КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ:
«КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ В XIX ВЕКА»
(2 часа)
Время проведения:***
Место проведения: г.Талдыкорган, школа №13 (со спецклассами), кабинет №23.
Учитель-дефектолог: Байшапанова А.Н. (стаж работы 15 лет)
Тема урока: |
«КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ В XIX ВЕКА»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
Образовательные: · формировать знания учащихся о развитии культуры Казахстана в первой половине XIX века; · дать знания о представителях русской культуры и науки; · о развитии образования; · о казахских поэтах-импровизаторах. Коррекционно-развивающие: · продолжать развитие умений учащихся работать с информационными источниками, таблицами, схемами; · корригировать и развивать познавательно-психических процессы: долговременную память, устойчивое внимание; · развивать устную речь; · расширять словарный запас. Воспитательные: · способствовать воспитанию уважения к национальной культуре, нравственных качеств, в ходе работы над проблемными заданиями; · способствовать выработке системного мышления, развивать навыки самостоятельной работы над текстом, составлению таблицы, анализа карты, обобщать, делать выводы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ø Словесные- рассказ, беседа. Ø Иллюстративно- наглядные методы Ø Проблемно- поисковые методы Ø Самостоятельная работа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
культура, наука, образование, литература, медресе, мектебы, школа, училище, кадетский корпус, Пётр Петрович Семёнов-Тян–Шанский, Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин, поэты-импровизаторы: Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже,Суенбай.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ø Карта Казахстана Ø Карточки, таблицы. Ø ИКТ – моноблок, слайды по теме
урока. Ø Портреты представителей казахской литературы, исследователей Казахстана.
1.Понятие «культура». 2.Представители русской культуры и науки: П.П.Семенов–Тян-Шанский, В.И.Даль, А.С.Пушкин. 3.Развитие образования: открытие
медресе, мектебов, школ, училищ, кадетского корпуса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке истории Казахстана мы станем исследователями, узнаем много нового и интересного. Тема нашего урока : Развитие культуры Казахстана в первой половине XIX века».
2.Проверка домашнего задания. На прошлом уроке в рабочей тетради вам было дано задание заполнить таблицы. Давайте соберем рабочие тетради на проверку нашему главному эксперту (учитель истории).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся: Вопросы по истории Казахстана: 1. Какие условия ускорили процесс присоединения Казахстана к России? (Притеснения Кокандского ханства ускорили присоединение Казахстана к России) 2. Какое значение имело присоединение Казахстана к России? (Присоединение Казахстана к России имело свои положительные стороны: создались устойчивые казахстано-российские торговые связи, судьба казахского народа тесно переплеталась с судьбой народов России, все больше казахов переходили на осёдлость, были заложены основы промышленного развития края; развивались русско-казахские культурные связи).
Учитель: Присоединение Казахстана к России повлияло не только социально-экономическое развитие края, но и его культуру, особенно в области образования и просвещения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вывод: Присоединение Казахстана к России повлияло не только на социально-экономическое развитие края, но и его культуру, особенно в области образования и просвещения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы исследуем как развивалось образование, наука и литература в первой половине XIX века.
А эпиграфом к нашему уроку будет поговорка: ЗНАНИЕ – ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Формирование
новых знаний, умений и навыков учащихся:
Кто изучал особенности Казахстана? (писатели,ученые).
Где обучались дети из казахских аулов? (школа,медресе)
Кто оставил след в культурном развитии Казахстана? (поэты-импровизаторы)
Карта исследования «КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIX ВЕКА»
Наука
Кто изучал особенности Казахстана? (писатели, ученые)
А) Представители русской культуры и науки внимательно изучали особенности края, жизни и быта местного населения. 1.Знакома ли вам фамилия Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский? Крупный исследователь края был известный русский ученый и путешественник Павел Петрович Семенов-Тян-Шанский. Он совершал путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. В своих трудах «Киргизский край», «Туркестанский край» он описал природные условия этих районов, хозяйственные занятия местного населения. Представители русской культуры Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин также изучали особенности быта и жизни местного населения. Владимир Иванович Даль, «автор знаменитого толкового словаря великорусского языка». В 1833-1841 годах Владимир Иванович собрал образцы устного народного творчества тюрко-язычных народов, участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочувствие Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. Владимир Иванович Даль написал повесть «Бикей и Мауляна», о жизни казахов Оренбургского края. В 1833 году великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин для сбора материала о пугачевском восстании побывал в Оренбурге. «В истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов. Давайте вспомним! Какое художественное произведение А.С.Пушкина рассказывает о восстании Пугачева? (повесть «Капитанская дочка» основана историческом факте). В Уральске А.С.Пушкин записал содержание драматической истории о любви, поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Первичное закрепление. Таблица 1. «Представители русской культуры и науки».
Учащиеся заполняют таблицу, вписывают представителей русской культуры и науки:
Проверка заполнения таблицы, устно. Кто составил научный труд «Киргизский край», «Туркестанский край»? Кто написал повесть «Бикей и Мауляна»? Кто записал поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»?
Вывод: Расширение российско-казахстанских отношений ставило перед царским правительством задачу изучения Казахстана, знакомства с его исторической культурой и подготовку грамотных образованных кадров. Возникла потребность (проблема) в образованных
людях.
Где обучались дети из казахских аулов? (школа, медресе)
До начала XIX века в
Казахстане основным видом школ были МЕДРЕСЕ. В медресе обучали
правилам мусульманской религии, изучали Коран, обучение велось
на арабском языке. В
казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали
в трехклассные МЕКТЕБЫ, где изучали грамматику и арифметику, обучение велось
на арабском и русском языках. • В середине XIX века в системе мусульманского образования происходят изменения. В крупных медресе, кроме правил мусульманской религии стали изучать историю, географию, арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре. • В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открываются школы с преподаванием на русском языке в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке переводчиков.(толмачей). При этом царское правительство ставило задачу подготовки кадров из числа коренного населения - чиновников для правящей администрации. • Стали открываться школы, военные училища, училища-интернаты, кадетский корпус для обучения детей на русском языке.
Как вы понимается смысл этой поговорки? ( Нет ничего дороже знаний). В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных из бедных казахских аулов, для которых школа открывала светлый путь к знаниям, богатству культуры русского народа, путь к лучшей жизни. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса, готовили из числа казахской молодежи чиновников местного аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах. Первичное закрепление. Работа с таблицей в учебнике, стр. 18-19. (учебник «История Казахстана» для 8 класса вспомогательной школы, Омирбекова К.К, Кунапина К.К. , Алматыкитап»,2003 год)
Внимательно посмотрите на таблицу №2. «Учебные заведения». Найдите в каждой строке одну историческую дату. Тест на узнавание. Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и прочитать соответствующее историческое значение. Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя учебник.
Правильные ответы.
Что это за даты? Откройте учебник на странице 18-19.Давайте проверим правильно ли мы нашли даты? По очереди ученики называют историческую дату, учитель читает событие в учебнике.
Вывод: Основной целью открытия русских школ в Казахстане
были подготовка переводчиков для
колониальной администрации царского правительства, подготовка специалистов
для изучения хозяйственной структуры кочевого хозяйства, Литература
Кто оставил след в культурном развитии Казахстана? (поэты-импровизаторы)
Работа с таблицей № 3 по творчеству поэтов.
Продолжи предложение: 1. Это ??? поэт-воин (Махамбет Утемисов) 2. ??? совершенствовал искусство поэтической импровизации 3. ??? был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян». 4. ??? осуждал несправедливые ошибки правителей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мы узнали много нового, интересного! Теперь давайте правильно составим маршрут нашего исследования. Учащиеся составляют из карточек маршрут исследования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сегодня на уроке мы узнали, как развивалась культура в Казахстане в первой половине XIX века, кто занимался исследованиями казахского края, жизни и быта местного населения, узнали о талантливых поэтах-импровизаторах Казахстана.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.Выставление оценок с комментированием. Оценки за урок: Ø Ниязова Рената – 5, отвечала полными ответами на вопросы, разгадывала кроссворд. Ø Орлов Денис – 5, активно работал на уроке, отвечал правильно на вопросы, разгадывал кроссворд. Ø Мажаров Александр – 5, правильно отвечал на вопросы, работал по учебнику. Ниязова Рената – 5, Ø Анастасия – 5, правильно отвечала на вопросы. Ø Ким Руслан – 4, разгадывал кроссворд. Ø Сейдахметов Азамат – 5, разгадывал кроссворд, отвечал на вопросы. |
Приложение №1 :
Перечень таблиц, карточек:
№
|
наименование |
1 |
Эпиграф
|
2 |
Карта исследования «КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIX ВЕКА» |
3 |
Таблица 1. «Представители русской культуры и науки»
|
4 |
Таблица № 2 «Учебные заведения»
|
5 |
Таблица № 3 «Поэты-импровизаторы»
|
6 |
Карточка на закрепление «Продолжи предложение»
|
7 |
Портреты представителей казахской литературы, исследователей Казахстана, карточки для составления карты исследования.
|
№ 1.ЭПИГРАФ (формат А 4)
№ 2.Карта исследования «КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIX ВЕКА»
№ 3.
Таблица 1. «Представители русской культуры и науки».
Представители русской культуры и науки
|
Труды, отражающие жизнь и быт казахского народа.
|
П.П.Семенов-Тян-Шанский |
Научный труд «Киргизский край», «Туркестанский край» |
В.И.Даль |
Повесть «Бикей и Мауляна», |
А.С.Пушкин |
Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» |
Представители русской культуры и науки
|
Труды, отражающие жизнь и быт казахского народа.
|
|
Научный труд «Киргизский край», «Туркестанский край» |
|
Повесть «Бикей и Мауляна», |
|
Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» |
№ 4.
Таблица № 2 «Учебные заведения»
А |
0 |
1 |
2 |
5 |
1 |
7 |
8 |
9 |
4 |
1 |
7 |
5 |
2 |
8 |
9 |
0 |
Б |
4 |
7 |
1 |
8 |
0 |
2 |
5 |
1 |
8 |
1 |
3 |
6 |
1 |
1 |
2 |
4 |
В |
6 |
5 |
1 |
3 |
4 |
7 |
1 |
6 |
2 |
7 |
3 |
1 |
8 |
3 |
1 |
6 |
Г |
4 |
2 |
5 |
7 |
6 |
2 |
7 |
1 |
8 |
3 |
6 |
8 |
5 |
0 |
6 |
4 |
Д |
0 |
2 |
6 |
1 |
8 |
3 |
7 |
5 |
1 |
7 |
4 |
8 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Е |
3 |
1 |
6 |
9 |
0 |
1 |
8 |
4 |
1 |
0 |
5 |
4 |
7 |
8 |
1 |
3 |
Ж |
1 |
2 |
9 |
4 |
3 |
8 |
9 |
2 |
5 |
7 |
1 |
8 |
5 |
0 |
6 |
1 |
Правильные ответы.
А |
|
|
|
|
1 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
3 |
1 |
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
1 |
8 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
1 |
8 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
5 |
0 |
|
|
Шифр |
годы |
Учебные заведения |
|
А |
1789 год |
БЫЛИ ОТКРЫТЫ:
Азиатская школа по подготовке переводчиков и писарей. |
|
Б |
1813 год |
Военные училища в Омске и Оренбурге, готовили чиновников для правящей администрации. |
|
В |
1831 год |
Училища с преподаванием на русском языке в Омске и Семипалатинске. |
|
Г |
1836 год |
Училище для казахских детей в Усть-Каменогорске. |
|
Д |
1837 год |
Сибирский кадетский корпус в Омске, преобразованный в 1844 году в Неклюевский кадетский корпус. Школа готовила служащих Оренбурской канцелярии. |
|
Ж |
1841 год |
Русско-татарская школа обучения грамоте. Казахская школа с преподаванием на русском и татарском языках (в Букеевской орде) при содействии Жангир-хана, школа ставила целью подготовить преданных служащих для колониальной администрации. |
|
Е |
1850 год |
Училище в Оренбурге с преподаванием на русском языке. Срок обучения 7 лет. Готовили писарей и переводчиков, |
|
№ 5.
Таблица № 3 «Поэты-импровизаторы»
Поэты-импровизаторы
|
Характеристика |
|
1 |
Махамбет Утемисов (1804 -1846) |
Поэт-воин, принимал участие в восстании Исатая Тайманова. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, показывают его причины и цели. Основные темы его стихов и песен («Проклятие Жангиру», «Султану Баймагамбету» и т.д.), борьба с угнетателями, протест и ненависть к феодалам. |
2 |
Шернияз (1807-1867)
|
Шернияз участвовал в восстании 1836-1838 года. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации.
|
3 |
Шоже (1808-1895) |
Шоже слепой от рождения, играл на кобызе. Он, не взирая на лица, срывал маски с властных правителей. Шоже был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян» |
4 |
Суюнбай Арон-улы (1822-1895) |
Самый популярный поэт во всем Семиречья. Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал несправедливые ошибки правителей.Ученик Суюнбая- Жамбыл(Джамбул). |
№ 6.
Карточка на закрепление «Продолжи предложение»:
1. Это ??? поэт-воин (Махамбет Утемисов)
2. ??? совершенствовал искусство поэтической импровизации
3. ??? был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян».
4. ??? осуждал несправедливые ошибки правителей.
№ 7.
Портреты представителей казахской литературы, исследователей Казахстана, карточки для составления карты исследования:
Карта исследования «КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIX ВЕКА»
(А 4)
Формат ( А 4)
Приложение № 2:
Программно-методическое обеспечение урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.