На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Влево, вправо наклонялись, И обратно возвращались, Вот здоровья в чем секрет! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом) |
3. Заключительная часть |
Словесная игра «Хорошо и плохо» Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо - синий. - «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий) - «Шла, шла Маша по лесу - деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий) — «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый) — «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий) — «Посадил дед репку, выросла репка большая - пребольшая!» (желтый) «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий) — «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый) — «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый) Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
|
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу со сформированными положительными личностными качествами.
Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает педагогов - воспитателей, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь детская литература как художественное средство, которое помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель нашей работы состояла в изучении влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Для успешной реализации цели нами были решены следующие задачи:
рассмотрена характеристика понятия нравственных качеств детей дошкольного возраста, раскрыто понятие «детская литература», подобраны произведения детской литературы, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы» на примере старших дошкольников, изучена специфика методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики, разработано НОД по развитию речи детей дошкольного возраста «Путешествие в страну вежливости».
Данная работа представляет интерес как для самого автора, так и для тех, кому интересна тема исследования. В перспективе планируется продолжить развитие данного исследования, разработав опытно-практическую часть.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.