ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Как появились дорожные знаки?
Номинация: исследовательские работы
Возрастная группа: 8-14 лет, младший школьный возраст
Выполнил обучающийся 4 Г класса
МБОУ «Лицей №8» имени Ж. Попова г. Майкопа
Гедуадже Алий Тимурович
Руководитель: Тыкова Диана Владимировна, учитель нач. классов
Майкоп, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………..……...…….….3
1. Когда появились дорожные знаки…………….………………..….4
2. Классификация дорожных знаков……………………………..…..6
3. Отличаются ли дорожные знаки в разных странах?........................6
4. Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах……………….7
5. Самые необычные дорожные знаки разных стран мира…….……8
Заключение…...………………….…………….………….………..…..…10
Список использованной литературы…………………….……….……….……11
Приложение……………………………………………………………….12
Введение
Ежедневно нас окружает огромное количество дорожных знаков: идем ли в школу, в магазин, едем с родителями до бабушки или просто гуляем по городу - всюду стоят знаки. Само понятие знака ясно – это какой-то символ, имеющий определенное значение. Но что же такое дорожный знак и кто их придумал? Есть ли эти знаки в других странах? Мне стали интересны эти вопросы и я решил поискать информацию по данной проблеме.
Исходя из вышеперечисленных вопросов, я решил выдвинуть свою гипотезу: знаки появились давно, их составлял не один человек, знаки дорожного движения встречаются и в других странах.
Цель: исследовать историю происхождения дорожных знаков.
Задачи:
· исследовать историю возникновения дорожных знаков;
· определить страны, в которых впервые появились дорожные знаки;
· проанализировать знаки в разных странах, найти сходства и различия.
Методы: анализ источников.
Объект исследования: дорожные знаки.
Предмет исследования: история возникновения дорожных знаков в разных странах мира.
1. Когда появились дорожные знаки
Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Однако понятный во всем мире язык регулировки движения человечество придумало далеко не сразу.
Первым известным правителем, который ввел правила дорожного движения, был Юлий Цезарь. На многих улицах Рима он ввел одностороннее движение, а женщинам запретил управлять колесницами - самым быстрым колесным транспортом того времени.
Первыми дорожными указателями можно считать камни. Достаточно большие, чтобы выделяться из окружающего пейзажа, их ставили как ориентиры на обочинах дорог или даже в чистом поле.
Прообраз системы дорожных знаков появился опять же в Риме, еще в III веке до нашей эры. На обочинах мощенных камнем дорог расставляли столбы, указывая на каждом расстояние до Золотого мильного столба, обозначавшего "нулевой километр" дорог обширного государства. (Приложение 1).
В Средние века в Европе был установлен правосторонний разъезд рыцарей, закрепившийся и действующий по сей день в большинстве стран, в том числе в России. В Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре действует левостороннее движение, взятое из правил, регулирующих движение судов.
Со временем во всех странах появлялись документы, устанавливавшие правила дорожного движения — утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии, для контроля деятельности частных извозчиков были введены лицензии, получить которые можно было только соответствуя требованиям к внешнему виду и соблюдая правила.
Спустя две тысячи лет, во Франции при кардинале Ришелье, система указателей появилась в городе - для простоты ориентирования на улицах Парижа на перекрестках ставили кресты. (Приложение 2).
Через века древнеримскую идею позаимствовали в "Третьем Риме" - Москве, установив верстовые столбы от нее до царской резиденции в Коломенском.
При первом российском императоре Петре I верстовые столбы обрели "фирменную" черно-белую диагональную полоску, на них обозначали не только расстояние от пункта "А" в пункт "Б", но и направления. (Приложение 3).
В эпоху Екатерины II, которая ради обустройства государства много и с удовольствием путешествовала, в России появляется понятие "верстовая", или "столбовая" дорога. В переводе на язык современной России это были федеральные трассы, снабженные указателями расстояний единого образца. Деревянных верстовых столбов XVIII века не сохранилось, остались лишь каменные. Один из них, больше похожий на обелиск или колонну, был перенесен на территорию Донского монастыря в Москве в 1972 году.
В начале XX века на российских дорогах появляются автомобили, с каждым годом их становилось все больше. Если в 1901 году для всей огромной империи была приобретена всего 41 машина, то спустя 10 лет их количество в России возросло до 5,5 тысячи.
На рубеже веков установкой дорожных знаков были озадачены активисты туристических лиг, велоклубов, а позже — автомобильных обществ. Именно члены этих объединений испытывали необходимость в знаках, указывающих направление пути и предупреждающих об опасности.
Из-за того, что установка знаков была результатом частных инициатив, в скором времени вопрос стандартизации встал особо остро. Так, в некоторых городах Америки в начале прошлого столетия могли одновременно сосуществовать более десятка систем дорожных знаков, установленных различными автомобильными обществами.
Первые дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1900 году. Они представляли собой синие или черные квадраты, на которых были нарисованы символы, означавшие железнодорожный переезд, опасный поворот и неровную дорогу.
В первые годы советской власти, с началом массового переселения в города, для регулирования пешеходных и транспортных потоков использовались переносные семафоры. (Приложение 4).
Дорожные знаки в СССР появились позже - начиная с 30-х годов, с развитием автомобильной промышленности.
2. Классификация дорожных знаков
Дорожные знаки, вне зависимости от того, как они выглядят и в какой стране установлены, призваны облегчать участникам дорожного движения взаимодействие между собой, помогать ориентироваться в пространстве и сводить к минимуму вероятность возникновения конфликтов и аварийных ситуаций. В общем, все знаки можно разделить на:
— предупреждающие,
— запрещающие или ограничивающие,
— предписывающие,
— информирующие (в том числе о направлении движения).
3. Отличаются ли дорожные знаки в разных странах?
За примерно полтора века существования автомобиля общие дорожные знаки человечество создать так и не сподобилось. Чуть ли не единственный знак, который имеет одну и ту же форму во всех странах мира — красный восьмиугольник с надписью STOP, придуманный в 1915 году в США. (Приложение 5). Впрочем, и он может не иметь английской надписи STOP (а выражать тот же призыв к водителю на отличном от английского языке или даже на нескольких языках сразу) и вообще быть круглым.
В 1909 году во французской столице прошла конференция по автомобильному движению, разработавшая «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей».
16 европейских государств (среди них — Франция, Австрия, Великобритания, Россия и др.) подписали соглашение, которое, кроме всего прочего, унифицировало первые международные дорожные знаки.
Конференция приняла в качестве международных четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекресток» и «Пересечение с железной дорогой».
Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до опасного участка под прямым углом к направлению движения. В 1926 году четыре дорожных знака дополнили еще двумя: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», а в 1931-м их число увеличилось до 26.
Тем не менее, по сей день в каждой стране найдется большое количество знаков, которых не встретишь в какой-либо другой стране.
Зато в мире сегодня существует три основных широко принятых системы дорожных знаков, условно назовем их «европейской», «американской» и «южноафриканской».
При этом даже в странах, которые приняли ту или иную систему полностью или в общих чертах, сохраняются национальные особенности, а во многих крупных государствах (например, в Японии или Китае) существуют собственные системы, похожие на одну из трех выше перечисленных — или непохожие.
4. Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах
Этот документ был разработан в 1968 году, а принят под эгидой ООН и вступил в действие в 1978-м. На сегодняшний день его подписали 69 стран во всем мире, включая все европейские государства, за вычетом Исландии, Ирландии, Андорры, Мальты и Лихтенштейна. Помимо этого, Испания, Великобритания и Ватикан подписали, но не ратифицировали конвенцию, а значит, не привели свои дорожные знаки в полное соответствие с нею.
Дорожные знаки, соответствующие Венской конвенции, всем нам хорошо известны: это встречающиеся повсеместно в России треугольники, круги, параллелепипеды с пиктограммами, подробно описанные в российских ПДД. Если решите поехать в ЕС на своем автомобиле, проблем с пониманием у вас почти наверняка не будет (вот разве что Ватикан…).
Плюс этой системы заключается в том, что знаки универсальны и не требуют владения национальным языком — достаточно запомнить пиктограммы, и вот житель, скажем, Бразилии, сможет, случайно оказавшись на российской федеральной трассе «Амур», двигаться по ней за рулем, не нарушая правил. Еще такие знаки быстрее считываются при движении на высокой скорости и/или в условиях ограниченной видимости — достаточно распознать форму и цвета, чтобы представить себе, о чем оповещает знак. Но тут же кроется и сложность: толкование знаков в большинстве случаев приходится запоминать. Некоторые страны учли это и пошли другим путем.
5. Самые необычные дорожные знаки разных стран мира
· Финляндия: берегись лося
Если вы решили полюбоваться зимними видами страны, будьте осторожны за рулем – в некоторых регионах на трассу может выскочить лось. Чтобы сохранить жизнь как водителям, так и этим мощным зверям, вдоль автобанов размещают подобные предупредительные знаки. (Приложение 6.)
· Дания: берегите шпильки
Если вы женщина и решили прогуляться по городу Орхус, то власть, специально для вас, обозначила зоны, где брусчатка грозит каблукам. (Приложение 7).
· Норвегия: осторожно, тролли
Проезжая дорогой будьте осторожны с троллями, они порой не слишком внимательны. Норвежцы устанавливают такой знак на территориях, где согласно традиционным представлениям живут тролли. (Приложение 8).
· Финляндия: люди с мобильными
На дорогах этой страны разместили дорожный знак "Люди с мобильными", он предупреждает водителей о невнимательных пешеходах, которые, "глядя" в мобильные телефоны, переходят дорогу не глядя. (Приложение 9).
· ОАЭ: дорогу верблюдам
Немецкие власти объявили войну любителям "справлять нужду" на обочинах дорог и в лесах. Тем, кто проигнорирует соответствующий знак, придется выложить от 40 до 100 евро штрафа. (Приложение 11).
Заключение
Исходя из проведенных нами исследований, дорожные знаки имеют древнюю историю и играют очень важную роль в нашей жизни. Результатом нашего исследования явились следующие выводы:
1. Правила дорожного движения и дорожные знаки появились еще в древности (в Древнем Риме при Ю. Цезаре уже стали придерживаться определенных правил и знаков на дороге), что свидетельствует об их важности для людей на Земле.
2. Дорожные знаки современного типа появились в начале 20 века во Франции, но нечто схожее было и до этого времени.
3. Абсолютно одинаковых знаков в мире нет. Есть определенная классификация, которой придерживаются во всем мире с 20 века и деление знаков на группы.
4. В разных странах есть свои причудливые дорожные знаки, которые для местных жителей не кажутся странными.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась частично: действительно, знаки появились давно, их составлял не один человек, а определенная группа из разных стран не за один день; но знаки дорожного движения не одинаковы в разных странах, какие-то похожи и даже очень (для этого и ввели определенную систему), но большинство все-таки имеют существенные отличия или же и вовсе встречаются только в данной точке мира.
Список использованных источников
6. Кузнецова Анна Петровна История дорожных знаков // ООО «ИндорСофт». 2014. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-dorozhnyh-znakov (дата обращения: 05.12.2021).
7. https://www.vokrugsveta.ru/articles/kogda-poyavilis-dorozhnye-znaki-id666811/
8. https://chistenkoeschool.ru/portrety/pervyi-dorozhnyi-znak-kto-pridumal-dorozhnye-znaki-istoriya/
9. https://goaravetisyan.ru/znaki-dorozhnogo-dvizheniya-istoriya-poyavleniya-istoriya-vozniknoveniya-dorozhnyh/
10. https://www.vokrugsveta.ru/article/285920/
11. http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya
12. https://travel.24tv.ua/ru/neobychnye-dorozhnye-znaki-raznyh-stranah-mira-poslednie-novosti_n1447148
Приложения
Приложение 1. Мильный столб.
Приложение 2. Примерная система знаков при Ришелье.
Приложение 3. Верстовой столб
Приложение 4. Первый семафор.
Приложение 5. Знак «СТОП» в разных странах мира.
Приложение 6. Знак в Финляндии «Берегись лося»
Приложение 7. Знак «Берегите шпильки»
Приложение 8. Знак «Осторожно, тролли»
Приложение 9. Дорожный знак "Люди с мобильниками"
Приложение 10. Знак «Дорогу верблюдам»
Приложение 11. Знак «Пользуйтесь туалетом»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.