Исследовательская работа на тему:
«История местного самоуправления моего края».
Выполнил: Подгородниченко Ярослав,
ученик 6 класса А
Научный руководитель:
Чернышева Юлия Александровна,
учитель истории
Тамбов,
2020 год
Введение
Актуальность.
Реализация прав и свобод граждан, а также создание благоприятных условий для этого - основная задача демократического государства. Рациональное государственное устройство сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой данные задачи решались бы наиболее эффективно. Существует ряд проблем, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Однако реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях проживания граждан - муниципальных образованиях.
Должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления.
Тамбовская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр: город Тамбов. Образована: 27 сентября 1937 года. Административный центр: город Тамбов. Образована 27 сентября 1937 года.
Согласно Уставу города Тамбова местное (городское) самоуправление - признаваемая, гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города Тамбова по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций;
В настоящее время проблема местного самоуправления является объектом пристального внимания со стороны политиков, юристов, экономистов, социологов и, разумеется, историков. Процесс формирования местного самоуправления в России имеет длительную и самобытную историю.
Цель работы: историко-правовое исследование формирования системы органов местного самоуправления в городе Тамбове
Задачи работы:
- рассмотреть дореволюционный этап местного самоуправления в России и в городе Тамбове;
-изучить местное самоуправление в советский период;
-развитие местного самоуправления в современной России и в городе Тамбове.
Этапы реализации исследования:
1 этап: исследование дореволюционного периода развития местного самоуправления;
2 этап: анализ развития органов местного самоуправления в советский период;
3 этап: развитие органов местного самоуправления в современной России.
1.Дореволюционный период развития местного самоуправления
Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.
Большинство историков считают, что опыт местного самоуправления фактически был начат во время правления Ивана IV. До этого времени при управлениимосковским государством не было четких нормативных актов, которые бы регулировали этот процесс. На местах власть представлял княжеский наместник - кормленщик, который выполняя поручения князя по сборам податей и организации рекрутов, заботился в первую очередь о собственных интересах и очень мало интересовался благосостоянием местного населения.
Указ
Ивана IV от 1556 года, который назывался «Приговор царской о кормлениях и о
службах», можно считать началом земской реформы. По этому указу отменили
понятное и привычное кормление и начали формировать учреждения земских властей.
Если в уезде или волости
не было помещичьего землевладения, потому что обычно помещик, землевладелец
стоял во главе управления, то посадские люди и черносошные крестьяне имели
право выбирать старост и земских судей, целовальников. Все эти выборные были
свои, местные и опирались на верхушку местной крестьянской общины.
В царствование Петра I реформированию
подверглась вся административно- территориальная структура России. Самым важным
в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа
«Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Начиная с 1708 года, в России появляются первые губернии, что было продиктовано как экономическими, так и военно-политическими причинами.
Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город и уездов. Немного позднее, была создана такая административная единица как провинция, которая объединяла несколько уездов.
Одновременно проводилась и реформа управления городами. В
Москве таким новым органом самоуправления стала Бурмистерская палата, а в
других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами, которые ведали
всей социальной сферой. Интересная деталь - суды были независимы от
административных органов.
В царствование Екатерины II развитие
местного самоуправления продолжалось. Губерниями стали управлять губернаторы,
которых назначал Сенат, опираясь на губернские правления.
В 1779 году по новому административному делению возникает Тамбовское наместничество, а с 1796 года — Тамбовская губерния площадью 66,5 тыс. км² с 12 уездами. Почти без изменений она сохранилась до 1928 года.
В конце 18-го в. была проведена новая административно-территориальная реформа. По указу императора Павла I от 12 декабря 1796г. «О новом разделении государства на губернии» Тамбовское наместничество было переименовано в губернию. В ее состав вошли 13 городов с уездами и заштатный г. Кадом, не имевший уезда.
В 1797 г., в связи с упразднением Пензенской губернии, часть ее территории была распределена между Нижегородской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерниями. К Тамбовской губернии причислен г. Нижний Ломов.
В сентябре 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена в прежних пределах.
С 1802 г. административно-территориальное деление Тамбовской губернии сохранялось без особых изменений до 1918 г. Губерния делилась на 12 уездов: Борисоглебский, Елатомский, Кирсановский, Козловский, Лебедянский, Липецкий, Моршанский, Спасский, Тамбовский, Темниковский, Усманский, Шацкий.
С 1820 по 1827 гг. Тамбовская губерния вместе с Воронежской, Орловской, Рязанской и Тульской составляла одно генерал-губернаторство.
В России выборы в Общую городскую думу осуществлялись
один раз за три года. Председателем ее был городской голова. Представлены были
все разряды с правом голоса. Непосредственно работой всех учреждений социальной
сферы руководила Шестигласная дума. Был еще один орган - собрание «общества
градского», при голосовании в котором имелся возрастной и имущественный ценз.
На этом собрании выбирался городской голова и руководители всех основных
структур. Собиралось такое собрание с позволения генерал-губернатора один раз в
три года и только зимой. Значительными реформами по вопросам местного
самоуправления отмечено царствование царя-освободителя Александра II.
В январе 1864 года им было подписано Положение о земских
учреждениях, которое явилось следствием Реформы 1861 года об отмене крепостного
права.
Была подготовлена и проведена земская реформа в 1864 году, а в 1870 - городская
реформа. Их суть сводилась к децентрализации управления и развитию местного
самоуправления, что выражалось в выборности местной власти. Кроме того, эта
выборность подкреплялась финансовой независимостью. В результате этой реформы
60% собранных с территории платежей оставались в казне земства, и только 20%
уходило в государственную казну.Вновь организованные Земства являлись
сторонниками государственной власти и обеспечивали стабильность и правопорядок
в обществе.
Земские учреждения состояли из земского собрания и земской управы, которые
занимались управлением внутри губерний.
2.Советский период.
После революции 1917 года большевики упразднили земские управления как не отвечающие современному моменту. Дореволюционные органы местного самоуправления имели характерные черты. В них учитывались культурно-национальные и религиозные традиции, что было очень важно для многонационального состава российской империи.
Органы местного самоуправления не имели права заниматься политической деятельностью. Органы местного самоуправления имели широкие права в экономической и хозяйственной сфере, что было несомненным благом, для российской империи при ее огромных территориях. Все это дало возможность дальнейшему развитию образования, здравоохранения и культуры не только в центре страны, но и в провинции.
После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения.
От местных органов требовалось быстрое реагирование на острые жизненные вопросы и действия.
Выборы проводились по пропорциональной системе. На места были разосланы постановления правительства, разъясняющие порядок их проведения. Избирательный округ в городе мог делиться на участки, создавали избирательные комиссии под председательством городского головы, а также трех членов, приглашенных председателем из числа избирателей. Избирательные списки составлялась городской управой. Жалобы и протесты на нарушения выборного производства подавались в окружной суд, решения которого могли быть обжалованы в Правительствующий Сенат.
Списки избирателей в окончательном виде готовились комиссиями под общим руководством комиссаров губернии и областей. Списки составлялись не по алфавиту, а в порядке их выдвижения. Номер списку присваивался комиссией в порядке поступления его для регистрации. Своих кандидатов могла выдвинуть любая группа жителей города или общественное движение, политические партии. Однако требовалось, чтобы число лиц, заявлявших список своих кандидатов, было не менее половины числа гласных в данном городе, подлежащих избранию согласно предписанию правительства: Городские управы принимали жалобы от граждан на неправильное заполнение списков или отсутствие их в таковых. Разъяснялся порядок проведения выборов устно и в печати. В городах региона вывешивались листки «Техника выборов в городскую думу».
Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
Местные советы первое время после революции были достаточно независимыми от центральной власти, однако такая ситуация сохранялась не долго. После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в основу организации местного самоуправления был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти. Таким образом, в первые годы советской власти существовала не система местного самоуправления, а система государственного управления на местах. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. система местных органов государственной власти включала следующие органы:
• областные съезды советов;
• губернские (окружные) съезды советов;
• уездные (районные) съезды советов;
• волостные съезды советов;
• городские и сельские советы.
Городские и сельские советы, а также вышестоящие съезды советов избирали из своего состава соответствующие исполнительные комитеты (исполкомы). Данная система была упразднена после принятия Конституции РСФСР 1937 года. Все представительные органы государственной власти, в том числе - на местах, стали именоваться советами.
В течение 1918-1920 гг. происходили изменения границ, ликвидация и образование новых сельсоветов и волостей. Общее число волостей в Тамбовской губернии за 1918-1919 гг. выросло до 387 вместо 338 существовавших до Октябрьской революции 1917 г. Постановлением ВЦИК РСФСР от 4 января 1923 г. границы Тамбовской губернии подверглись значительному изменению.
27 января 1918 г. СНК РСФСР издал декрет «О порядке изменения границ губернских, уездных и проч.». Местным Советам была предоставлена самостоятельность в решении вопросов административно-территориального деления.
Таким образом, в составе Тамбовской губернии в 1923 г. осталось 7 уездов: Борисоглебский, Кирсановский, Козловский, Лебедянский, Липецкий, Моршанский, Тамбовский.
14 мая 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление об образовании на территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний Центрально-Черноземной области (ЦЧО) с центром в г. Воронеже.
23 февраля 1932 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление о переименовании г. Козлова в г. Мичуринск в связи с 60-летием научно-исследовательской деятельности И.В. Мичурина.
Центрально-Черноземная область просуществовала до 1934 г. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 г. ЦЧО была разделена на две области: Воронежскую – с включением в нее, в основном, районов ранее существовавших Воронежской и Тамбовской губерний, и Курскую – с включением в нее районов бывших Курской и Орловской губерний.
27 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление о разделении Воронежской области на Тамбовскую с центром в г. Тамбове и Воронежскую с центром в г. Воронеже. Был образован Организационный комитет ВЦИК Советов по Тамбовской области, который решал все насущные вопросы. Трудный начальный период жизни самостоятельной Тамбовской области нашёл отражение в многочисленных архивных документах, освещающих развитие промышленности и сельского хозяйства, культуры и здравоохранения, народного образования и спорта.
В январе 1938 года Председателем Оргкомитета ВЦИК по Тамбовской области утвержден И.А. Васин
На основании решения ВЦИК от 9 февраля 1938 г. и пленума Тамбовского горсовета от 27 февр.1938 г. в г. Тамбове были образованы три района Ленинский, Промышленный и Центральный.
4 февраля 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о разделении Тамбовской области на Пензенскую и Тамбовскую.
На основании постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1940 г. Промышленный район г. Тамбова был преобразован в самостоятельный город областного подчинения и переименован в г. Котовск.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1943 гг.
Рассказово был выделен из состава Рассказовского района и отнесен к категории городов областного подчинения.
В связи с образованием Балашовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 января 1954 г. из Тамбовской области в ее состав были переданы два района – Мучкапский и Шапкинский
К 2020 году в составе Тамбовской области 23 района (Бондарский, Гавриловский, Жердевский, Знаменский, Инжавинский, Кирсановский, Мичуринский, Мордовский, Моршанский, Мучкапский, Никифоровский, Первомайский, Петровский, Пичаевский, Рассказовский, Ржаксинский, Сампурский, Сосновский, Староюрьевский, Тамбовский, Токаревский, Уваровский, Уметский), семь городов областного подчинения (Тамбов, Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Рассказово, Уварово), один город районного подчинения (Жердевка), 13 рабочих поселков (Дмитриевка, Знаменка, Инжавино, Кочетовка, Мордово, Мучкапский, Новопокровка, Новая Ляда, Первомайский, Ржакса, Сосновка, Токаревка, Умет). В г. Тамбове 3 административно-территориальных района: Ленинский, Октябрьский, Советский.
В каждом муниципальном образовании Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.
Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.
3. Местное самоуправление – современность.
Правовая основа местного самоуправления в России начала формироваться с 90-х годов XX в. 1990-1993 г.г. Это период возрождения местного самоуправления в СССР и РСФСР в рамках советской государственности, когда, с одной стороны, пытались трансформировать местные Советы из органов государственной власти и управления в органы местного самоуправления, а, с другой, шла активная разработка новой концепции местного самоуправления и его основных институтов.
С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам
Местное самоуправление - это возможность на местах самостоятельно решать вопросы собственного жизнеобеспечения, ключевые проблемы хозяйствования с полной ответственностью за принимаемые решения. Оно составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
XXI век информационных технологий, новых, феерических научных открытий и прогресса в целом. Но, не смотря на эти достижения в целом по стране, в отдельных уголках нашей Родины, в глубинках, лежат сёла и хутора, куда не всегда в полном объеме доходят блага цивилизации. И вот как раз эту проблему и решает местное самоуправление.
Согласно Устава местное самоуправление в городе Тамбове - форма осуществления народовластия, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Тамбовской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города непосредственно и (или) через органы местного самоуправления города Тамбова вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и местных традиций.
Местное самоуправление в
городе Тамбове осуществляется на принципах:
- гарантированности и самостоятельности местного самоуправления;
- самостоятельности решения населением вопросов местного значения;
- достаточности и соразмерности финансовых средств полномочиям органов местного самоуправления;
- законности и гласности, обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.
К вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относятся:
осуществление контроля за теплоснабжением муниципальных объектов, обеспечение безопасности дорожного движения на них, обеспечение граждан нуждающихся в жилых помещениях, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, участие в профилактике терроризма и экстремизма, разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальноймилицией, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и многие другие вопросы находятся в ведении муниципального образования.
Администрация местного самоуправления обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом.
Первый мэр Тамбова Валерий Николаевич Коваль. Он был руководителем города с 1992 по 1998 годы.
В 2019 году новым мэром Тамбовастала женщина. Главой города стала Наталья Владимировна Макаревич. Это первый случай в истории Тамбова, которого раньше не было. Женщина заняла столь серьезный пост и взяла на себя большую ответственность.
Н.В. Макаревич свою программу развития города основывала на нацпроектах, в которые должен быть встроен Тамбов. Также она отмечала, что «эффективный диалог с гражданами» должен выстраиваться в префектурах. Также большое внимание уделяется социальной сфере и благоустройству города.
Целью моей работы было вкратце показать изменение в структуре местного самоуправления в нашем регионе. О многом еще можно говорить, размышляя о развитии местного самоуправления в России. Тема эта огромна, как неисчерпаема сама жизнь с ее все новыми и новыми проблемами, которые надо решать. Ясно одно: местное самоуправление - это самый массовый институт гражданского общества в каждом цивилизованном государстве. Так что всем нам - и гражданам, и депутатам, и чиновникам нужно учиться местному самоуправлению, осваивать реальные практики гражданского осознанного действия в локальном месте - поселке, городе, районе, где ты живешь. Иначе ничего в нашей жизни не изменится. Только совместными усилиями власти и граждан можно добиться изменений, которые положительно повлияют на нашу дальнейшую жизнь.
Использованные источники информации:
1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1.
2. Адукова А. Н., кандидат экономических наук, статья «Местное самоуправление на селе: состояние, проблемы и пути развития» журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», № 9 за 2007 год
3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
5.Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью. // Муниципальная власть. – 2008. – № 5. – С. 4-6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.