Исследовательская работа "Хлеб всему голова"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 11.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Хлеб....docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарского района

Новопокровская средняя общеобразовательная школа

имени героя Советского союза Георгия Филипповича Байдукова

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

ХЛЕБ - всему голова

 

        

                                                                                                               

 

Выполнил: обучающийся 4 класса

МБОУ Новопокровской СОШ им.Г.Ф.Байукова

Войченко Артём

Руководитель: Каширина О.Г.

учитель начальных классов

 

 

 

2022 г.

Оглавление

1.     Введение  …………………………………………………………………..3 стр.

2.     Основная часть

2.1  Что такое хлеб? История появления хлеба…………………………………..4 стр.

2.2  Интересные факты о хлебе…………………………………………………..4-5 стр.

2.3  О пользе хлеба………………………………………………………………..5-6 стр.

2.4  Хлеб военных лет…………………………………………………………….6-7 стр.

3.     Практическая часть

3.1 Анкетирование…………….……………………………………………….8 стр.

3.2  Наблюдения………………………………………………………………..8 стр.

3.3 Изготовление продукта…..………………………………………………9 стр.

     4. Заключение…………………………………………………………………9 стр.

5.Источники информации…….…………………………………………….10 стр.

6.Приложение…………………………………………………………….11-16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

      Я часто слышу фразы от своих родителей и бабушки: «Не оставляй кусок хлеба», «Не выбрасывай хлеб», «Не ставь хлеб на голову», а так же пословицы и поговорки: «Хлеб дороже золота и алмазов», «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин», «Нет хлеба – клади зубы на полку». Меня заинтересовали вопросы: каким был первый хлеб и когда он возник? Зачем он так необходим в нашем рационе питания? Что обучающиеся нашей школы знают о хлебе, как к нему относятся и почему все люди так ценят его? Чтобы разобраться в этом, я решил провести исследование. Поэтому тема моей работы: «ХЛЕБ – всему голова».

 Цель исследования: выяснить, какую роль в жизни человека играет хлеб, и почему люди с большим уважением относятся к нему.

Задачи:

-используя различные источники расширить знания о хлебе, его составе и ценных свойствах;

-изучить роль хлеба в жизни человека;

-провести наблюдения, чтобы изменить отношение некоторых обучающихся нашего класса к хлебу;

-провести эксперимент по изготовлению хлеба;

-провести анкетирование одноклассников в классе: «Едят ли дети хлеб, и что они знают о ценности хлеба?»

Гипотеза исследования: предполагаю, что если дети будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться.

Предмет исследования: хлеб.

План проведения исследования:

1. Обоснование выбора темы, актуальность темы.

2. Работа с источниками информации:

 а) Хлеб – это … ;

б) Каким бывает хлеб? ;

в) Состав хлеба;    

г) Польза хлеба.

3. Практическая часть работы: анкетирование; наблюдение; эксперимент по  изготовлению хлеба.

4. Заключение. Выводы и предложения.

Методы исследования: анализ информации из книг, интернета; приготовление хлеба в домашних условиях, наблюдение, сравнение, обобщение; проведение анкетирования, фиксирование результатов, выводы.

Место исследования: МБОУ Новопокровская СОШ  им.Г.Ф.Байдукова

Время исследования: ноябрь –  январь 2022 года.

 

 

 

2. Основная часть

2.1 Что такое хлеб? История появления хлеба

Первым шагом в моей работе было посещение школьной библиотеки. С помощью библиотекаря Матвиенко Ларисы Николаевны я подобрал необходимую мне литературу, из которой узнал интересные сведения о хлебе.   Чтобы выяснить, что означает слово «хлеб», я стал искать информацию в книгах и Интернете. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнал, что хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. (см. Приложение 1)

Хлеб  символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.  Он         не случайно считается традиционной русской пищей: именно на Руси гостей встречали хлебом-солью, а в языке сохранилось множество фразеологизмов и поговорок, свидетельствующих о том, что «хлеб — всему голова». Однако слово пришло в русский язык не сразу. Родина слова «хлеб» — Греция, где в древности выпечку изготавливали в специальных горшках, которые назывались «клебоносы». Потом название перекочевало в язык готов, которые называли хлеб словом «хлайфе», а затем проникло в другие древние языки. Поэтому многие народы называют продукт близкими по звучанию словами: в Болгарии — «хляб», в Польше — «хлеб».

Согласно другой теории, «хлеб» произошло от славянского «хлябь»: раньше так называли блюдо, состоящее из муки и воды. Эту жидкую субстанцию употребляли в пищу, «хлебали» до тех пор, пока не научились делать выпечку, которая получила название «хлеб». Евреи называли молоко «халев» — именно из этого продукта получается вкусная и сытная выпечка. А в древнекитайском существовало слово «глиф». Так назывались рисовые зерна, которые заменяли жителям древнего Китая хлеб. В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито.

Ещё 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша. Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб-египтянин, готовивший тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким.

2.2 Интересные факты о хлебе

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Всё очень просто — сторона с маслом тяжелее, чем другая сторона, без него, поэтому в процессе падения бутерброд успевает перевернуться. Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг). В 1996 году в Мексике был испечён рекордный батон длиной почти в 9 км. Его выпекали на месте, часть за частью. Рекорд до сих пор не побит. В средневековой Европе зачерствевшие хлебные корки часто использовались в качестве тарелок. Ежедневно в мире поедается около 9 млн различных хлебобулочных изделий. Хлебушек для предков являлся символом земли, поэтому древние Славяне не резали хлеб, а разламывали руками.

     С хлебом связаны обычаи: издавна на Руси говорили: «Хлеб – Царь стола».  Стол без хлеба называли «сиротским престолом». «Хлеб – соль» – это русский обычай, словно символ людской доброты. «Хлеб вам да соль» - так говорят тем, кто ест.

Приметы, связанные с хлебом:

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Когда человека встречают горячим хлебом, только вынутым из печи, то это означает, что он не будет испытывать финансовых проблем. Во время обеда выпадает из рук кусок – к приходу неприятного человека в гости, который имеет недобрые намерения. Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи. В доме будет достаток, если делиться куском с нуждающимися. Каравай разрезать начинают с самого выдающегося края, дабы в доме всегда был достаток. А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват.

2.3 О пользе хлеба

     Смотря регулярно по телевизору программу «Здоровье», я узнал, что хлеб полезен детям и взрослым.  В нём нет консервантов, он натуральный на 100% продукт. Хлеб содержит в себе практически все питательные вещества,  необходимые человеку:  до 56% углеводов, 5-8% белков, 36-39% минеральных веществ, клетчатки, а так же витамины В1, В2,В3,В6,В9 и РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нём полезных веществ.  Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. И что ещё важно, он обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. (см. Приложение 2).

      Хлеб – это здоровый продукт и вот почему: он даёт энергию для нашего тела и мозга. Он содержит углеводы, которые являются пищей для мозга. Витамины и аминокислоты влияют на выведение аммиака в процессе мышления, что улучшает работу мозга. Хлеб имеет в своем составе 40-70% углеводов. Хлеб из пшеничной муки богаче углеводами. Без углеводов ни один орган не может функционировать должным образом. Хлеб содержит много клетчатки и полезен для кишечника. Клетчатка изменяет желудочно-кишечный тракт, особенно тонкого и толстого кишечника. Играет важную роль в предотвращении заболеваний, такие как ожирение, диабет, рак. Следовательно, хлеб способствует нормальному функционированию всего желудочно-кишечного тракта. Отрубной хлеб, польза которого во многом обязана клетчатке желательно включить в свой рацион. Однако не стоит объедаться им, так как много клетчатки тоже может быть вредным. Хлеб содержит аминокислоты, витамины, минералы и питательные вещества. Черный хлеб, польза которого очевидна из-за высокого содержания витаминов группы В очень популярен.  Этот продукт может удовлетворить до 30% от суточной потребности в меди, цинке и железе. Больше этих минералов в темном хлебе из непросеянной муки, чем в белом, вот в чем витаминная польза черного хлеба. Вы найдете в нем калий, натрий, кальций, фосфор и вещества растительного происхождения - фитамины. Хлеб содержит белок. Белок является основным строительным компонентом тканей организма. При приготовлении можно использовать молоко или белки молочной сыворотки.  Хлеб в разумном количестве положительно влияет для похудения и поддержания веса. Здесь играют роль клетчатка и углеводы. Кусочек бородинского хлеба не сделает вас жирными, если его есть без майонеза, сыра, которые добавляются в бутерброды. А также сахар, джем, варенье и мед. Хлеб дает долго чувство сытости и уменьшает чувство голода. Благодаря ему, мы меньше перекусываем между приемами пищи, и, таким образом он поддерживает потерю веса и поддержание здорового веса.

2.4  Хлеб военных лет

      Военный хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого «хлеба» было недостаточно. В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом, как воробьи, выис­кивали пропитание – комочки полусгнившего карто­феля. Клубни вымачивали, перетирали, промывали, добывали черный, с затхлым запахом крахмал, который добавляли в хлеб вместо настоящей муки. Долго после такого хлеба болели животы. Дети находили норы сусликов, раскапывали их лопатами, добираясь до горок отборного чистейшего зерна. От радости плакали — к их горькому хлебу можно будет добавить настоящей муки. Это в деревне. От голода, недоедания страдали все люди.

2

В городе приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки ввели с началом войны.

Наше поколение не знает, что такое «хлебные карточки» и бессонные очереди за хлебом. Нам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Хлебная карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Потеря этих карточек грозила гибелью всей семье.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ae8/00005907-02d21207/1/img13.jpg

Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий.  Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

Ингредиенты, используемые в выпечке «военного» хлеба

Съедобные продукты питания

Несъедобные части растений

Несъедобные  добавки

мука
картофель
свекла
просо
морковь
брюква

лебеда
вика (мелкий дикий горошек; корм для скота)
листья дуба
желуди
лузга проса
крапива
хвощ полевой
ботва свеклы

труха пней
обойный клей
бумага
картофельные очистки
свекольные очистки
жмых
отруби (остатки от оболочки зерна после размола)
шрот
древесные опилки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку! ПОМНИТЕ!!!

 

 

 

 

 

 

 

3.     Основная часть

3.1 Анкетирование

       Вооружившись информацией, я решил провести анкетирование среди своих одноклассников, чтобы выяснить «Едят ли дети хлеб, и что они знают о ценности хлеба?». Мною была составлена анкета из 4-х вопросов. В анкетировании приняли участие 10 обучающихся. Результаты анкетирования: ответы  «ДА» и «НЕТ»  отображены  в  диаграмме (см. Приложение  3).

Вывод: проведённое анкетирование доказало, что хлеб был и остаётся одним из главных продуктов питания. Почти все ребята едят хлеб и бережно к нему относятся, но большинство из них не видели, как производится хлеб.

3.2 Наблюдения

      Хлебом сейчас никого не удивишь. На магазинных прилавках можно увидеть множество сортов хлеба, найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелёк. Спросив у продавца нашего магазина – Потаповой Ольги Александровны о сортах хлеба, которые предпочитают покупать жители нашего села, получилась следующая диаграмма (см. Приложение 4).

Вывод:  23-29% покупателей предпочитают пшеничный, ржано-пшеничный хлеб и батоны, остальные - иные виды хлебобулочных изделий.

      Посещая ежедневно школьную столовую, я наблюдал одинаковую картину. После обеда каждого класса остаётся несколько кусков хлеба.  Оставался он и после нашего класса. Я решил подсчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков. За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков хлеба, а это почти целая буханка. В месяц  на выброс шло 3-4 булки хлеба, и это только от нашего класса. А ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. А ещё я спросил у нашего повара – Михеевой Елены Анатольевны, о ежедневных потерях школы. (см. Приложение 5).

Оказывается – это в среднем 3 булки хлеба в день. Итак, в месяц потеря школы составляет 15-16 булок, 108 булок в течение учебного года. А ведь это очень много.  От подсчётов мне стало не по себе. Что же мы делаем?  Чтобы это как-то исправить и хлеб пошёл в пользу, мне  захотелось узнать, а что ещё можно сделать из остатков хлеба. По советам своей мамы я узнал, как можно использовать остатки хлеба: покормить птиц, бездомных собак; сделать сухарики (Их можно подавать к бульонам, супам, чаю); сделать кириешки; испечь торт из молотых белых сухарей; сделать панировочные сухари (в них обваливают котлеты, рыбу, мясо перед тем как жарить, а ещё присыпают пироги, запеканки, пудинги); использовать хлеб как удобрение; сделать квас, приготовленный на основе чёрных молотых сухарей. 

     С помощью классного руководителя – Кашириной Оксаны Геннадьевны, я оформил буклет и альбом, в которых содержатся рубрики «Правила бережного отношения к хлебу» и «Рецепты блюд из остатков хлеба». Этот буклет и альбом я раздал все классам нашей школы.

 

 

 

 

3.3 Изготовление продукта

   Следующим моим этапом было проведение практического эксперимента, чтобы выяснить, можно ли испечь вкусный хлеб в домашних условиях. Для этого замешивается тесто из муки, воды, дрожжей и добавляется  немного соли и сахара; оставляется в тёплом месте до сбраживания; после того, как тесто забродило, выкладывается в смазанную растительным маслом форму и ставится в духовку выпекаться на 40 мин.

Результат эксперимента:  у меня получился вкусный и ароматный хлебушек. Его мы ели всей семьёй.  Теперь я знаю, как можно приготовить хлеб в домашних условиях. (см. Приложение 6)

 

4. Заключение

В ходе работы я открыл для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека. Но, самое главное – после презентации моей работы в школе ребята узнали больше о ценности такого простого, но главного продукта питания и думаю, будут бережнее к нему относиться. Таким образом, я смог достичь своей цели исследования. Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. В дальнейшем планирую совершить экскурсию на  хлебокомбинат  г.Татарска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Библиографический список

1.     С.И. Ожогов – Словарь русского языка

2.     Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л. И. Степанова. — 1999.

3.     Этимологический словарь русского языка. М. Фасмер — 2004.

 

Список использованных источников информации:

1.     https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1

2.     https://zen.yandex.ru/media/philological_maniac/kak-poiavilos-slovo-hleb-v-russkom-iazyke-5a534719dcaf8e660b80fd2e

3.     https://nauka.club/literatura/stikhi/poslovitsy-i-pogovorki-o-khlebe.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Приложение №2

Приложение № 3

Приложение № 4

 

Приложение № 5

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3414159/pub_5ee77e0902f56d5bd137f1c7_5ee78240341d8562c69e8858/scale_1200http://gurmanio.org/wp-content/uploads/2016/04/11.jpg

ТОРТ ИЗ СУХАРЕЙ

 

ТОРТ ИЗ СУХАРЕЙ! Обалденный Торт БЕЗ ВЫПЕЧКИ "Тающая Загадка"

Квас из ржаного хлеба без дрожжей.

Домашний квас без дрожжей


 

Скачано с www.znanio.ru